Фондирование: сбор и анализ уже существующих фактов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фондирование: сбор и анализ уже существующих фактов



Фондирование, т.е. сбор и анализ уже существующего факта-жа, есть операция формирования исходной модели для разрабатываемой концепции. Исследователь отбирает в "фондах", т.е. в информационном банке данных (ИБД), очерченные "целью" старые данные и тут же частично трансформирует их своей "концепцией", вырывая из старого контекста, сводя их в таблицы, карты, кадастры и пр.

Итак, старые данные на этом этапе уже, как правило, претерпевают:

1) отбор, 2) оценку достоверности, 3) трансформацию, 4) генерализацию (компактивизацию) в соответствии с поставленной целью, 5) систематизацию и 6) обобщение. Уже на этом этапе задействуются "моделирование" и "районирование".

Таким образом, создается предмет исследования (ПИ). Если ОИ - это очерченный "целью" онтос, подвергающийся воздействию исследователя на различных СУОМ (хотя, может быть и частью ЭМ СУОМ), то ПИ - всегда ментально-знаковая семиотическая информационная система, отражающая структуру ОИ, его реакцию на воздействие субъекта исследования, состояние окружающей ОИ среды и др. факторов.

Если исходной модели, полученной в процессе фондирования, достаточно, то проводится "теоретизация", если нет включаются процедуры "проектирования" и "картирования" для набора недостающих эмпирических фактов.

 

КАРТИРОВАНИЕ

 

Под картированием понимается овеществленная, практическая деятельность по воплощению проекта работ в практику и получение параметров и обобщенных характеристик, снятых с ОИ (онтоса) в русле принятой концепции. Это общенаучный метод, существующий в разных науках под своими терми-

 

нами.  

СФМ картирования:

1 - концепция;
2 - эксперимент;
3 - инструментарий;
4 - наблюдение;
5 - опробование;
6 - измерение;
7 - описание.

Ведущим элементом картирования является эксперимент

(экспериментальные работы, включающие не только эксперимент, но и все сопутствующие операции). Цель его - преобразование, изменение или воспроизведение ОИ в состоянии, выбранном исследователем, т.е. создание с помощью аппаратурных средств условий, подтверждающих или опровергающих выводы из проверяемой концепции.

Эксперимент движет науку в сторону инженерии, преобразования окружающей среды, в сторону расширения искусственной среды обитания человека.

Отличие эксперимента от наблюдения заключается в воздействии материальных средств на ОИ, чтобы усилить поток сигналов от ОИ к исследователю и расширить их диапазон. При "наблюдении" воздействие на ОИ принимается незначительным, равным фоновому. "Наблюдение" и "эксперимент -это дуальная пара.

Научный эксперимент как вид деятельности состоит либо в воздействии непосредственно на ОИ с помощью специальных средств, либо в изучении модели ОИ с целью: 1) изоляции ОИ от затемняющих его сущность явлений; 2) многократного воспроизведения хода процесса в фиксированном режиме;

3) планомерных изменений воздействия на ОИ или его модель.

Эксперимент - это средство проверки гипотезы, поиски ответов на вопросы.

Элементы СФМ эксперимента: 1) цель (идея), 2) исследователь, 3) средства, 4) ОИ, 5) материал, 6) методика проведения эксперимента, 7) описание.

Экспериментатор изучает ОИ в возмущенном виде, во время реакции на определенное воздействие. Состояние экспериментатора (если он сам не является средством возмущения как при экстрасенсорных опытах) тоже влияет на ОИ, но оно обычно принимается фоновым. Сюда входят развитость органов чувств оператора, уровень его знаний, характер его мышления и т.п.

При эксперименте ОИ совсем иной, чем при "наблюдении"; эксперимент создал новое состояние природного ОИ, т.е. новый по своим качествам ОИ, чем при наблюдении. Это аналогично отличию кремниевого ножа от кремня-желвака необработанного: субстрат тот же, но форма и свойства - разные.

Экспериментальные средства служат проводником воздействия исследователя на ОИ. Их можно разделить на: 1) приготовительные, 2) изолирующие, 3) воздействующие, 4) регистрирующие и измерительные, 5) усиления и преобразования сигнала (характеристики). Эксперимент можно классифицировать по виду ОИ: физический, биологический, социальный и т.д.; по способу замещения ОИ: прямой или модельный; по условиям проведения: полевой, лабораторный; по цели: поисковый, проверочный, измерительный; по характеру стратегии: пробы и ошибки, черный ящик, замкнутый алгоритм, открытый ящик.

Таким образом, описание эксперимента будет определяться: 1) целью эксперимента; 2) правильным выбором ОИ и/или его заменителя; 3) состоянием (качеством) последних; 4) соответствием ОИ аппаратурных средств; 5) адекватной и ясно осознанной методикой проведения эксперимента и снятия параметров; 6) соответствием экспериментатора эксперименту (чтобы оно было не просто фоновым или, что бывает редко, отрицательным, а положительным, со 100-процентным настроем на успех).

Наблюдение ОИ. Цель наблюдения - качественная характеристика ОИ в целом, создание его невозмущенного "образа", ментальной модели, отражающей целостность и сущность ОИ, внешность и функции его в натуральном виде, т.е. оценка ОИ в кругу его привычных функций и реакций на окружающую среду.

Наблюдение не изменяет ОИ - оно лишь выявляет его реакции на природную среду (если возможно - его структуру при этом). Наблюдение проводится либо для выявления природных свойств ОИ, либо когда до него невозможно добраться с помощью эксперимента (как в астрономии).

Недостатком наблюдения с помощью человеческого организма является ограниченность диапазона возможностей последнего, что компенсируется использованием приборов.

Этапы наблюдения: 1) целевая направленность на ОИ (настройка); 2) созерцание ОИ, расширение диапазона связи с ним; 3) чувственно-ментальное проникновение своим ЭИКЧ в структуру, функции и генезис ОИ.

Наблюдение является противоположностью эксперимента.

Опробование. Наблюдение дополняется опробованием представительных образцов с природного ОИ и их анализом в лабораторных условиях. Это почти то же самое, что и измерительный эксперимент, и так же широко распространено в разных науках, особенно в геологии. Заметим, что "каждое разбиение объекта определяет свою, в общем случае отличную от других возможных, "неоднородность" или "изменчивость". Поэтому нет оснований искать какую-либо единственную "абсолютную" или "природную" неоднородность, не зависящую от того, с какими мерками подходит к изучению окружающего мира исследователь, и от того, каким образом он членит этот мир" [Груза, с. 95].

Качество опробования определяется:

1) разбиением ОИ на ключевые участки, с которых будут отбираться представительные пробы (образцы), соответствием схем разбиения структуре ОИ и принятой цели исследований;

2) способом опробования (точечный, линейный, объемный), характером применяемых средств, условиями опробования;

3) размерами, объемами, состоянием (нарушенное, ненарушенное) образцов, их количеством (выборкой);

4) способом консервации и транспортировки образцов;

5) видом лабораторных работ, методикой их проведения;

6) анализом полученных лабораторных данных, степенью достоверности отражения ими состояния ОИ.

Измерение. Под "измерением" следует понимать "познавательный процесс, заключающийся в сравнении путем физического эксперимента данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения" [Маликов, с. 10].

Цель измерения - охарактеризовать ОИ количественной величиной, т.е. числом. Измерение осуществляется с помощью сравнения выбранного эталона с самим ОИ в соответствующем срезе: по объему, массе, длине и т.д. Происходит перевод непрерывного континуума значений ОИ в дискретный ряд чисел (характеристик). Счет означает одно - однозначное соответствие эталона предметам множества. Предпосылкой количественного различения вещей является их однородность, одинаковость их качества [Маркс, т. 46, ч. 1, с. 117].

При измерении порядок чисел соответствует порядку состояний в ОИ. При этом "весьма существенной частью измерения является построение шкалы, способа, который обеспечивал бы не только определение порядка расположения свойств по степени их интенсивности, но и решение вопроса, во сколько раз одна величина больше другой" [Штофф, с.103].

"Числа и их знаки могут выполнять по крайней мере следующие функции, из которых не все связаны с измерением: 1) быть средствами наименования, своеобразными ярлыками или удобными идентифицирующими метками; 2) быть орудием счета; 3) выступать в качестве знака для обозначения определенного места в упорядоченной системе степеней некоторого свойства; 4) быть средством установления равенства интервалов или разностей; 5) быть знаками, выражающими количественные отношения между качественными, т.е. средствами для выражения величин" [Штофф, с.97].

Собственно пятый пункт и является сущностью измерения. В СФМ измерения входят:

1 - цель: выбор измеряемого качества и набора параметров, его представляющих;

2 - оператор (экспериментатор): интегральная характеристика, учитывающая особенности органов чувств, уровень знаний и культуру оператора, его состояние на период измерения;

3 - измерительное устройство: принцип работы, степень точности, степень вносимого искажения в измеряемое качество, степень соответствия ОИ;

 

4 - объект измерения;

5 - эталон измерения;

6 - процедура измерения: "способ или метод измерения, который представляет собой совокупность практических действий, операций, выполняемых с помощью измерительных приборов, и включает в себя также определенные логические и вычислительные процедуры" [Штофф, с. 102];

7 - запись результата измерения.

Только синтез всех этих семи элементов и создает измерение и позволяет получить измерительную величину. Классическая наука не принимала во внимание состояние оператора и возмущающее воздействие на ОИ измерительного устройства. Но уже квантовая механика столкнулась с этой проблемой. Тем более эти элементы должны учитываться в экстрасенсорике, где зачастую оператор, измерительное устройство и объект исследования выступают в одном лице. На то, что в неявном виде это существовало всегда (прибор - продолжение качеств человека), классическая наука закрывала глаза.

Описание. При описании невозможно избавиться от влияния средств наблюдения на объект наблюдения: чем подробнее описание, тем больше в нем возникает элементов, "событию" не свойственных, деформирующих образ события. Схему описания, его структуру определяет исходный опыт субъекта в виде его исходной модели (картина мира, логическая схема и т.д.), что зауживает образ события. Следовательно, описанием (фильтры выражения + язык) человек неизбежно: а) деформирует, б) сужает образ события, возникающего у человека. К тому же, прежде чем возникнуть образу события, поток сигналов, идущий от события к рецептору человека, также претерпевает ряд изменений на фильтрах настройки человека (см. ниже).

Уже на уровне описания происходит элементарное обобщение - "всякое слово (речь) уже обобщает" [Ленин, т. 29, с. 246], -и включение в определенную понятийно-терминологическую систему через выбор соответствующей исходной модели и принятого языка.

 

РАЙОНИРОВАНИЕ

 

Содержательная сущность районирования рассмотрена на материале геологии, и построена его структурно-функциональная модель с позиций системно-структурного моделирования; охарактеризованы ее элементы.

То, что "районирование" - важнейший раздел наук о Земле, признается всеми. В частности, в геологии на значимость и необходимость районирования впервые обратил внимание А.П. Карпинский. Но, хотя с того времени прошло сто лет, в настоящее время, как констатирует один из крупных специалистов в области тектонического районирования Т.Н. Спижарский, "принципы геологического районирования до сих пор не определены, а методика районирования слабо разработана" [Спи-жарский, с. 6]. На то, что логический анализ сущности и структуры районирования не проведен и методология его осуществляется на подсознательном уровне, указывает и отсутствие в справочной геолого-географической литературе собственно термина "районирование" без конкретизирующих дополнений. Осознание же сущности деятельности (т.е. методология) всегда повышает эффективность этой деятельности. Осознание себя системой (элементом) - это всегда создание своего двойника, дубликата, отображения, фиксирующего "как бы со стороны" ход событий; это то, что называется рефлексией, сознанием.

В каждой проблемной ситуации как закрыто-цикличном процессе ССМ выделяет шесть позиций: 1) фиксирование наличия проблемной ситуации; 2) формулировка проблемы; 3) пути решения проблемы; 4) создание аппарата (модели); 5) его проверка в проблемной ситуации; 6) распространение и повсеместное использование полученного средства в случае его эффективности.

Первая, и отчасти вторая, позиция зафиксированы уже в среде районировщиков. Сформулируем детальней вторую. Проблема районирования заключается в отсутствии осознанного понимания: а) смысловой сущности районирования; б) устройства (механизма, структуры) этой содержательной сущности; в) как проводится районирование, с помощью каких операций, т.е. его методики; г) каковы принципы, методы, язык районирования; д) всеобщей значимости районирования как общенаучного метода. Как следствие этого, отсутствует автоматизированный алгоритм и программа районирования. А для их построения необходим детальный разбор элементов районирования.

Проблему можно считать закрытой, если каждый райони-ровщик сможет четко и определенно ответить на вопросы: 1) зачем проводится РД; 2) что получим в результате; 3) на какой основе (где) проводится РД; 4) как проводится РД 5) кто и чем проводит РД (какими принципами, методами); 6) с помощью чего проводится РД (какие параметры); 7) под каким углом зрения соорганизован исходный материал (параметры) перед вынесением его на основу?

На наш взгляд, основной путь решения проблемы - это создание структурных моделей (СМ) смысловой сущности районирования и раскрытие содержания их элементов. Построение же СМ невозможно без аппарата ССМ, геометрический вариант которого разработан автором. Проанализируем смысловую сущность РД. Вся геологическая деятельность с ОД в практике грубо разбивается на два комплекса: 1) снятие первичной информации (параметров) с ОД и составление первичных карт (моделей) - этот комплекс можно назвать "картирование"; 2) переорганизация "картировочного материала" под заданным углом и получение вторичной информации об ОД, ранее не отмеченной исследователем, - этот комплекс можно именовать "районирование". Под тем или иным именем эти два комплекса выделяются в любой области науки.

Таким образом, районирование - это деятельность исследователя по переорганизации накопленного картировочного материала. А так как районируется не реальный участок Земли, а его модель (в виде карт, цифр, текста и т.д.), то РД в основном выступает как мыследеятельность (по Г.П. Щедровицкому), воплощаемая в знаках.

Приступим к построению СМ районирования. СП должен ориентировать исследователя на выделение в любой системе, в первую очередь, четырех взаимосвязанных аспектов (элементы): 1) субъекта, 2) объекта, 3) цели деятельности, 4) результата. По ССМ четыре элемента создают структурно-каркасную модель (СКМ) первого (элементарного) уровня, имеющую в стационарном типе систем связи между элементами в форме тетраэдра, а в динамическом (процессуальном) типе систем - форму квадрата. Естественно, что такая модель дает грубое отображение изучаемой системы. Учет в стационарном плане функционирования каркаса системы требует введения еще трех элементов: 5) средств деятельности (инструментарий); 6) материала для деятельности; 7) технологии деятельности - для построения СФМ. Семь элементов определяют необходимое и достаточное число для построения СФМ первого уровня стационарного типа систем, имеющей вид пентатетраэдра - компактно замкнутой фигуры из пяти тетраэдров с общим ребром. Она образуется путем "отражения" и "вращения" базового тетраэдра (СКМ).

Рассмотрим выделенные элементы СФМ смысловой сущности деятельности вообще и РД в частности.

"Цель" - срез (плоскость), в котором протекает деятельность субъекта. Это - "осознание" будущего "результата", его формулировка. Цель является внутренним центром системы. "Цель" и "результат", как два центра, создают стержень (главную ось симметрии), вокруг которого группируются и вращаются все остальные элементы системы. В конце развития системы ее центры инвертируют: "цель" уходит внутрь - о ней забывают, а полученный "результат" выходит наружу, становится определяющим.

"Результат" - продукт, определяющий и завершающий деятельность субъекта по отношению к объекту (синтезируя ее). Как двуликий Янус, он выступает в двух ипостасях: сначала он появляется на ментальном энергетическом уровне в виде мыс-леформы - идеи, образа, т.е. цели, - и провоцирует, вызывает деятельность по своему переходу на вещественный (конечный) энергетический уровень, "овеществляясь" в виде готовой продукции. Это - внешний центр системы, завершающий поток энергии, субстрата, информации, идущий от "цели" на все остальные элементы, который, обойдя их, вновь возвращается к своему началу, но в трансформированном, обогащенном виде - в виде "овеществленного" результата. "Овеществленный результат" - это застывший (стоячие волны) поток деятельности.

"Результат" районирования обозначим как "районофикат".

"Субъект" - это активный, ведущий, направляющий элемент в горизонтальном ряду системы, воплощающий в себе процесс реализации "результата". Не обязательно человек - это частный случай. Субъект создает прямой поток энергетических и прочих связей, направленный к "результату", который сразу же раздваивается: одна ветвь потока (чаще ментальная) идет напрямую к "результату", другая (спиралевидная) идет к "результату", обегая вокруг оси "результат-цель" все остальные элементы. "Объект" же в ответ формирует обратный поток (также раздвоенный - линейный и спиралевидный) связей, корректирующий "результат" через "цель". Такие потоки идут от любых элементов системы к ее "результату". Именно наличие этих противоположно направленных потоков, линейных и спиралевидных, структурирующих систему, и придает ей устойчивость (стационарность) и целостность. Система существует до тех пор, пока нормально функционируют эти две контрарные группировки потоков, и разрушается, если один из них исчезает.

В случае теоретической деятельности "субъект" выступает в виде "стиля" мышления и парадигмы исследователя. Это те "очки", шоры, через которые исследователь смотрит на свой "объект".

Парадигмы как "исходные модели" научных дисциплин меняются под влиянием как смены принципов и методов, так и смены стиля мышления. За этими изменениями в ментальной сфере могут стоять изменения в "онтосе", а могут и не стоять! -за счет смены мыслеформ "форма" на "сущность", которые всегда либо дополнительны, либо противоположны друг другу. Если же ученый и открывает "объективные законы", то, как подчеркивает К.М. Бэр, "способ... толкования законов природы зависит от его индивидуальности и степени образованности" [Бэр, с. 370].

Стиль мышления и парадигма (их можно обозначить как метатеория) - всегда наименее осознанный элемент науки. Даже в математике, образце для других наук, это осознание началось лишь с конца ХГХ-начала XX вв. [Нагель, с. 18, 21-23]. В районировании этот процесс начался почти сто лет спустя - в конце XX в. Субъект районирования назовем "районат".

Объект (деятельности) - на что направлена и на чем основана деятельность с целью получения результата, причем ОД в его исходном, первоначальном (до начала деятельности) виде - это как бы пассивный, ведомый элемент системы, противостоящий деятельности и дополняющий "материал". ОД на вещественном уровне обозначим как "онтос", в мыследеятельности -как "исходную модель" (исходное знание). Онтос районирования примем как "районобис", а исходную модель его обозначим как "районда". Районда РД - это топокарта или геолкарта, или карта предшествующего районирования и т.д.

"Оператор" - технология, методика последовательности действий (операций); отвечает на вопрос, как проводится деятельность и высветляется ее сущность. Оператора районирования зафиксируем как "районизацию". Более детально этот элемент рассмотрен ниже.

"Материал" - элементы, трансформирующие объект в направлении результата. На вещественном уровне - это либо элементы снятые с онтоса (отходы, лишние детали с точки зрения цели и т.д.), либо элементы, привнесенные в онтос, либо перераспределенные внутри онтоса, либо все вместе. На ментальном уровне - это либо параметры с онтоса, либо мыслеформы (идеи, образы), снятые с Ментала и добавленные, удаленные, или перераспределенные внутри исходной модели.

Напомним, что деятельность в системе, где субъект - человек, протекает как минимум в четырех энергетических сферах (уровнях), вложенных друг в друга (но не замечающих друг друга, как солитоны, в силу разных спектров собственных колебаний): 1) вещественной, 2) ментальной, 3) эмоциональной и 4) знаковой. Последняя есть промежуточная между первыми тремя. "Знак" - это синтез (пересечение) сфер друг на друга. В знак не входят отображения элементами первых трех сфер самих себя.

Районирование осуществляется в основном в ментальной и знаковой сферах, но в начале и конце РД оно опускается в вещественную сферу, выбирая там районобис и снимая с него "районал" (т.е. материал районирования), - так и воплощая в этой сфере свои "районофикаты".

"Инструментарий" - средства деятельности, орудия труда. На ментальном уровне они составляют две группы: 1) инструмент, куда входят принципы и методы деятельности; 2) "сорти-фикат" - устройство, обеспечивающее преобразование, переорганизацию либо только материала перед вынесением его на объект, либо и материала, и объекта, если они тесно связаны между собой. В сортификат входит вся область знакового моделирования либо часть ее, в частности, язык, а также операции шкалирования и масштабирования.

Обозначим инструментарий районирования как "райони-кум".

Проанализируем детальней "оператор" и "инструментарий". 1. "Оператор" ("районизация").

Так как районирование - это деятельность: а) по переорганизации, б) выполняемая в знаково-информационном плане (пересечение знаковой и информационной (ментальной) сфер), - необходимо отыскать такие логические операции, которые осуществляют переорганизацию ментального материала.

В формальной логике зафиксирован такой диадный набор ментальных операций: 1) анализ - 2) абстрагирование; 3) синтез - 4) обобщение; 5) аналогия (сравнение) [Формальная логика]. Набор из первых операций - парный: анализ проводится через абстрагирование, синтез - через обобщение. Для аналогии пары не хватает. Введем первичный член этой пары и обозначим его "типология". Тогда типология будет осуществляться посредством аналогии (сравнения). Для проведения "анализа-абстрагирования" надо разобрать ОД на части, для проведения "синтеза-обобщения" надо собрать ОД из частей. Но если мы хотим заняться не разборкой-сборкой ОД, а его переорганизацией, то для этого нужно привлечь пару "типология - аналогия".

Дадим определение "типологии". Типология - это логическая операция, сопряженная с анализом и синтезом, осуществляющая преобразование ОД и оценивающая это через сравнение.

Какими и сколькими первичными способами можно осуществить преобразование ОД? Это частично зависит от того, что преобразуется: ОД-организм (система) или ОД-совокупность (множество). Под ОД-организмом понимается функционально связанная целостность (система, единичный объект). Существует лишь пять первичных (не сводимых друг к другу) способов преобразований ОД.

Способы преобразований (не сводимые друг к другу).

А. ОД-организм:

1. Уничтожение - перевод в другой класс на другой структурный уровень (сжечь, расплавить и т.д.).

2. Трансформация-1 - перевод в другой класс, но на том же структурном уровне путем добавления, удаления, изменения частей, но не разборки.

3. Расчленение - перевод в другой класс того же структурного уровня путем разборки на функциональные части.

4. Разрушение - перевод в другой класс того же структурного уровня путем разламывания на нефункциональные (бессмысленные) части.

5. Трансформация-2 - без перевода в другой класс путем незначительного изменения в нем частей - удаления или добавления.

Б. ОД-совокупность:

1. Уничтожение - перевод в другой класс на другом структурном уровне (жечь, расплавить и т.д.).

2. Трансформация-1 - перевод в другой класс, но на том же структурном уровне путем добавления, удаления, изменения предметов.

3. Разложение - без перевода в другой класс на том же структурном уровне путем перераспределения предметов на функционально связанные подразделения.

4. Раскладывание - без перевода в другой класс того же структурного уровня путем перераспределения предметов на нефункциональные (беспорядочные) подразделения.

5. Трансформация-2 - без перевода в другой класс того же структурного уровня путем незначительного изменения, добавления, удаления предметов.

Теория преобразований находится в развитии, и научная мысль двигается в этом направлении как в логико-организационном плане, в виде возникновения Классификационного движения (КД), так и в логико-математическом - создание факторного анализа, кластерного анализа, многомерного шкалирования и т.д.

Относительно серьезно в ОД-совокупности изучен лишь способ "разложения" предметов внутри совокупности на функциональные части при условии, что число и свойства предметов в совокупности не меняются. Здесь выделены процедуры -"объединение" ("группировка") и "деление", - отличающиеся друг от друга по направлению хода преобразования ОД-сово-купности: или "снизу вверх", от частного к общему ("объединение"), или "сверху вниз", от общего к частному ("деление"). Дадим их определения.

"Объединение" - процедура, во время которой преобразуют ОД-совокупности способом "группирования" по заранее выбранным признакам на функционально связанные между собой подразделения предметов, поднимаясь от частных признаков к общим и создавая все более крупные подразделения внутри ОД-совокупности. Группировка производится на основе сравнения наличия-отсутствия признака предмета с подразделяющим признаком.

"Деление" - процедура, во время которой преобразуют ОД-совокупности способом "разложения" по заранее выбранным признакам на функционально связанные между собой подразделения предметов, опускаясь от общих признаков к частным и создавая все более мелкие подразделения внутри ОД-совокуп-ности.

Как в той, так и в другой процедуре перед преобразованием ОД-совокупности надо произвести преобразование набора признаков - выделить степень частности-общности каждого признака для данного ОД.

В учебниках логики и работах по теории классификаций не допускается пересечение подразделений (классов), помещение предмета одновременно в разные классы. Но это верно при условии неизменяемости предмета, его набора признаков. Если же предмет развивается, его набор признаков динамично меняется спустя какое-то время, то естественно, что предмет "плавает" в разных классах и создается пересечение старых классов с новыми. Это характерное свойство пятого способа преобразований ОД-совокупности - "трансформации-2".

Процедуры преобразования ОД-организма изучены еще в меныпей степени. Лишь в 1974 г. основная из них - "расчленение" - была выделена СВ. Мейеном под названием "мероно-мия". Дадим ее определение.

"Расчленение" ("мерономия") - процедура преобразования ОД-организма на функционально взаимосвязанные части путем разбора его. Функциональность набора признаков для разборки здесь уже предопределена самой природой ОД-организ-ма, заложена в присущей ему организованности. В ОД-совокуп-ности эту же функциональность надо угадывать, точнее задавать, тем более что можно соорганизовать ОД-совокупность по множеству функциональных связей (в зависимости от цели). Вот почему классификации одной и той же ОД-совокупности могут резко отличаться у разных исследователей. Тогда как разборка ОД-организма на части осуществляется легко и однозначно, его обратная сборка из ОД-совокупности в ОД-орга-низм трудна, если мы не имеем образа этого ОД-организма -могут появиться "лишние" ("недостающие") детали.

В целом для районирования, точнее районизации, характерны не только процедуры объединения, деления, расчленения, но и почти весь ряд преобразований, в частности "транс-формация-2" с ее процедурами добавления в исходную модель новых признаков, изменения в ней старых признаков и т.д.

Районда (исходная модель районирования) районизирует-ся обычно не по одному признаку, а по целому комплексу, которые, накладываясь друг на друга, расчленяют районду на участки, пересекаемые друг другом. Это является характерной чертой многофакторного районирования. В биогеографическом районировании такие участки называют биотомами, а для общего случая их можно обозначить как сайтомы (от site (англ.) -место, tome (греч.) - разрез, сечение).

Так как они являются аномальными по своим свойствам в силу суммирования действия разнородных факторов, то выделение сайтомов и должно явиться конечной целью районирования.

2. "Инструментарий" ("районикум").

Это наименее изученный и осязаемый элемент исследовательской деятельности. В него входят принципы, методы, язык, символика и процедуры шкалирования исследовательской деятельности.

Принципы и методы взаимооборачиваемы. Они должны раскрывать элементы и систему в целом. Выделим "чистые" принципы:

1) результативность (программность) - деятельность должна выполняться по программе для получения конечного "результата";

2) целенаправленность - деятельность должна проводиться в рамках цели, последовательно, не разбрасываясь, не распыляясь и должна быть доведена до получения конечного результата ("вера в успех");

и принципы, выступающие одновременно и как методы:

3) достаточная группа - для достижения "результата" необходимо лишь достаточное число "материала" (признаков), "оператора" (операций), "инструментария" (принципов и методов);

4) разнородность - для достижения "результата" нужен разнородный набор признаков, операций, методов, стилей;

5) "знак качества" - для достижения "результата" этот достаточный и разнородный набор должен быть качественным, т.е. результативным, приводить к качественному "результату";

6) соответствие (территориальное, функциональное и т.д.) -все элементы системы должны выбираться соответственно результату и друг другу: "исходная модель" должна соответствовать "цели", "материалу"; "инструментарий" - "материалу" и т.д.;

7) соорганизованность - все элементы внутри системы и каждый внутри себя должны быть соорганизованы в соответствии с "целью - результатом" (накручиваться, вращаться вокруг этой оси).

Такой набор системных принципов и методов, которые в то же время являются принципами и методами районирования, строго определен и обусловлен с позиций ССМ, в отличие от набора, принятого авторами монографии "Методы теоретической геологии". Их метод "полной группы" (в отличие от нашего -"достаточной группы") нацеливает исследователя на снятие с ОД как можно большего числа признаков с последующим отбором. Это абсурдно в целом, т.к. число признаков у Од бесконечно, и противоречит их собственному принципу "целевого подхода". Изложенные принципы "активности" (субъекта) и "мо-дельности" (знаний) пусты, не эвристичны, т.к. не выступают в роли "инструментов", ибо "субъект" по природе всегда активен, а наши знания всегда модельны и иными они быть не могут! Если бы авторы ввели "принцип соответствия", то из соответствия структурных моделей систем одинакового типа и уровня уже вытекает принцип (метод) "структурной аналогии", сформулированный еще в древности: "в капле росы отражается весь мир", а также метод "математического изоморфизма": "сходные явления описываются сходной математической формулой" (для взаимодополняющих явлений - отличие в знаке "+" и "-") и т.д.

Выделение же вместо неконструктивного принципа "активности" субъекта принципов "целенаправленности" и "результативности" сразу же ориентирует нашу деятельность не просто на активную, а на результативно направленную, приводит к разделению деятельности на достигшую "результата" и не достигшую его, требует анализа причин и принятия мер.

Применительно к районированию это должно выглядеть так:

1) РД должна быть целевой и давать результат;

2) для достижения результата исходная модель (районат) должна соответствовать цели и достаточным образом быть наполненной;

3) набор признаков должен быть разнороден и достаточен (не менее семи); а также

4) соорганизован ("легендой") перед вынесением на райо-нат.

Отметим, что количество и качество признаков играют большую роль в степени адекватности районофиката первичному ОД (районобису).

Так как с большим числом признаков на карте трудно оперировать, то достаточно ограничиваться семью признаками, разбитыми на 3 - 5 градаций, что дает адекватность ~ 60%.

Если методы "достаточной группы", " разнородности", "знака качества" обращены в основном к "материалу", то методы "соответствия" и "соорганизованности" - в целом к "сортифи-кату": он базируется на них. На их основе "сортификат" исследовательской деятельности: 1) дает название (термин) и определяет символику, 2) разбивает на градации, 3) производит соразмерность между элементами (масштабность, оценка деятельности на каждом этапе.

"Появление слова, - пишет М. Блок, - это всегда значительный факт, даже если сам предмет уже существовал прежде; он отмечает, что наступил решающий период осознания" [Блок, с. 95]. Появление слова означает, что создан знаковый дубликат предмета. Еще раз подчеркнем, что осознание наступает лишь тогда, когда вещь, предмет, процесс, явление, человек создадут свой дубликат, отражение в другом материале (или их множестве), в котором структурные соотношения прообраза (первичной реальности) сохранены.

М. Блок же и предостерегает, что "любой важный термин, любой характерный оборот становятся подлинными элементами нашего познания лишь тогда, когда они сопоставлены с их окружением, снова помещены в обиход своей эпохи, среды или автора" [Блок, с. 95].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.071 с.)