Согласие на овладение навыком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласие на овладение навыком



Освоение навыков работает лучше всего, если ребенок сам решает, каким умением ему хотелось бы овладеть. Естественно, у родителей, учителей и других взрослых всегда есть свои соображения на этот счет, но чтобы ребенок успешно осваивал умение, необходимо, чтобы он сам согласился с тем, что оно ему необходимо.

Чтобы прийти с ребенком к соглашению по поводу нужного навыка, вы можете или спросить об этом у него самого, или выдвинуть собственные предложения для обсуждения. Если вы решили начать с выяснения предпочтений ребенка, вы можете спросить: «Есть ли что-нибудь сложное, что ты хотел бы научиться делать или в чем хотел бы добиться успеха?» А если вы хотите для начала сами предложить ребенку возможный вариант для рассмотрения, то можете сказать так: «Мне (или нам) хотелось бы, чтобы ты научился (или научился лучше)…»

Дети обычно более-менее осознают, в чем их слабости, и поэтому часто сами знают, что им необходимо освоить или усовершенствовать. «Мне нужно научиться не забывать делать домашнее задание» или «Мне нужно научиться смирно сидеть на уроке», – так может ответить ученик учителю, если тот спросит, какие навыки ему необходимы. Мотивация к овладению навыком обычно сильнее, если инициатива исходит от самого ребенка, а не от взрослых.

С другой стороны, дети, особенно младшего возраста, хорошо реагируют на предложения своих родителей или педагогов: «Дорогой, мама с папой считают, что ты уже достаточно большой для того, чтобы спать всю ночь в своей кроватке. Нам хотелось бы, чтобы ты научился этому, и мы можем сделать это с помощью освоения навыков». У родителей и учителей есть право открыто говорить детям о своих ожиданиях.

Повысить вероятность того, что ребенок согласится овладевать умением, можно различными способами. Например, сделать освоение навыков групповым процессом, в котором все члены семьи или все дети в классе будут обучаться чему-то. Дети обычно не возражают против обучения, если тем же самым заняты все остальные. Кроме того, они лучше воспринимают предложения, сделанные им, если они исходят не от кого-то одного, а от «нас». «Мы – твоя мама, твой папа и я (учительница ребенка) – говорили о тебе, и мы думаем, что для тебя было бы важно научиться…» Еще один способ добиться согласия – дать ребенку возможность высказать все, что он думает по поводу умения, которое ему необходимо: «Мы считаем, что эти умения будут для тебя полезными. А ты как думаешь? Какому из них для тебя важнее всего научиться? А может быть, есть что-то еще более важное для тебя? А с точки зрения твоих друзей, какой навык тебе не мешало бы освоить?»

Исследование преимуществ навыка

Один из главных источников мотивации к обучению навыкам – это понимание преимуществ, которые это даст. «Что ты получишь благодаря этому?», «Почему для тебя важно научиться этому?», «Что хорошего будет в том, что ты сможешь это делать?», «Почему другим людям хотелось бы, чтобы ты это освоил?» – такие вопросы можно обсудить с ребенком, чтобы он лучше осознал пользу, которую принесет ему овладение умением.

Родители, друзья и другие люди из окружения ребенка могут помочь ему увидеть преимущества, о которых он сам мог и не подумать. Перечисляя преимущества навыка, важно отмечать не только те, что имеют смысл с точки зрения взрослых, но и те, что значимы для самого ребенка, например, такие: он будет пользоваться большей популярностью у товарищей или у него будет оставаться больше времени на любимые занятия.

Для того чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, он должен убедиться в том, что дело того стоит, что овладение определенным умением будет полезно и ему, и окружающим. А близкие ребенка могут помочь ему разглядеть, в чем заключается эта польза.

Обозначение навыка

Договорившись с ребенком о том, каким умением он будет овладевать, попросите его придумать для этого умения название. Оно может быть описательным, забавным и даже парадоксальным. В общем, любым, какое только понравится ребенку. Определяя навык одним или несколькими словами, дети как бы устанавливают свое право на него и с большей готовностью приступают к его освоению. Поэтому так важно, чтобы ребенок сам дал навыку название, которое нравилось бы ему и которым он мог бы гордиться. Следующий отрывок из публикации Ханса Классона, педагога, сотрудничающего с несколькими школами в шведском городе Харносанд, дает нам пример того, как ребенок придумывает название навыку.

– Так в чем же ты хочешь стать лучше? – спросил Ханс у Стефана, который пришел к нему.

– Я хочу научиться весь день оставаться в классе, – ответил Стефан.

– Оставаться в классе? – переспросил Ханс.

– Меня все время выгоняют из класса, и мне это не нравится, – объяснил Стефан.

– И как же можно назвать это умение, которому ты хочешь научиться, – умение оставаться весь день в классе?

– Трехногая лошадь, – не задумываясь ответил Стефан.

– Трехногая лошадь! Какое интересное название. Как ты такое придумал? – спросил Ханс.

– Знаете, трехногая лошадь сидит на месте. Она не очень-то может бегать туда-сюда. Вот этому мне и надо научиться.

Но если на этом этапе ребенку не удается придумать название для навыка, не огорчайтесь. На следующей ступени освоения навыков мы найдем «существо силы», которое будет помогать ребенку осваивать навык. И после этого вы обнаружите, что название навыка появилось само по себе.

Выбор «существа силы»

Предложите ребенку выбрать «существо силы», которое сможет помогать ему в обучении. Оно может быть каким угодно – от животного до героя мультфильма, от вымышленного друга до супергероя. Например, это может быть тигр, Покемон, Человек-паук, знаменитый футболист Марадона и т. д. Это существо – символ внутренней силы ребенка, и его можно по-разному использовать в процессе работы по методике освоения навыков. Существо силы может навести ребенка на мысль, как тренировать навык; оно может восхищаться его успехами; оно может напоминать ребенку о применении навыка, если он в какой-то момент позабудет о нем, и т. д.

Детям от природы свойственно придумывать невидимых существ, которые помогают им обучаться чему-либо и преодолевать трудности. Многие дети на определенном этапе развития имеют воображаемых друзей, с которыми могут разговаривать и играть и которые помогают им в сложные моменты.

Детям нужна поддержка их существ силы, но также им нужна поддержка реальных людей. И следующая ступень методики освоения навыков посвящена приобретению таких «живых» помощников.

Приглашение союзников

Чтобы ребенок овладел новым умением или усовершенствовал навык, которым он уже в определенной степени владеет, ему нужны поддержка, помощь и одобрение других людей. Пусть ребенок сам решит, кого он хотел бы видеть в качестве своих союзников, но постарайтесь подсказать ему, что это могут быть не только его родители и другие близкие взрослые, но и другие дети – братья и сестры или друзья. После того как ребенок решит, кого он хотел бы включить в свою группу поддержки, этим людям нужно сообщить об этом. Лучше всего, если ребенок сделает это сам. Он может просто пригласить их, а может показать свою рабочую тетрадь и сказать: «Если вы хотите стать моим болельщиком, можете вписать сюда свое имя».

 

Союзники и помощники так важны, потому что они могут всесторонне поддерживать ребенка:

• хвалить его за то, что он решил овладеть определенным умением;

• демонстрировать заинтересованность в его успехах;

• поздравлять его с достижениями;

• предлагать способы освоения навыка;

• напоминать ему о навыке, если нужно;

• отпраздновать с ним вместе, когда навык будет освоен.

 

Дети, как правило, стараются привлечь на свою сторону как можно больше союзников, и когда ребенок просит кого-то поддержать его в процессе овладения навыком, люди обычно бывают рады такому предложению. Однако если проблема достаточно интимного свойства, например энурез или энкопрез, ребенок может предпочесть привлечь к ее решению только самых близких родственников. Мало кто отказывается стать помощником и союзником ребенка, но если такое и случается, то большинство все равно всегда готово откликнуться.

Однако просто составить список группы поддержки недостаточно. Те, кто хочет поддержать ребенка, должны принять участие в составлении плана, как именно они будут помогать ему.

Если подобрать группу поддержки из окружения ребенка сложно, можно попробовать работать с детьми в группе, где все будут поддерживать друг друга, или пригласить в качестве друга-союзника другого ребенка, занимающегося по методике освоения навыков.

Обретение уверенности

Чтобы ребенок старался научиться чему-либо, он должен поверить в то, что способен на это. Дети – от рождения оптимисты. Когда у них спрашивают: «Как ты думаешь, ты этому научишься?» – они обычно отвечают утвердительно, чего бы это ни касалось. Но иногда, если они уже много раз безуспешно пытались что-то сделать, они теряют уверенность в себе. Это приводит к разочарованности и подавленности. Они начинают думать, что с ними что-то не так и что это умение слишком сложно для них.

Чтобы ребенок обрел твердую уверенность в собственных силах, поговорите с ним о возможных основаниях для такой уверенности. Например, спросите у него: «Как ты считаешь, у тебя получится овладеть этим навыком? – а когда он ответит утвердительно, продолжайте: – А что дает тебе такую уверенность?» Еще один вариант – попросите членов группы поддержки говорить ребенку о тех конкретных его качествах, которые убеждают их в том, что он сумеет справиться с поставленной задачей. Оказывается, такая несложная процедура – говорить ребенку, почему вы в нем уверены, – очень помогает ему укрепить веру в собственные силы.

Планирование праздника победы

Один из самых ярких моментов в освоении навыков – это праздник. Дети любят не только сами праздники и вечеринки, они также любят планировать их и готовиться к ним. Работая по методике освоения навыков, мы заранее вовлекаем детей в планирование праздника, посвященного успешному овладению умением.

Например, вы можете спросить ребенка: «Ты хотел бы устроить вместе со своей группой поддержки что-нибудь веселое и интересное, когда овладеешь своим навыком? Может быть, организуем праздник или что-то еще?» Если ребенок демонстрирует интерес к этой идее, вы должны уделить время разработке деталей события, например: «Куда бы ты хотел пойти?», «Кого будем приглашать?», «Какие угощения и напитки ты хотел бы подать на стол?», «Чем бы ты хотел заняться?» или «Хочешь надеть какой-нибудь особенный костюм?»

Идея праздника обычно приводит детей в восторг, но в некоторых случаях, особенно если ребенок уже достаточно взрослый или если проблема, с которой он боролся, из разряда деликатных, он может отказаться праздновать. В таких случаях, как правило, удается найти какую-то альтернативу, например, приятное совместное времяпрепровождение в обществе одних лишь родителей.

Праздник – это дополнительный стимул, который еще больше укрепляет мотивацию ребенка к обучению навыку и применению его на практике. Такой праздник нужно рассматривать не только как награду, но и как важное социальное событие, отмечающее определенный уровень зрелости, достигнутый ребенком. Именно праздник сообщает об этом достижении всему его окружению.

Уточнение элементов навыка

Даже когда ребенок сам утверждает, что ему нужно овладеть каким-то умением, он может не до конца представлять себе, в чем конкретно оно должно заключаться. Поэтому важно проговорить с ним о том, что он будет делать после того, как освоит требуемый навык.

Чтобы методика работала, ребенок должен уметь продемонстрировать, как он будет вести себя или реагировать на определенную ситуацию после того, как овладеет умением. Демонстрация навыка в ходе ролевой игры или в реальной жизни гарантирует, что все заинтересованные лица одинаково понимают, в чем этот навык должен выражаться на практике, а кроме того, это может подсказать, как лучше тренировать его.

Вот примеры того, как вы можете попросить ребенка продемонстрировать свой навык:

• «А можешь показать, как ты отреагируешь на чью-нибудь грубость, когда уже овладеешь нужным навыком?»

• «Давай посмотрим, как ты будешь есть после того, как научишься аккуратно вести себя за столом».

• «Мне хотелось бы увидеть, как ты будешь сосредотачиваться на задании, если одноклассники будут пытаться тебя отвлекать».

• «Покажи мне, что будет, когда ты научишься гордиться тем, что ты сделал, и радоваться этому».

• «Может, покажешь мне “Умение Королевы ногтей”? Мне было бы интересно посмотреть, как ты будешь ухаживать за своими ногтями вместо того, чтобы грызть их».

Информирование окружающих

Детям обычно не хочется, чтобы другие люди знали об их проблемах. Но при этом они обычно не против, если их сверстники и значимые для них взрослые в курсе того, какими умениями они овладевают. Поэтому вполне можно сообщить «широкой общественности» о том, чему в данный момент обучается ребенок.

Таким образом социальное окружение ребенка получит возможность оказывать ему поддержку, демонстрируя свою заинтересованность и подбадривая его. Есть в этом и другой плюс: если из-за существующих проблем у окружающих сложилось негативное мнение о ребенке, то оно изменится, когда они узнают, как он старается научиться вести себя иначе.

Информировать окружающих о происходящем можно с помощью рабочей тетради, показывая ее желающим, или плаката, вывешенного на стене в классе либо прикрепленного к дверце холодильника дома, наконец даже с помощью специальной салфетки, положенной на обеденный стол.

Стоит заметить, что бывают ситуации, когда дети не хотят рассказывать окружающим о приобретаемых навыках. Некоторые соглашаются на то, чтобы о них знали родители, но не друзья, а подростки, наоборот, иногда предпочитают овладевать навыком исключительно при поддержке друзей. Информирование общественности не нужно считать непременным условием – это просто возможность, которую стоит рассмотреть, уважая мнение ребенка на этот счет.

Тренировка навыка

Чтобы ребенок смог развить новое умение или усовершенствовать уже имеющееся, ему необходимо практиковаться, раз за разом применяя его. Иногда придумать способ тренировки социальных и психологических умений оказывается непросто, но дети, как правило, очень изобретательны. К ним как будто сами собой приходят идеи, связанные с ролевыми и прочими играми или упражнениями. Если ребенку сложно самому придумать способ тренировки, вы можете предложить ему какие-то свои варианты.

Разработка напоминаний

В методике освоения навыков понятия рецидива, отката назад или возвращения проблемы заменены понятием «забывание». Суть в том, что в процессе овладения новыми умениями мы иногда временно теряем навык, который осваиваем. Это совершенно естественное явление, и его не нужно воспринимать как рецидив или шаг назад. Лучше рассматривать это просто как временную потерю или «забывание» навыка.

В таком подходе есть определенное преимущество. Мы намеренно используем слово «забывание», чтобы повести разговор о том, как ребенку следует напоминать о его навыке, если он вдруг о нем забудет.

Вместо того чтобы спрашивать ребенка: «Ну а что же мы будем делать, если ты снова …?» – вы спрашиваете у него: «Если ты вдруг забудешь о своем навыке, как мы должны напомнить тебе о нем?» Смысл в том, чтобы вовлечь ребенка в принятие решения о том, как окружающие должны реагировать на эти неизбежные в процессе обучения моменты. Самое главное – не дать ребенку или его родителям впасть в отчаяние и разочароваться, если произойдет временное забывание навыка.

Празднование успеха

Если все согласны с тем, что ребенок освоил навык полностью или в достаточной степени, пора устраивать заранее запланированный праздник. Это своего рода ритуал посвящения и оповещения о том, что теперь ребенок владеет новым умением. Важной частью праздника должно стать выражение ребенком признательности всем, кто поддерживал его в процессе обучения. «Кто помогал тебе овладеть навыком?», «Как они тебе помогли?» и «Как бы ты хотел отблагодарить их?» – вот вопросы, которые вы должны задать ребенку, чтобы помочь ему осознать, какой вклад внесли в его успех окружающие.

Выражение признательности группе поддержки и помощникам – это не просто проявление вежливости. Это обозначение произошедшей в ребенке перемены и возможность продемонстрировать свое уважение тем, кто помогал ему сделать важный шаг в своем развитии.

Если ребенок не сумел освоить навык, возможно, стоит вернуться к девятой ступени и попробовать разбить сложное умение на составляющие и снова обсудить преимущества, которые даст овладение им. Также стоит отвести больше времени на приятные и приносящие удовлетворение тренировки, а также убедиться в том, что взрослые, наиболее тесно контактирующие с ребенком, действительно объединяют свои усилия, чтобы помочь ему в обучении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.026 с.)