Для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи



Адаптированная

основная образовательная программа

Для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013года, №1155) по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, основанной на программе «От рождения до школы»

(под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А..Васильевой)

 

 

Программа предназначена для детей

с тяжёлыми нарушениями речи 5 – 7-летнего возраста

Срок освоения программы – 2 года

Составитель учитель-логопед высшей квалификационной категории: Смирнова Л.Е.

 

 

г.Ярославль

2017г.

Содержание

Целевой раздел

1.1       Пояснительная записка… …………………………………………………………………………...3

1.2   Актуальность программы. …………………………………………………………............................4

1.3   Цели и задачи программы.  ……………………………………………………………………………5

1.4  Приоритетные принципы и подходы к формированию программы. …………………………...….6

1.5 Характеристика детей 6 –го и 7-го года жизни с общим недоразвитием речи. …………………....7                                         

2.      Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры. …………………………….8

Содержательный раздел

3.1 Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. Специфика работы учителя-логопеда. …………………………………………………………………………...10

3.2 Основные направления коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями (с общим недоразвитием речи)……………………………………………….13

3.3 Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей.. ………………………………………………………..........................................................15

4.1 Условия реализации программы …………………………………………………………………......16

4.2 Основные средства развития и коррекции речи. ………………………………………………….…16

4.3 Организация образовательной деятельности учителя-логопеда. …………………………………...17

4.4 Формы логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО………………………………………..18

4.5 Методы логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО…………………………………….…21

4.6 Алгоритм логопедической работы………………………………………………………………….....22

5.1    Взаимосвязь с участниками образовательного процесса ……………………………...…...............23

5.2 Функции участников образовательного процесса…………………………………............................24

5.3 Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса…………………...25

5.4 Преемственность в планировании ООД логопеда и воспитателя…………………………………...26

5.5 Содержание работы с родителями…………………………………………………………………….28

6.1 Психолого-медико-педагогическое обследование детей с нарушением речи ……………………...31

6.2 Диагностика усвоения программы…………………………………………………………………….32

Организационный раздел

7 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (логопедического кабинета) ………………………………………………………………………………………………………34

8 Методическое обеспечение……………………………………………………………………………...36

9 Список литературы…………………………………………………………………………………….…40

Приложения.                                                                        

План индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения…………………………………….41

Структура индивидуально-подгруппового занятия……………………………………………………..42

Перспективный план работы в старшей группе для детей с ОНР по периодам……………………….43                                             

Перспективный план работы в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам……………48             

Примерное тематическое планирование………………………………………………………………….54

График работы учителя-логопеда…………………………………………………………………………55

Циклограмма деятельности учителя-логопеда…………………………………………………………...56

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

     «Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для учителя-логопеда дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 5 - 7 лет. Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации) [1].

«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в следующих группах образовательных организаций (далее — организация):

¾ в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

¾ в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [2].

«Программа» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его социализацию в коллективе сверстников, а также его подготовку к успешному школьному обучению.

   Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, c Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Основной базой рабочей программы являются:

  • Основная образовательная программа ДОО, разработанная на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Коррекционная программа Филичевой Т.Б. Чиркиной Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. В основе создания этой программы использован опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, подкреплённый современными научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в списке литературы.

В рабочей программе определены целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей. Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа рассчитана на 2 года обучения.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы, примерное планирование.

  Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы, в соответствии с программой, является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

 

1.2 Актуальность составления образовательной программы.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

- Появление компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров, Интернета изменило формы общения: дети меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет, по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

- Изменились глубина, количество и структура дефектов речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь.

Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:

1. Дефицит внимания;

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности.

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6. Низкий уровень мотивации к обучению.

К тому же и программы, на основе которых составлена рабочая программа учителя-логопеда, не учитывают клинических особенностей современных детей. В программе «От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. В тоже время готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

 

1.3  Цель программы:

Обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу. А также предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

 

Основные задачи коррекционного обучения:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Подготовка к овладению элементами грамоты (развитие навыков звукового анализа -специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с речевыми нарушениями.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

7. Формирование навыков учебной деятельности;

8. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.

9.  Развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача программы).

Т.О. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

 

Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

 

Ожидаемые результаты реализации программы по образовательной области

 «Речевое развитие»:

Компонент Ожидаемые результаты
Артикуляционная моторика Точно и в полном объеме выполняет артикуляционные упражнения (объем движений, переключаемость и удерживание в заданной позе)
Звукопроизношение и дифференциация звуков 1. правильно, отчетливо произносит все звуки. 2. различает на слух и в произношении: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие, сонорные звуки.
Просодическая сторона речи 1. имеет правильный длительный речевой выдох. 2. отчетливо произносит слова и фразы с разной высотой, громкостью и интонацией.
Слоговая структура Произносит слова с 2, 3, 4 слогами со стечением согласных изолированно и во фразе
Фонематический слух 1.Делит слова на слоги. 2. выделяет слова с заданным звуком из фразы, стихотворения. 3. различает гласные и согласные, твердые – мягкие звуки.
Звуковой анализ и синтез 1. называет первый, последний звук, определяет место звука в слове (начало, середина, конец), определяет количество и последовательность звуков в слоге, в 3-4 звуковом слове, составляет графическую модель.
Словарь *Называет 5-6 предметов (по логическим группам) *Выделяет и называет части предметов, *Подбирает по 4-5 слов признаков и действий к предмету; предметы к признаку или действию. *Употребляет обобщающие слова. *Подбирает антонимы и синонимы к некоторым прилагательным и наречиям.

Грамматический строй

Словообразование: - Образовывает существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, глаголы с помощью приставок (за, вы, у, на) - Образовывает некоторые относительные прилагательные
Словоизменение: - Употребляет существительные в И.П. и Р.П ед. и мн. числа и в других косвенных падежах - Употребляет глаголы в настоящем, прошедшем времени ед. и мн.ч.
Согласование: - Правильно согласовывает слова во фразе. - Согласовывает прилагательные, местоимения с существительными в роде, числе. - Употребляет предложно-падежные конструкции (на под над за около к от по с из)
Фразовая речь: - Употребляет простое предложение, сложносочиненные (союзы и, а) и сложноподчиненные (союз потому что) - Распространяет предложения второстепенными, однородными членами
Связная речь -Вступает в диалог и поддерживает его, объясняет правила игры; выражает свое мнение, отношение к чему-либо. - Связно, последовательно, выразительно пересказывает небольшие сказки. - Рассказывает по образцу, алгоритму: о предмете, по сюжетной картине, о событиях из личного опыта.

 

Содержательный раздел

Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ)

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса

Организационный блок

2.1. Подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом

3.   Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики

3.2. Статистический учет

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми

3.5. Ведение документации

Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.

6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.

6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.

6.4. Самообразование.

6.6. Участие в работе методических объединений учителей-логопедов.

6.7. Участие в семинарах и конференциях.

Блок контроля

8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости)

8.2. Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей

8.3. Выпускные собеседования (итоговые мероприятия)

8.4. Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

I. Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание образовательного направления «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

 Развитие словаря.

 Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

 Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

 Развитие связной речи.

 Формирование коммуникативных навыков.

 Обучение элементам грамоты.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

 Сенсорное развитие.

 Развитие психических функций.

 Формирование целостной картины мира.

 Познавательно-исследовательская деятельность.

 Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 Восприятие художественной литературы.

 Конструктивно-модельная деятельность.

 Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

 Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 Формирование общепринятых норм поведения.

 Формирование гендерных и гражданских чувств.

 Развитие игровой и театрализованной деятельности ( подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

 Совместная трудовая деятельность.

 Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

V. Образовательная область «Физическое развитие»

 Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).

 Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

3.2 Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей.

Цель - организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная группа) по образовательной области речевое развитие с интеграцией задач других образовательных направлений:

- физическое развитие;

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

 

Образовательная область Задачи Вид деятельности
Физическое развитие - Развивать координированность и точность действий. - Формировать правильную осанку при посадке за столом. - Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. - пальчиковая гимнастика - речь с движением - физкультминутки - беседа - режимные моменты
Речевое развитие Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.   - игровые ситуации - мини инсценировки - автоматизация поставленных звуков
Познавательное развитие 1.Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. 2. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. 3. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. 4.Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. 5.Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. - составление описательных рассказов - автоматизация поставленных звуков - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами - пальчиковая гимнастика
художественно- эстетическое развитие 1.Развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок. 2.Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. 3.Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. 4. Развивать графо-моторные навыки. - дидактические игры и упражнения - штриховка
социально- коммуникативное развитие; 1. Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. 2. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. 3. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. 4. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. 5. Учить соблюдать технику безопасности. 6. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. 7. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативность речи. - настольно-печатные дидактические игры, - театрализованные игры; - автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи - беседа - поручения - игры с мелкими предметами

Распределение тематики занятий по неделям. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению.

Занятие

Содержание работы

Кол-во занятий

неделя год

 

По

формированию и

 развитию

связной речи

- подготовка к овладению диалогической формой общения;

-усвоение навыка составления короткого рассказа.

-составление разных типов предложений;

-закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);

-составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

  Старшая группа (5-6 лет) 1/20 -25 мин     30 Подготовительная группа (6-7 лет) 1/25- 30 мин   30

 

По подготовке детей к

 обучению грамоте в школе.

- формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость, твердость — мягкость;

-воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза; дифференциация звуков по участию голоса, твердости — мягкости, месту образования.

Старшая группа (5-6 лет) 1/ 20 - 25 мин   30 Подготовительная группа (6-7 лет) 1 / 25- 30 мин   30

 

По развитию

лексико-грамматической стороны речи.

-развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, понимание обобщающего значения слова;

- практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-)',

-усвоение форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

-расширение значения предлогов.

  Старшая группа (5-6 лет) 1/ 20 - 25 мин     30   Подготовительная группа (6-7 лет) 1 / 25- 30 мин 30   По развитию фонетико- фонематической стороны речи -закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях; -постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков; -дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;   На индивидуально- подгрупповых занятиях -

 

4.4    Методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Логопедическое воздействие осуществляется методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

- Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи;

- Словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы;

- Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр, а также метод проектов, моделирования и логосказки.

Широко используются здоровьесберегающие технологии. Это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Включение в каждое занятие различных видов массажа, динамических пауз, пальчиковых игр, гимнастики для глаз создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Воспитатель:

ü фронтальные, подгрупповые ООД по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

ü экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

ü игры, упражнения на восприятие цвета и формы;

ü  беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

 

Педагог - психолог

 индивидуально-подгрупповые коррекционные ООД с применением дидактических игр и упражнений на развитие психологической базы речи, развитие психических процессов, развитие слухового восприятия.

 

Музыкальный руководитель:

- музыкально-ритмические игры;

- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

- игры-драматизации.

 

Специалист по ФК:

- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков

правильного произношения звуков;

- игры на развитие пространственной ориентации.

 

Родители:

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

5.2Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.

 Организация взаимодействия в работе логопеда и других педагогов-специалистов определяется тематическим планом, где указаны игры и упражнения, которые используются на их занятиях в рамках изучаемой лексической темы и в организации, построении речевой среды взаимодействия.

 

5.3   Преемственность в планировании ООД логопеда и воспитателя.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно- воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2. Формирование правильного произношения.

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4. Развитие навыка связной речи.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:

- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;

- обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;

- оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

- взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

- совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.133 с.)