Психолого – медико-педагогическое обследование детей с нарушением речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого – медико-педагогическое обследование детей с нарушением речи



Для успешности воспитания и обучения детей с нарушением речи необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с нарушением речи;

• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;

• определить оптимальный педагогический маршрут;

• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с нарушением речи в дошкольном учреждении;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• определить условия воспитания и обучения ребенка;

  • консультировать родителей ребенка.

На основе диагностики выстраивается дальнейшая индивидуально-групповая работа всех специалистов.

Общей целью диагностики является – выявление особенностей развития детей и качественный анализ уровня психологического развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей и на этой основе создание идеальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений у дошкольников с задержкой речевого развития.

        Задачи:

- обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов;

- обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.

Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза в год:

Сентябрь - выявление уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;

январь (срезовая)- выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в процессе образовательной деятельности;

май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.

Проводят диагностику воспитатели, узкие специалисты: диагностику физического и музыкального развития детей проводят инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель, диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, диагностику уровня развития речи проводит учитель-логопед.

Логопедическое обследование детей направлено на проверку:

* состояния уровня звукового анализ и синтеза,

* сформированности фонематического слуха,

* уровня развития словарного запаса,

* состояния слоговой структуры,

* умения строить связные высказывания,

* уровня сформированности грамматического строя речи,

* состояния артикуляционного аппарата и уровня звукопроизношения.

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, экспертная оценка, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций, психологический тест, тестовые задания. Результаты исследований различных областей представляются в виде трех уровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;

средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;

низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.

Или в виде пятибалльной системы (на выбор педагога).

1- Очень низкий уровень

2- Низкий уровень

3- Средний уровень

4- Приближен к норме

5- Норма (высокий уровень)

  Срезовая диагностика в январе проводится с детьми, у которых уровень развития речи ниже возрастной нормы и с детьми, которые редко посещают занятия и оцениваются по следующим критериям: положительная динамика, волнообразная, недостаточная.

Результаты диагностического обследования заносятся в разработанные логопедами ДОУ речевые карты (Речевая карта для детей от 5 до 7 лет).

6.1 Критерии и показатели достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития.

  Компоненты программы   Критерии усвоения Уровни диагностики (В – высокий, С – средний. Н -низкий Методики обследования детей (О.Б. Иншакова, Т.Н.Волковская)
Звуковой анализ слова · Нахождение слова на заданный звук в предложении. · Умение дифференцировать звуки по участию голоса (с – з), по твердости, и мягкости (л – ль), по месту образования (с – ш).

 

В - соответствует возрастной норме.

 

С - допускает негрубые

ошибки

 

Н - допускает грубые ошибки

Методика обследования звукового анализа слова (Левина Р.Е.)
Артикуляционный аппарат Владение навыками артикуляционной моторики. Артикуляционные упражнения (пробы) для губ, нижней челюсти, языка, щек Е.Краузе
Фонематическийслух Показ картинок с заданным звуком Методика логопедического обследования звуковой стороны речи Т.Н. Волковская стр.60 - 84
Слоговая структура слова Правильное оформление слоговой структуры слова. Методика обследования слоговой структуры (Чиркина Г.В.)
Словарь *Определение наличия или отсутствия в активном словаре существительных, обозначающих предметы. Умение называть слова –обобщения. *Определение наличия или отсутствия в активном словаре глаголов, обозначающих действия. *Определение наличия или отсутствия в активном словаре прилагательных, обозначающих признаки предметов (относящихся к лексическим темам). *Определение наличия или отсутствия в активном словаре наречий. *Определение наличия или отсутствия в активном словаре местоимений.   В - соответствует возрастной норме.   С - недостаточный словарный запас.   Н - низкий словарный запас. Задания (1-4) О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда» Обследование словаря стр. 125 - 230
Лексико- грамматический строй речи *Грамматически правильное оформление самостоятельной речи всоответствии с нормами языка(употребление падежных, родовых,числовых категорий). *Владение навыками словообразования (с помощью приставоки суффиксов, существительных отглаголов, прилагательных отсуществительных и глаголов). *Владение навыками употребленияпростых и сложных предлогов. *Использование в самостоятельной речи простых распространенных и сложных предложений.   В - соответствует возрастнойнорме.   С - допускает негрубые аграмматизмы.   Н - допускает грубые аграмматизмы Задания (1-4) О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда» Обследование грамматического строяречи стр. 231 – 268 Т.Н Волковская стр. 46 -56
Звукопроизношение и дифференциация звуков Наличие поставленного звука В - произносит чисто С - допускает ошибки в самостоятельной речи Н - неточное произношение звука: изолированно, в слогах, Задания (1-4) О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда» Обследование звукопроизношения стр. 7 – 58 Логопедический массаж.
Связная речь *Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы. *Владение элементарными навыками пересказа. *Владение навыками диалогической речи. *Умение составлять рассказы – описания, рассказы по серии сюжетных картинок, по картине с элементами усложнения.   В - соответствует возрастной норме.   С – требуется небольшая помощь педагога.   Н - не соответствует возрастной норме. Задания (1-4) О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда» Обследование самостоятельной речи стр. 267 – 278.

Организационный раздел

7  Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (логопедического кабинета)

  Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

Принципы построения развивающей среды в логопедическом кабинете по В.А. Петровскому:

- дистанция, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;

- активность - реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

- стабильность-динамичность среды - направленность условий на изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;

- ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

- эмоциогенность среды - индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;

- эстетическая организация среды - сочетание привычных и неординарных элементов;

- тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

- учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

  Т.О. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета должна быть содержательно - насыщенная, развивающая, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически привлекательная.

Пространство логопедического кабинета организовано в виде условно разграниченных «центров», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).

Средовые ресурсы образовательной интеграции детей с нарушениями речи

Основные группы средовых ресурсов Составляющие отдельных групп средовых ресурсов
Пространственные ресурсы (многофункциональное пространство,  основные маршруты) В пространстве кабинета для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий) традиционно выделяются 3 зоны: - зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и др. упражнения); - зона для групповых (до 6 учеников) занятий – образуется из столов и стульев для детей, настенных досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа; - зона рабочего места учителя-логопеда – состоит из стола логопеда, шкафов для наглядных пособий, книг и др., места для магнитофона, компьютера и пр. Целесообразным является также выделение таких зон, как: - зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т.ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений); - зоны, элементом которой является кушетка, – для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики и пр. Кабинет для логопедических занятий должен отвечать требованиям звукоизоляции и должен хорошо проветриваться (для проведения дыхательной гимнастики).
Предметные ресурсы   (мебель, оборудование, дидактический материал и т.п.)   1. специальная мебель и оборудование: стол возле настенного зеркала с местным освещением, стол для логопеда. 2. аппараты и приборы: магнитофон, диктофон, метроном, видеомагнитофон, магнитофонные кассеты, зеркала ручные и настенное, персональный компьютер, приборы типа АИР, секундомер, песочные часы, экран; 3. медицинский инструментарий и материалы: наборы логопедических зондов и шпателей, вата, бинт, марлевые и бумажные салфетки, дезинфицирующий материал; 4. оборудование для демонстрации: настенные доски (грифельные и магнитные), наборное полотно, ковролинограф. 5. белый и цветной мел, наборы цветных карандашей, ручек, маркеров. 6. дидактический материал: настенная касса букв, настенная слоговая таблица, индивидуальные кассы букв и слогов, звуковые и слоговые схемы слов, различные речевые игры и игры для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, внимания и памяти, мыслительных операций, наглядно-иллюстративный материал для развития устной и письменной речи, игрушки (в том числе звучащие, образные), муляжи, конструкторы, счетный материал, альбомы и другой материал для обследования, книги для чтения, сборники диктантов и др. Используемые пособия должны отвечать техническим и эстетическим требованиям (тексты и иллюстрации должны быть четкими, достаточно крупными). Все пособия должны быть аккуратными и безопасными для детей.
Организационные ресурсы (режимы, дозировки, нагрузки)     Единый речевой режим (как система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков) в образовательном учреждении и семье. Речь логопеда как образец (орфоэпическая правильность, неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, слитность речи, правильное речевое дыхание, опора на гласные звуки). Дозировки учебного, и особенно – речевого и языкового материала – дифференцированно, с учетом характера речевого нарушения и этапа коррекционной работы. Подбор лингвистического материала: коммуникативно-значимого для ученика, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям. Использование в качестве правил, регламентирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения (для детей с заиканием, ОНР и др.).
Социально-психологические ресурсы   (социальные нормы и отношения, установки, стиль общения и др.)   Учитель-логопед взаимодействует не только с ребенком, но и с его семьей («семейная центрированность»), действует в рамках технологии профессионального взаимодействия («междисциплинарность взаимодействия»). Терпеливое, тактичное и доброжелательное отношение учителя-логопеда к ребенку и его родителям (в любых ситуациях общения). Специалист выбирает коммуникативную тональность в процессе консультирования родителей и специалистов-смежников. Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для работы по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей. Важным является формирование у родителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у ребенка (в противоположность неадекватной – недооценки или гиперрефлексии на дефекте).

Методическое обеспечение

Направления деятельности учителя-логопеда   Методическое обеспечение
1 Программно-методическое сопровождение     1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009. 2. М.Е.Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками» - С.-П. 1996. 3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – Екатеринбург, 1998. 4. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. «Дети с ОНР. Воспитание и обучение» - М., 1999. 5. Жукова Н.С. «Формирование устной речи» - М.,1994. 6. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии» -М.1989. 7. Сухарева Э.Л. «Учим играя»,-Ярославль 1992. 8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР». Первый год обучения и второй год обучения, М., 1991. 9. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ»,-М.2003. 10. Граб Л.М. «Тематическое планирование коррекционной работы в логогруппе для детей 5-6 лет», - М.2005.
    Диагностика 11. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», - М.2009. 12. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей» - М.,1994. 13. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму», СПб,2007.
    Коррекция звукопроизношения, автоматизация, дифференциация. 14. Фомичёва М.В. «Воспитание у детей правильного произношения» - М. 1997. 15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» - М.,1998г. 16. Рау Е.Ф., В.И.Рождественская «Смешение звуков речи у детей» - М.1972. 17. В.И. Селиверстов. «Игры в логопедической работе с детьми». - М., 1979. 18. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» - М.1983. 19. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», - М.1991. 20. Новикова Е.В. «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения» - М.2000. 21. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д. «Логопедический массаж»,-М.1999. 22. Лопухина И.С. «Логопедия 550 занимательных игр и упражнений для развития речи»,-М.1996. 23. Лопухина И.С. «Логопедия. Звуки, буквы и слова»,- С.П.1998. 24. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках, - М.2013. 25. Нищева Н.В. «Весёлая артикуляционная гимнастика», - С.Пб,2009. 26. Нищева Н.В. «Весёлая мимическая гимнастика», - С.Пб,2013. 27. Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», - СПб, 2011. 28. Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для девочек», - СПб, 2011. 29. Созонова Н., Куцина Е. «Фонетические рассказы и сказки» в 3ч., Екатеринбург,2009. 30. Созонова Н., Куцина Е. «Стихи для закрепления звуков», Екатеринбург,2009. 31. Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка, Звенелочка», - М.2009. 32. Баскакина И.В., Лынская М.И. «Приключения Л», - М.2009. 33. Баскакина И.В., Лынская М.И. «День рождения Р.», - М.2009. 34. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,-М.2007г. 35. Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», Екатеринбург,1999г. 36. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», М.2005г. 37. Новиковская О. «Весёлая зарядка для язычка», СПб,2009г. 38. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение», СПб, 2009г. 39. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Логопедические упражнения-артикуляционная гимнастика», СПб, 2012г. 40. Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л, Р в игровых упражнениях»,-М.2014г. 41. Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки –Ш, Ж,Ч, Щ, Л-Ль, Р-Рь, С-Сь, З-Зь, Ц,» Ярославль, 1999г.,2003г. 42. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для детей»,- СПб,1996г.
    Коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи 43. Новоторцева Н.В. «Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников» -Ярославль 1994. 44. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей»-Ярославль 1996. 45. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». -М.: просвещение,1988 46. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»,-М.1974. 47. Бочкарёва О.И. «Развитие речи. Старшая группа.» - В.2008. 48. Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду 2-3года», Ярославль, 2008. 49. Белоусова Л.Е. «Весёлые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники»,-С.П. 2003. 50. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи»,- СПб, 2000. 51. Шорыгина Т.А. «Цветы. Какие они?»,-М.2004. 52. Кошлева Г.А. «Развитие речи в д\с», Ярославль 2009. 53. Ткаченко Т.А. «Обогащаем словарный запас», Екатеринбург 2008. 54. Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет», -М.2004. 55. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, 2005.
    Коррекция и развитие связной речи 56. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009. 57. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет.Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009. 58. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет. Сценарии игр и развлечений в летний период»,-М.2011. 59. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»,-М.2003. 60. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Человек»,-М.2003. 61. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной лого-группы по теме «Осень»,-М.2000. 62. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Зима»,-М.2011. 63. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Весна»,-М.2003. 64. Бортникова Е. «Чудо-обучайка» (Читаю, пересказываю, составляем рассказ по серии картинок), Екатеринбург,2012. 65. Созонова Н., Куцина Е. «Рассказы о временах года-осень, зима, весна, лето», Екатеринбург,2009.
  Конспекты коррекционно-образовательной деятельности (комплексные) 66. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» 4-5л.,5-6л.,6-7 лет, М-2008-2009г.
    Коррекция мелкой моторики рук 67. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль,1998. 68. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»,-С.П.1997. 69. Узорова О.В., Нефедова «Игры с пальчиками», - М.2004. 70. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики-развиваем речь. Старшая группа д\с.», - С.П. 2009. 71. Крупенчук О.И. «Ладушки» пальчиковые игры для малышей, СПб,2010г. 72. Егоров В. «Расскажи стихи руками»,- М.,1992г. 73. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками», -М.1998г. 74. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе. Азбука письма. Тренируем пальчики.» - М.2000г.
  Коррекция просодической стороны речи и логоритмика 75.  «Считалки, скороговорки»,-М.1999. 76. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»,-М.2004. 77. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»,-М.2004. 78. Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика», -М.,1998. 79. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников». Ярославль, 2008г. 80. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки», СПб 2009г. 81.  Анисимова Г.И. «Логопедическая ритмика» в 3-х ч., Ярославль 2007г.
  Подготовка детей к обучению грамоте в школе 82. Новоторцева Н.В. «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» - Ярославль 1998 83. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе –обучение грамоте детей с нарушениями речи»,-М.1999. 84. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе- 1,2,3 период». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009. 85. Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников», М.-1999. 86. Козырева Л.М. «Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет», -М.,2007. 87. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет»,-М.2003. 88. Ванюхина Г. «Речецветик», -Екатеринбург,1993г. 89. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Раздаточные таблицы» и «Я учусь говорить и читать»,-М.2012г. 90. Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно», СПб,1996г.
  Профилактика дисграфии 91. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» - С.П.1995. 92. Гольдин З.Д.,Колидзей Э.А. «Азбука-загадка»
  Формирование психических процессов 93. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?»,-М.1996. 94. «Загадки», М.-2005 95. Серия тетрадей «Умный малыш», г.Киров (Противоположности, Логические задачи, Классификация, Найди, что не подходит и др.) 96. Земцова О.Н. интеллектуальное развитие детей «Грамотейка» 2-3г.,3-4г.,4-5л.,5-6лет, - М.2009г.
  Словари 97. Понятийно-терминологический словарь логопеда под ред. В.И. Селиверстова,- М.1997. 98. Дефектология. Словарь – справочник под ред. Пузанова Б.П.,-М.1996.

Список литературы

1. Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа, Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режимаработы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155

· Конституция Российской Федерации. 12.12.1993, с учетом поправок, внесенным Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008.

· Конвенция о правах ребенка 13.06.1990 №1559-1

· Конвенция о защите прав человека и основных свобод измененная и дополненная протоколами №11 и №14 в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов №№ 4, 6, 7,12 и 13.

· Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010г №436-ФЗ

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.:Сфера,2007

3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников» – М., 1990.

4. Журнал “Логопед”

5. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-тпедагогических комиссиях. — М., 1985.

6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

7. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста //Дефектология. – 2003.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

9. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993.

10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

11.Поваляева М.А. «Справочник логопеда». Ростов-на-Дону, 2002.

12.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного

возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.

13.Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6 лет», «Дневник воспитателя логопедической группы». М., 2002.

14.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009.

15.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993.

16.Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. -М.:Просвещение,1988

Приложение

Планирование индивидуальной логопедической работы

(нужное отметить +) c ________________________________

1. Формирование правильного звукопроизношения.

Логопедический массаж;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

постановка и коррекция звуков:

группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

губно-губные – П, Б, М + мягк.

губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

Другие __________________________

автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.

2. Формирование фонематического восприятия:

определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

3. Формирование фонематического слуха

4. Работа над слоговой структурой слова.

5. Развитие грамматического строя речи

словообразование;

словоизменение.

6. Развитие лексической стороны речи

расширять предметный словарь;

расширять словарь признаков;

расширять глагольный словарь.

7. Формирование связной речи

формировать умение составлять рассказ по картинке;

формировать умение составлять рассказ по серии картин;

формировать умение составлять пересказ;

формировать умение составлять рассказ - описание.

8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

развивать мелкую и артикуляционную моторику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.069 с.)