Организация профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация профессиональной деятельности



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация профессиональной деятельности

Психолого-педагогического направления

Темы для самостоятельного изучения дисциплина «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» для направления подготовки 050400.68Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

 

Модуль 1. Теоретико-методологические основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

 

1.

Актуальные проблемы российского психолого-педагогического образования. Приоритетные направления государственной политики в области образования.  

2.

Основные требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях реализации ФГОС  

3.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога: социально-личностные компетенции и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога.    

4.

Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий  

Модуль 2. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

 

5.

Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала  

6.

Психологические характеристики профессии учитель. Педагогические способности.  

7.

Профессиональное сознание и самосознание педагога.  

8.

Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности  

9.

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности психолого-педагогического направления  

Модуль 3. Профессиональное становление

 

10.

Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога  

11.

Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение  

12.

Изучение и проектирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.  

13.

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.  

14.

Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога  
       

Практическое занятие 1.

Тема: Состав, структура и виды профессиональной деятельности;
классификация профессий. Профессиональная деятельность педагога-психолога

План

1. Понятия «профессионал» и «деятельность».

2. Состав деятельности. 

3. Структура компонентов трудовой деятельности.

4. Виды профессиональной деятельности.

5. Классификация профессий.

6. Профессиональная деятельность педагога-психолога:

· научно-исследовательская деятельность;

· организационно-воспитательная деятельность;

· коррекционно-развивающая деятельность;

· преподавательская деятельность;

· культурно-просветительная деятельность;

· консультативная деятельность.

Практические задания

1. Подготовиться к использованию на практическом занятии кейс метода по основным видам профессиональной деятельности психолога.

2. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

· Дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова.

· Методика «Карта интересов».

· Опросник для определения профессиональной пригодности Л.Н. Кабардовой.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие, сущность, специфику «профессионал» и «деятельность». Определить состав деятельности и структуру компонентов трудовой деятельности. Охарактеризовать виды профессиональной деятельности. Раскрыть основные конпоненты профессиональной деятельности педагога-психолога. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.

6. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России: сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т; науч. ред. А. В. Белошистая. - Мурманск: МГПУ, 2010.

7. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

8. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». - М.: Академия, 2008.

9. Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций: Учебное пособие. – Мурманск, 2007.

10. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. - СПб. [и др.]: Питер, 2012.

11. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / Савенков А. И. - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.

12. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебное пособие по дисц. "Психология и педагогика" для студ. вузов / Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 671 с.: ил. - (Основы наук).

13. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография / Г. И. Хозяинов. - М.: Физическая культура, 2006. - 224 с.

Практическое занятие 2.

Тема: Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества
и психологический портрет профессионала

План

1. Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности.

2. Психологический портрет профессионала.

3. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.

4. Схема описания профессии.

5. Профессиональные качества психолога.

6. Основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.

7. Психологический портрет профессионала.

8. Психоэмоциональное состояние. Самооценка. Уровень субъективного контроля.

Практические задания

1. Изучить схему описания профессиональной деятельности по Г.С. Никифорову.

2. Изучить порядок проведения экспертной оценки профессионально значимых свойств.

3. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога ДОУ СОШ.

4. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога МОУ СОШ.

5. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

· Опросник "психологический портрет учителя".

· Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть функциональную модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Определить психологический портрет профессионала. Охарактеризовать мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сферы специалиста, отражаемые в психограмме. Раскрыть основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

3. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

5. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 2003.

6. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов / Е. А. Климов; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Академия, 2004.

7. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

8. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология". - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009.

9. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учебное пособие / Г.С. Никифоров /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.

Практическое занятие 3.

Тема: Профессиональная деятельность как условие
реализации основных жизненных ориентаций человека.
Мотивация педагогической деятельности

План

1. Операциональная модель жизненных ориентаций работника.

2. Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих.

3. Оценка организационной среды рабочих и служащих.

4. Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций.

5. Понятие «мотив» в психологической литературе.

6. Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

· Опросник Рокича.

· Тест смысложизненных оринтаций.

· Опросник «Мотив достижения успеха».

· Опросник «Мотив избегания неудач».

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть операциональную модель жизненных ориентаций работника. Определить степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих. Охарактеризовать связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций. Раскрыть проблему мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

4. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Академия, 2004. - 240 с.

5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: Академия, 2000. – 380 с.

6. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.

7. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология". - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009.

Практическое занятие 4.

План

1. Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.

2. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову.

3. Основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину.

4. Обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

1. Опросник «Якорь карьеры» Э.Шейна (оценка карьерных ориентаций).

2. Методика А.К. Марковой (оценка особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности).

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Определить специфику и особенности формирования различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову. Охарактеризовать основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину. Представить обобщенную схему освоения профессиональной деятельности. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

4. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Академия, 2004.

5. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

7. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.

Практическое занятие 5.

Тема: Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности.
Психологическая профилактика эмоционального выгорания
в профессиональной деятельности педагога

План

1. Понятие «праксические состояния».

2. Праксические состояния положительные.

3. Праксические состояния отрицательные.

4. Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (сетевая форма).

5. Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (радиально-круговая форма).

6. Особенности педагогической деятельности.

7. Понятие «синдром эмоционального выгорания».

8. Причины, способы решения и профилактика профессионального выгорания педагогов. 

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

1. Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма.

2. Протокол наблюдения.

3. Карта наблюдения.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие «праксические состояния».  Определить особенности педагогической деятельности. Охарактеризовать проблему профессионального выгорания. Раскрыть причины, способы решения и профилактика профессионального выгорания педагогов.  Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы, Синдром эмоционального сгорания. - В 2-х т., Т.2. - М., 1997.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информ. Издат.дом «Филин», 1996.
Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

4. Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. Справочник практического психолога. – М., 2005.

5. Мотков О.И. Психология самопознания личности: практ. пособие. – М., 1993. – С. 56-59.

6. Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог. - 2003. - № 3.

7. Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье – 2003. - № 9.

8. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. – СПб. Речь, 2002. – 298 с.

9. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.

10. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб., 2003.

11. Трунов Д.Г. Синдром сгорания; позитивный подход // Журнал практического психолога, 1998. - № 8. – С.84-89.

12. Уайнхолд Б. Уайнхолд Д. Освобождение от созависимости. – М.: независимая фирма «Класс», 2002.

Практическое занятие 6.

Тема: Профессиональные: самоопределение, диагностика,
ориентация, отбор, адаптация, обучение

План

1. Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение».

2. Сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика».

3. Сущность и содержание понятия «профессиональная ориентация».

4. Сущность и содержание понятия «профессиональный отбор».

5. Сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация».

6. Сущность и содержание понятия «профессиональное обучение».

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

1. Методика Дж. Холланда (1985).

2. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).

3. Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение». Определить сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика». Охарактеризовать сущность и содержание понятия «профессиональная ориентация». Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация». Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер. – С. 200-234.

2. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 2003.

3. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. Академия, 2004.

4. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». - М.: Академия, 2008.

5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. - С. 237-244.

7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – С. 39-45.

Практическое занятие 7.

План

1. Сущность понятия «профессиональная деятельность».

2. Психологическая структура профессиональной деятельности.

3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

4. Изучение и проектирование профессиональной деятельности.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

1. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

2. Опросник профессиональной готовности (автор Л. Н. Кабардова).

3. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (автор Е. П. Ильин).

4. Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя».

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность понятия «профессиональная деятельность». Определить психологическую структура профессиональной деятельности. Охарактеризовать профессионально обусловленные требования к личности педагога. Раскрыть сущность и содержание проектирования профессиональной деятельности. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

3. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

5. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология". - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009.

6. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050501.65 "Профессиональное обучение (по отраслям)". - М.: ТЦ Сфера, 2008.

7. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. - М.: Физическая культура, 2006.

8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050711 - соц. педагогика, 050701 - педагогика. - Изд. 2-е, доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

 

Практическое занятие № 8.

План

1. Стили педагогического общения и педагогического взаимодействия.

2. Основные проблемы и трудности общения и взаимодействия педагога и учащегося.

3. Психология педагогической оценки. Педагогический такт.

Практические задания

1. Составить схемы "Стили педагогического общения", "Типы педагогического взаимодействия" (Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М., 1998. - С. 370-372, 419-424, 431-434).

2. Составить таблицу "Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии" (Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Ч. У1, гл. 4, п. 2).

Область затруднения Причины затруднений Внешние проявление Пути устранения
       

3.  Выписать основные характеристики педагогического такта (Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М., 1998. -; 379-381).

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность стилей педагогического общения и педагогического взаимодействия. Определить основные проблемы и трудности общения и взаимодействия педагога и учащегося. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога /отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2008.

2. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога; М-во образования и науки РФ [и др.]. - 2-е изд., доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.

3. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

5. Иванова А., Немцова Н.Н., статья "Общение в педагогическом процессе"http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.html         

6. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 2003.

7. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Академия, 2004.

8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996.

9. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.

10. Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций: Учебное пособие. – Мурманск, 2007.

11. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

12. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

13. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М., 1998. - С. 345-388, 419-434.

14. Синагина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (метод. пособие). М., 2001.

15. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.; Воронеж, 2000.

16. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М.; Воронеж, 1998.

Практическое занятие 9.

Тема: Профессиональная компетентность
и профессиональная культура педагога и психолога

План

1. Модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой.

2. Уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой.

3. Профессиональная культура педагога и психолога.

Практические задания

1. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

· Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации специалиста.

· Многоуровневый личностный опросник адаптивности МЛО-АМ.

· Опросник Басса-Дарки.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой. Определить уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой. Исследовать специфику и особенности профессиональной культуры педагога и психолога. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

3. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

4. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

6. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.

7. Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций: Учебное пособие. – Мурманск, 2007.

8. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец.. - СПб.: Питер, 2012.

9. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / Савенков А. И. - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009.

13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)

Основная литература

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27.

2. Асмолов А.Г. Деятельностный подход к реализации ФГОС по направлению «Психолого-педагогическое образование» //Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы». – М., 2010.

3. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. – М.: РЕЦЭП, 2005.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

5. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по непед. спец. - М.: Юрайт, 2011.

6. Введение в педагогическую деятельность: учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т /авт.-сост. Т. В. Панченко. - Мурманск: МГПУ, 2010.

7. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования: монография. - М.: Логос, 2011.

8. Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

10. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога /отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2008.

11. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога; М-во образования и науки РФ [и др.]. - 2-е изд., доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.

12. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.

13. Громова Л.А., Тимченко В.В., Тряпицын С.Ю., Жарова М.В. Методика подготовки к сертификации систем менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями ISO 9001. Методическое пособие /Под ред. В,П, Соломина – СПб.: Академия исследования культуры, 2008.

14. Группа "Психология общения, развития и реабилитации личности" ПИ РАО http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-obsch.html       

15. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования //Педагогика. – 2005. - №7.

16. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. – М., 2004.

17. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.

18. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

19. Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. – 2006. - № 1. – С. 3-14.

20. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005.

21. Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. – 2008. - № 1. – С. 17-22.

22. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

23. Зимняя И.А. Компетентностный подход… // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. – С. 20-26.

24. Иванова А., Немцова Н.Н., статья "Общение в педагогическом процессе"http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.html         

25. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.

26. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер. – С. 200-234.

27. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

28. Исаев Е. И., Пазухина С.В. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов //Вопросы психологии. – 2004. - №5. - С.3-11.

29. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. – 2006. - № 9. – С. 55-60.

30. Карпенко М. Новая парадигма образования ХХI века // Высшее образование в России. – 2007. - № 4. – С. 93-97.

31. Кафедра психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ http://www.psy.msu.ru/about/kaf/industr.html

32. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

33. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 304 с.

34. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Е. А. Климов. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 2003.

35. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Академия, 2004.

36. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Субъекты целостного педагогического процесса. Управление образовательными системами. Учебник. – М.: КНОРУС, 2010.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.185 с.)