Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психолого – медико-педагогическое обследование детей с нарушением речи
Для успешности воспитания и обучения детей с нарушением речи необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с нарушением речи;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с нарушением речи в дошкольном учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка.
На основе диагностики выстраивается дальнейшая индивидуально-групповая работа всех специалистов.
Общей целью диагностики является – выявление особенностей развития детей и качественный анализ уровня психологического развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей и на этой основе создание идеальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений у дошкольников с задержкой речевого развития.
Задачи:
- обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов;
- обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.
Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза в год:
Сентябрь - выявление уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;
январь (срезовая)- выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в процессе образовательной деятельности;
май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.
Проводят диагностику воспитатели, узкие специалисты: диагностику физического и музыкального развития детей проводят инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель, диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, диагностику уровня развития речи проводит учитель-логопед.
Логопедическое обследование детей направлено на проверку:
* состояния уровня звукового анализ и синтеза,
* сформированности фонематического слуха,
* уровня развития словарного запаса,
* состояния слоговой структуры,
* умения строить связные высказывания,
* уровня сформированности грамматического строя речи,
* состояния артикуляционного аппарата и уровня звукопроизношения.
Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, экспертная оценка, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций, психологический тест, тестовые задания. Результаты исследований различных областей представляются в виде трех уровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
Высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;
средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;
низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.
Или в виде пятибалльной системы (на выбор педагога).
1- Очень низкий уровень
2- Низкий уровень
3- Средний уровень
4- Приближен к норме
5- Норма (высокий уровень)
Срезовая диагностика в январе проводится с детьми, у которых уровень развития речи ниже возрастной нормы и с детьми, которые редко посещают занятия и оцениваются по следующим критериям: положительная динамика, волнообразная, недостаточная.
Результаты диагностического обследования заносятся в разработанные логопедами ДОУ речевые карты (Речевая карта для детей от 5 до 7 лет).
6.1 Критерии и показатели достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития.
Компоненты
программы
|
Критерии усвоения
| Уровни
диагностики
(В – высокий, С – средний. Н -низкий
| Методики обследования детей (О.Б. Иншакова, Т.Н.Волковская)
| Звуковой
анализ
слова
| · Нахождение слова на заданный звук в предложении.
· Умение дифференцировать звуки по участию голоса (с – з), по твердости, и
мягкости (л – ль), по месту образования (с – ш).
|
В - соответствует возрастной норме.
С - допускает негрубые
ошибки
Н - допускает грубые ошибки
| Методика обследования звукового анализа слова (Левина Р.Е.)
| Артикуляционный аппарат
| Владение навыками артикуляционной моторики.
| Артикуляционные упражнения (пробы) для губ, нижней челюсти, языка, щек Е.Краузе
| Фонематическийслух
| Показ картинок с заданным звуком
| Методика логопедического обследования звуковой стороны речи Т.Н. Волковская стр.60 - 84
| Слоговая
структура
слова
| Правильное оформление слоговой структуры слова.
| Методика обследования слоговой структуры (Чиркина Г.В.)
|
Словарь
| *Определение наличия или
отсутствия в активном словаре
существительных, обозначающих предметы. Умение называть слова –обобщения.
*Определение наличия или
отсутствия в активном словаре глаголов, обозначающих действия.
*Определение наличия или отсутствия в активном словаре
прилагательных, обозначающих признаки предметов (относящихся к лексическим темам).
*Определение наличия или отсутствия в активном словаре наречий.
*Определение наличия или
отсутствия в активном словаре
местоимений.
|
В - соответствует возрастной норме.
С - недостаточный словарный запас.
Н - низкий словарный запас.
| Задания (1-4) О.Б.Иншакова «Альбом
для логопеда»
Обследование словаря стр. 125 - 230
| Лексико-
грамматический
строй речи
| *Грамматически правильное
оформление самостоятельной речи всоответствии с нормами языка(употребление падежных, родовых,числовых категорий).
*Владение навыками словообразования (с помощью приставоки суффиксов, существительных отглаголов, прилагательных отсуществительных и глаголов).
*Владение навыками употребленияпростых и сложных предлогов.
*Использование в самостоятельной речи простых распространенных и сложных предложений.
|
В - соответствует возрастнойнорме.
С - допускает негрубые
аграмматизмы.
Н - допускает грубые
аграмматизмы
| Задания (1-4) О.Б.Иншакова «Альбом
для логопеда»
Обследование грамматического строяречи стр. 231 – 268
Т.Н Волковская стр. 46 -56
| Звукопроизношение и дифференциация
звуков
| Наличие поставленного звука
| В - произносит чисто
С - допускает ошибки в
самостоятельной речи
Н - неточное произношение звука: изолированно, в слогах,
| Задания (1-4) О.Б.Иншакова «Альбом
для логопеда» Обследование звукопроизношения
стр. 7 – 58
Логопедический массаж.
| Связная речь
| *Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы.
*Владение элементарными
навыками пересказа.
*Владение навыками диалогической речи.
*Умение составлять рассказы –
описания, рассказы по серии сюжетных картинок, по картине с элементами усложнения.
|
В - соответствует возрастной норме.
С – требуется небольшая помощь педагога.
Н - не соответствует
возрастной норме.
| Задания (1-4) О.Б.Иншакова «Альбом
для логопеда»
Обследование самостоятельной речи стр. 267 – 278.
|
Организационный раздел
7 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (логопедического кабинета)
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Принципы построения развивающей среды в логопедическом кабинете по В.А. Петровскому:
- дистанция, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
- активность - реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
- стабильность-динамичность среды - направленность условий на изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;
- ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- эмоциогенность среды - индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
- эстетическая организация среды - сочетание привычных и неординарных элементов;
- тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
- учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Т.О. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета должна быть содержательно - насыщенная, развивающая, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически привлекательная.
Пространство логопедического кабинета организовано в виде условно разграниченных «центров», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Средовые ресурсы образовательной интеграции детей с нарушениями речи
Основные группы
средовых ресурсов
| Составляющие отдельных групп
средовых ресурсов
|
Пространственные ресурсы
(многофункциональное пространство,
основные маршруты)
| В пространстве кабинета для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий) традиционно выделяются 3 зоны:
- зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и др. упражнения);
- зона для групповых (до 6 учеников) занятий – образуется из столов и стульев для детей, настенных досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа;
- зона рабочего места учителя-логопеда – состоит из стола логопеда, шкафов для наглядных пособий, книг и др., места для магнитофона, компьютера и пр.
Целесообразным является также выделение таких зон, как:
- зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т.ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений);
- зоны, элементом которой является кушетка, – для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики и пр.
Кабинет для логопедических занятий должен отвечать требованиям звукоизоляции и должен хорошо проветриваться (для проведения дыхательной гимнастики).
|
Предметные
ресурсы
(мебель, оборудование, дидактический материал и т.п.)
| 1. специальная мебель и оборудование: стол возле настенного зеркала с местным освещением, стол для логопеда.
2. аппараты и приборы: магнитофон, диктофон, метроном, видеомагнитофон, магнитофонные кассеты, зеркала ручные и настенное, персональный компьютер, приборы типа АИР, секундомер, песочные часы, экран;
3. медицинский инструментарий и материалы: наборы логопедических зондов и шпателей, вата, бинт, марлевые и бумажные салфетки, дезинфицирующий материал;
4. оборудование для демонстрации: настенные доски (грифельные и магнитные), наборное полотно, ковролинограф.
5. белый и цветной мел, наборы цветных карандашей, ручек, маркеров.
6. дидактический материал: настенная касса букв, настенная слоговая таблица, индивидуальные кассы букв и слогов, звуковые и слоговые схемы слов, различные речевые игры и игры для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, внимания и памяти, мыслительных операций, наглядно-иллюстративный материал для развития устной и письменной речи, игрушки (в том числе звучащие, образные), муляжи, конструкторы, счетный материал, альбомы и другой материал для обследования, книги для чтения, сборники диктантов и др.
Используемые пособия должны отвечать техническим и эстетическим требованиям (тексты и иллюстрации должны быть четкими, достаточно крупными). Все пособия должны быть аккуратными и безопасными для детей.
|
Организационные
ресурсы
(режимы,
дозировки,
нагрузки)
| Единый речевой режим (как система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков) в образовательном учреждении и семье.
Речь логопеда как образец (орфоэпическая правильность, неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, слитность речи, правильное речевое дыхание, опора на гласные звуки).
Дозировки учебного, и особенно – речевого и языкового материала – дифференцированно, с учетом характера речевого нарушения и этапа коррекционной работы.
Подбор лингвистического материала: коммуникативно-значимого для ученика, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.
Использование в качестве правил, регламентирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения (для детей с заиканием, ОНР и др.).
|
Социально-психологические
ресурсы
(социальные нормы и отношения, установки, стиль общения и др.)
| Учитель-логопед взаимодействует не только с ребенком, но и с его семьей («семейная центрированность»), действует в рамках технологии профессионального взаимодействия («междисциплинарность взаимодействия»).
Терпеливое, тактичное и доброжелательное отношение учителя-логопеда к ребенку и его родителям (в любых ситуациях общения). Специалист выбирает коммуникативную тональность в процессе консультирования родителей и специалистов-смежников.
Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для работы по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей. Важным является формирование у родителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у ребенка (в противоположность неадекватной – недооценки или гиперрефлексии на дефекте).
|
Методическое обеспечение
№
| Направления
деятельности
учителя-логопеда
|
Методическое обеспечение
| 1
| Программно-методическое сопровождение
| 1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009.
2. М.Е.Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками» - С.-П. 1996.
3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – Екатеринбург, 1998.
4. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. «Дети с ОНР. Воспитание и обучение» - М., 1999.
5. Жукова Н.С. «Формирование устной речи» - М.,1994.
6. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии» -М.1989.
7. Сухарева Э.Л. «Учим играя»,-Ярославль 1992.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР». Первый год обучения и второй год обучения, М., 1991.
9. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ»,-М.2003.
10. Граб Л.М. «Тематическое планирование коррекционной работы в логогруппе для детей 5-6 лет», - М.2005.
|
|
Диагностика
| 11. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», - М.2009.
12. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей» - М.,1994.
13. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму», СПб,2007.
|
|
Коррекция
звукопроизношения,
автоматизация, дифференциация.
| 14. Фомичёва М.В. «Воспитание у детей правильного произношения» - М. 1997.
15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» - М.,1998г.
16. Рау Е.Ф., В.И.Рождественская «Смешение звуков речи у детей» - М.1972.
17. В.И. Селиверстов. «Игры в логопедической работе с детьми». - М., 1979.
18. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» - М.1983.
19. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», - М.1991.
20. Новикова Е.В. «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения» - М.2000.
21. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д. «Логопедический массаж»,-М.1999.
22. Лопухина И.С. «Логопедия 550 занимательных игр и упражнений для развития речи»,-М.1996.
23. Лопухина И.С. «Логопедия. Звуки, буквы и слова»,- С.П.1998.
24. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках, - М.2013.
25. Нищева Н.В. «Весёлая артикуляционная гимнастика», - С.Пб,2009.
26. Нищева Н.В. «Весёлая мимическая гимнастика», - С.Пб,2013.
27. Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», - СПб, 2011.
28. Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для девочек», - СПб, 2011.
29. Созонова Н., Куцина Е. «Фонетические рассказы и сказки» в 3ч., Екатеринбург,2009.
30. Созонова Н., Куцина Е. «Стихи для закрепления звуков», Екатеринбург,2009.
31. Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка, Звенелочка», - М.2009.
32. Баскакина И.В., Лынская М.И. «Приключения Л», - М.2009.
33. Баскакина И.В., Лынская М.И. «День рождения Р.», - М.2009.
34. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,-М.2007г.
35. Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», Екатеринбург,1999г.
36. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», М.2005г.
37. Новиковская О. «Весёлая зарядка для язычка», СПб,2009г.
38. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение», СПб, 2009г.
39. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Логопедические упражнения-артикуляционная гимнастика», СПб, 2012г.
40. Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л, Р в игровых упражнениях»,-М.2014г.
41. Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки –Ш, Ж,Ч, Щ, Л-Ль, Р-Рь, С-Сь, З-Зь, Ц,» Ярославль, 1999г.,2003г.
42. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для детей»,- СПб,1996г.
|
|
Коррекция и развитие
лексико-грамматического строя речи
| 43. Новоторцева Н.В. «Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников» -Ярославль 1994.
44. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей»-Ярославль 1996.
45. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». -М.: просвещение,1988
46. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»,-М.1974.
47. Бочкарёва О.И. «Развитие речи. Старшая группа.» - В.2008.
48. Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду 2-3года», Ярославль, 2008.
49. Белоусова Л.Е. «Весёлые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники»,-С.П. 2003.
50. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи»,- СПб, 2000.
51. Шорыгина Т.А. «Цветы. Какие они?»,-М.2004.
52. Кошлева Г.А. «Развитие речи в д\с», Ярославль 2009.
53. Ткаченко Т.А. «Обогащаем словарный запас», Екатеринбург 2008.
54. Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет», -М.2004.
55. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, 2005.
|
|
Коррекция
и развитие
связной речи
| 56. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009.
57. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет.Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009.
58. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет. Сценарии игр и развлечений в летний период»,-М.2011.
59. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»,-М.2003.
60. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Человек»,-М.2003.
61. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной лого-группы по теме «Осень»,-М.2000.
62. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Зима»,-М.2011.
63. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Весна»,-М.2003.
64. Бортникова Е. «Чудо-обучайка» (Читаю, пересказываю, составляем рассказ по серии картинок), Екатеринбург,2012.
65. Созонова Н., Куцина Е. «Рассказы о временах года-осень, зима, весна, лето», Екатеринбург,2009.
|
| Конспекты
коррекционно-образовательной деятельности (комплексные)
| 66. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» 4-5л.,5-6л.,6-7 лет, М-2008-2009г.
|
|
Коррекция
мелкой
моторики рук
| 67. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль,1998.
68. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»,-С.П.1997.
69. Узорова О.В., Нефедова «Игры с пальчиками», - М.2004.
70. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики-развиваем речь. Старшая группа д\с.», - С.П. 2009.
71. Крупенчук О.И. «Ладушки» пальчиковые игры для малышей, СПб,2010г.
72. Егоров В. «Расскажи стихи руками»,- М.,1992г.
73. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками», -М.1998г.
74. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе. Азбука письма. Тренируем пальчики.» - М.2000г.
|
| Коррекция
просодической стороны речи
и
логоритмика
| 75. «Считалки, скороговорки»,-М.1999.
76. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»,-М.2004.
77. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»,-М.2004.
78. Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика», -М.,1998.
79. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников». Ярославль, 2008г.
80. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки», СПб 2009г.
81. Анисимова Г.И. «Логопедическая ритмика» в 3-х ч., Ярославль 2007г.
|
| Подготовка детей к обучению грамоте в школе
| 82. Новоторцева Н.В. «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» - Ярославль 1998
83. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе –обучение грамоте детей с нарушениями речи»,-М.1999.
84. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе- 1,2,3 период». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009.
85. Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников», М.-1999.
86. Козырева Л.М. «Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет», -М.,2007.
87. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет»,-М.2003.
88. Ванюхина Г. «Речецветик», -Екатеринбург,1993г.
89. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Раздаточные таблицы» и «Я учусь говорить и читать»,-М.2012г.
90. Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно», СПб,1996г.
|
| Профилактика дисграфии
| 91. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» - С.П.1995.
92. Гольдин З.Д.,Колидзей Э.А. «Азбука-загадка»
|
| Формирование психических процессов
| 93. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?»,-М.1996.
94. «Загадки», М.-2005
95. Серия тетрадей «Умный малыш», г.Киров (Противоположности, Логические задачи, Классификация, Найди, что не подходит и др.)
96. Земцова О.Н. интеллектуальное развитие детей «Грамотейка» 2-3г.,3-4г.,4-5л.,5-6лет, - М.2009г.
|
| Словари
| 97. Понятийно-терминологический словарь логопеда под ред. В.И. Селиверстова,- М.1997.
98. Дефектология. Словарь – справочник под ред. Пузанова Б.П.,-М.1996.
|
Список литературы
1. Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа, Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режимаработы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155
· Конституция Российской Федерации. 12.12.1993, с учетом поправок, внесенным Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008.
· Конвенция о правах ребенка 13.06.1990 №1559-1
· Конвенция о защите прав человека и основных свобод измененная и дополненная протоколами №11 и №14 в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов №№ 4, 6, 7,12 и 13.
· Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010г №436-ФЗ
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.:Сфера,2007
3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников» – М., 1990.
4. Журнал “Логопед”
5. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-тпедагогических комиссиях. — М., 1985.
6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003
7. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста //Дефектология. – 2003.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
9. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993.
10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
11.Поваляева М.А. «Справочник логопеда». Ростов-на-Дону, 2002.
12.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.
13.Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6 лет», «Дневник воспитателя логопедической группы». М., 2002.
14.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009.
15.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993.
16.Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. -М.:Просвещение,1988
Приложение
Планирование индивидуальной логопедической работы
(нужное отметить +) c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
Логопедический массаж;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
постановка и коррекция звуков:
группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
губно-губные – П, Б, М + мягк.
губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
Другие __________________________
автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
словообразование;
словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
расширять предметный словарь;
расширять словарь признаков;
расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
формировать умение составлять рассказ по картинке;
формировать умение составлять рассказ по серии картин;
формировать умение составлять пересказ;
формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
развивать мелкую и артикуляционную моторику.
|