Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ноосфера и проблема ее параметризацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В чем заключается проблема? Она в следующем: считать ли человечество биологической популяцией и включать ее как вид класса млекопитающих в состав биосферы - и тогда В.И. Вернадский и его эпигоны правы в том, что биосфера переходит в особое свое состояние из-за развития вида Homo sapiens и его главенства в биологической иерархии, где он творит, что ему вздумается. Или человечество составляет особую сферу жизни, антропосферу, равнозначную биосфере и имеющую свои законы существования? Ко второй позиции подталкивает строение поливихря, потоки волн в котором создают 5 +1 разнородных по параметрам секторов бытия. Пять горизонтальных и один вертикальный (осевой) структурных уровня организации материи (СУОМ), различаемые по своему структурному плану и скоростям реагирования. На видимом, вещественном, плане им можно сопоставить Планетно-звезд-ный, Минерально-кристаллический, Растительный, Животный, Гуманоидный и Атомарно-молекулярный (осевой) СУОМ. Каждый СУОМ или сектор бытия Вселенной/Универсума структурно и качественно отличается друг от друга в целом (в первую очередь, по частоте, скорости реагирования и кванту организации). Остановимся на таком аспекте поливихревой системы, касающегося вопроса о ноосфере. В волновой механике различают бегущие и стоячие волны. Стоячие волны возникают на любой периферии, границе, в результате сворачивания бегущих волн данного СУОМ в кольца. Из этих колец, т.е. первичных элементарных частиц, формируется всё многообразие стоячего, т.е. вещественного, мира. Для нашего СУОМ такой элементарной частицей является фотон - свернутая в кольцо бегущая волна электромагнитного поля. Т.о., каждый СУОМ разделяется на два слоя: нижний с паттернами бегущих волн, и верхний из стоячих волн, т.е. из вещества данного СУОМ, подпитываемый нижним слоем. Следовательно, любой целостный объект любого СУОМ (кроме гецена) будет состоять из двуединого симбиоза вещественной составляющей ("тела") и полевой составляющей, энергоинформационной ("души"). Эта "тонкая" энергоинформационная составляющая или энергоинформационный каркас (ЭИК) любой вещественной системы как свернутая пружина или нить тянется от гецена (Я-изначальное) до текущего момента существования (Я-сейчас), создавая "нить судьбы" данной системы. В этой нити судьбы запечатлена (в волновых параметрах) вся эволюция данного объекта, все его переходы с уровня на уровень, с тела в тело, все его предыдущие "жизни". На эту нить судьбы навиваются, "налипают" по принципам подобия и отталкивания все события из внешней среды, создавая "поле судьбы" системы. Можно привести в качестве аналогии дерево: семя (Я-изначальное), дающее росток (Я-монада), ставший потом сердцевиной последующего ствола ("нить судьбы"), годовые кольца наростания (реинкарнационные следы); ветви и листья ("поле судьбы"). И всё это питается как почвой (НЕЧТО), так и воздухом и светом (внешняя среда - планета, космос). Т.о., с позиций поливихревой модели следует разделять вещественный аспект человечества - всю сумму живущих людей и вещественные продукты их жизнедеятельности (социум), и энергоинформационный аспект (полевый) - всю сумму их ЭИК и сопутствующие им порождения. Этот аспект и будем в дальнейшем именовать ноосферой вслед за Тейяр де Шарде-ном [Тейяр, с. 97] и Э. Леруа. Если рассматривать человечество как систему, как создавшее свою сферу обитания - антропосферу, то в такой системе следует выделять не только социум и связанную с ним ноосферу, но и внешнюю среду его обитания - пространство литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы, т.е. ландшафт. Т.о., антропосфера - это социум+ландшафт (вещественный аспект) + ноосфера + сумма ЭИК ландшафта (энергоинформационный аспект), детально рассмотренный в работе Д. Андреева. Как и любой процесс в поливихревой модели, ноосфера должна сепарироваться по своим параметрам на три области - две противоположные и одну срединную, связующую. В терминах разрушения и созидания, добра и зла, света и тьмы, или в параметрах частоты, амплитуды, температуры и т.п. в ноосфере можно выделить божественную сферу (пневматосферу, по П. Флоренскому), демоническую сферу и психосферу (область обычных человеческих душ). Пневматосфере соответствует высокочастотная часть ноосферы, топологически коррелирующаяся с верхними слоями атмосферы, ионосферы, холодом и высокодуховными устремлениями людей. Демоносфере соответствует низкочастотная часть ноосферы, коррелирующаяся с нижними слоями земной коры, с огнем, с низменными страстями людей. Ну, а психосфере соответстует наземная часть планеты, где помещается и "ноосфера" ландшафта. Т.о., вслед за Д. Андреевым и в силу свойств поливихревой модели ноосфера разделяется для своего анализа на три области:1) психосферу, 2) де-моносферу и 3) пневматосферу (от греч. "пневма" - дух). Антропосферу в эволюционном плане можно рассматривать, с одной стороны, как единое целое, а с другой стороны, как ряд ступенек, этапов существования самостоятельных популяций людей - неандертальцев, кроманьонцев, человека разумного и т.п., выполняющих свою самостоятельную миссию на планете. Причем в силу свойств цикла каждый последующий этап короче предыдущего, но интенсивнее его, более структурированный и сложней (разумней). Человечество не является самостоятельной системой. Направленность его развития определяется направленностью развития планеты. Антропосфера есть эволюционный продукт Гу-маноидного сектора бытия. Зададимся вопросом: Зачем планете антропосфера? Зачем на планете возникает человечество (гуманоиды)? Что оно дает планете? Человечество дает планете дополнительную энергию для ее перехода из состояния планеты в состояние звезды. Для своего роста планетам нужна "пища", энергия, волны. На начальной стадии они берут ее из своего Планетно-звездного сектора бытия. Затем маховик поливихря раскручивается, включается Растительный сектор бытия, на планете начинают появляться первые водоросли... Процесс пошел, как говорил М. Горбачев. Затем включается Животный сектор бытия - возникают первые представители животного мира. Возникает живое вещество, которое формирует земную кору, создает породы. Возникает биосфера как система из живого и "неживого" вещества. Кстати, именно В.И. Вернадский первым так рассматривал биосферу, как истинный системщик, правда, стихийно, неосознанно. Задолго до Берталанфи и прочих современных системщиков, типа Ю.А. Урманцева, для которых система - это "множество различных элементов", которые не осознают, что эти элементы д.б. разнородны до полярности как живое и "неживое" вещество! Как пишет академик Б.С. Соколов: "Среди огромного наследия Владимира Ивановича едва ли не центральное место занимает его концепция биосферы... О ней говорят многие, но, я бы сказал, что говорят... не по Вернадскому... Очень часто представления о биосфере сводят к понятию ну если не о живой пленке планеты, то все-таки к той области жизни, которая охватывает земную поверхность, которая проникает в толщу коры и распространяется за пределы Земли до ближайшего космоса включительно. И очень часто понятие биосферы сводят только к этому. Верно ли это? Это абсолютно неверно... концепция биосферы Владимира Ивановича включала не только этот компонент. Другим не менее значительным компонентом биосферной концепции Вернадского - а этим он отличается от всех других -является абиотическая составляющая. единство биотического и абиотического в понятии биосферы" [Соколов, с. 8-9]. Вот именно этого единства в системе разнородных до полярности элементов, объединенных единым генерирующим центром, с единой программой развития и не хватает современным системщикам. Перейдем к рассмотрению ноосферы с позиций Вернадского В.И. Вернадский на основе своего глубокого эмпирического изучения биосферы видел, что она в его время стала подвергаться сильному воздействию со стороны человечества. Что в ней начали происходить необратимые изменения и что человечество, которое он считал частью биосферы, становится единой популяцией и мощной геологической силой по изменению биосферы и планеты в целом. Для обозначения этапа такого перехода биосферы в новое состояние он стал использовать (с 30-х годов) термин "ноосфера", изобретенный французским математиком и философом Э. Леруа. Но такое использование чужого термина было ошибкой и породило неувязки. Ведь Ле-руа совместно с Тейяр де Шарденом создавали термин не для обозначения очередного этапа в развитии биосферы (вещественный аспект), а для обозначения сферы разума, создаваемой человечеством (энергоинформационный аспект). "Вокруг Земли, центра наших усилий, души образуют некий огненный пласт материи, погруженный в Бога" - пишет Тейяр де Шарден в 1926-27 годах в своей "Божественной среде" [Тейяр, с. 97], -аспект, более детально изученный и раскрытый Д. Андреевым. Но и сам В.И. Вернадский был двойственен: с одной стороны он говорил о планетарной роли научной мысли, а для нее нужен носитель - планетарное ментальное поле, а с другой он был нацелен в своих исследованиях на вещество, субстрат, что приземляло его, как и его последователей. Ни Леруа, ни Тейяр де Шарден не включали человечество как вид в состав биосферы, как это делал В.И. Вернадский и другие ученые. Для последних человечество продолжало развитие биосферы. К этому их подталкивал феномен цефализации, открытый Д.Д. Даном. А т.к. человечество к середине 20-го века действительно стало единой популяцией, заселило весь земной шар и приобрело невиданную ранее мощь, сравнимую с геологическими факторами, то, естественно, что этот этап биосферы с человеком следовало выделить особо, дать ему название, и говорить о переходе старого состояния биосферы в новое. Дадим слово самому В.И. Вернадскому. Вот что пишет он в статье "Несколько слов о ноосфере", включенной в монографию [Вернадский, с. 338-346]: "§11. В 1922-1923 гг. на лекциях в Сорбонне в Париже я принял как основу биосферы биогеохимические явления. Часть этих лекций была напечатана в моей книге "Очерки геохимии" [18]. Приняв установленную мною биогеохимическую основу биосферы за исходное, французский математик и философ бергсо-нианец Э. Леруа в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел в 1927 г. понятие "ноосферы" [19] как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом, работающим теперь в Китае [20]" [Вернадский, с. 343]. Т.о., В.И. Вернадский подхватил созданный другими термин и стал интенсивно его использовать. Какое понятие вкладывал он в этот термин? "§13. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней... Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический процесс - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийно геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим" [Вернадский, с. 344]. Как это наивно звучит сегодня! Учитывая эту и другие его работы, можно суммировать, что под ноосферой В.И. Вернадский понимал особое состояние биосферы, к которому ее привела современная человеческая деятельность, усиленная научным знанием, технической мощью и возросшей численностью людей. Эту человеческую деятельность он, вслед за геологом А.П. Павловым, считал мощной геологической силой: "§9. Исходя из геологической роли человека, А.П. Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой. Он правильно подчеркнул, что человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей" [Вернадский, с. 342]. В.И. Вернадский не выделял человечество в особую сферу - в антропосферу. Далее. В.И. Вернадский считал, что переход биосферы в ноосферу должен быть управляем человеком как разумным существом. Как пишет академик АН СССР А.Л. Яншин: "По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему. Человечество стало единым целым. Преобразование средств связи и обмена. Открытие новых источников энергии. Подъем благосостояния трудящихся... Равенство всех людей. Исключение войн из жизни общества" [Яншин, с. 37-38]. Последнее условие, как подчеркивает академик В.П. Казначеев, является важнейшим: "Итак, важнейшее условие перехода биосферы в ноосферу - это прекращение войн и их угрозы." [Казначеев, с. 136]. Последние три предпосылки с позиций 21 века звучат наивно и не выполнимы, а в целом - выглядит эклектично. Т.к. исключить войны из жизни общества невозможно, то, выходит, и перехода биосферы в ноосферу не должно быть!? А.Л. Яншин в своем докладе подчеркивает именно вещественный аспект концепции: "Вот эту-то биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества он и назвал впоследствии "ноосферой"" [Яншин, с. 36]. И далее поясняет: "Подчеркнуть это очень важно, потому что в справочниках, энциклопедиях и в популярной литературе появилось много неверных определений, не соответствующих взглядам В.И. Вернадского" [Яншин, с. 36]. Но, вероятно, соответствующих взглядам на ноосферу создателям термина Э. Леруа и Тейя-ра де Шардена. Ибо сам В.И. Вернадский еще не упорядочил свое понимание термина, не замечал противоречий в своих высказываниях. Но его эпигонам спустя 50 лет уж можно было бы заметить эту эклектику. Ибо эта концепция сегодня "служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы" [Вернадский и современность, с. 5]. А что можно построить на неверном фундаменте? Область знаний о ноосфере получила и новый термин - но-осферология, предложенный Б.И. Козловым в 1993г. "Ноосфе-рология - это направление в современной науке и философии, предметом которого становится осмысление земного шара как продукта сопряженной эволюции неживого, живого и мыслящего вещества" [Буровский, с. 64]. В этой статье А.М. Буровского освещены вкратце все аспекты ноосферологии, с анализом идей не только В.И. Вернадского, но и других авторов. Перейдем к параметризации ноосферы. Основным параметром, характеризующим ноосферу, примем ее напряженность (№1). В качестве единицы измерения, эталона, примем напряженность ноосферы данного измерения Земли, существовавшую 50 тысяч лет назад, когда началось массовое появление кроманьонцев. Назовем эту единицу "кром" в честь кроманьонца и его бога Крома. Перейдем к анализу полученной автором экспертно-эниологическим способом табл. 9. Напряженность ноосферы определялась с 5-ти млн. лет назад и до 5-го
тысячелетия вперед. Кроме напряженности определялись и другие параметры, отраженные в табл.9. Анализируя эту таблицу, отметим следущее. Ноосфера Земли начинает возникать ~3 млн. лет назад и закончит свое существование к началу 4-го тысячелетия нашего времени. Рост напряженности нелинейный, ускоренный, с перерывами (упадками) на границе 13-10 тыс. лет назад и конец 21-22-го веков. Демоносфера растет быстрей пневматосферы и доминирует. Но только до конца 22-го века. С начала 23-го века она резко уменьшается и ее влияние на поведение людей резко падает. Также исчезают производные от демоносферы структуры на вещественном уровне типа государств. 13 тысяч лет назад (до Потопа) Гренландия и Арктида были заселены достаточно плотно. То же ожидается и к концу 3-го тысячелетия. В результате второго перерыва в развитии ноосферы сильно пострадают Ближний Восток, Западная Европа, Северная Африка, Северная и Центральная Америка. К концу 4-го тысячелетия Земля в этом измерении перейдет в состояние Юпитера, а к концу 5-го тысячелетия вспыхнет звездой типа Солнца. Другие измерения на Земле стали возникать в промежутке между 30-20 тыс. лет назад (точнее 26 тыс. лет назад), в эпоху гра-ветта, когда кроманьонцы начали окультуривать растения, овладели прядением и ткачеством [Адовазио], в результате чего значительно выросла роль женщины, и возник матриархат. В настоящее время на Земле существуют 23 измерения, солитонно вложенных друг в друга. Если принять наше измерение (Шаданакар по Д. Андрееву) за №1, то еще 5 измерений имеют гуманоидов (№№3, 7, 10, 12, 20). Ведущее - 7-е. У всех имеется пневматосфе-ра и у двух (№10 и 12) - демоносфера. Такую Землю со всеми измерениями назовем Геюм. На всех 23-х измерениях Геюма существуют биосферы, но в таком развитом виде как у нас существуют лишь в гуманоидных измерениях. Связь (влияние) между измерениями в среднем составляет 1,5%, хотя между нашим и №7 достигает 4%. К настоящему времени на гецене нашей вселенной создано 154 измерения, составляющие в целом наш Универсум. В табл. 10-13 отражена эволюция роли факторов, формирующих поведение человека. Существует целая наука о поведении и
его особенностях в разных средах. На поведение человека, как и любой системы, будут влиять два общих фактора: внешний и внутренний. Внешний фактор для биологической системы можно обозначить как социальный, а внутренний можно разложить на три фактора, учитывая триаду тело-душа-дух: 1) биологический, 2) личностно-душевный и 3) духовный. Наличие духовного фактора означает наличие связи со своей монадой и Я-изначальным, а величина - степень этой связи. Постоянно действующий природный фактор проявляет себя через действие социального и биологического факторов (кроме редких экстремальных случаев) и потому отдельно не выделялся. Социальный и биологический факторы действуют на поведение человека в одном направлении - в сторону его соорганиза-ции в стаю и удовлетворения своего эгоизма. Личностный и духовный действуют в противоположном направлении - в сторону обособленности, индивидуальности. Их соотношение взято как коэффициент поведения (Кп), константа, величина которой выступает как характеристика эволюции поведения человека. При сравнении таблиц видно неуклонное падение роли биологического фактора в эволюционном ряду от рыб к млекопита-ющимся и далее к человеку и такое же падение Кп - от 49 до 1 и даже до десятых долей у таких людей как Христос и Будда. При этом роль личностного фактора неуклонно растет, достигая максимума у "детей индиго", но резко падая у людей типа Христа и Будды за счет роста духовного фактора (72-77%). Социальный фактор тоже неуклонно рос, достигнув максимума в наше время. Но у "детей индиго", как представителей будущей цивилизации, он уменьшается за счет роста личностного или духовного фактора, а у людей переживших озарение он практически исчезает. Духовный фактор тоже эволюционно увеличивается, а при глубоких озарениях и перестройке ЭИК стремится к абсолютному господству, подавляя биологический и личностный и уничтожая социальный фактор. Однако появились личности типа Саи Бабы (бодхисатвы), для которых пришлось ввести еще один фактор -связь с Абсолютом (Вечностью). Творец с его Творением (Вселенной) - это одна из бесчисленных точек, костров света, в бесконечной тьме Вечности, НЕЧТО. Именно связь с Абсолютом дает возможность Саи Бабе творить вещи из ничего. Однако на этом фоне увеличения духовности в человеческом обществе существует и регрессивный процесс для отдельных групп людей с потерей духовных и личностных качеств, который особенно проявился в период распада СССР (на примере Ельцина). Этому благоприятствует и сам государственно-цивилизацинный процесс (ГЦП), который способствует увеличению негативной социальной энергии и переводу ее в нижние слои Земли для усиления ее геодинамической активности. В целом материал таблиц подталкивает к тому, что нужно выделять не только геном - матрицу биологического фактора, но и ноом - матрицу социального фактора, психон - матрицу личностного фактора и монаду - матрицу духовного фактора. Добавим, что после кроманьонца человек эволюционировал не столько биологически, сколько энергоинформационно и правы те антропологи, которые человека после Потопа выделили как Homo sapiens sapiens, как новый вид, т.к. соотношение факторов и Кп изменилось. Но и в эпоху кроманьонца также был перелом, матричная перестройка в его поведении на рубеже -26-25 тысяч лет назад. В этот период, согласно новейшим археологическим открытиям, началось окультуривание растений, появилось огородничество и ткачество, что изменило быт и поведение людей.
КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СРЕДЫ Человечество в своем развитии на планете проходит 4 этапа: 1) этап культуры - самый первый, начиная с появления людей на Земле 3 млн. лет назад и характеризующийся импульсом от ландшафта; 2) на него накладывается этап появления государств после перестройки геодинамического режима планеты 10-12 тыс. лет назад, характеризующийся импульсом с недр планеты; 3) затем этап цивилизаций после появления импульса с небес и зарождения мировых религий 2-2,5 тыс. лет назад; и 4) завершающий этап космизма, зарождающийся сегодня и заканчивающийся в конце 3-го тысячелетия, после того как люди покинут планету. Что есть культура? Согласно И. Гарину, понятие "культура" в современной трактовке впервые использовал С. Пуфендорф в 1684 г. "С. Пуфен-дорф включил в понятие "культура" сумму идей и благ, созданных человеком в процессе научения и преобразования природы (общественные институции, изобретения, технические совершенствования, язык, знания, нравственность). Культура у С. Пу-фендорфа является результатом человеческой деятельности, человеческого общения и человеческих потребностей вообще" [Гарин, с. 496]. Когда возникает человеческая культура? Человеческая культура начинает возникать, формироваться с того момента, как первый человек (гуманоид) взял в руки природный предмет (камень, палку, природный огонь и т.п.) и начал им трансформировать, менять, преобразовывать свою природную среду обитания (ПСО) в искусственную среду обитания (ИСО), тем самым меняя и себя, и свою популяцию. Его орудие труда, примененная технология, эстетика оформления составили триад-ную основу формирующейся культуры. К ней добавилась потом мораль (нравственность), как только он получил результат от своей деятельности и вынужден был делиться им с себе подобными. Т.о., каркас культуры (структурно-каркасная модель -СКМ) имеет четыре элемента: 1) орудие труда; 2) эстетика его оформления; 3) технология деятельности (алгоритм действий); 4) нормы общения и распределения (мораль). Эти элементы располагаются по вершинам тетраэдра. Здесь культура, в первую очередь, - инструмент деятельности, и лишь потом - результат этой деятельности. Возникает культура сначала в материально-вещественной форме, и лишь потом закрепляется в своем отображении, в знако-символьной форме, составляя в дальнейшем неразрывную пару, предметную и семантическую. Но развитие элементов в составляющих этой пары идет как взаимосвязано, так и самостоятельно, независимо друг от друга. Детализируя поливихревую систему культуры, отметим что импульс от людей составляет 60%, отклик от ландшафта (природной среды обитания ПСО) -39,5%, иное -0.5% на первой стадии взаимодействия. Таким образом, культура - это инструмент, которым система согласовывает свои действия с окружающей ее ПСО для своего выживания и расширяет свое влияние, саму себя. Как инструмент, она присуща любой системе: растению -оно преобразует материнскую породу, превращая ее в почву, создавая свой микроклимат вокруг себя; животному - зачатки многих культурных действий человека обнаружены в животном мире; планете и звезде - создающих свои оболочки из вакуума и космического материала. Человек, находясь в планетарной форме своего существования (имея физическое тело, свой биоскафандр из материала планеты), не сознает, что выполняет задачи, которые ставит ему планета по своей культурной адаптации к Космосу. Ведь планеты растут и превращаются в звезды и человека они используют (шире - всю биосферу) как орудие этого преобразования биосферы в ноосферу. Прав И. Гарин, говоря, что "культура коренится в природе... Животные способны к научению, любви, преданности, зачаткам долга. У них есть чувства, сложная система коммуникаций, даже язык... Человеческая культура в принципе могла появиться лишь благодаря наличию ее зародышевых форм в мире животных... Для возникновения человеческой культуры необходимы функциональные эквиваленты, определенные стереотипы в поведении животных и людей" [Гарин, с. 538-539]. И социальная этология это прекрасно подтверждает (термиты, муравьи, птица ткач). Т.о., когда первый человек, взяв камень и начав преобразовывать среду вокруг себя, положив тем самым начало своей человеческой культуре, он не сделал ничего принципиально нового, качественно иного, чем до этого делало растение и животное. Процесс уже был запущен ранее первичным геценом Вселенной (Творцом). Отличие заключалось лишь в скоростях этого процесса, т.е. в его количествах, создающих видимость качества, нового. Суть, т.е. качество (в философском смысле) оставалась одна и та же - адаптация и преобразование системы и среды. Возникшая искусственная среда обитания (ИСО) определяет трансформацию прежних, старых, элементов культуры и, в первую очередь, человека, что вызывает в свою очередь новую трансформацию среды обитания (ПСО и ИСО). Воздействие человека на Мир направляется уже двумя потоками - на постоянное преобразование ПСО в ИСО и преобразование ИСО в ПСО. При этом отметим, что если состав ПСО обедняется, уменьшается, то состав ИСО увеличивается, обогащается. Это свойство противоположной пары, т.е. закон взаимодействия противоположностей, описывается уравнением гиперболы: X х Y = const Т.к. мир систем квантован, то этот переход не затягивается до бесконечности, а также квантован, т.е. конечен, замыкая переход противоположностей в кольцо, цикл, все более мелкого и мелкого размера, которые перекручиваются (в силу сдвига параметров) в ленту Мебиуса. Примерами таких пар будут: натура - культура, мораль - право, религия - церковь, индивид -личность, общество - государство, народ - нация и т.д. Можно выделить пары и с промежуточными членами: человек - род -этнос - человечество, духовность - культура -цивилизация -государство, религиозность - религия -церковь. Детализируя, под культурой понимается квантованно-непрерывный процесс и его результат совместного взаимодействия человека и общества друг с другом и с окружающей природной средой, формирующий на планете: 1) веер расово-этнических типов (РЭТ) внутри вида HOMO; 2) веер культурно-исторических типов (КИТ); 3) веер социально-государственных структур (СГС), создаваемых государственно-цивилизационным процессом. С позиций волновой динамики Мира, культура - двуединый, поливихревой процесс взаимодействия человека с природной средой планеты, человека с человеком, человека с обществом, общества с природной средой. В этом двухспирале-видном диалектическом потоке неизбежных изменений меняются люди, общество, природная среда и сама культура. Каждый последующий цикл культурного процесса включает в себя уже изменённые по сути и форме элементы. В общем виде результатом культуры является трансформация/трансмутация индивида/этноса и среды. Индивид должен трансформироваться с той же скоростью, что и среда обитания, а в конце цикла опережать ее, чтобы выстоять под ударами новой среды, новой волны трансформации, или т.н. "конца света". Кто не меняется, тот вымирает! Взгляд на культуру как на механизм преобразования ПСО в ИСО, неизбежность этого процесса, позволяет уйти от моральной травмы, чувства вины, что мы губим Природу, "разрушаем" ее. Человек и должен разрушать дикую природу, чтобы существовать, чтобы создавать свой мир. Более того! Он и призван планетой для того, чтобы преобразовывать планету, помочь ей перейти в состояние звезды. Планеты растут и превращаются в звезды. Рост массы и разнообразия биосферы однозначно коррелируется с ростом площади поверхности земного шара, активностью тектонических движений. Появление человечества (антропосферы) еще больше ускоряет этот процесс. Человек появляется на заключительной стадии развития планеты перед ее превращением в звезду, помогая (не осознавая) ей в этом. Целостность - фундаментальное свойство культуры. Ее ядро составляют мифология, религия, нравственность (мораль); ее периферию - экономика, наука, техника. Движущей силой культуры является разность потенциалов, т.е. конфликтность. Уровень культуры обусловлен как степенью милосердия ее носителя (что обусловлено степенью связи с Творцом и его конкретной ипостасью), так и степенью свободы мышления человека, его способностью к переоценке ценностей. Культуру часто рассматривают как живой организм. Рассматривая любой живой организм на Вещественном СУОМ (структурном уровне организации материи), нужно учитывать его вещественное тело, энергоинформационное тело, "Я-изна-чальное" (первичный алгоритм, часть гецена Вселенной/Универсума) и среду обитания организма. Все вместе составляет нерасторжимый комплекс. Нацеленность на изучение (выделение только вещественной (внешней, периферической) части этого комплекса приводит к ущербности знаний, технологий, слабой эффективности. Современная человеческая культура пока еще не нацелена на выделение и использование энергетической стороны реальности. В этом ее ущербность. В частном виде результатом культуры является получение новых знаний и технологий для успешной адаптации. Но знания символизируются, формализуются, объективизируются, т.е. становятся застывшими и этим обуславливают детерминистское, объективистское, фаталистическое отношение к миру как к нечто внешнему по отношению к индивиду. Но Мир-то не застыл, он трепещет, вибрирует, постоянно меняется, ускользает от его полученой модели. Возникает разрыв, конфликт, приводящий к стрессам, болезням, умиранию. Ведь истина - это степень соответствия реальности нашему представлению. Чтобы человек успешно выживал в этой реальности, степень соответствия (коэффициент истины - Ки) наших знаний самой реальности должен быть не меньше 97-98%. Чтобы уйти от стрессов, быть "живым", держать Мир "на пульсе", необходимо отказываться от старых знаний и старых стереотипов приобретения знаний. Знание - это запомненный выбор. Старые знания запоминали один вариант из множества выборов. Необходим не единичный, а множественный выбор одновременно, выбор по всем уровням, частотам, параметрам и т.п. Ведь на человека наплывают все новые и новые альтернативы, выборы, -и надо всем им давать жизнь, дорогу. Рассматривая культуру во всем многообразии, выделим ее функции: 1 - установление связи с геценом, т.е. Творцом в его двух ипостасях: положительном (Бог) и отрицательном (Сатана); 2 - социализация родившегося индивида (установление связи с "духом этноса", т.е. включение индивида в данный социум); 3 - установление связи с "духом природы", т.е. адаптация к природной среде обитания (ПСО) для преобразования ее в искусственную среду обитания (ИСО); 4 - установление связи с небесным законом соорганиза-ции (аШа) и следование ему на Земле, т.е. установление норм общения между членами социума и со средой обитания (СО=ПСО+ИСО); 5 - создание инструментально-технологической базы для своей адаптации и выживания (язык, социальные институты, обряды, техника и технологии и т.п.) 6 - добыча, переработка и использование природных ресурсов (вещества, энергии, информации) для повышения/поддержания своего материального благополучия; 7 - трансформация планеты, этноса/человечества, человека в направлении от планетарной формы существования к звездной, а затем и космической (полевой); 8 - ощущать (осознавать) иномерное воздействие Космоса. Эти функции формируют структурные элементы культуры как системы: 1 - общие духовные ценности этноса/индивида, формирующие его самобытность; 2 - сам этнос/индивид как носитель культуры; 3 - среду обитания (СО=ПСО+ИСО); 4 - способ организации жизни этноса/индивида;
5 - инструментарий культуры (символы, обряды, язык, социальные институты, техника); 6 - способы добывания и преобразования ресурсов (охота, рыболовство, скотоводство, земледелие, ремесла и т.д., и т.п.); 7 - полученные знания и технологии; 8 - обратное воздействие СО и Космоса на культуру. Развитие культуры в ее двух аспектах - цивилизационном и знаково-семиотическом - приводит к неизбежному распылению внимания/сознания человека и ослаблению его связи с Творцом, подобно реке в пустыне. Появляется агностицизм и атеизм. И даже сама связь с Творцом зацикливается на одном из аспектов его - либо на только положительном (Бог), либо на отрицательном (Сатана). Возникают противоречия, стрессы, т.е. деформация первично гармоничной картины. Эта деформация связей и есть Зло как таковое. Разрушительный аспект Творца не является злом - он также необходим, как и положительный аспект (Бог). Злом является нарушение гармонизации взаимопереходов между ними. Причем, чем больше свободы выбора (максимум присущ человеку), тем больше возможностей деформации, т.е. Зла. Возвращаясь вновь к культурному процессу, как механизму преобразования организмом себя и своей природной среды, мы видим, что он имеет вид практически бесконечной двухс-пиральной ленты (срез-форма пропеллера), где начало и конец ее теряются, не видны наблюдателю. Это результат двух потоков, идущих от Цели к Субъекту и от Цели к Объекту, на фоне квантованно-непрерывного сдвига параметров, в первую очередь Цели, создающего вращение. Эта форма повторяет форму любого природного процесса - будь то построение генома или форму притока воды в скважину [Архидьяконских]. Поэтому человек, сотворяя культуру, наращивая ее тело, объем, всегда остается частью природы, Мира. Глупые прячутся за скорлупкой культуры, умные используют ее как скафандр для путешествий по Миру. Ведь цель Жизни - жить и радоваться жизни, а значит постоянно меняться - творить новое, расширяя свою ИСО. Этот природно-культурный импульс имел вначале 3 стадии своего проявления: 1) формирование австралопитеков, а затем архантропов -начальный, медленно скользящий, длящийся 2.5 млн. лет; 2) формирование палеотропов (неандертальцев) - длящийся 400 тыс. лет; 3) формирование кроманьонцев с новыми, солнечными душами, длящийся 60-50 тысяч лет (до Потопа). Этот импульс формировал соответствующее отношение к природной среде: уважение, гармонизацию, контактирование с природными силами. Для этой цели выделялись наиболее способные в этом отношении из коллектива люди (священос-лужители). Возникает устойчивая идеология, мифология, обрядовая магия. Рост численности населения и расширяющаяся сфера умерших душ, формирует культ предков, поклонение основателям рода, героям, что требует ответственных за это дело. А всё расширяющаяся социальная деятельность внутри коллектива требует своей регламентации, своих разрешающих и запрещающих правил. Рост численности коллективов и расширение производственных функций приводит к росту, обособлению профессий -и к профессионализму, к стратификации общества. Период присваивания и добывания даров природы неизбежно должен был смениться периодом преобразования самой природы, ее элементов. Период изменений, приручений начался, как известно, с дерева и камня (эпоха палеолита), но затем наступил черед растений - их пытаются выращивать, культивировать -сначала для одежды, быта, затем и для еды. Но это уже требует постоянного места обитания и постоянного жилища. Такая матричная перестройка в сознании и в поведении кроманьонца началась примерно ~ 26-25 тысяч лет назад. В этот период, согласно новейшим археологическим открытиям, началось окультуривание растений, появилось огородничество и ткач<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.023 с.) |