Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ работы педагога за 2019-2020 уч. Год.

Поиск

План

 учебно-воспитательной работы

туристско-краеведческого объединений

"Краеведение с элементами туризма" 2-ой год обучения

«Мы краеведы – туристы» 1-ый год обучения

на 2020-2021 учебный год

педагога дополнительного образования

эколого-туристического отдела

 Костерина М. Н.

Анализ работы педагога за 2019-2020 уч. год.

Работа с детскими коллективами:

Работа с детьми велась в двух объединениях:

Краеведение с элементами туризма»

План учебно-воспитательной работы кружка «Краеведение с элементами туризма» был построен в соответствии  с авторской дополнительной общеобразовательной программой (дополнительной общеразвивающей программой) «Краеведение с элементами туризма». В отчетном периоде данная программа давалась по 3-му году обучения. Количество групп -2. Количество детей -20. Школьники: мальчиков - 11, девочек – 9.

Занятия кружка «Краеведение с элементами туризма» проводились на базе двух школ: МОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №39», МОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №16».

Мы краеведы-туристы»

План учебно-воспитательной работы кружок «Мы краеведы – туристы» был построен в соответствии дополнительной общеобразовательной программой (дополнительной общеразвивающей программой) «Мы краеведы-туристы». Программа одногодичная модифицированная, основана на авторской дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Краеведение с элементами туризма» / автор: Костерина М.Н.РМ г.о. Саранск МУДО «Дворец детского творчества». Прошла сертификацию в системе ПФДО. Количество групп -3. Количество детей – 47. Школьники – мальчиков -19, девочек – 18.

Занятия кружка «Мы туристы-краеведы» - на базе МОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №16» и собственно МУДО «Дворец детского творчества».

К концу учебного года наблюдалась высокая сохранность контингента обучающихся. Трудных детей и детей, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних нет. Много детей из неполных и малообеспеченных семей.

Программный материал, предусмотренный учебно-тематическим планированием на 2019-2020 уч.год был отработан полностью. В связи с введением в РМ режима повышенной готовности / указ от17 марта 2020 года№78-УГ, в конце учебного года работа велась в дистанционном режиме, поэтому многие темы рассмотрены только теоретически.

Обучающиеся научились:

Кружковцы объединения «Мы краеведы – туристы» познакомились с общими основами краеведения и туризма. Осваивая программу курса, кружковцы познавали себя через изучение личного имени, отчества, фамилии; знакомились с культурой семейных отношений, родословной своей семьи. Шло формирование базовых краеведческих понятий посредством изучения истории родной школы, микрорайона. Дети приобщались к национальной культуре своих предков. Знакомились с природой края и традиций взаимоотношения человека и природы; к романтике туристического похода. Получили представление об ориентировании в пространстве. Культивировалось умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Большое внимание уделялось формированию основ коммуникативной рефлексии.

Кружковцы объединения «Краеведение с элементами туризма», продолжили углубленное и систематизированное изучение туристско-краеведческой тематики. Туристско-краеведческая деятельность позиционировалась как одна из форм информационной безопасности. Рассматривая современные ценностные ориентиры, дети расставляли личные приоритеты, соразмеряя их с традиционными.По темам «родословие, геральдика подразумевалась серьезная исследовательская работа, овладение методикой построения, составления семейной родословной, семейного или личного герба. Дети знакомились с историей Республики, ее географическим положением, административным делением, экскурсионными возможностями. Посредством, объединенных в один цикл «Живая старина», мастер-классов интерактивно познакомились с бытом наших предков. Участвовали в организации и проведении всевозможных акций. Значительная часть времени отводилась изучению методики поисково-исследовательской работы, проведения экскурсий, создания виртуальных экскурсий. Совершенствовались умения наблюдать, делать выводы, проводить исследования, оформлять результаты своих работ, применять полученные знания и умения на практике в походах. В области туризма – это основы туристической подготовки и оказания первой доврачебной помощи.

Активно применялись групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба. Большое место в занятиях отводилось практической и самостоятельной деятельность учащихся.

В течение всего срока занятий по программам предусматривалась экскурсионно-познавательная деятельность.

Для кружковцев организовывалась встреча с интересными людьми.

Достижения детей:

Кружковцы принимали участие

- в городской акции «Помоги зимующим птицам» (коллективная работа -1 место);

- выставке – конкурсе «Волшебная зима» (коллективная работа -1 место);

- в городской олимпиаде по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» (Костерина Мария объединение «Мы краеведы-туристы» -1 место).

Методическая работа:

1. Участие:в: организации и проведении городской олимпиады по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»; в разработке сценариев городского фестиваля «Возьмемся за руки друзья!» и открытого занятия, посвященного 75- летию Победы в ВОВ; дистанционной акции «Георгиевская ленточка»; «Последний звонок».

2. Проведение открытого занятия - акции «Мамин день» с участием Мордовского отделения Почты России;

3. Методическая работа по обобщению педагогического опыта; по созданию и подборке видео материала для дистанционных занятий

4. Транслирование опыта проведения краеведческого квеста с дистанционной выдачей заданий в летних - осенних лагерях (МУДО ДДТ); осеннем лагере Эрудит (МОУ СОШ №39).

5. Методическая помощь классному руководителю и завучу по воспитательной работе школ, сотрудничающих с МУДО «Дворец детского творчества» в организации /оформление документов для экскурсионных выездов.

Работа с родителями:

1.Проведена огромная разъяснительная и организационная работа с родителями в связи с вводом новой системы ПФДО /родительские собрания, индивидуальные беседы в течение всего учебного года.

2. Привлечение родителей к участию в мероприятиях объединений.

3. Дистанционное анкетирование по итогам года.

4. Транслирование работы объединений в родительских группах в Viber, VK.

Профессиональное самосовершенствование:

1. Освоение навыков работы в видеоредакторе Nero Vision.

2. Создание YouTube канала.

Перспективное планирование:

1.Обобщить наработанный методический материал по организации и проведению краеведческих квестов и отправить материал в печатное издание;

2.Сотрудничать с ТИЦ РМ.

3.Пройти курсы повышения квалификации в МРИО.

Пояснительная записка

Рабочие программы объединений, работающих под руководством педагога:

1. Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Краеведение с элементами туризма»/Автор: Костерина М.Н.

2. Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) программа «Мы краеведы-туристы»/ автор-составитель: Костерина М.Н.

 

1. Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Краеведение с элементами туризма» 2 года обучения.

Цель – создание воспитательно-образовательной среды для формирования у подрастающего поколения национального самосознания и ценностей патриотизма, бережного отношения к историко-культурному и природному наследию родного края посредством приобщения к туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- систематизация и расширение знаний обучающихся об истории и культуре родного края;

- изучение правил и алгоритма составления программ и маршрутов туристско-краеведческих походов;

- формирование комплекса представлений об основах туристской подготовки.

Развивающие:

- развитие творческой и исследовательской активности в процессе освоения туристско-краеведческого материала;

- становление навыков научно-исследовательской деятельности и познавательных интересов в области краеведения;

- развитие элементов пространственной ориентации при непосредственном изучении особенностей местности;

- формирование абстрактного мышления в процессе сопоставления карты и местности за счет сознательной трансформации увиденных объектов в условные топографические знаки;

- формирование умений и навыков по собственному жизнеобеспечению в естественных природных условиях;

Воспитательные:

- формирование активного исследовательского интереса в отношении изучения культурно-исторических особенностей родного края;

- воспитание уважения, любви и бережного отношения к историко-культурному наследию и природе своего родного края;

- формирование гражданско-патриотических качеств и чувства культурно-исторической сопричастности;

- формирование общей экологической культуры личности;

-  развитие коммуникативных способностей и навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

- становление культуры доверительного общения и взаимопомощи;

- формирование установки на здоровый образ жизни и активную социальную позицию;

- воспитание физически сильного, трудоспособного и морально устойчивого члена общества.

Работа по программе 2-го года обучение предполагает: формирование историко-географического и культурно-исторического образа малой родины. Изучение истории города Саранска, его инфраструктуры и экскурсионных возможностей. Ориентирование в городской среде. Формирование экологической культуры. Изучение экологических проблем города. Ориентация на социально активный и здоровый образ жизни. Начальная туристическая подготовка (изучение топографических знаков, детальное изучение туристического снаряжения, освоение туристических узлов). Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования на материале своей собственной истории, истории своей семьи (родословие, геральдика). Познакомиться с основами проектной деятельности. Освоить методику составления виртуальной экскурсии. Стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

К концу 2-го года обучения воспитанники должны:

знать:

- основы генеалогии и геральдики;

- историю и традиции родной школы;

- основные этапы культурно-исторического развития, достопримечательности и экскурсионные возможности родного города;

- правила пользования компасом; способы ориентирования; туристическое снаряжение (личное, групповое, специальное); основы туристской гигиены; общие сведения о туристических узлах;

уметь:

- создавать макет; составлять экскурсионный маршрут по достопримечательностям города; ориентироваться в городской среде;

- ориентироваться на местности; правильно вязать и применять туристские узлы; организовать походный быт и пользоваться туристским снаряжением;

- осуществлять проектную деятельность;

- составлять виртуальные тематические экскурсии;

владеть:

- методикой сбора материала по истории своей семьи; компьютерными программами для составления генеалогического древа; навыками составления, описания и анализа герба;

- методикой сбора краеведческого материала;

- навыками сбора рюкзака, установки палатки, облачения в страховочную систему.

Формы контроля: входящий, текущий, итоговый.

Группа комплексная. Состав группы постоянный. Форма занятий – групповые (2 раза в неделю по 3 часа). Занятия очные, по необходимости, возможны в дистанционном режиме.

 

 

Календарно-тематический план

2-ой год обучения в объединении «Краеведение с элементами туризма»

2 раза в неделю по 3 часа (школьники)

Месяц Кол-во занятий/часов Темы Теория час Практика час всего по теме   Воспитательная работа  
сентябрь 9/27 1. Инструктаж по технике безопасности 2 Работа с иллюстрированными тестами Посещение Пожарно-технической выставки 1 3 6 Родительское собрание  

Модуль 1. Краеведение

37   68 105    
октябрь   3. Генеалогические исследования в краеведении 6 Составление родословных таблиц 3   Техника безопасности перед каждым занятием  

ноябрь

8/24

1.     Составление родословных таблиц 3 12 Беседа «Мой род – моя сила»  
2. Геральдика 6 Составление семейного герба 6 12 Техника безопасности перед каждым занятием  
3. Моя школа 3 Проведение тематической экскурсии по школе. Экскурсия в школьный музей 3 6      

декабрь

8/24

1. Я живу в Саранске 1 Работа с картой города. Работа с исследовательской литературой (Куклин, Инжеватов) 2 3 Техника безопасности перед каждым занятием  
2. Первый век саранской истории 6 Посещение «Музея г.Сарнска 17в.» Создание макета «Саранский кремль» Прогулка-экскурсия «Выбор места для крепости». 3 6 3 18 Участие в акции «Помоги зимующим птицам»  
3. Развитие города 18-20 вв 3       Новогодние мероприятия в ДДТ  

январь

7/21

1.     Тематическое посещение краеведческого музея. 3 6 Техника безопасности перед каждым занятием  
2. Достопримечательности г. о. Саранск 6 Пешеходная экскурсия по центральной части города Саранска с посещением Иоанно-Богословской  церкови – Кафедерального собора Ф. Ушакова Экскурсия в Музей изобразительных искусств им. Эрьзи. Ледовый дворец (экскурсия и сеанс массового катания на коньках). 3   3   3      

февраль

8/24

1.     Кукольный театр/Национальный театр (посещение спектакля). Лыжная экскурсия на Богоявленский источник. 3   3       21 Техника безопасности перед каждым занятием  
2. Художественный образ города 1 Подготовка к творческому вечеру Творческий вечер «Я люблю свой Саранск 2 3 6    
3. Выдающиеся горожане 1 Экскурсионный выход на Аллею славы Отработка домов с мемориальными табличками. 2 3 6 Встреча с интересными людьми  
4. Города-побратимы города Саранска 1 Посещение музея российско-болгарско – мордовской дружбы(школа №16),. 2     Беседа о дружбе  
март 8/24 1.     Экскурсионная прогулка по улицам, носящим названия городов-побратимов 3 6 Техника безопасности перед каждым занятием  

апрель

 

3. Экскурсионные маршруты города 1 Отработка навыка составления экскурсионного маршрута. 2   3 Участие в акции «Ночь музеев»  
4. Азы ориентирования по городу 1 Прогулка по заданным маршрутам с последующим оформлением маршрутных листов. 2 3 Отчетное мероприятие учреждения  
май 7/21 1. Экология города 1   Посещение Батанического сада. / Мастер-класс «Из отходов в доходы» (вторая жизни пластиковой бутылки, ненужных CD дисков и т.д.) 2   3 Техника безопасности перед каждым занятием  

Модуль 2. Начальная туристическая подготовка

20   25 45    

сентябрь

 

2. Компас 1 Отработка навыков работы с компасом в помещении и в условиях открытой среды 2 3    
3. Измерение расстояния 1 Упражнения по тренировке глазомера. 2 3    
4. Способы ориентирования 3 Соревнования «Кто ищет, тот всегда найдет» 3 6    
5 Туристическое снаряжение 6          

октябрь

9/27

1.     Упражнения по укладке рюкзака, установке палатки, облачения в страховочную систему 6 12 Техника безопасности перед каждым занятием  
2. Туристические узлы 3 Отработка техники вязания туристических узлов. Соревнования по вязке туристических узлов 3   3 9 День открытых дверей в учреждении  

май

 

2. Бивак 3 Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря 3   6 Участие в акции «Свеча памяти»/9 м  
3. Личная гигиена туриста. Походная медицинская аптечка 3 Квест-игра с элементами ПСР 3 6 Родительское собрание  

Контрольные занятия

-   12 12    
сентябрь   1. Входящий контроль   Тестирование+рефлексия 3      
апрель     2. Текущий контроль   Квест «Я люблю Саранск» +рефлексия Игра «Туристическая тропа» Тест по модулю «Проектная деятельность»+рефлексия 3 2 1        
май   3. Итоговый контроль   Зачетное мероприятие 3      

Контрольные занятия

-   12 12    
сентябрь   1. Входящий контроль   Тестирование+рефлексия 2      
апрель     2. Текущий контроль   Квест «Я люблю Саранск» +рефлексия Игра «Туристическая тропа» Тест по модулю «Проектная деятельность»+рефлексия 4 2 2        
май   3. Итоговый контроль   Зачетное мероприятие 4      

Итого: 216 учебных часов

2. Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Мы краеведы-туристы».

Цель – создание воспитательно-образовательной среды для формирования у подрастающего поколения национального самосознания и ценностей патриотизма, бережного отношения к историко-культурному и природному наследию родного края посредством приобщения к туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Реализация программы предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

- систематизация и расширение знаний обучающихся об истории и культуре родного края;

- изучение правил и алгоритма составления программ и маршрутов туристско-краеведческих походов;

- формирование комплекса представлений об основах туристской подготовки.

Развивающие:

- развитие творческой и исследовательской активности в процессе освоения туристско-краеведческого материала;

- становление навыков научно-исследовательской деятельности и познавательных интересов в области краеведения;

- развитие элементов пространственной ориентации при непосредственном изучении особенностей местности;

- формирование абстрактного мышления в процессе сопоставления карты и местности за счет сознательной трансформации увиденных объектов в условные топографические знаки;

- формирование умений и навыков по собственному жизнеобеспечению в естественных природных условиях;

Воспитательные:

- формирование активного исследовательского интереса в отношении изучения культурно-исторических особенностей родного края;

- воспитание уважения, любви и бережного отношения к историко-культурному наследию и природе своего родного края;

- формирование гражданско-патриотических качеств и чувства культурно-исторической сопричастности;

- формирование общей экологической культуры личности;

-  развитие коммуникативных способностей и навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

- становление культуры доверительного общения и взаимопомощи;

- формирование установки на здоровый образ жизни и активную социальную позицию;

- воспитание физически сильного, трудоспособного и морально устойчивого члена общества.

Результаты обучения:

Воспитанники должны:

знать:

- понятия «туризм», «краеведение», «малая родина», «безопасное поведение», «родословие», «традиции», «обряды»;

- правила безопасного поведения в общественных местах и естественных природных условиях, правила дорожного движения;

- историю происхождения имени и фамилии; традиции семьи, имена родителей, бабушек и дедушек; поговорки и пословицы о семье, святых покровителей семьи и брака;

- правила поведения и обязанности школьника; истоки современного российского школьного образования;

- домашний адрес, название своего микрорайона, города и Республики.

- основы традиций и быта наших предков; историю происхождения государственных, светских, национально-культурных и религиозных праздников; считалки, правила игры нескольких народных игр; героев народных сказок и легенд;

- компоненты окружающей природы; приметы, связанные с состояниями природы; основы экологической этики;

- основы топографии и способы ориентирования на местности; составляющие походного набора туристического снаряжения; туристические песни.

уметь:

- работать в онлайн фоторедакторе Vipataliman; рассказать о своей семье;

- делать творческую работу, отчет;

- ориентироваться в окрестностях своего дома, школы и микрорайона;

- определять стороны света; выбирать необходимый минимум снаряжения для похода.

владеть:

- навыками безопасного поведения в общественных местах и естественных природных условиях, во время экскурсии, передвижения организованных групп и автобусной поездки;

- способами ориентации в городской и сельской местности;

- первичными методами (опрос) ведения краеведческой поисковой работы.

Итогом работы является: Заинтересованность детей и подростков в дальнейшей деятельности туристско –краеведческой направленности по программе «Краеведение с элементами туризма». Участие в летних профильных сменах оздоровительных лагерей учреждения.

Формы контроля: входящий, текущий, итоговый.

Группа комплексная. Состав группы постоянный. Форма занятий – групповые (2 раза в неделю по 2 часа). Занятия очные, по необходимости, возможны в дистанционном режиме.

 

Календарно-тематический план в объединении «Мы краеведы-туристы»

2 раза в неделю по 2часа (школьники)

Месяц Кол-во занятий/ часов Темы Теория час Практика час всего по теме   Воспитательная работа

сентябрь

6/12

1. Введение в туристско-краеведческую деятельность 2 Игры на знакомство Работа с иллюстрированными тестами 2 4 Родительское собрание
2. Основы безопасности 4 Экскурсия в музей ГАИ 2 6  

Модуль 1. Краеведение

44   48 92  

октябрь

9/18

1. Мое имя 4 Мини-исследование имен и фамилий кружковцев под руководством педагога 2 6 Техника безопасности перед каждым занятием
2. Семья 6 Проведение семейного праздника 4 10 День открытых дверей в учреждении

ноябрь

7/14

1. Родословие 2 Творческая работа «Мое родословное древо» 2 4 Техника безопасности перед каждым занятием
2. Наш класс 2 Обзорная экскурсия по зданию школы 2 4 Беседа о дружбе/ Этика поведения в классе
3. Школьная система образования: прошлое, настоящее, будущее 2 Творческая работа «Школа будущего» 2 4 Участие в акции «Помоги зимующим птицам»

декабрь

8/16

1. Школьная система образования: прошлое, настоящее, будущее 4 Творческая работа «Школа будущего» 4 8 Техника безопасности перед каждым занятием
2. Мой дом и улица 2 Конкурс дворовых игр 2 4  
3. Основные достопримечательности микрорайона 2 Экскурсионная прогулка 2 4 Новогодние мероприятия в ДДТ
январь 8/16 1. Традиции и быт наших предков 6 Экскурсия в Музей национальной культуры 2 8 Техника безопасности перед каждым занятием

февраль

8/16

1. Народные праздники 4 Конкурсная программа «Масленица» День защитника Отечества - культура поздравления. Изготовление подарка. 2   2 8 Техника безопасности перед каждым занятием
2. Народные игры и гуляния 2 Разучивание считалок. Мастер-класс «Игры и забавы наших предков». 2 4  
3. Устное народное творчество 2 Чтение сказок и легенд 2    
март 9/18 1.     Конкурс рисунков «Герои народных сказок» 2 6 Техника безопасности перед каждым занятием
    2. Природа родного края, как составляющая понятия «Родина» 2 Творческий вечер «Синемаз» 6 8  
    3. Взаимодействие природы и человека 4 Тематическая экскурсия в Краеведческий музей 2    

апрель

8/16

1.

 

 

Игра «Угадай по их описанию» (определение деревьев по их признакам) 2   Техника безопасности перед каждым занятием
Конкурс рисунков «Полевой букет» 2   Участие в акции «Ночь музеев»
Игра-соревнование «В гостях у лесной феи» 2   Участие в мероприятии «День Земли»
Прогулка в парк 2 14 Отчетное мероприятие учреждения

Модуль 2 Начальная туристическая подготовка

8   8 16  
    2. Ориентирование в пространстве 2 Игра на местности «Север-юг» 2 4  
    3. Топография 2        
май 9/18 1.     Упражнения по запоминанию условных знаков 2 4 Техника безопасности перед каждым занятием
    2. Туристическое снаряжение 2 Игра «Что возьмем с собой в поход 2 4  
    3. Культура туристического похода 2 Разучивание туристических песен 2 4 Родительское собрание

Контрольные занятия

-   8 8  
сентябрь   1. Входящий контроль - Беседа 2 2  
апрель

 

2.

Текущий контроль

-

Работа с иллюстрированными тестами + рефлексия 2 2
май Топографический кроссворд + рефлексия 2 2
май   3. Итоговый контроль - Посвящение в краеведы-туристы 2 2  

Список использованной литературы

Список литературы для педагога:

1. Абрамов В. Времена Тюшти: рассказы о мордовском средневековье. Саранск: Клуб интеллектуал. творчества: Фонд «Открытая Мордовия», 2009. 48 с.

2. Бардин К.В. Азбука туризма. О технике пешеходных путешествий. М.: Просвещение, 1981. 302 с.

3. Бахмустов С. Б.Разорванное ожерелье / изд. 2-е, испр. и доп. Саранск: Тип. Красный Октябрь, 2017. 436с.

4. Бахмустов С.Б. Монастыри Мордовии. Саранск: Морд кн. изд-во, 2000. 975 с.

5. Бахмустов С. Б. Православие в мордовском крае: ист.-культурологический аспект. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006. 383 с.

6. Бахмустов С. Б. Православные приходские храмы Мордовии. Энциклопедический словарь-справочник. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2015. 364с.

7. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1967. 384 с.

8. Воронин И. Д. Саранск: историко-документальные очерки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. 268 с.

9. Всё о Мордовии. Энциклопедический справочник./ под ред. А.М.Голубчик, В. С. Ивановой, А. С.Лузгина. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2005. 840 с.

10. Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях. М.:ЭКСМО – ПРЕСС, 2001. 382с.

11. Инжеватов И. К. Топонимический словарь Мордовской АССР. Название населенных пунктов. Саранск: Морд.кн. изд – во, 1987. 264 с.

12. История Мордовии в лицах: Биогр. сб. в 3-х кн. / под ред. П.Д. Грузнова. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1994-1999.

13. История и культура мордовского края. Тайны происхождения мордвы и её единения с народами Российского государства: кн. для чтения / В. И. Вихляев, Г. А. Корнишина, И. М. Петербургский. Саранск: издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. 176 с.

14. Календарные обряды и праздники мордвы / Г.Корнишина, Е. Морозова, А. Сокольникова. Саранск: ООО «Бьюти», 2010. 98 с.

15. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л.Уроки ориентирования: Учебно- методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 328 с.

16. Куклин А. П. Биография саранских улиц. Саранск: Морд. кн. изд., 1990. 320 с.

17. Крайнов И. В. Детские туристско-краеведческие объединения как среда жизнедеятельности ребенка / под ред. А. А. Оспапец. М.: Просвещение, 2011. 109 с.

18. Крайнов В.С. Саранская фотолетопись. Саранск: Шапкарин Константин, 2019. 175 с.

19. Махаев В. Б Мордовский хронограф. Саранск: Клуб интеллект. творчества, «Столица С», Изд. Константин Шапкарин, 2011. 304с.

20. Махаев В. Б Саранск: книга городских перемен. Саранск: Изд. Константин Шапкарин, 2011. 56с.

21. Митина В. В. Знаки и символы в этнокультуре мордвы. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2011. 76 с.

22. Мокшин Н. Ф. Тайны Мордовских имен. Саранск: Морд. кн. изд- во, 1990. 179 с.

23. Мокшин Н.Ф.Мы – мордва. Саранск: Изд. Константин Шапкарин; АНО «Дом народных ремесел», 2012. 48 с.

24. Мордовская мифология: энциклопедия: в 2 т. / под ред.: В. А. Юрчёнкова, И. В. Зубова. Саранск: НИИ гуманитар. наук при Правительстве Респ. Мордовия, 2013.

25. Мордовская история / Т. Е. Завражнов, С. А. Ларионов; составители: Н. А. Агафонова [и др.]. Саранск: Константин Шапкарин, 2019. 134 с.

26. Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркина. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2012. 720 с

27. Музеи Саранска: справочник. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2012. 132 с.

28. Напалкова И.Г. Под сенью святой обители: путеводитель по монастырям мордовского края и его окрестностей. Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»; Изд. Константин Шапкарин, 2011. 56 с.

29. Н ародная кукла. Коллекция кукол мордовского края / В. С еменова. С аранск Издатель Константин Шапкарин, 2017. 125 с.

30. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. М.: РМАТ, 2001. 87 с.

31. Озеров А.Г. Историко- этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое пособие / под ред. Е.л. Галкиной. М.: ФЦДЮТиК, 2007. 160 с.

32. Озеров А.Г. История и методика краеведения. М.: ООО «Юный краевед», 2015. 168 с.

33. Петровский Н. А. Словарь русских личных имён. М.: «Книга по требованию», 2014. 390 с.

34. Петерсон Т. П. Записки о Саранске. Саранск: Морд. кн. изд- во, 2009. 189 с.

35. Первая медицинская помощь. Популярная энциклопедия / под ред. В.И. Покровского. М.: Научное изд – во «Большая Российская энциклопедия», 1994. 255с.

36. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.

37. Родники Мордовии: книга-путеводитель / сост.: В. М. Смирнов. Саранск: Фонд «Открытая Мордовия», 2010. 68 с

38. Ручин А.Б. Природа мордовского края. Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»; Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2007. 48 с.

39. Салищев А. И. Силенок В.Я. «Знаете ли вы Мордовию?» Краеведческая викторина. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. – 84 с.

40. Словарь туристических терминов. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2015. 60 с.

41. Саранск: история и современность: книга-альбом/ сост. Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. 256 с.

42. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. / Зубова Е.Н., Титкова Е.В. М.: ООО «Дом славянской книги», 2010. 678 с.

43. Туристическая игротека: Учебно-метод. пособие / Под ред. Ю.С. Константинова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 112 с.

44. Туристическая игротека: Игры, конкурсы, викторины. Вып.4. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003. 53 с.

45. Фролов Д. В Саранск семнадцатого столетия в документах и артефактах: монография. Саранск: Шапкарин Константин, 2019. 444 с.

46. Тонких В. С. Леса Мордовии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2010. 112 с.

47. Ушедшие в бессмертие: книга Памяти / авторы- составители: Н. Л. Храмов, К. В. Смородин. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2019. 190 с.

48. Юрченков В. А. Мордовский народ: вехи истории. Саранск: НИИГН, 2007. 457с.

49. Юрченков В. А. 100 историй к Тысячелетию. Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»; Изд. Константин Шапкарин, 2011. 336 с.

50. Юрченков В. А. Генеалогия в краеведческом исследовании. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2012. 169 с.

51. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. Игры и соревнования юных туристов. М.: ЦДЮТиК, 2001. 28 с.

Список литературы для обучающихся и родителей:

1. Алешкин А.С. Моя Масторава. Саранск: Изд. Константин Шапкарин; Центр образоват. технологи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.12 (0.012 с.)