Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чудесный визит на дом – мальчик восьми летСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Большинство специалистов, работающих с детьми и их родителями, предпочитают встречаться с ними в привычной обстановке своих кабинетов, где они имеют возможность лучше контролировать ход встречи. Однако порой, особенно в сфере службы защиты детей, профессионалам приходится проводить работу дома у тех семей, которым они стараются помочь. Эффективное общение в домашней обстановке часто бывает непростым из-за разнообразных внешних помех. В таких ситуациях освоение навыков может помочь придать разговору структуру, форму и цель. Следующую историю рассказал Саймон Джексон – служащий государственной благотворительной организации Family Action из английского города Брэдфорд. Здесь показано, как важно тщательно выстроить позитивные взаимоотношения со всеми членами семьи, чтобы добиться доверия, прежде чем знакомить их с освоением навыков. Семья состояла из матери Карен, отца Мартина и шестерых детей, младшему из которых было 11 месяцев. Из-за ряда проблем социальные службы направили эту семью в Family Action. В частности, одна из социальных работниц выражала беспокойство по поводу двух старших мальчиков – восьмилетнего Джеймса и десятилетнего Джона. Саймон пришел к ним с визитом, чтобы выяснить, чем Family Action может помочь. Карен с детьми была дома, а Мартин отсутствовал. Он ушел после того, как на глазах у детей поругался с Карен по поводу употребления алкоголя. Он хотел, чтобы Карен купила ему пива, а та отказалась. В результате в доме царила атмосфера печали и отчаяния. Саймон осознавал, что для семьи он – очередной социальный работник, вмешивающийся в их дела, поэтому решил начать знакомство, попытавшись разбить лед юмором. – О’кей, ребята, – обратился он к детям, – куда мне можно сесть? Могу сесть на пол или вон туда, на сервант, а можете отправить меня в угол или пустить на диван. Благодаря его легкому и располагающему тону все почувствовали себя более непринужденно, а у детей создалось впечатление, что поговорить с ним действительно может быть занятно. Затем Саймон дал Карен возможность рассказать о том, что в тот день произошло у них с Мартином. Они поспорили на тему алкоголя, и в результате Мартин, рассерженный, покинул дом и ушел к своей матери. Саймон выслушал историю Карен и похвалил ее за то, что она в первую очередь заботится о детях и не позволяет Мартину пить дома.
Работница соцслужбы рассказывала о Карен, что та все время кричит на своих детей, но Саймон увидел ситуацию иначе. Для него Карен была матерью, которая действительно склонна повышать голос, разговаривая с детьми, но когда вокруг тебя шесть активных мальчишек и девчонок младше десяти лет, то это, скорее, просто попытка быть услышанной и внести хоть какой-то порядок в царящий вокруг хаос. Членов семьи заранее предупредили о том, что Саймон собирается уделить основное внимание Джеймсу, поэтому они не удивились, когда он завел разговор о нем. – Мне теперь нужна ваша помощь, – обратился ко всем Саймон. – Мы ведь никогда до этого не встречались с Джеймсом, и мне хотелось бы побольше узнать о нем. Можете рассказать мне что-нибудь, чего я не знаю? Все, что угодно, но главное – рассказывайте мне только о том, что у Джеймса хорошо получается, в чем он действительно молодец. – Это сложно сказать, – быстро ответила мать, – потому что он все время меня провоцирует. Он путается у меня под ногами, спорит, не делает то, что я прошу, и все такое. – Об этом тоже стоит поговорить, но все-таки вспомните, что у Джеймса хорошо получается, – настаивал Саймон. – Что-то совсем другое, не то, что он путается у вас под ногами или спорит. Может быть, что-то, что заставляет вас посмеяться? – Ну, иногда он озорничает, но беззлобно, просто весело и остроумно. – А, так значит, он может быть веселым и остроумным! И что случается, когда он так себя ведет? – Мы все смеемся. И учителя в школе его любят. – Это прекрасно, Джеймс! Учителя в школе тебя любят. Послушай, просто для того, чтобы помочь мне запомнить все вещи, которые у тебя хорошо получаются, можно, я запишу их? Саймон записывал все, что ему говорили, и список успехов Джеймса все удлинялся. Карен рассказала, что Джеймс может прекрасно убраться в доме и свою комнату всегда содержит в порядке. Что удивительно, Джон, когда ему задали тот же вопрос, сказал, что Джеймс хорошо учится. Саймон был в замешательстве. – Но мне говорили, что у него в школе одни проблемы. Это уже не так? – поинтересовался он. – У него были проблемы в прошлом году, но теперь все гораздо лучше, – объяснила мать. – Все его учителя говорят, что он стал лучше учиться и меньше ссориться с другими ребятами.
Саймон повторил все записанные им хорошие качества Джеймса, не упустив ничего, а затем продолжил: – Я хотел бы спросить всех вас, как семью, об одной последней вещи, которая удается Джеймсу. Есть что-то такое, что действительно выделяется на фоне всего того, о чем вы говорили? – Поведение, – ответила мать. – Он действительно очень хорошо себя ведет. – Поведение? – переспросил Саймон. – Значит, он особенно отличается поведением? – Да, он в последнее время стал гораздо лучше. Я им горжусь. Его учителя говорят, что в школе он стал вести себя совершенно по-другому, и дома я тоже замечаю перемены. – Итак, получается, что ты сильно изменился, как дома, так и в школе, – сказал Саймон Джеймсу. – Как тебе это удалось? – Я просто больше не хочу проблем. Я хочу, чтобы мама была довольна. – Значит, ты стараешься не попадать в неприятности. А что еще изменилось в школе? – Когда другие ребята меня заводят, я просто ухожу и не вступаю с ними в конфликты. – Значит, ты не ввязываешься в неприятности и не ссоришься ни с кем. Знаешь, что я скажу тебе, Джеймс: я бы хотел, чтобы ты был рядом со мной, когда я встречаюсь с другими детьми. Ты замечательно мыслишь. После этого Саймон вновь обратился к матери: – Чтобы мне было легче все это себе представить, попробуйте оценить поведение Джеймса по шкале от одного до десяти, где «10» будет означать, что Джеймс – идеальный ребенок, вообще без всяких проблем. Я знаю, что дети не бывают идеальными, но пусть наша «десятка» будет максимально приближена к этому. Противоположный конец шкалы – «единица», которая означает самое худшее поведение в мире, когда все плохо и у Джеймса сплошные проблемы. Саймон нарисовал шкалу на листе бумаги и продолжил: – Давайте представим себе поведение Джеймса в школе за предыдущий год. Где было бы его поведение на этой шкале? – Я бы сказала, на «единице», – ответила мать. – А теперь, если учесть все, в чем он хорош, например, его остроумие, хорошие отзывы о нем учителей, помощь по дому и то, что он делает что нужно и не ввязывается в ссоры, – как он сам сказал, «не желая больше проблем»? Мама на несколько секунд задумалась, а потом сказала: – «Шесть». Да, точно, «шесть». Он поднялся от «одного» до «шести», и я им очень горжусь. – Да ну?! – изумился Саймон, поворачиваясь к Джеймсу. – То есть вы говорите мне, что всего за несколько месяцев ты поднялся от «единицы» до «шестерки»?! Это поразительное достижение! Здесь Саймон решил наконец сказать о том, что должно быть какое-то умение, которым Джеймс мог бы овладеть, чтобы ситуация стала еще лучше. – Сейчас поведение Джеймса на «шестерке», – сказал он, – и это просто фантастика. Мне интересно, а мог бы он сделать что-то, чтобы поднять его до «семи»? Это может быть все что угодно – необязательно что-то глобальное, просто что-то такое, что он мог бы еще изменить к лучшему. – Ну, он мог бы перестать перебивать других в разговоре, – сказала мать. – Он все время поступает так дома, и учителя говорят, что в школе тоже. – Вот видите, сразу возникла идея, что может помочь Джеймсу подняться от «шести» до «семи». А что он должен сделать, чтобы перестать перебивать людей? – Просто этого не делать, не перебивать все время, – ответила мать.
– Иногда перестать что-то делать бывает очень трудно. Поэтому для Джеймса может быть полезным делать что-то другое вместо того, чтобы просто прекратить поступать, как раньше. – Я не понимаю, что вы имеете в виду, – смущенно сказала мать. Саймон объяснил Карен, что детям легче научиться делать что-то правильное, вместо того чтобы перестать делать что-то неправильное, и сказал: – Давайте подумаем вместе: если проблема в перебивании собеседника, что может Джеймс научиться делать вместо этого, что могло бы помочь ему не перебивать? – Он может лучше слушать, что говорит мама или рассказывает учитель, – сказал Джон. – Значит, вместо того чтобы перебивать, он может научиться делать что? – переспросил Саймон у Джона. – Лучше слушать, – ответил Джон. – Это действительно очень, очень хорошая мысль! Вместо того чтобы перебивать, Джеймс может постараться лучше слушать собеседника и здесь, дома, и в школе. Что скажете, Карен? – Да, он может постараться прислушиваться к другим, – согласилась Карен. – Джеймс, а ты что об этом думаешь? Джон считает, что ты можешь лучше слушать, и твоя мама с этим согласна. Хочешь попробовать научиться лучше прислушиваться к тому, что говорят другие? – Мне вообще не нравится перебивать, – объяснил Джеймс. – Я сам не знаю, почему я это делаю. Саймон попытался убедить Джеймса в том, что вовсе не обязательно знать причину своего поведения. Главное – постараться научиться вести себя по-другому. Он сказал: – Знаешь что, Джеймс? Мне кажется, нам и незачем знать, откуда это берется. Давай не будем мучиться, разбираясь, почему ты так поступаешь, а просто начнем учиться лучше слушать. Джеймс согласился с ним. Затем нужно было дать этому навыку название. – Знаешь, – начал объяснять Саймон, – если мы все время будем называть это обучением новому умению лучше слушать людей, это будет очень утомительно, так что, может быть, лучше дать этому навыку какое-нибудь крутое название? Ты можешь что-нибудь придумать, Джеймс? Джеймс начал рассуждать вслух, перебирая разные варианты. Его мама и братья с сестрами тоже высказывали свои предложения. В конце концов Джеймс уверенно заявил, что хочет назвать этот навык «Умение “порше”». Нет смысла объяснять, что «порше» – это его любимая марка автомобиля и синоним настоящей «крутизны». После этого настало время рассказать Джеймсу о существе силы. – Джеймс, кроме крутого названия для своего умения ты должен теперь выбрать кого-то, кто будет помогать тебе освоить его. Это может быть кто угодно – например, супергерой, или животное вроде кошки или собаки, или даже вымышленное существо вроде дракона. Выбери существо, которое помогало бы тебе каким-нибудь образом.
Джеймсу было сложно придумать, что же за существо силы могло бы помочь ему. Карен попыталась внести несколько своих предложений, но Саймон хотел, чтобы Джеймс придумал это сам. – Придумать себе существо силы и правда бывает очень сложно, – объяснил он. – Трудно выбрать кого-то одного из множества вариантов. В общем, если ты хочешь, чтобы это было не одно существо, такое тоже возможно, но есть один способ выбрать. Хочешь попробовать? Джеймс кивнул. – Хорошо, тогда просто закрой глаза, – начал Саймон, – и представь себе, что ты увяз в глубокой яме с грязью. Ты там уже очень давно, и тебе кажется, что выбраться невозможно – чем больше ты пытаешься, тем глубже увязаешь. Ты уже готов сдаться и остаться в этой яме навсегда, но тут вдалеке ты видишь что-то, приближающееся к тебе… Видишь, Джеймс? Оно все ближе и ближе, и ты понимаешь, что это твое существо силы идет тебе на помощь, чтобы вытащить тебя из грязи. Рассмотри его своим мысленным взором. Какое оно? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Это животное? У него есть ноги, и если есть, то сколько? О’кей, Джеймс, сейчас я скажу тебе открыть глаза, и как только ты это сделаешь, ты скажешь нам, кого ты увидел. Приготовься. Раз, два, три! Открой глаза и скажи нам, кто это был. – Бык! – воскликнул Джеймс, открывая глаза. – Бык?! Замечательно! Почему тебе пришло такое в голову? – Не знаю, наверное, потому, что быки сильные. – Мне кажется, могучий бык в качестве существа силы – это прекрасная идея. Можешь рассказать нам, какой он? – А можно нарисовать? – спросил Джеймс. Саймон дал ему бумагу, и Саймон нарисовал быка. – Если хочешь, можешь дать ему имя, – предложил Саймон, когда Джеймс закончил. – Можешь назвать свое существо силы, как тебе хочется. Джеймс немного подумал и решил, что он будет называть его «Бык Карен и Мартина» – по именам своих родителей. Саймон подумал, что для Джеймса особенно важным было включить таким образом в проект своего отца. Чтобы поговорить с Джеймсом о преимуществах навыка, Саймон решил использовать идею машины времени. – Мне кажется, Джеймс, что ты здорово придумал навык «порше» и быка. Но есть еще кое-что, о чем тебе надо подумать. Может, тебе это покажется немного странным, но это… – Саймон понизил голос, – …машина времени! Знаешь, что это такое? – Это как Тардис? – спросил Джеймс, имея в виду популярную британскую детскую телепрограмму «Доктор Кто». В этой программе Тардис – это машина времени, которая выглядит как полицейская будка 1950-х гг. и позволяет доктору Кто перемещаться в прошлое или будущее. – Ну да, что-то вроде того, – сказал Саймон, – но это твоя собственная машина времени. Она может переместить тебя, куда ты захочешь. Вначале давай отправимся на шесть недель вперед. Ты уже шесть недель осваиваешь навык «порше», и у тебя хорошо получается – и дома, и в школе. Ты больше никого не перебиваешь, а просто слушаешь, что говорят другие. И вот ты вышел из машины времени через шесть недель, и что же изменилось?
– Я никого не перебиваю? – спросил Джеймс. – Да. И когда ты не перебиваешь, что ты вместо этого делаешь? – Я ничего не говорю, когда говорит учительница или еще кто-то. – Да, ты не разговариваешь, но если твой навык «порше» заработал, то что ты должен делать? – Слушать на уроке. – Если ты лучше слушаешь и не перебиваешь, что будут думать о тебе твои учителя? – Они не будут сердиться на меня, и им не придется все время просить меня замолчать. – Значит, они станут лучше к тебе относиться. А еще? – Меня не будут выгонять из класса или отправлять к директору, и ребята не будут на меня злиться и все такое. – Мне кажется, с навыком «порше» школа в будущем станет для тебя гораздо более приятным местом. Если это действительно так, как ты будешь относиться к школе? – Мне будет больше там нравиться, и у меня появится больше друзей. – Карен, а вы как думаете, что произойдет с Джеймсом в этой школе будущего с навыком «порше»? – У него будут лучше оценки, и он не будет так раздражать учителей. Они и сейчас его любят, но полюбят еще больше. Прежде чем встреча завершилась, Саймон решил еще поговорить о празднике. – Джеймс, мне кажется, мы сегодня очень хорошо поговорили. Ты здорово придумал про навык «порше», и мне очень понравилась твоя картинка с быком. Я уже понял, что ты вполне способен научиться лучше слушать людей. Ведь ты сегодня прекрасно меня слушал и совершенно не перебивал. Как у тебя это получилось? – Не знаю. Мне просто очень хочется научиться. Вот и все, – ответил Джеймс. – Это все потому, что если он захочет, он все может, – добавила Карен. – Слушай, Джеймс, а когда мы закончим нашу работу и ты овладеешь навыком «порше», может быть, устроим какой-нибудь праздник? После этого Саймон обсудил с Джеймсом и Карен, каким этот праздник будет. Джеймс предлагал разные варианты, от семейного пикника до купания. В конце концов Карен пришла в голову хорошая идея. – Есть кое-что, что мы всегда хотели сделать, но никогда еще не делали, правда, Джеймс? – сказала она. Джеймс тут же кивнул, и Карен рассказал Саймону, в чем дело. Она объяснила, что Джеймс всегда очень хотел покататься на лошади, но еще ни разу не катался. Саймон сказал, что он знает одного хозяина конюшни, и предложил организовать для Джеймса катание. Джеймс хотел, чтобы и мать, и отец были там с ним и посмотрели, как он скачет на лошади. Мать пообещала, что обязательно пойдет с ним, но сказала, что отец должен будет остаться дома, чтобы присматривать за остальными детьми. Саймон предложил снять это событие на видео и записать на диск, чтобы папа мог потом посмотреть его. Джеймс с огромной радостью согласился на предложение Саймона. Карен придумала кое-что еще. – Так как твой отец не сможет пойти, может быть, потом мы все вместе сходим пообедать? – предложила она. – Давайте пойдем в «Макдоналдс»! – восторженно отозвался Джеймс. – Давай, – согласилась Карен. – Но это будет не просто совместный обед. Если ты докажешь, что овладел своим умением, значит, мы можем ходить всей семьей куда угодно. Саймон был готов завершить свой визит. – Прежде чем уйти, – произнес он, – я хотел бы сказать, что очень впечатлен тем, как вы совместно работали. Я, незнакомый человек, пришел в ваш дом, чтобы поговорить о том, что у вас здесь происходит. Это могло бы быть трудно, потому что сегодня Мартин ушел, но вы прекрасно справились. Особенно меня поразило, как вы, Карен, помогли Джеймсу собрать воедино его проект и понять, как он может овладевать своим навыком «порше». Джеймс, мне действительно будет очень приятно продолжить общение с тобой. Мне очень понравилась твоя идея с навыком «порше», и мне кажется, ты прекрасно представляешь, как им овладеть. Давай встретимся как-нибудь еще раз и решим, что делать дальше. Джеймс согласился, они назначили время следующей встречи. Также в конце этого визита было решено, что Саймон свяжется со школьным персоналом, расскажет учителям Джеймса о навыке «порше» и попросит их оказывать мальчику поддержку в овладении им. Наконец, Саймон тепло попрощался со всеми членами семьи. После этой первой встречи Саймон несколько раз виделся с Джеймсом, они разыгрывали разные ситуации и оттачивали навык «порше». В школе Саймон рассказал о проекте Джеймса классному руководителю, его ассистенту и директору, и все они стали членами группы поддержки мальчика. Когда Саймон вновь пришел в школу через несколько недель, классный руководитель и его ассистент были в полном восторге и рассказали об огромных переменах в поведении Джеймса. Они рассказали, что он стал очень внимательно слушать на уроках, не ссорится с другими детьми, и учить его – одно удовольствие. Благодаря достигнутым успехам ему поручили ответственное дело – следить за чистотой доски. А кроме того, он добровольно вызвался помогать девочке, у которой были проблемы с обучением. Сам Джеймс радостно сообщил Саймону, что не получил ни одного «синего билета» за плохое поведение за всю прошедшую неделю и даже заслужил серебряную медаль, которая дается за 30 «зеленых билетов» за примерное поведение. Отец Джеймса продолжал пить, и дома не все было в порядке. Тем не менее он тоже хвалил Джеймса и говорил, что тот сильно изменился и стал совсем другим ребенком. В награду за это он записал Джеймса в местный клуб игры в крикет, и Джеймс впервые стал представителем своей школы на окружном матче.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.012 с.) |