Психолого-педагогическая характеристика девиантного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика девиантного поведения



Психолого-педагогическая характеристика девиантного поведения в данном пособии основывается на анализе отечественных и зарубежных исследований [15-33], проблем детей и подростков, а также на результаты настоящего исследования [34-36].

Исследование показало, что о девиантном поведении у ребенка, можно говорить в отношении 9-10-летнего ребенка до 18-летнего человека, так как с этого возраста он может самостоятельно следовать социальным нормам, взрослеть и социализироваться, но только после 18 лет человек может адекватно противостоять негативному влиянию окружения.

Во всех исследованиях и литературных источниках отмечено, что девиантное поведение – не психическое заболевание и не патологическое состояние, оно корректируется, исправляется. В процессе психокоррекции девиантного поведения, психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка, необходимо поддерживать его, оказывать помощь родителям ребенка и педагогам. В том числе проводить психологическое консультирование с родителями и педагогическим коллективом, с целью профилактики риска созависимого поведения и профессиональной депривации.

Исследования показывают, что девиантное поведение появляется в любой ситуации, а необычное поведение, которое разово проявилось вследствие нестандартной, кризисной ситуации, и вследствие самообороны – не является девиантным поведением. Оно проявляется как у нормальных людей, так и у людей с психическими заболеваниями и патологическими состояниями.

Девиантное поведение может перейти в по мере взросления в расстройство личности и поведения, а также, если не принять своевременных компетентных мер, то человек с девиантным поведением может совершать бродяжничество, побеги из дома, поджоги дома, алкоголизацию и наркотизацию, и др. То есть, девиантное поведение обязательно усиливает социальную дезадаптацию, может быть результатом состояния дезадаптации.

Девиантное поведение, во всех исследованиях, рассматривают как результат отражения ребенком его жизни, который проявляется в различной форме поведения, начиная от безобидных проявлений: грубость, пошлость, самоизоляция, заканчивая тотальным нарушением личности: наркоманией, проституцией, игроманией, суицидом.

Девиантное поведение каждым ребенком переживается индивидуально, свое отклоненное, «необычное или странное» поведение он может ощущать как: нежелательное, как частично удовлетворительное, как обычное, и как необходимое. От того, какие ощущения ребенок переживает от своего девиантного поведения, зависит его дальнейшая жизнь, удовлетворенность ею.

Таким образом, в данном исследовании девиантное поведение у детей и подростков – это в первую очередь, переживание ребенком физиологических, эмоциональных и когнитивных сложностей, с которыми он не в состоянии самостоятельно справиться, вследствие чего он не может принять и соблюдать социальные нормы, правила, и полноценно жить в позитивно-развивающей среде. Корректировать отношение ребенка к своему поведению обязаны родители, профессионалы, и небезразличное ближайшее окружение.

 

3. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Изучение причин возникновения девиантного поведения, факторов риска, провоцирующих девиации по результатам настоящего исследования [34-36], показало, что значимыми причинами возникновения девиантного поведения у детей и подростков выявились высокие уровни следующих их состояний: тревога, стресс, депрессия, возникших вследствие депривации. Эти причины также отмечаются в работах отечественных и зарубежных исследований [15-33], которые выделяют д епривацию как лишение человека чего-то особенно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека. Этим особенно необходимым может быть из области физического, морального, материального благополучия, то есть комплекса условий благополучности. В связи с тем, что девиантное поведение является результатом комплекса негативных условий его появления, оно исследуется в различных областях науки: медицинской, психологической, педагогической, социальной, юридической.

На основе анализа результатов изучения причин возникновения девиантного поведения и факторов риска, провоцирующих девиации, предлагаем рассматривать следующее:

- социальные факторы (психологические, педагогические, социальные, юридические);

- биологические факторы (медицинские, психологические).

Из комплекса социальных факторов выделяют общие факторы и частныефакторы появления девиантного поведения у детей и подростков.

К общим социальным факторам относят следующие:

1. Несовершенство общества и его норм, например: сегодня агрессивное поведение становится нормой, так как без агрессии ребенку сложно конкурировать, управлять, лидировать, быть успешным, ученные отмечают «глухость» ребенка к агрессии.

2. Общество замещает реальную коммуникацию и общение виртуальной жизнью в интернет сообществах, играх, услугах.

3. Общество пропагандирует девиантное поведение, так как оно стимулирует прогрессивные изменения в обществе.

К частным социальным факторам относят:

1. Отсутствие связи родителей с ребенком или ее слабые, незначительные, формальные проявления.

2. Отсутствие поддержки. Родители и другие не хотят, не умеют или не могут оказать помощь ребенку. Мать отсутствует или не сочувствует, не говорит по душам, не разделяет чувств ребенка. Отец также отсутствует или не привлекает его к действиям и деятельности, с помощью отеческого совета, рекомендаций.

3. Отсутствие ощущения безопасности. Для ребенка, ощущение безопасности – это понимание его нужд и потребностей со стороны родителей, осознание ими отличий и особенностей психики ребенка, адекватное участие родителей в его жизни. Отсутствие ощущения безопасности для ребенка, это отсутствие понимания родителей.

4. Избыточное разнообразие предметов потребности, информации, являются потенциальными доступными объектами зависимости, которыми компенсируются нарушенные межличностные связи.

5. Острое желание ребенка быть частью подростковой субкультуры. Ребенок желает доказать родителям, что может иметь свой образ жизни, что он взрослый и может выполнять соответствующие социальные роли. Родители такого ребенка остро реагируют или вообще не реагируют на желание и поведение ребенка, то есть у ребенка, нет четкого, убедительного и удовлетворяющего ориентира в образе жизни.Субкультура – группа, тусовка, в которой ребенок ощущает себя «своим».

6. Наличие детской травмы в форме мучительных переживаний в первые два года жизни. Причинами такой травмы могут быть следующие факты жизни ребенка: утрата матери, неспособность матери удовлетворять витальные потребности ребенка, несовместимость темперамента ребенка и матери, чрезмерная возбудимость младенца, психотравмирующее воздействие родителей на младенца (насильственное кормление, преломление упрямства и т.д.).

7. Родители не научили ребенка любить себя. Ребенок убежден, что он плохой, никчемный, бесполезный, не может никому верить, доверять.

8. Родители имеют эмоциональные расстройства, из-за которых не в состоянии словесно выражать свои чувства, понимать и обозначать их. В связи с этим ребенок не делится своими эмоциями, чувствами, ощущениями, умалчивает их, и даже отрицает.

9. Эмоциональная, психологическая зависимость от родителей. Ребенок зависит от мнения и оценки родителей, постоянно ощущает чувство вины перед родителями. Любые семейные проблемы усиливают девиантное поведение у таких детей.

10. Родители имеют различные психологические проблемы, приводящие к появлению созависимого поведения у ребенка. Но необходимо учитывать, что индивидуальные особенности личности ребенка, могут быть таковыми, что он не будет подвержен негативному влиянию поведения родителей.

11. Ребенок наиболее подвержен зависимому поведению, если имеет следующие свойства:

- приспособляемость к новым ситуациям, адаптация с отсутствием внутренней, содержательной перестройки;

- качество настроения;

- чувствительность;

- контактность, стирание социальных границ в общении;

- эпилептоидные и гипертимные акцентуации характера;

- гневливость;

- бессознательное давление чувства вины;

- осознание своей особенности и нестандартности;

- сниженная способность справляться со стрессом.

Переживание ребенком социальной депривации является социальным фактором девиантного поведения, то есть фоном проявления отклоняющегося поведения, который основывется на удовлетворении ребенком потребностей адаптации, социализации, самореализации, которые являются фундаментом специализированной помощи и мер профилактики.

К биологическим факторам относят:

1. Перенесенные травмы головы. Травмы головы являются причинами органических психических расстройств и резидуальной органической недостаточности головного мозга.

2. Наличие частых соматических жалоб детей и подростков.

3. Систематическое употребление табачных изделий, алкогольных напитков и наркотиков.

4. Высокий уровень депрессии, тревоги и стресса.

5. Высокий уровень эмоциональной неустойчивости.

6. Семейная история суицида и распространенность расстройств психического здоровья.

7. Расстройства мышления – нарушения логической переработки информации по разным причинам.

8. Травматические переживания по разным причинам.

Неблагоприятное психоэмоциональное состояние и травматические переживания, которые проявляются в состояниях тревоги, стресса, депрессии, является биологическим фактором поддерживающим девиантное поведение, поэтому он должен быть одним из основных мишеней приложения специализированной помощи и мер профилактики.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

   В отечественную практику профилактики детской и подростковой девиации необходимо включить ведущие направления развития социально-педагогической профилактики детской и подростковой девиантности, применяемые в разных странах (в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах, странах Азии, Африки, России внедрена программа Streetwork – уличная социальная работа; привлечение специалистов в Швеции - социальный работник, в Польше – кураторы; в Великобритании - «Ключевой специалист») [19;24]:

- ориентация на проведение всех предупредительных и реабилитационных мер в отношении подростка вне отрыва его от привычной социокультурной среды;

- стимулирование гражданской активности в этой сфере, привлечение к ней дополнительных участников и финансовых средств;

- укрепление престижа традиционной семьи, повышение ее психолого-педагогической культуры;

- подготовка специальных кадров социальных педагогов, специализирующихся в практической работе по профилактике и коррекции девиантного поведения;

- создание сети специальных превентивных служб и структур;

- психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности;

- ведущая роль медико-психологической помощи в коррекции и реабилитации девиантного поведения подростков.

Наиболее эффективны постоянно действующие программы - это модель профилактики, действующая постоянно в каком-то определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, учителями, осуществляется подготовка субспециалистов (сверстников, учителей, психологов, родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую работу. Удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет. Создаваемые специально для школы профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий могут включаться в общий учебный план. Также видится более эффективной организация на базе школы межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики.

В целом, системные меры профилактики девиантного поведения детей и подростков могут принести положительные результаты, если реализуются следующие условия, которые мы предлагаем рассмотреть в нижеследующем порядке:

1. Обществу (институтам семейного воспитания, центрам семейного здоровья, дворовым клубам, школьным инспекторам полиции, семье и самим детям и подросткам) необходимо:

- своевременно и в доступной форме получать информацию о сути и формах, последствиях, девиантного поведения;

- принять и понять установку о том, что за девиантное поведение в первую очередь не осуждают, не наказывают, а выявляют, определяют;

- находить способы работы с девиантными детьми, с помощью методов психотерапии, терапии, коррекции, воспитания и обучения;

- поддерживать и поощрять (внимательным, корректным отношением, пониманием и заботой) детей и подростков, и их семьи, обратившихся за помощью;

- проводить целенаправленную работу, настраивающую их позитивное мировоззрение, уверенность в себе и в окружении, уверенность, что ребенок с девиантным поведением нужен близким и обществу, и что он имеет возможности, и способности, быть как все, значимым, успешным;

- формировать позитивные предпосылки и тенденции к появлению созидательных целей и принципов в картине мира детей и подростков и их семей.

2. Психологам-педагогам школ, медицинских и других учреждений необходимо:

- владеть методами и приемами экспресс-диагностики девиантного поведения;

- владеть техниками клинической беседы, терапевтической сессии;

- пропагандировать идею о том, что за девиантное поведение нельзя осуждать, наказывать;

- выявлять причину девиантного поведения, и уровень вреда, причиненного состоянию личности;

- воспринимать личность ребенка как уникальное и альтруистичное явление, с мощным потенциалом к созиданию и саморазвитию;

- понимать, что девиации, которые наблюдаются у ребенка, возникли вследствие негативного опыта, с которым ребенок не смог справиться;

- раскрывать позитивные качества и свойства личности ребенка, которые важно реализовывать на практике.

Предлагаем создать гуманные и корректные правила, и порядок направления детей и подростков психологом школ и др. образовательных учреждений (который провел диагностику, беседу, консультации, и др. психологическую работу с ребенком, и желательно, семьей ребенка), к психотерапевту и другим специалистам вне школы и др.образовательных учреждений.

3. Педагогам, школьным инспекторам полиции, социальным работникам необходимо:

- владеть методами и приемами бережной, не травмирующей, но эффективной коммуникации, с «трудными детьми», то есть детьми, которые отличаются в своем поведении от общей массы;

- не осуждать личность ребенка, но и не поощрять имеющегося отклонения в поведении ребенка;

- создавать условия (клубы, центры, секции), в которых ребенок может самореализоваться, найти свои лучшие человеческие качества, почувствует поддержку и одобрение со стороны авторитетных, значимых положительных граждан, как взрослых, так и сверстников.

Предлагаем четко обозначить, условия и правила своевременного обращения взрослых к психологу школы с достаточным описанием причины обращения, с обязательным условием, сохранения конфиденциальности, корректности, гуманности этого взаимодействия и его результатов. А также ввести в содержание занятий по курсу «Самопознание» информацию о причинах девиантного поведения, его последствиях и профилактики в виде игры-беседы, тренингов, кейсов; корректировать девиантное поведение с помощью делегирования важных заданий и поручений и др.; научить позитивным паттернам поведения в разных неприятных для детей и подростков ситуациях. Основная цель такой помощи - обучить детей принятию социально оправданных решений, способствовать их нравственно-правовой социализации. Ввести традицию фиксации игнорирования родителями классных часов и встреч с классным руководителем, психологом и др. работников, для применения дальнейших мер профилактики девиантного поведения детей и подростков.

4. Медицинскому работнику школы, участковому терапевту, врачу общей практики необходимо:

- систематически проводить встречи с детьми и подростками для ознакомления с последствиями девиантного поведения для их здоровья в будущем;

- активно убеждать в том, что своевременное обращение к специалистам это единственно верный способ избегания болезни, одиночества, непонимания, агрессии и осуждения со стороны общества;

- направлять ребенка склонного к девиантному поведению и уже девиантных детей и подростков к психотерапевту, наркологу, гинекологу и др. специалистам, оповестив об этом администрацию образовательного учреждения.

Предлагаем создать медицинский центр профилактики девиантного поведения, который обеспечивает анонимное взаимодействие и профессиональную психолого-медико-психиатрическую поддержку.

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения должна базироваться на таких основных принципах:

- гуманный подход к ребенку, признание семьи в качестве важнейшего института профилактики;

- согласованность действий всех воспитательно-профилактических служб в микросреде;

- максимальная индивидуализация и адресность профилактических воздействий в социуме;

- конструктивное использование личностных резервов ребенка;

- когнитивной, проблемной и социокультурной адекватности, опоры на механизмы и феномены массового сознания.

В содержании рекомендаций профилактики девиантного поведения являются следующие предметы и объекты профилактики, которые предлагаются рассмотреть в данном исследовании:

- семья и ребенок;

- уровень развития личности ребенка;

- уровень социализации ребенка;

- уровень состояния ребенка.

Предметы и объекты профилактики подвергаются исследованию посредством следующей системы анализа:

1. Семья и ребенок изучаются в процессе анализа:

- демографических данных;

- психологического климата в семье;

- модели воспитания ребенка;

- модели семьи.

2. Личность ребенка исследуется в процессе анализа:

- данных анамнеза;

- данных психолого-педагогического тестирования.

3. Социализация ребенка изучается в процессе анализа:

- успеваемости;

- посещения школьных занятий;

- участия в общественных мероприятиях;

- занятости ребенка дополнительным образованием.

4. Состояние ребенка изучается в процессе анализа:

- физиологических особенностей ребенка,

- психосоматических особенностей ребенка,

- анатомических особенностей ребенка.

Субъектами и функциями в решении проблемы профилактики девиантного поведения предлагаем рассмотреть следующее:

1. Субъектами в решении проблем семьи и ребенка являются: ребенок, родители, представители ребенка, функция которых заключается в том, чтобы своевременно обратиться за помощью, проявлять активность и быть мотивированными в решении проблем отклонений в поведении ребенка.

2. Субъектами в решении проблем развития личности ребенка: педагог-психолог, социальный педагог, функция которых заключается в том, чтобы профессионально провести мероприятия – консультацию; диагностику; коррекцию; направить к специалисту (терапевту, психиатру), сопровождение, психокоррекцию.

3. Субъектами в решении проблем социализации ребенка: классный руководитель, воспитатель, школьный инспектор полиции, функция которых заключается в том, чтобы проводить просветительскую работу в форме игр-бесед, тренингов, кейсов; коррекцию, в виде делегирования важных заданий и поручений,  трудового воспитания, научения позитивным паттернам и др.

4. Субъектами в решении проблем психосоматических состояний ребенка: школьный медработкник, участковый терапевт, врач общей практики, функция которых заключается в том, чтобы проводить просвещение, диагностику, консультацию, направлять к узкопрофильным специалистам, пропаганду ЗОЖ.

Для реализации системных мер профилактики девиантного поведения, необходимо принять комплекс мер, которые формируют убежденность и необходимость того, что необходимо, уже на ранней стадии выявлять девиантное поведение у детей и семьи.

Важно знать, что действовать в таких случаях необходимо максимально и предельно корректно, гуманно, человечно, созидая таким образом необходимую культуру, деликатность и анонимность при принятии необходимых решений в отношении конкретных детей, подростков, семей с девиантным поведением.

В результате применения, вновь разработанного комплекса мер, государственного и общественного характера, необходимо обеспечить информированность самих детей, подростков, семей и заинтересованных в этом лицо выявленных проблемах и путях их разрешения.

Очень важно и необходимо также, сформировать общественное мнение о том, что при проявлении девиантного поведения, уже на ранней стадии отклонений от нормы, крайне целесообразно, без каких-либо, надуманных опасений, предрассудков, необходимо срочно обращаться за помощью к психотерапевту, психологу, медработнику, юристу или полицейскому, социальному работнику и педагогу, в зависимости от сложившихся трудностей.

Всем специалистам необходим высокий уровень компетенции в области психологической психодиагностики и консультирования.

В профилактике возникновения девиантного поведения детей и подростков особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа девиантного поведения, разрабатываются практические меры по предупреждению девиантных проявлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.054 с.)