Ленивая гусеница и трудолюбивый муравей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ленивая гусеница и трудолюбивый муравей



Камилла Шелдберг, Стина Вилдир, Леннарт Маттсон и Сесилия Джонсон – персонал маленькой спецшколы для детей с особыми потребностями, расположенной в столице Швеции Стокгольме. Они рассказали историю целого класса, семеро учеников которого не имели мотивации: они не хотели работать и к школе в целом относились негативно. Команда решила использовать для помощи детям методику освоения навыков. При работе по этой методике с целым классом очень важный этап – знакомство детей с идеей. В этом случае, как и в ряде других, где в процессе были задействованы целые классы, учительница использовала для начального этапа игровой подход.

Однажды утром учителя сказали ученикам:

– Совет по делам школ пригласил учителей со всего города на общее собрание, и там нам сообщили, что до Совета дошли сведения об одном странном явлении, которое поразило многие школы в Стокгольме и окрестностях. Однако никто не знает точно, что же это на самом деле такое. Известно лишь, что многие ученики по всему городу страдают похожими симптомами: недостаток энергии, безынициативность, нежелание открывать книги, безделье на уроках, невыполнение заданий до конца, сидение за партой в позе мешка с картошкой и с единственной мыслью в голове: когда же наступит перемена – даже если урок еще не успел начаться. Совет решил собрать учителей из самых разных школ города, чтобы через них обратиться к школьникам с просьбой попытаться найти способ борьбы с этим вредным явлением. Члены совета надеются, что ученики смогут разобраться, что же на самом деле происходит, и дать этому название, чтобы Совет мог проинформировать горожан и предостеречь их об опасности».

Все эти симптомы оказались детям знакомы, и они признали, что и их школа, кажется, поражена этим непонятным «вирусом».

– Мы тоже об этом думали, – сказали учителя, – и по всей видимости, так оно и есть.

Потом они спросили у учеников, готовы ли они приложить усилия, чтобы попытаться победить это странное «нечто» – чем бы оно ни было на самом деле – и тем самым оправдать надежды Совета. Все ученики в один голос заявили, что готовы.

– А вам не кажется, что для этого явления нужно придумать название? – спросили у них учителя. – Как бы вы могли назвать его?

Было выдвинуто много предложений, но в конце концов сошлись на том, что на школы нападает «Ленивая гусеница», а чтобы победить и прогнать ее, школьникам понадобится «Трудолюбивый муравей». Они назвали массу преимуществ, которые дало бы им отправление Ленивой гусеницы куда подальше и замена ее на Трудолюбивого муравья, – в том числе более высокие оценки, счастливые и не такие строгие взрослые, довольные и веселые дети, и наконец, награда за успех. Учителя согласились, что, если детям удастся превратиться в «трудолюбивых муравьишек», их действительно нужно будет как-то за это вознаградить.

Было решено, что, когда Ленивая гусеница уйдет, в школе будет устроен праздник. Детям поручили составить список всего необходимого. Они захотели устроить праздник в пятницу, чтобы там были напитки, все могли вместе играть в разные игры и смотреть видео. Помимо этого они хотели получить возможность выбрать что-нибудь из «поощрительной корзины», которая еще раньше появилась в классе. Потом ребята решили, что лучше будет устроить не один, а два праздника. Первый должен будет состояться, когда им удастся достичь определенного прогресса в изгнании Ленивой гусеницы, а второй, более масштабный, – когда она окончательно перестанет докучать им. Ученики договорились с учителями о том, что всякий раз, когда сумеют успешно выполнить задания, они будут получать по камушку. Камушки будут складывать в вазу, и когда она наполнится, настанет время для праздника. Вначале они постараются наполнить вазу поменьше, а потом – большую.

Еще до того, как план праздника был окончательно составлен, детям предложили выбрать себе существ-покровителей, которые помогали бы им в процессе. Эта идея им понравилась, и вскоре все занялись рисованием этих существ. Среди них кого только не было – от домашней собачки одного из мальчиков до сердитой пчелы, которая должна была покусать гусеницу! Все рисунки с изображениями существ силы были повешены на стену класса.

Затем учителя и дети обсудили, что нужно будет делать, если все пойдет не так, как планировалось.

– Что мы станем делать, если вдруг вы на время потеряете бдительность и Ленивая гусеница вернется? – спросили учителя у ребят. – Ведь она очень упрямая, и чтобы прогнать ее насовсем, нужно приложить много усилий. Вам потребуется нешуточное терпение и упорство, чтобы стать Трудолюбивыми муравьями. Победа не придет сама собой, как письмо в почтовый ящик. Ну что? Как мы будем поступать, если столкнемся с трудностями?

Дети предложили много разных идей: можно смотреть на рисунки существ силы; учителя могут брать вазу и трясти ее, напоминая о будущем празднике, а могут использовать лозунги типа «Муравьи рулят!» или «Смерть Ленивой гусенице!». Так, по мнению детей, они смогут преодолеть трудные моменты. Они были уверены в том, что сумеют стать Трудолюбивыми муравьями, так как твердо решили заслужить праздник. Наконец настало время выбрать тех, кто мог оказать поддержку проекту, и ученики назвали всех учителей своей школы, а также родителей.

Когда этап планирования завершился, пришло время реализации проекта. Вазы заполнялись камушками, и, несмотря на неизбежные трудности, дети упорно шли к цели. Помимо той поддержки, что оказывали им учителя и родители, они прекрасно поддерживали друг друга, не скупясь на слова одобрения и напоминания. Качество учебного процесса значительно повысилось.

Однажды, между двумя праздниками, дети получили письмо из Совета по делам школ. Его прочли вслух перед всем классом.

Совету стало известно, что ученики вашей школы дали название тем симптомам, о которых говорилось ранее этой осенью. Мы считаем, что Ленивая гусеница – превосходное название для этого явления. Также нам сообщили, что учащиеся этой школы ведут работу над тем, чтобы стать Трудолюбивыми муравьями и прогнать Ленивую гусеницу. Совету было очень приятно узнать, что ребята прикладывают все усилия, чтобы избавиться от нежелательных симптомов, и мы уверены, что они смогут победить Ленивую гусеницу. Когда война будет окончена, я надеюсь, что смогу выкроить в своем напряженном расписании время для того, чтобы лично присутствовать на вашем празднике победы.

С наилучшими пожеланиями,

Игор Инспектор,

Совет по делам школ

 

Промежуточный праздник состоялся всего через две недели после начала проекта. Когда дети вошли в нарядно украшенную комнату и увидели все напитки, мороженое разных сортов и бенгальские огни, они потрясенно проговорили:

– Если это – маленький праздник, каким же тогда будет большой?!

Спустя еще полтора месяца настало время и для большого праздника, который продолжался целый день. Когда вечером к торжеству присоединились родители, в их честь был провозглашен тост, и все подняли бокалы с газировкой, похожей на шампанское, в знак благодарности за поддержку, которую они оказывали проекту. К несчастью, Игор Инспектор не смог присутствовать на празднике, но все равно дети были очень признательны ему за письмо.

Когда все закончилось, учителя спрашивали у детей, что они думают по поводу проекта Трудолюбивых муравьев, и отклик учащихся оказался очень позитивным. Оказалось, они сами стали замечать, что лучше работают на уроках. Также они говорили, что праздник удался на славу и что, по большому счету, именно мысль о празднике помогала им преодолевать все трудности. А по словам учителей, они были удивлены тем, как хорошо дети отреагировали на этот метод и с каким удовольствием включились в работу. Их мотивация значительно укрепилась, причем положительные изменения сохранились и после того, как проект был завершен.

– Перемены к лучшему не обязательно должны даваться тяжким трудом, – заключили учителя. – Можно пройти большой путь, просто имея четкие цели и поддержку.

К тому времени, как они поделились с нами этим отчетом, в школе уже реализовывался новый проект под названием «Муравей-помощник». В ходе этого проекта ребята учились быть настоящими друзьями.

Школа радости

Эту историю нам рассказала Каролина Баумер из Нидерландов, директор BrandNewWay, института обучения методике освоения навыков. Это описание ее работы с небольшой начальной школой, которая называется Children’s Joy («Детская радость»). В ней обучается примерно 250 детей, а находится она в небольшом городе на западе Нидерландов. Район, в котором расположена школа, считается не самым благополучным в социальном отношении. Количество учеников в ней сильно сократилось, потому что многие семьи переехали в более процветающие районы города, и с каждым годом в школу приходит все меньше и меньше детей. Каролину пригласили в Children’s Joy, чтобы она рассказала учителям о методике освоения навыков. Ранее они ничего не знали о ней, но решили попробовать применить ее, хотя многие открыто выражали свое скептическое отношение.

Разговаривая с педагогами, Каролина обнаружила, что они разочарованы. Они жаловались на то, что ученикам не хватает социальных навыков, они не умеют держать себя в руках и ведут себя вызывающе, чтобы произвести впечатление на сверстников. Также учителей волновало, что многие младшие школьники приходят по утрам в школу самостоятельно, без сопровождения родителей или других взрослых. Кое-кто из учителей называл эту школу «джунглями».

Оказалось, что больше всего учителей тревожит то, что происходит в школе по утрам, когда дети собираются на занятия, и в конце дня, когда они расходятся по домам. По их словам, в это время кругом царит полнейший хаос. Старшие ученики, стремясь как можно быстрее влететь в школу или вылететь на улицу, толкают и сбивают с ног младших. Все орут, и очень часто можно слышать чей-нибудь плач.

При этом часто происходят несчастные случаи. Недавно четырехлетнюю девочку прижали к стеклянной двери, и та разбилась, хотя это стекло считалось безопасным. Девочка получила травмы, и ее увезли на скорой помощи в больницу.

Утренний хаос был плох еще и тем, что создавал негативную атмосферу, которая сохранялась в школе на протяжении всего дня.

Учителя испробовали все, что только могли придумать, для того чтобы решить эту проблему. Они ввели усиленный надзор, применяли наказания, приказывали детям входить в школу и выходить из нее построившись, но ничего не помогало. Им казалось, что 10 учителей – это слишком мало для 250 подвижных детей.

– Хорошо. Что мы можем с этим сделать? – спросила Каролина. – Если хотите, можем разработать проект на основе методики освоения навыков.

Было решено постараться задействовать в проекте весь школьный персонал, чтобы сотрудники помогли детям научиться входить и выходить из здания спокойно и тихо.

На следующий день всех учеников проинформировали о плане и спросили, что они об этом думают. В классах обсудили отрицательные последствия существующей модели поведения. Учителям было рекомендовано вести обсуждение таким образом, чтобы не привлекать чрезмерного внимания к проблеме, а вместо этого направлять мысли детей на положительные результаты, которые принесет овладение умением «входить и выходить из здания спокойно и тихо».

Дети смогли осознать разнообразные положительные стороны этого, и обсуждение проходило в доброжелательном тоне, живо и с юмором. В конце все согласились с тем, что цель достойна того, чтобы к ней стремиться. Даже те ученики, которые отнеслись к идее с большим сомнением, присоединились к большинству, когда речь зашла о празднике, который можно будет организовать после того, как удастся добиться желаемого результата. В свою очередь, положительная реакция детей помогла убедить наиболее скептически настроенных учителей в том, что этот план действительно может сработать.

В вестибюле повесили ящик для предложений по поводу праздника. Каждый класс мог внести три предложения. Затем листки бумаги, на которых эти предложения были изложены, прикрепили к доске объявлений, чтобы все могли ознакомиться с ними. А в конце дня все собрались, чтобы проголосовать за самый удачный вариант. Больше всего голосов набрало предложение отвести для празднования с веселыми играми целый день, пригласить родителей и принести с собой угощения, характерные для кухни тех стран, откуда родом сами дети или их предки.

Детям понравилась идея познакомить всех со своими корнями, приготовив вместе с родителями любимые блюда. Учителя подумали, что родителям это даст возможность стать ближе к школе и в то же самое время познакомить окружающих с национальными традициями своего народа. Приятным сюрпризом для всех стало обещание директора договориться с местной прессой о публикации материалов, посвященных проекту.

Группа учеников внесла предложение устроить репетицию, чтобы быть уверенными в том, что, когда проект будет запущен, все пойдет, как задумано. Это предложение также было принято.

Некоторым учителям казалось, что одного дня репетиций будет недостаточно и для того, чтобы закрепить желательное поведение, нужна как минимум неделя. Многие также считали, что к самым отъявленным нарушителям придется применять строгие меры.

Наступила среда – день репетиции. Из местной газеты действительно прислали молодого журналиста и фотографа, которые должны были сделать репортаж об этом историческом событии. Учителя чувствовали, что многое могло бы быть и лучше, однако в целом репетиция прошла вполне успешно.

Кроме того, ученикам удалось поддерживать порядок при входе и выходе из школы все оставшиеся дни этой недели и всю следующую. Если кто-нибудь забывал, о чем все договорились, ему тактично напоминали об этом, а главное – о предстоящем празднике.

Три недели спустя в газете появилась внушительная статья на полполосы, где рассказывалось о проекте и о том, как все, включая родителей и местных торговцев, приняли участие в организации великолепного праздника.

Через два года, когда Каролине довелось вновь пообщаться с некоторыми из педагогов этой школы, она узнала, что Children’s Joy объединили с другой, более крупной школой и дела у них идут хорошо. Им удалось достичь больших успехов в вовлечении родителей в школьную жизнь; а кроме того, благодаря статье в газете местные чиновники обратили на школу внимание и увеличили ее финансирование. Сейчас в ней почти 500 учеников.

Дети осваивают новые навыки

Эту историю нам рассказали Нил Каэр и Барбара Робинсон, работающие по программе поддержки семей в маленьком курортном городке Йеппун в Квинсленде, на восточном побережье Австралии. Нил и Барбара предложили пятерым мальчикам в возрасте от 9 до 11 лет принять участие в проекте освоения навыков. Все согласились. Этот рассказ служит иллюстрацией того, как при использовании освоения навыков в группе дети могут поддерживать друг друга.

Нил и Барбара начали свой проект с того, что пригласили на встречу родителей и учителей мальчиков, чтобы обсудить с ними, какими навыками детям нужно овладеть в первую очередь.

После этого были организованы встречи с каждым из мальчиков и их родителями для открытого обсуждения. Каждому из детей нужно было объяснить, какой навык, по мнению взрослых, ему нужно освоить, чтобы преодолеть существующие поведенческие проблемы, и какие преимущества это ему даст. Все пятеро мальчиков активно участвовали в дискуссии и с готовностью согласились обучаться тому, что им предложили.

У Лайама были большие сложности в школе. Из-за проблемного поведения его несколько раз отстраняли от занятий. Он никогда не выполнял задания полностью, и из-за этого у него были неприятности и дома. Было решено, что Лайам должен научиться до конца выполнять полученные задания. Он назвал свой навык «Умение рыбы».

Зак из-за сложной ситуации в семье на долгое время попал к приемным родителям. Когда его родная семья воссоединилась, у Зака начались серьезные конфликты с младшим братом, и их мать обратилась за помощью к специалистам программы. Зак должен был научиться контролировать свое недовольство младшим братом, овладев умением «Рука помощи». В это умение, которое предложила для Зака его учительница, должны были быть включены разные техники самоконтроля, в том числе дружеский разговор, отважный разговор, игнорирование, уход, а если ни одна не помогает – то обращение за помощью к родителям. Сам Зак назвал его «Умение Тобиаса».

Литэн, мать которого была инвалидом, жил с бабушкой и дедушкой. Он был очень умным мальчиком, но при этом всегда и во всем стремился быть первым, и из-за этого у него было много проблем в школе и дома. Например, в школе он очень часто отвечал на вопросы, перебивая других. Ему нужно было научиться давать другим возможность проявлять себя и даже время от времени быть впереди. Его навык получил название «Умение черепахи».

Калеба уже несколько раз отстраняли от занятий. Он был застенчив, с трудом мог общаться в группе и страдал общей тревожностью. Было решено, что ему нужно научиться увереннее выражать свое мнение в присутствии других. Калеб, который искренне хотел овладеть новым навыком, решил назвать его «Умение лошади».

Блейк некоторое время прожил со своей бабушкой и недавно вернулся в родительский дом. После этого у него начались конфликты с другими детьми в семье, в том числе и с применением физической силы. Он согласился научиться контролировать свой гнев, используя принцип «руки помощи». Он назвал свой навык «Умение розовой пантеры».

После этого пятеро мальчиков в течение семи недель встречались с Нилом и Барбарой раз в неделю. На первой встрече они обсуждали те навыки, которыми уже овладели ранее, и то, как им это удалось. Так, например, Зак рассказал, как он научился ездить на скутере. Это привело к разговору о том, что ему пришлось сделать, чтобы овладеть таким сложным навыком, и может ли он воспользоваться своим опытом для того, чтобы научиться контролировать свой гнев по отношению к брату.

Кроме этого, они обсудили, почему для них так важно овладеть выбранными умениями. Именно здесь был нужен групповой подход, потому что дети помогали друг другу увидеть преимущества, которые каждый из них мог бы получить.

Все мальчики захотели, чтобы их поддерживали учителя и родные. Как ни странно, только один из них захотел видеть в числе своих помощников школьного товарища. В это время в школе читал лекции Блэйр Льюис, в прошлом профессиональный баскетболист. Мальчики попросили его стать помощником для них всех.

Каждому нужно было выбрать животное-покровителя, которое помогало бы ему в освоении навыка. Среди выбранных животных оказались орел, скорпион и пантера. Животные-покровители много значили для мальчиков: они долго и вдумчиво выбирали их, рисовали, украшали свои рисунки и гордо повесили их на стену. Животные-покровители были для них источниками вдохновения и символами их собственной внутренней силы. Во время групповых дискуссий мальчики часто говорили о них.

Все с удовольствием проинформировали родных, друзей и учителей о тех навыках, которые они собирались освоить. Они сказали даже, что были бы рады, если бы об их проекте написали в газете. Нил и Барбара пообещали связаться с местными журналистами и узнать, возможно ли это.

Чтобы овладеть умением, каждый из мальчиков составил план практических занятий. Лайам тренировался завершать задания, выделив определенное время дня для выполнения домашней работы. Зак каждый день практиковал со своими братьями и сестрами умение руки помощи. Литэн овладевал умением черепахи, стараясь не выкрикивать в классе ответы, даже когда знал их. Калеб старался выработать в себе уверенность, поднимая руку в классе и спрашивая у учителя о новом задании после того, как выполнял предыдущее. Он тренировался также и по субботам, когда отправлялся в магазин и беседовал с продавцом, покупая мороженое для всей семьи. Блейк, который, как и Зак, осваивал умение руки помощи, очень старался найти способы сдерживать свой гнев в различных ситуациях дома и в школе.

Когда после начала проекта прошло три недели, в школу пришел Блэйр Льюис, чтобы рассказать о своей баскетбольной карьере, о том, как он ставил себе определенные цели, и о том, насколько для их достижения важны постоянные тренировки. Мальчики обсуждали то, что говорил Блэйр о важности тренировок и о том, как снова вернуться на правильный путь в случае ошибок. Они поняли, что, если они вновь начнут вести себя по-старому, следует воспринимать это как незначительные отклонения от правильного курса и как можно быстрее возвращаться к нему.

Через месяц мальчики начали обдумывать, как они будут праздновать успех в овладении своими умениями. Они хотели организовать праздник с шоколадным тортом, ванильным мороженым, конфетами, жареной курицей и другими лакомствами. Они изготавливали украшения, репетировали свои выступления и разослали приглашения родителям, учителям, друзьям и своему новому герою Блэйру Льюису.

Праздник удался на славу. Всего на нем собралось 36 человек, включая Блэйра Льюиса. Все наслаждались большим шоколадным тортом, на котором глазурью были написаны имена всех мальчиков. Героям дня вручили сертификаты об успешном завершении программы освоения навыков, и каждый поблагодарил тех, кто его поддерживал. Одна мама говорила о том, что программа положительно повлияла не только на ее сына, но и на остальных членов семьи. Кульминацией события стал момент, когда Блэйр подписал всем мальчикам рабочие тетради.

Нил и Барбара попросили у родителей разрешения на публикацию в местной газете статьи, посвященной проекту. Все дали добро, и через некоторое время в газете действительно появилась заметка с заголовком «Дети осваивают новые навыки». Статья сопровождалась фотографией пяти улыбающихся мальчишек вместе с Нилом и Барбарой. В ней говорилось:

Калеб, Блейк, Захария и Лайам входили в группу из пяти мальчиков в возрасте от 9 до 11 лет, которые приняли участие в семинедельной программе. К ней также были подключены группы поддержки, состоявшие из родных, друзей и школьных учителей, которые помогали им в процессе. Мальчики учились решать свои проблемы, каждый день тренируя необходимые навыки разными способами – в том числе с применением ролевых игр и других веселых занятий. В конце программы был запланирован и организован праздник в честь достигнутых ребятами успехов. Мы попросили участников первого проекта освоения навыков прокомментировать то, что происходило с ними, и их ответами было «Здорово!», «Весело!» и «Потрясающе!».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.027 с.)