Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ноосфера и проблема ее параметризации

Поиск

 

В чем заключается проблема? Она в следующем: считать ли человечество биологической популяцией и включать ее как вид класса млекопитающих в состав биосферы - и тогда В.И. Вернадский и его эпигоны правы в том, что биосфера переходит в особое свое состояние из-за развития вида Homo sapiens и его главенства в биологической иерархии, где он творит, что ему вздумается. Или человечество составляет особую сферу жизни, антропосферу, равнозначную биосфере и имеющую свои законы существования? Ко второй позиции подталкивает строение поливихря, потоки волн в котором создают 5 +1 разнородных по параметрам секторов бытия. Пять горизонтальных и один вертикальный (осевой) структурных уровня организации материи (СУОМ), различаемые по своему структурному плану и скоростям реагирования. На видимом, вещественном, плане им можно сопоставить Планетно-звезд-ный, Минерально-кристаллический, Растительный, Животный, Гуманоидный и Атомарно-молекулярный (осевой) СУОМ. Каждый СУОМ или сектор бытия Вселенной/Универсума структурно и качественно отличается друг от друга в целом (в первую очередь, по частоте, скорости реагирования и кванту организации).

Остановимся на таком аспекте поливихревой системы, касающегося вопроса о ноосфере. В волновой механике различают бегущие и стоячие волны. Стоячие волны возникают на любой периферии, границе, в результате сворачивания бегущих волн данного СУОМ в кольца. Из этих колец, т.е. первичных элементарных частиц, формируется всё многообразие стоячего, т.е. вещественного, мира. Для нашего СУОМ такой элементарной частицей является фотон - свернутая в кольцо бегущая волна электромагнитного поля. Т.о., каждый СУОМ разделяется на два слоя: нижний с паттернами бегущих волн, и верхний из стоячих волн, т.е. из вещества данного СУОМ, подпитываемый нижним слоем. Следовательно, любой целостный объект любого СУОМ (кроме гецена) будет состоять из двуединого симбиоза вещественной составляющей ("тела") и полевой составляющей, энергоинформационной ("души"). Эта "тонкая" энергоинформационная составляющая или энергоинформационный каркас (ЭИК) любой вещественной системы как свернутая пружина или нить тянется от гецена (Я-изначальное) до текущего момента существования (Я-сейчас), создавая "нить судьбы" данной системы. В этой нити судьбы запечатлена (в волновых параметрах) вся эволюция данного объекта, все его переходы с уровня на уровень, с тела в тело, все его предыдущие "жизни". На эту нить судьбы навиваются, "налипают" по принципам подобия и отталкивания все события из внешней среды, создавая "поле судьбы" системы. Можно привести в качестве аналогии дерево: семя (Я-изначальное), дающее росток (Я-монада), ставший потом сердцевиной последующего ствола ("нить судьбы"), годовые кольца наростания (реинкарнационные следы); ветви и листья ("поле судьбы"). И всё это питается как почвой (НЕЧТО), так и воздухом и светом (внешняя среда - планета, космос). Т.о., с позиций поливихревой модели следует разделять вещественный аспект человечества - всю сумму живущих людей и вещественные продукты их жизнедеятельности (социум), и энергоинформационный аспект (полевый) - всю сумму их ЭИК и сопутствующие им порождения. Этот аспект и будем в дальнейшем именовать ноосферой вслед за Тейяр де Шарде-ном [Тейяр, с. 97] и Э. Леруа.

Если рассматривать человечество как систему, как создавшее свою сферу обитания - антропосферу, то в такой системе следует выделять не только социум и связанную с ним ноосферу, но и внешнюю среду его обитания - пространство литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы, т.е. ландшафт. Т.о., антропосфера - это социум+ландшафт (вещественный аспект) + ноосфера + сумма ЭИК ландшафта (энергоинформационный аспект), детально рассмотренный в работе Д. Андреева. Как и любой процесс в поливихревой модели, ноосфера должна сепарироваться по своим параметрам на три области - две противоположные и одну срединную, связующую. В терминах разрушения и созидания, добра и зла, света и тьмы, или в параметрах частоты, амплитуды, температуры и т.п. в ноосфере можно выделить божественную сферу (пневматосферу, по П. Флоренскому), демоническую сферу и психосферу (область обычных человеческих душ). Пневматосфере соответствует высокочастотная часть ноосферы, топологически коррелирующаяся с верхними слоями атмосферы, ионосферы, холодом и высокодуховными устремлениями людей. Демоносфере соответствует низкочастотная часть ноосферы, коррелирующаяся с нижними слоями земной коры, с огнем, с низменными страстями людей. Ну, а психосфере соответстует наземная часть планеты, где помещается и "ноосфера" ландшафта. Т.о., вслед за Д. Андреевым и в силу свойств поливихревой модели ноосфера разделяется для своего анализа на три области:1) психосферу, 2) де-моносферу и 3) пневматосферу (от греч. "пневма" - дух). Антропосферу в эволюционном плане можно рассматривать, с одной стороны, как единое целое, а с другой стороны, как ряд ступенек, этапов существования самостоятельных популяций людей - неандертальцев, кроманьонцев, человека разумного и т.п., выполняющих свою самостоятельную миссию на планете. Причем в силу свойств цикла каждый последующий этап короче предыдущего, но интенсивнее его, более структурированный и сложней (разумней).

Человечество не является самостоятельной системой. Направленность его развития определяется направленностью развития планеты. Антропосфера есть эволюционный продукт Гу-маноидного сектора бытия. Зададимся вопросом: Зачем планете антропосфера? Зачем на планете возникает человечество (гуманоиды)? Что оно дает планете? Человечество дает планете дополнительную энергию для ее перехода из состояния планеты в состояние звезды. Для своего роста планетам нужна "пища", энергия, волны. На начальной стадии они берут ее из своего Планетно-звездного сектора бытия. Затем маховик поливихря раскручивается, включается Растительный сектор бытия, на планете начинают появляться первые водоросли... Процесс пошел, как говорил М. Горбачев. Затем включается Животный сектор бытия - возникают первые представители животного мира. Возникает живое вещество, которое формирует земную кору, создает породы. Возникает биосфера как система из живого и "неживого" вещества. Кстати, именно В.И. Вернадский первым так рассматривал биосферу, как истинный системщик, правда, стихийно, неосознанно. Задолго до Берталанфи и прочих современных системщиков, типа Ю.А. Урманцева, для которых система - это "множество различных элементов", которые не осознают, что эти элементы д.б. разнородны до полярности как живое и "неживое" вещество! Как пишет академик Б.С. Соколов: "Среди огромного наследия Владимира Ивановича едва ли не центральное место занимает его концепция биосферы... О ней говорят многие, но, я бы сказал, что говорят... не по Вернадскому... Очень часто представления о биосфере сводят к понятию ну если не о живой пленке планеты, то все-таки к той области жизни, которая охватывает земную поверхность, которая проникает в толщу коры и распространяется за пределы Земли до ближайшего космоса включительно. И очень часто понятие биосферы сводят только к этому. Верно ли это? Это абсолютно неверно... концепция биосферы Владимира Ивановича включала не только этот компонент. Другим не менее значительным компонентом биосферной концепции Вернадского - а этим он отличается от всех других -является абиотическая составляющая. единство биотического и абиотического в понятии биосферы" [Соколов, с. 8-9]. Вот именно этого единства в системе разнородных до полярности элементов, объединенных единым генерирующим центром, с единой программой развития и не хватает современным системщикам.

Перейдем к рассмотрению ноосферы с позиций Вернадского В.И. Вернадский на основе своего глубокого эмпирического изучения биосферы видел, что она в его время стала подвергаться сильному воздействию со стороны человечества. Что в ней начали происходить необратимые изменения и что человечество, которое он считал частью биосферы, становится единой популяцией и мощной геологической силой по изменению биосферы и планеты в целом. Для обозначения этапа такого перехода биосферы в новое состояние он стал использовать (с 30-х годов) термин "ноосфера", изобретенный французским математиком и философом Э. Леруа. Но такое использование чужого термина было ошибкой и породило неувязки. Ведь Ле-руа совместно с Тейяр де Шарденом создавали термин не для обозначения очередного этапа в развитии биосферы (вещественный аспект), а для обозначения сферы разума, создаваемой человечеством (энергоинформационный аспект). "Вокруг Земли, центра наших усилий, души образуют некий огненный пласт материи, погруженный в Бога" - пишет Тейяр де Шарден в 1926-27 годах в своей "Божественной среде" [Тейяр, с. 97], -аспект, более детально изученный и раскрытый Д. Андреевым. Но и сам В.И. Вернадский был двойственен: с одной стороны он говорил о планетарной роли научной мысли, а для нее нужен носитель - планетарное ментальное поле, а с другой он был нацелен в своих исследованиях на вещество, субстрат, что приземляло его, как и его последователей.

Ни Леруа, ни Тейяр де Шарден не включали человечество как вид в состав биосферы, как это делал В.И. Вернадский и другие ученые. Для последних человечество продолжало развитие биосферы. К этому их подталкивал феномен цефализации, открытый Д.Д. Даном. А т.к. человечество к середине 20-го века действительно стало единой популяцией, заселило весь земной шар и приобрело невиданную ранее мощь, сравнимую с геологическими факторами, то, естественно, что этот этап биосферы с человеком следовало выделить особо, дать ему название, и говорить о переходе старого состояния биосферы в новое.

Дадим слово самому В.И. Вернадскому. Вот что пишет он в статье "Несколько слов о ноосфере", включенной в монографию [Вернадский, с. 338-346]: "§11. В 1922-1923 гг. на лекциях в Сорбонне в Париже я принял как основу биосферы биогеохимические явления. Часть этих лекций была напечатана в моей книге "Очерки геохимии" [18].

Приняв установленную мною биогеохимическую основу биосферы за исходное, французский математик и философ бергсо-нианец Э. Леруа в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел в 1927 г. понятие "ноосферы" [19] как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом, работающим теперь в Китае [20]" [Вернадский, с. 343].

Т.о., В.И. Вернадский подхватил созданный другими термин и стал интенсивно его использовать. Какое понятие вкладывал он в этот термин?

"§13. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней... Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический процесс - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны.

Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийно геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим" [Вернадский, с. 344]. Как это наивно звучит сегодня!

Учитывая эту и другие его работы, можно суммировать, что под ноосферой В.И. Вернадский понимал особое состояние биосферы, к которому ее привела современная человеческая деятельность, усиленная научным знанием, технической мощью и возросшей численностью людей. Эту человеческую деятельность он, вслед за геологом А.П. Павловым, считал мощной геологической силой: "§9. Исходя из геологической роли человека, А.П. Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой. Он правильно подчеркнул, что человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей" [Вернадский, с. 342]. В.И. Вернадский не выделял человечество в особую сферу - в антропосферу.

Далее. В.И. Вернадский считал, что переход биосферы в ноосферу должен быть управляем человеком как разумным существом. Как пишет академик АН СССР А.Л. Яншин: "По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему.

Человечество стало единым целым.

Преобразование средств связи и обмена.

Открытие новых источников энергии.

Подъем благосостояния трудящихся...

Равенство всех людей.

Исключение войн из жизни общества" [Яншин, с. 37-38].

Последнее условие, как подчеркивает академик В.П. Казначеев, является важнейшим: "Итак, важнейшее условие перехода биосферы в ноосферу - это прекращение войн и их угрозы."

[Казначеев, с. 136]. Последние три предпосылки с позиций 21 века звучат наивно и не выполнимы, а в целом - выглядит эклектично. Т.к. исключить войны из жизни общества невозможно, то, выходит, и перехода биосферы в ноосферу не должно быть!?

А.Л. Яншин в своем докладе подчеркивает именно вещественный аспект концепции: "Вот эту-то биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества он и назвал впоследствии "ноосферой"" [Яншин, с. 36]. И далее поясняет: "Подчеркнуть это очень важно, потому что в справочниках, энциклопедиях и в популярной литературе появилось много неверных определений, не соответствующих взглядам В.И. Вернадского" [Яншин, с. 36]. Но, вероятно, соответствующих взглядам на ноосферу создателям термина Э. Леруа и Тейя-ра де Шардена. Ибо сам В.И. Вернадский еще не упорядочил свое понимание термина, не замечал противоречий в своих высказываниях. Но его эпигонам спустя 50 лет уж можно было бы заметить эту эклектику. Ибо эта концепция сегодня "служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы" [Вернадский и современность, с. 5]. А что можно построить на неверном фундаменте?

Область знаний о ноосфере получила и новый термин - но-осферология, предложенный Б.И. Козловым в 1993г. "Ноосфе-рология - это направление в современной науке и философии, предметом которого становится осмысление земного шара как продукта сопряженной эволюции неживого, живого и мыслящего вещества" [Буровский, с. 64]. В этой статье А.М. Буровского освещены вкратце все аспекты ноосферологии, с анализом идей не только В.И. Вернадского, но и других авторов.

Перейдем к параметризации ноосферы. Основным параметром, характеризующим ноосферу, примем ее напряженность (№1). В качестве единицы измерения, эталона, примем напряженность ноосферы данного измерения Земли, существовавшую 50 тысяч лет назад, когда началось массовое появление кроманьонцев. Назовем эту единицу "кром" в честь кроманьонца и его бога Крома. Перейдем к анализу полученной автором экспертно-эниологическим способом табл. 9. Напряженность ноосферы определялась с 5-ти млн. лет назад и до 5-го

 


 

тысячелетия вперед. Кроме напряженности определялись и другие параметры, отраженные в табл.9. Анализируя эту таблицу, отметим следущее.

Ноосфера Земли начинает возникать ~3 млн. лет назад и закончит свое существование к началу 4-го тысячелетия нашего времени.

Рост напряженности нелинейный, ускоренный, с перерывами (упадками) на границе 13-10 тыс. лет назад и конец 21-22-го веков.

Демоносфера растет быстрей пневматосферы и доминирует. Но только до конца 22-го века. С начала 23-го века она резко уменьшается и ее влияние на поведение людей резко падает. Также исчезают производные от демоносферы структуры на вещественном уровне типа государств.

13 тысяч лет назад (до Потопа) Гренландия и Арктида были заселены достаточно плотно. То же ожидается и к концу 3-го тысячелетия.

В результате второго перерыва в развитии ноосферы сильно пострадают Ближний Восток, Западная Европа, Северная Африка, Северная и Центральная Америка.

К концу 4-го тысячелетия Земля в этом измерении перейдет в состояние Юпитера, а к концу 5-го тысячелетия вспыхнет звездой типа Солнца.

Другие измерения на Земле стали возникать в промежутке между 30-20 тыс. лет назад (точнее 26 тыс. лет назад), в эпоху гра-ветта, когда кроманьонцы начали окультуривать растения, овладели прядением и ткачеством [Адовазио], в результате чего значительно выросла роль женщины, и возник матриархат. В настоящее время на Земле существуют 23 измерения, солитонно вложенных друг в друга. Если принять наше измерение (Шаданакар по Д. Андрееву) за №1, то еще 5 измерений имеют гуманоидов (№№3, 7, 10, 12, 20). Ведущее - 7-е. У всех имеется пневматосфе-ра и у двух (№10 и 12) - демоносфера. Такую Землю со всеми измерениями назовем Геюм. На всех 23-х измерениях Геюма существуют биосферы, но в таком развитом виде как у нас существуют лишь в гуманоидных измерениях. Связь (влияние) между измерениями в среднем составляет 1,5%, хотя между нашим и №7 достигает 4%. К настоящему времени на гецене нашей вселенной создано 154 измерения, составляющие в целом наш Универсум.

В табл. 10-13 отражена эволюция роли факторов, формирующих поведение человека. Существует целая наука о поведении и

 


 


 

его особенностях в разных средах. На поведение человека, как и любой системы, будут влиять два общих фактора: внешний и внутренний. Внешний фактор для биологической системы можно обозначить как социальный, а внутренний можно разложить на три фактора, учитывая триаду тело-душа-дух: 1) биологический, 2) личностно-душевный и 3) духовный. Наличие духовного фактора означает наличие связи со своей монадой и Я-изначальным, а величина - степень этой связи. Постоянно действующий природный фактор проявляет себя через действие социального и биологического факторов (кроме редких экстремальных случаев) и потому отдельно не выделялся. Социальный и биологический факторы действуют на поведение человека в одном направлении - в сторону его соорганиза-ции в стаю и удовлетворения своего эгоизма. Личностный и духовный действуют в противоположном направлении - в сторону обособленности, индивидуальности. Их соотношение взято как коэффициент поведения (Кп), константа, величина которой выступает как характеристика эволюции поведения человека.

При сравнении таблиц видно неуклонное падение роли биологического фактора в эволюционном ряду от рыб к млекопита-ющимся и далее к человеку и такое же падение Кп - от 49 до 1 и даже до десятых долей у таких людей как Христос и Будда. При этом роль личностного фактора неуклонно растет, достигая максимума у "детей индиго", но резко падая у людей типа Христа и Будды за счет роста духовного фактора (72-77%). Социальный фактор тоже неуклонно рос, достигнув максимума в наше время. Но у "детей индиго", как представителей будущей цивилизации, он уменьшается за счет роста личностного или духовного фактора, а у людей переживших озарение он практически исчезает. Духовный фактор тоже эволюционно увеличивается, а при глубоких озарениях и перестройке ЭИК стремится к абсолютному господству, подавляя биологический и личностный и уничтожая социальный фактор. Однако появились личности типа Саи Бабы (бодхисатвы), для которых пришлось ввести еще один фактор -связь с Абсолютом (Вечностью). Творец с его Творением (Вселенной) - это одна из бесчисленных точек, костров света, в бесконечной тьме Вечности, НЕЧТО. Именно связь с Абсолютом дает возможность Саи Бабе творить вещи из ничего.

Однако на этом фоне увеличения духовности в человеческом обществе существует и регрессивный процесс для отдельных групп людей с потерей духовных и личностных качеств, который особенно проявился в период распада СССР (на примере Ельцина). Этому благоприятствует и сам государственно-цивилизацинный процесс (ГЦП), который способствует увеличению негативной социальной энергии и переводу ее в нижние слои Земли для усиления ее геодинамической активности.

В целом материал таблиц подталкивает к тому, что нужно выделять не только геном - матрицу биологического фактора, но и ноом - матрицу социального фактора, психон - матрицу личностного фактора и монаду - матрицу духовного фактора.

Добавим, что после кроманьонца человек эволюционировал не столько биологически, сколько энергоинформационно и правы те антропологи, которые человека после Потопа выделили как Homo sapiens sapiens, как новый вид, т.к. соотношение факторов и Кп изменилось. Но и в эпоху кроманьонца также был перелом, матричная перестройка в его поведении на рубеже -26-25 тысяч лет назад. В этот период, согласно новейшим археологическим открытиям, началось окультуривание растений, появилось огородничество и ткачество, что изменило быт и поведение людей.

 

КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СРЕДЫ

Человечество в своем развитии на планете проходит 4 этапа: 1) этап культуры - самый первый, начиная с появления людей на Земле 3 млн. лет назад и характеризующийся импульсом от ландшафта; 2) на него накладывается этап появления государств после перестройки геодинамического режима планеты 10-12 тыс. лет назад, характеризующийся импульсом с недр планеты; 3) затем этап цивилизаций после появления импульса с небес и зарождения мировых религий 2-2,5 тыс. лет назад; и 4) завершающий этап космизма, зарождающийся сегодня и заканчивающийся в конце 3-го тысячелетия, после того как люди покинут планету.

Что есть культура?

Согласно И. Гарину, понятие "культура" в современной трактовке впервые использовал С. Пуфендорф в 1684 г. "С. Пуфен-дорф включил в понятие "культура" сумму идей и благ, созданных человеком в процессе научения и преобразования природы

(общественные институции, изобретения, технические совершенствования, язык, знания, нравственность). Культура у С. Пу-фендорфа является результатом человеческой деятельности, человеческого общения и человеческих потребностей вообще" [Гарин, с. 496].

Когда возникает человеческая культура? Человеческая культура начинает возникать, формироваться с того момента, как первый человек (гуманоид) взял в руки природный предмет (камень, палку, природный огонь и т.п.) и начал им трансформировать, менять, преобразовывать свою природную среду обитания (ПСО) в искусственную среду обитания (ИСО), тем самым меняя и себя, и свою популяцию. Его орудие труда, примененная технология, эстетика оформления составили триад-ную основу формирующейся культуры. К ней добавилась потом мораль (нравственность), как только он получил результат от своей деятельности и вынужден был делиться им с себе подобными. Т.о., каркас культуры (структурно-каркасная модель -СКМ) имеет четыре элемента: 1) орудие труда; 2) эстетика его оформления; 3) технология деятельности (алгоритм действий); 4) нормы общения и распределения (мораль). Эти элементы располагаются по вершинам тетраэдра.

Здесь культура, в первую очередь, - инструмент деятельности, и лишь потом - результат этой деятельности. Возникает культура сначала в материально-вещественной форме, и лишь потом закрепляется в своем отображении, в знако-символьной форме, составляя в дальнейшем неразрывную пару, предметную и семантическую. Но развитие элементов в составляющих этой пары идет как взаимосвязано, так и самостоятельно, независимо друг от друга. Детализируя поливихревую систему культуры, отметим что импульс от людей составляет 60%, отклик от ландшафта (природной среды обитания ПСО) -39,5%, иное -0.5% на первой стадии взаимодействия.

Таким образом, культура - это инструмент, которым система согласовывает свои действия с окружающей ее ПСО для своего выживания и расширяет свое влияние, саму себя. Как инструмент, она присуща любой системе: растению -оно преобразует материнскую породу, превращая ее в почву, создавая свой микроклимат вокруг себя; животному - зачатки многих культурных действий человека обнаружены в животном мире; планете и звезде - создающих свои оболочки из вакуума и космического материала. Человек, находясь в планетарной форме своего существования (имея физическое тело, свой биоскафандр из материала планеты), не сознает, что выполняет задачи, которые ставит ему планета по своей культурной адаптации к Космосу. Ведь планеты растут и превращаются в звезды и человека они используют (шире - всю биосферу) как орудие этого преобразования биосферы в ноосферу.

Прав И. Гарин, говоря, что "культура коренится в природе... Животные способны к научению, любви, преданности, зачаткам долга. У них есть чувства, сложная система коммуникаций, даже язык... Человеческая культура в принципе могла появиться лишь благодаря наличию ее зародышевых форм в мире животных... Для возникновения человеческой культуры необходимы функциональные эквиваленты, определенные стереотипы в поведении животных и людей" [Гарин, с. 538-539]. И социальная этология это прекрасно подтверждает (термиты, муравьи, птица ткач).

Т.о., когда первый человек, взяв камень и начав преобразовывать среду вокруг себя, положив тем самым начало своей человеческой культуре, он не сделал ничего принципиально нового, качественно иного, чем до этого делало растение и животное. Процесс уже был запущен ранее первичным геценом Вселенной (Творцом). Отличие заключалось лишь в скоростях этого процесса, т.е. в его количествах, создающих видимость качества, нового. Суть, т.е. качество (в философском смысле) оставалась одна и та же - адаптация и преобразование системы и среды.

Возникшая искусственная среда обитания (ИСО) определяет трансформацию прежних, старых, элементов культуры и, в первую очередь, человека, что вызывает в свою очередь новую трансформацию среды обитания (ПСО и ИСО). Воздействие человека на Мир направляется уже двумя потоками - на постоянное преобразование ПСО в ИСО и преобразование ИСО в ПСО. При этом отметим, что если состав ПСО обедняется, уменьшается, то состав ИСО увеличивается, обогащается. Это свойство противоположной пары, т.е. закон взаимодействия противоположностей, описывается уравнением гиперболы: X х Y = const

Т.к. мир систем квантован, то этот переход не затягивается до бесконечности, а также квантован, т.е. конечен, замыкая переход противоположностей в кольцо, цикл, все более мелкого и мелкого размера, которые перекручиваются (в силу сдвига параметров) в ленту Мебиуса. Примерами таких пар будут: натура - культура, мораль - право, религия - церковь, индивид -личность, общество - государство, народ - нация и т.д. Можно выделить пары и с промежуточными членами: человек - род -этнос - человечество, духовность - культура -цивилизация -государство, религиозность - религия -церковь. Детализируя, под культурой понимается квантованно-непрерывный процесс и его результат совместного взаимодействия человека и общества друг с другом и с окружающей природной средой, формирующий на планете: 1) веер расово-этнических типов (РЭТ) внутри вида HOMO; 2) веер культурно-исторических типов (КИТ); 3) веер социально-государственных структур (СГС), создаваемых государственно-цивилизационным процессом. С позиций волновой динамики Мира, культура - двуединый, поливихревой процесс взаимодействия человека с природной средой планеты, человека с человеком, человека с обществом, общества с природной средой. В этом двухспирале-видном диалектическом потоке неизбежных изменений меняются люди, общество, природная среда и сама культура. Каждый последующий цикл культурного процесса включает в себя уже изменённые по сути и форме элементы.

В общем виде результатом культуры является трансформация/трансмутация индивида/этноса и среды. Индивид должен трансформироваться с той же скоростью, что и среда обитания, а в конце цикла опережать ее, чтобы выстоять под ударами новой среды, новой волны трансформации, или т.н. "конца света". Кто не меняется, тот вымирает!

Взгляд на культуру как на механизм преобразования ПСО в ИСО, неизбежность этого процесса, позволяет уйти от моральной травмы, чувства вины, что мы губим Природу, "разрушаем" ее. Человек и должен разрушать дикую природу, чтобы существовать, чтобы создавать свой мир. Более того! Он и призван планетой для того, чтобы преобразовывать планету, помочь ей перейти в состояние звезды. Планеты растут и превращаются в звезды. Рост массы и разнообразия биосферы однозначно коррелируется с ростом площади поверхности земного шара, активностью тектонических движений. Появление человечества (антропосферы) еще больше ускоряет этот процесс. Человек появляется на заключительной стадии развития планеты перед ее превращением в звезду, помогая (не осознавая) ей в этом.

Целостность - фундаментальное свойство культуры. Ее ядро составляют мифология, религия, нравственность (мораль); ее периферию - экономика, наука, техника. Движущей силой культуры является разность потенциалов, т.е. конфликтность. Уровень культуры обусловлен как степенью милосердия ее носителя (что обусловлено степенью связи с Творцом и его конкретной ипостасью), так и степенью свободы мышления человека, его способностью к переоценке ценностей.

Культуру часто рассматривают как живой организм. Рассматривая любой живой организм на Вещественном СУОМ (структурном уровне организации материи), нужно учитывать его вещественное тело, энергоинформационное тело, "Я-изна-чальное" (первичный алгоритм, часть гецена Вселенной/Универсума) и среду обитания организма. Все вместе составляет нерасторжимый комплекс. Нацеленность на изучение (выделение только вещественной (внешней, периферической) части этого комплекса приводит к ущербности знаний, технологий, слабой эффективности. Современная человеческая культура пока еще не нацелена на выделение и использование энергетической стороны реальности. В этом ее ущербность.

В частном виде результатом культуры является получение новых знаний и технологий для успешной адаптации. Но знания символизируются, формализуются, объективизируются, т.е. становятся застывшими и этим обуславливают детерминистское, объективистское, фаталистическое отношение к миру как к нечто внешнему по отношению к индивиду. Но Мир-то не застыл, он трепещет, вибрирует, постоянно меняется, ускользает от его полученой модели. Возникает разрыв, конфликт, приводящий к стрессам, болезням, умиранию. Ведь истина - это степень соответствия реальности нашему представлению. Чтобы человек успешно выживал в этой реальности, степень соответствия (коэффициент истины - Ки) наших знаний самой реальности должен быть не меньше 97-98%. Чтобы уйти от стрессов, быть "живым", держать Мир "на пульсе", необходимо отказываться от старых знаний и старых стереотипов приобретения знаний. Знание - это запомненный выбор. Старые знания запоминали один вариант из множества выборов. Необходим не единичный, а множественный выбор одновременно, выбор по всем уровням, частотам, параметрам и т.п. Ведь на человека наплывают все новые и новые альтернативы, выборы, -и надо всем им давать жизнь, дорогу.

Рассматривая культуру во всем многообразии, выделим ее функции:

1 - установление связи с геценом, т.е. Творцом в его двух ипостасях: положительном (Бог) и отрицательном (Сатана);

2 - социализация родившегося индивида (установление связи с "духом этноса", т.е. включение индивида в данный социум);

3 - установление связи с "духом природы", т.е. адаптация к природной среде обитания (ПСО) для преобразования ее в искусственную среду обитания (ИСО);

4 - установление связи с небесным законом соорганиза-ции (аШа) и следование ему на Земле, т.е. установление норм общения между членами социума и со средой обитания (СО=ПСО+ИСО);

5 - создание инструментально-технологической базы для своей адаптации и выживания (язык, социальные институты, обряды, техника и технологии и т.п.)

6 - добыча, переработка и использование природных ресурсов (вещества, энергии, информации) для повышения/поддержания своего материального благополучия;

7 - трансформация планеты, этноса/человечества, человека в направлении от планетарной формы существования к звездной, а затем и космической (полевой);

8 - ощущать (осознавать) иномерное воздействие Космоса. Эти функции формируют структурные элементы культуры

как системы:

1 - общие духовные ценности этноса/индивида, формирующие его самобытность;

2 - сам этнос/индивид как носитель культуры;

3 - среду обитания (СО=ПСО+ИСО);

4 - способ организации жизни этноса/индивида;

 

5 - инструментарий культуры (символы, обряды, язык, социальные институты, техника);

6 - способы добывания и преобразования ресурсов (охота, рыболовство, скотоводство, земледелие, ремесла и т.д., и т.п.);

7 - полученные знания и технологии;

8 - обратное воздействие СО и Космоса на культуру. Развитие культуры в ее двух аспектах - цивилизационном и

знаково-семиотическом - приводит к неизбежному распылению внимания/сознания человека и ослаблению его связи с Творцом, подобно реке в пустыне. Появляется агностицизм и

атеизм. И даже сама связь с Творцом зацикливается на одном из аспектов его - либо на только положительном (Бог), либо на отрицательном (Сатана). Возникают противоречия, стрессы, т.е. деформация первично гармоничной картины. Эта деформация связей и есть Зло как таковое. Разрушительный аспект Творца не является злом - он также необходим, как и положительный аспект (Бог). Злом является нарушение гармонизации взаимопереходов между ними. Причем, чем больше свободы выбора (максимум присущ человеку), тем больше возможностей деформации, т.е. Зла.

Возвращаясь вновь к культурному процессу, как механизму преобразования организмом себя и своей природной среды, мы видим, что он имеет вид практически бесконечной двухс-пиральной ленты (срез-форма пропеллера), где начало и конец ее теряются, не видны наблюдателю. Это результат двух потоков, идущих от Цели к Субъекту и от Цели к Объекту, на фоне квантованно-непрерывного сдвига параметров, в первую очередь Цели, создающего вращение. Эта форма повторяет форму любого природного процесса - будь то построение генома или форму притока воды в скважину [Архидьяконских]. Поэтому человек, сотворяя культуру, наращивая ее тело, объем, всегда остается частью природы, Мира. Глупые прячутся за скорлупкой культуры, умные используют ее как скафандр для путешествий по Миру. Ведь цель Жизни - жить и радоваться жизни, а значит постоянно меняться - творить новое, расширяя свою ИСО.

Этот природно-культурный импульс имел вначале 3 стадии своего проявления:

1) формирование австралопитеков, а затем архантропов -начальный, медленно скользящий, длящийся 2.5 млн. лет;

2) формирование палеотропов (неандертальцев) - длящийся 400 тыс. лет;

3) формирование кроманьонцев с новыми, солнечными душами, длящийся 60-50 тысяч лет (до Потопа).

Этот импульс формировал соответствующее отношение к природной среде: уважение, гармонизацию, контактирование с природными силами. Для этой цели выделялись наиболее способные в этом отношении из коллектива люди (священос-лужители). Возникает устойчивая идеология, мифология, обрядовая магия. Рост численности населения и расширяющаяся сфера умерших душ, формирует культ предков, поклонение основателям рода, героям, что требует ответственных за это дело. А всё расширяющаяся социальная деятельность внутри коллектива требует своей регламентации, своих разрешающих и запрещающих правил.

Рост численности коллективов и расширение производственных функций приводит к росту, обособлению профессий -и к профессионализму, к стратификации общества. Период присваивания и добывания даров природы неизбежно должен был смениться периодом преобразования самой природы, ее элементов. Период изменений, приручений начался, как известно, с дерева и камня (эпоха палеолита), но затем наступил черед растений - их пытаются выращивать, культивировать -сначала для одежды, быта, затем и для еды. Но это уже требует постоянного места обитания и постоянного жилища. Такая матричная перестройка в сознании и в поведении кроманьонца началась примерно ~ 26-25 тысяч лет назад. В этот период, согласно новейшим археологическим открытиям, началось окультуривание растений, появилось огородничество и ткач<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.023 с.)