Характеристика детей 6-го и 7 года жизни с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика детей 6-го и 7 года жизни с общим недоразвитием речи



  В старшую логопедическую группу на 2 года зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи (с ОНР II- III уровня речевого развития).

  Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

У детей данной группы имеется нарушение устной речи в форме общего недоразвития речи (ОНР-3 уровня). Нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции («палоход» вместо «пароход»); смешение и недифференцированное произнесение звуков. Кроме того, в речи детей имеются звуки, произносимые смазано, с недостаточной артикуляционной установкой. Нередко наблюдается нечеткая дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих.

Трудности в воспроизведении слоговой структуры касаются в основном слов, сложных для произношения. Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.

Для всех детей группы характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

 

Ожидаемые результаты реализации программы по образовательной области

 «Речевое развитие»:

Компонент Ожидаемые результаты
Артикуляционная моторика Точно и в полном объеме выполняет артикуляционные упражнения (объем движений, переключаемость и удерживание в заданной позе)
Звукопроизношение и дифференциация звуков 1. правильно, отчетливо произносит все звуки. 2. различает на слух и в произношении: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие, сонорные звуки.
Просодическая сторона речи 1. имеет правильный длительный речевой выдох. 2. отчетливо произносит слова и фразы с разной высотой, громкостью и интонацией.
Слоговая структура Произносит слова с 2, 3, 4 слогами со стечением согласных изолированно и во фразе
Фонематический слух 1.Делит слова на слоги. 2. выделяет слова с заданным звуком из фразы, стихотворения. 3. различает гласные и согласные, твердые – мягкие звуки.
Звуковой анализ и синтез 1. называет первый, последний звук, определяет место звука в слове (начало, середина, конец), определяет количество и последовательность звуков в слоге, в 3-4 звуковом слове, составляет графическую модель.
Словарь *Называет 5-6 предметов (по логическим группам) *Выделяет и называет части предметов, *Подбирает по 4-5 слов признаков и действий к предмету; предметы к признаку или действию. *Употребляет обобщающие слова. *Подбирает антонимы и синонимы к некоторым прилагательным и наречиям.

Грамматический строй

Словообразование: - Образовывает существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, глаголы с помощью приставок (за, вы, у, на) - Образовывает некоторые относительные прилагательные
Словоизменение: - Употребляет существительные в И.П. и Р.П ед. и мн. числа и в других косвенных падежах - Употребляет глаголы в настоящем, прошедшем времени ед. и мн.ч.
Согласование: - Правильно согласовывает слова во фразе. - Согласовывает прилагательные, местоимения с существительными в роде, числе. - Употребляет предложно-падежные конструкции (на под над за около к от по с из)
Фразовая речь: - Употребляет простое предложение, сложносочиненные (союзы и, а) и сложноподчиненные (союз потому что) - Распространяет предложения второстепенными, однородными членами
Связная речь -Вступает в диалог и поддерживает его, объясняет правила игры; выражает свое мнение, отношение к чему-либо. - Связно, последовательно, выразительно пересказывает небольшие сказки. - Рассказывает по образцу, алгоритму: о предмете, по сюжетной картине, о событиях из личного опыта.

 

Содержательный раздел



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.007 с.)