Раздел I. Основы законодательства Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Основы законодательства Российской Федерации



О НОТАРИАТЕ

 

11 февраля 1993 года N 4462-1

 

 

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НОТАРИАТЕ

 

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 01.07.2005 N 78-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ,

от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 30.12.2008 N 312-ФЗ,

от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 05.07.2010 N 154-ФЗ, от 03.12.2011 N 386-ФЗ,

от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 05.04.2013 N 43-ФЗ,

от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 21.07.2014 N 267-ФЗ,

от 29.12.2014 N 457-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 13.07.2015 N 259-ФЗ,

от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 03.07.2016 N 332-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ,

от 03.07.2016 N 361-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

 

Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Нотариат в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 1

 

1. В ч. ч. 1 и 6 данной статьи содержатся ключевые признаки, отражающие суть нотариальной профессии и ее характер. Российский нотариат принадлежит к системе латинского нотариата. Основные принципы, на которых строится латинский нотариат, сводятся к следующим. Нотариус выполняет особую миссию, являясь советником сторон и помогая выявить их волю, создает письменные акты в квалифицированной форме, имеющие особую доказательственную и во многих случаях исполнительную силу. Нотариус обеспечивает правовую защиту, предупреждая споры и способствуя погашению будущих конфликтов. Тем самым нотариус является помощником правосудия, поскольку его деятельность снижает спорность отношений гражданского оборота.

Кроме того, в современных условиях нотариус способствует процессам правовой глобализации, защите прав в новых сферах предпринимательской деятельности и информационных связей, выполняет функции арбитра и примирителя. Велика роль нотариата в снижении стоимости юридических услуг и экономичности правовой системы современного общества.

Поэтому наиболее афористично необходимость развитых юридических процедур в гражданском обороте выразил Гегель, писавший: "Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гегель. Философия права. М., 1990. С. 255.

 

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Однако основная часть нотариусов России работает в сфере небюджетного нотариата. Государственных нотариусов осталось не более 10, что подтверждает эффективность системы небюджетного нотариата.

Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, ведется Минюстом России в соответствии с Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 147 "Об утверждении Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен".

3. Согласно ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами, а при наличии соответствующих условий и другими лицами: главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения или главой местной администрации муниципального района и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления муниципального района. На территории других государств нотариальные действия совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий. Однако у этих лиц, как правило, более ограниченная компетенция либо более ограниченный масштаб деятельности.

В частности, должностные лица органов местного самоуправления могут совершать нотариальные действия, во-первых, только в пределах их компетенции, согласно ст. 37 Основ, и, во-вторых, только в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах. При совершении нотариальных действий указанные лица должны соблюдать правила нотариального производства, включая обязанность направления сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

На территории других государств нотариальные действия совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий в соответствии со ст. 38 Основ и ст. 26 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации". Компетенция должностных лиц также носит более ограниченный характер, чем у нотариусов, при этом они должны соблюдать основные правила нотариального производства.

4. Таким образом, нотариальную деятельность в основном в современной России осуществляют специально уполномоченные на это лица - нотариусы, работающие в сфере небюджетного нотариата. С одной стороны, они совершают нотариальные действия от имени государства в рамках публично-правовых полномочий, переданных им в силу закона. Поэтому нотариус действует в рамках правил и процедур, которые определены законом, в силу чего данной работе присуща необходимость соблюдения правовых процедур. С другой стороны, нотариус в системе латинского нотариата по общему правилу, включая Россию, не является государственным служащим и, как следствие, самостоятельно организует свою работу и несет уголовную, административную, имущественную и иную ответственность за допущенные им нарушения закона.

Практическая деятельность нотариуса заключается в подготовке проектов нотариальных актов, удостоверении сделок и свидетельствовании фактов, совершении иных нотариальных действий, даче консультаций и советов. Современная модель развития российского нотариата - это развитие модели активного нотариата, которая ставит нотариуса в центр гражданского оборота и наделяет его полномочиями для оказания квалифицированной юридической помощи <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Ярков В.В. От бюрократического к активному нотариату (актуальные проблемы нотариального права) // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15 - 16 февраля 2007 г., г. Москва). М., 2007. С. 109 - 116. Критический подход к активной роли нотариуса встречается до сих пор в отечественной доктрине (см., например: Нотариат и суд в России: 150 лет вместе / Под ред. Е.А. Борисовой. М., 2016. С. 122 - 124 (автор главы - Е.А. Борисова)).

 

5. Согласно ч. 6 комментируемой статьи нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Здесь закреплены публично-правовые основы нотариальной деятельности, которые пронизывают содержание законодательства о нотариате, определяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности и самой нотариальной профессии как строго регламентированной. Как было верно отмечено в одном из судебных актов, "нотариус не состоит ни с акционерным обществом, ни с акционерами в материально-правовых отношениях, его полномочия носят публично-правовой характер и вытекают из закона, а не из сделок или соглашений, компетенция нотариуса не носит договорного характера" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2012 г. N 17АП-13530/2012-ГК по делу N А50-15326/2012: поскольку иск об обязании нотариуса возвратить с депозита денежные средства не относится к корпоративным спорам, нотариус не имеет статуса индивидуального предпринимателя, производство по делу об обязании возвратить с депозита нотариуса денежные средства, не истребованные бывшими владельцами акций общества, правомерно прекращено.

 

Публично-правовой характер нотариальной деятельности отмечается в настоящее время многими авторами, занимающимися исследованием доктрины нотариата <1>. На всех этапах совершения нотариального действия, в том числе и при даче правовых консультаций, нотариус действует в рамках нотариального производства, его взаимоотношения с обратившимися за совершением нотариального действия лицами имеют не частноправовую, а публично-правовую основу. Безусловно, нотариус действует по просьбе заинтересованных физических или юридических лиц, но последние обязаны также и в силу закона обращаться к нотариусу, который в свою очередь не вправе отказать им в совершении законных действий.

--------------------------------

<1> См., например: Ярков В.В. Публично-правовой характер нотариальной деятельности // Российская юстиция. 1997. N 6. С. 31 - 32, 109; Калиниченко Т.Г. Нотариальное право и процесс в Российской Федерации. М., 2010. С. 11.

 

Публично-правовые черты нотариальной деятельности были подтверждены Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате". В п. 2 данного Постановления сказано, что "нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами, работающими в государственных конторах или занимающимися частной практикой, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (статья 1 Основ), что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов (здесь и далее выделено автором. - В.Я.)

Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии".

Из сравнительно недавних судебных актов Конституционного Суда РФ можно отметить Определение от 25 сентября 2014 г. N 2206-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Стерховой Марины Ивановны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и частью второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

В п. 2.1 указанного Определения отмечено следующее: "Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от 23 декабря 1999 года N 18-П, деятельность занимающихся частной практикой нотариусов, которые на профессиональной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.

Права и обязанности нотариусов, а также их ответственность определены Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Публично-правовой статус нотариуса и характер выполняемых им функций подразумевают, что использование нотариусом своих прав и организация им осуществления нотариальной деятельности должны сообразовываться с возложенными на него обязанностями, в том числе обязанностью по сохранению нотариальной тайны (часть вторая статьи 5 и часть вторая статьи 16 Основ), а также обязанностями перед нотариальной палатой (уплата членских взносов, предоставление сведений - статьи 27 и 28 Основ)".

6. Ключевые характеристики публично-правового статуса нотариальной профессии заключаются в следующем:

- во-первых, в доступе к профессии, поскольку нотариус наделяется полномочиями только после прохождения достаточно сложной процедуры, связанной с проверкой профессиональной компетентности и личных качеств;

- во-вторых, в осуществлении нотариальной деятельности, поскольку осуществление профессии с точки зрения ее организации, правил ответственности и совершения нотариальных действий характеризуются строгим правовым регулированием. В частности, нотариус обязан быть членом соответствующей нотариальной палаты. Нотариус и лицо, временно его замещающее, не вправе одновременно исполнять свои обязанности: нотариальные действия в данной нотариальной конторе исполняет либо сам нотариус, либо лицо, имеющее право его временного замещения <1>;

--------------------------------

<1> Например, в судебной практике Свердловской области одним из оснований лишения нотариуса лицензии явилось то обстоятельство, что нотариус одновременно в один день работал со своими помощниками, в нотариальной конторе имелось несколько печатей (см.: Юшкова Е.Ю. Судебная практика по вопросам нотариальной деятельности. 2-е изд. М., 2004. С. 167 - 175). См. также другие примеры в книге: Юшкова Е.Ю. Судебная практика и нотариат. М., 2015.

 

- в-третьих, взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не договорную, а публично-правовую основу;

- в-четвертых, нотариат является частью публичной системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Поэтому согласно ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате <1>;

--------------------------------

<1> См. подробнее: Шереметова Г.С. Право на бесплатную юридическую помощь в гражданском процессе: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2014.

 

- в-пятых, нотариальные акты обладают особой доказательственной и в ряде случаев - исполнительной силой.

7. Доказательственная функция нотариата выражается в нескольких направлениях <1>.

--------------------------------

<1> См. специальное исследование: Грядов А.В. Доказательственная сила нотариального акта в праве России и Франции. М., 2012.

 

Во-первых, в особом доказательственном значении фактов, установленных нотариусом при совершении нотариального действия, в конечном результате нотариального производства - нотариальном акте. В настоящее время доказательственное значение прямо закреплено в процессуальном законодательстве в соответствующих статьях ГПК РФ и АПК РФ, посвященных основаниям освобождения от доказывания.

В частности, согласно ч. 5 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия. Таким образом, для оспаривания фактов, установленных при совершении нотариального действия, в гражданском процессе имеется два варианта: 1) лицо, участвующее в деле и оспаривающее факты, отраженные нотариусом в нотариальном документе при совершении нотариального действия, должно сделать заявление о подложности данного доказательства с последующим доказыванием этого факта; 2) лицо, участвующее в деле, должно привести доказательства существенного нарушения порядка совершения нотариального действия. Указанное обстоятельство может быть установлено также судом по собственной инициативе.

Аналогичное положение закреплено в ч. 5 ст. 69 АПК РФ: "Обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса, или если нотариальный акт не был отменен в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении".

В арбитражном процессе существует также два варианта оспаривания доказательственного значения фактов, установленных нотариусом при совершении нотариального действия, но они уже: 1) лицо, участвующее в деле, может заявить ходатайство о фальсификации доказательства в соответствии со ст. 161 АПК РФ; 2) лицо, участвующее в деле, должно представить в арбитражный суд решение суда общей юрисдикции, которым в порядке гл. 37 ГПК РФ было отменено нотариальное действие, и сам нотариальный акт. Во всех остальных случаях факты, установленные нотариусом, освобождаются от доказывания, за исключением доказанности обстоятельств, определенных в ч. 5 ст. 61 ГПК РФ и ч. 5 ст. 69 АПК РФ.

Такой подход является обоснованным. Как отмечает В.М. Жуйков, с точки зрения практики судов общей юрисдикции при оспаривании нотариально оформленных документов действует презумпция действительности этого договора, что придает ему особую юридическую силу <1>. В большинстве работ по теории доказательств отмечается в общем плане доказательственное значение квалифицированных письменных доказательств, среди которых выделяются нотариальные акты <2>. В учебной литературе также традиционно выделение при классификации письменных доказательств официальных или публичных документов, в том числе и нотариально удостоверенных <3>.

--------------------------------

<1> См.: Жуйков В.М. Нотариат как институт превентивного правосудия: единство и различие с судебными органами // Нотариальный вестник. 1998. N 9. С. 30.

<2> См., например: Юдельсон К.С. Судебные доказательства в гражданском процессе. М., 1956. С. 199; Якимов П.П. Письменные доказательства в практике арбитража. М., 1959. С. 47 - 49; Медведев И.Г. Принцип приоритета письменных доказательств // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития. Екатеринбург, 2000. С. 396 - 412.

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданский процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2014 (5-е издание, переработанное и дополненное).

<3> См., например: Гражданский процесс: Учебник. 5-е изд. / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2013. С. 297; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. 9-е изд. М., 2014. С. 241; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Блажеева, Е.Е. Уксусовой. М., 2014. С. 280.

 

Превалирующее значение письменных, в том числе квалифицированных, доказательств достаточно бесспорно с точки зрения практики. Например, большинство справочников по доказыванию построено на рекомендациях по представлению именно письменных доказательств, относимых, как правило, к числу необходимых <1>. Кроме того, в признании особой доказательственной силы нотариальных актов есть и другая важная грань, связанная с дисциплинирующим воздействием на участников гражданского оборота. В свое время эту мысль удачно выразил профессор М.А. Гурвич: "Благодаря строгому проведению правила о допустимости доказательств обеспечивается достоверность судебного установления ряда наиболее важных в гражданском обороте правоотношений. Угрозой отказа в судебной защите не оформленных надлежащим образом юридических действий достигается... их в массовом масштабе оформление..." <2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве (под ред. И.В. Решетниковой) включен в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2011 (5-е издание, переработанное и дополненное).

<1> См., например: Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. И.В. Решетниковой. М., 2016.

<2> См.: Гурвич М.А. Принцип объективной истины советского гражданского процессуального права // Советское государство и право. 1964. N 9. С. 104.

 

Во-вторых, в последствиях несоблюдения нотариальной формы, когда она предписана законом или избрана сторонами. В частности, согласно ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности. Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, или в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

При признании обязательности нотариального удостоверения сделки по любому из данных двух оснований несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

В-третьих, в процедуре нотариального производства как процесса доказывания и особенностях доказательств, используемых в нотариальной сфере. Данный вопрос требует специального исследования, поэтому в плане предварительных замечаний отметим следующее. В нотариальном производстве происходит установление фактического состава, необходимого для совершения нотариального действия. В основном речь идет о юридических фактах материально-правового характера, совокупность которых определяет возможность совершения нотариального действия. Нотариус определяет исходя из характера нотариального действия круг необходимых фактов и затребует для их установления соответствующие документы либо приглашает других лиц (например, других долевых собственников, супруга и т.д.). Практически речь идет о сборе доказательств нотариусом для установления необходимого фактического состава.

Хотя сам нотариальный акт является доказательством по делу, в то же время его совершению предшествуют собирание и исследование необходимых доказательств, а также их оценка в рамках нотариального производства. Полагаем, что все общие положения доктрины доказательственного права вполне применимы и к нотариальной деятельности <1>. Так, в нотариальном производстве также можно выделить этапы собирания, исследования и оценки доказательств, необходимо здесь определять и предмет доказывания. Применимы и правила относимости и особенно допустимости доказательств, которые здесь достаточно строги. Кроме того, в нотариальном производстве востребована категория так называемых необходимых доказательств, без наличия которых невозможно совершение нотариального действия. Из числа средств доказывания в нотариальном производстве в основном используются письменные доказательства, заключение эксперта (поскольку нотариус вправе направить документы на экспертизу), в отдельных случаях - зафиксированные письменно объяснения и заявления участников нотариального производства, например согласие супруга на совершение сделки либо заявление об отсутствии супруга.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Треушников М.К. Судебные доказательства. 2-е изд. М., 1999; Решетникова И.В. Курс доказательственного права в российском гражданском судопроизводстве. М., 2000.

 

Исполнительная сила нотариальных актов признается в случаях, предусмотренных гл. XVI и XVII Основ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Батухтина Е.М. Исполнительная сила нотариального акта в праве России и Франции (сравнительно-правовое исследование). М., 2016.

 

8. Важным последствием непредпринимательского характера нотариальной деятельности является отнесение споров с участием нотариусов к подведомственности судов общей юрисдикции, за исключением случаев, прямо предусмотренных процессуальным законом. Например, только споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, в силу п. 9 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ отнесены прямо к подведомственности арбитражных судов.

 

Статья 2. Нотариус в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 2

 

1. В ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи определены основные условия доступа к нотариальной профессии. Они достаточно высоки и практически равны условиям, предъявляемым к лицам, претендующим на должность судьи. Следует иметь в виду, что доступ к профессии нотариуса почти во всех государствах системы латинского нотариата отличается сложностью и необходимостью прохождения ряда испытаний. Это связано с уже отмечавшимися особенностями профессии нотариуса, в числе которых обязательное глубокое знание гражданского и семейного права, процессуального законодательства, а также юридических технологий совершения нотариальных действий. Кроме того, высока степень ответственности нотариуса и цена его ошибок для участников гражданского оборота, поскольку некоторые из них, например в завещаниях, носят практически неустранимый характер.

В соответствии с порядком, установленным ст. 2 Основ, на должность нотариуса в Российской Федерации назначается (1) гражданин Российской Федерации, (2) имеющий высшее юридическое образование, (3) прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, (4) сдавший квалификационный экзамен, (5) имеющий лицензию на право нотариальной деятельности, (6) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет, (7) достигший возраста 25 лет, но не старше 75 лет.

2. Гражданство Российской Федерации. Требование гражданства Российской Федерации объясняется особым статусом нотариуса, публично-правовым характером нотариальной деятельности. По ст. 2 Основ недопустимым для нотариуса является и наличие двойного гражданства или подданства другого государства.

Высшее юридическое образование. Нотариальная деятельность имеет разносторонний характер и при этом не знает какой-либо предметной специализации. Поэтому наличие высшего юридического образования предполагает у соискателя должности нотариуса определенный уровень подготовки. В практике приема квалификационных экзаменов возникали вопросы о юридической силе дипломов негосударственных высших учебных заведений. Полагаем, что в силу законодательства об образовании они имеют такую же юридическую силу, однако соответствующие вузы, выдающие дипломы, должны иметь государственную аккредитацию, что прямо отражено в п. 1 ч. 1 ст. 2 Основ.

Прохождение стажировки. Согласно ст. 19 Основ стажировка проводится в течение одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее чем три года. Срок стажировки может быть сокращен в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с ФНП, но не может быть менее чем шесть месяцев.

Порядок прохождения стажировки в настоящее время регулируется Приказом Минюста России от 21 июня 2000 г. N 179 и решением Правления ФНП от 26 мая 2000 г. "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса".

Сдача квалификационного экзамена. Согласно ст. 4 Основ квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью. Порядок сдачи экзамена и работы квалификационной комиссии регулируется Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 150 "Об утверждении Положения о квалификационной комиссии" (вместе с Положением о квалификационной комиссии, утв. решением Правления ФНП 18 мая 2015 г. и Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 150).

3. Исходя из равного статуса всех нотариусов согласно ч. 3 комментируемой статьи их документы имеют одинаковую юридическую силу. Следует иметь в виду, что равный статус с нотариальными документами имеют документы, оформленные другими лицами, - главами местных администраций и должностными лицами органов местного самоуправления и консульских учреждений в порядке ст. ст. 37 и 38 Основ. Тем самым определяются строгие требования к порядку совершения данными лицами нотариальных действий.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи нотариус должен быть членом соответствующей нотариальной палаты. Такое правило определяется публично-правовым статусом нотариальной профессии, ее регламентированным характером и необходимостью осуществления профессионального контроля за деятельностью нотариуса.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" подтвердило это положение. В п. 1 резолютивной части данного Постановления сказано следующее: "Признать положения части четвертой статьи 2 и части первой статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате об обязательности членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой, как условии их профессиональной деятельности, связанной с осуществлением публичных (государственных) функций, не противоречащими Конституции Российской Федерации".

К такому же выводу пришел ЕСПЧ в решении от 3 апреля 2001 г. "По вопросу приемлемости жалобы N 44319/98 "Ольга Валентиновна Романовская против Российской Федерации". ЕСПЧ отметил, что "цель этих предусмотренных законодательством органов - осуществление контроля и содействие развитию профессиональной деятельности. При этом данные органы выполняют важные публично-правовые функции, преследующие цель защиты прав других лиц. В связи с этим их нельзя отождествлять с профессиональными союзами, но они тем не менее интегрированы в государственную структуру".

 

Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ.

 

Статья 3.1. Квалификационный экзамен

 

Комментарий к статье 3.1

 

1. В комментируемой статье, введенной в Основы в 2014 и 2015 гг., определен порядок сдачи квалификационного экзамена. Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 150 утверждено Положение о квалификационной комиссии, утвержденное также решением правления ФНП 18 мая 2015 г. Все основные вопросы правового регулирования и организации квалификационного экзамена относятся к совместной компетенции органов юстиции и нотариальных палат.

2. Следует обратить внимание на ч. 10 комментируемой статьи, которая определяет временной период сохранения результатов сдачи квалификационного экзамена. Во-первых, это три года после сдачи экзамена, если сдавшее экзамен лицо вообще не приступало к работе; во-вторых, это пять лет при наличии перерыва после оставления работы в нотариальной конторе в качестве нотариуса, помощника нотариуса или исполняющего обязанности при замещении временно отсутствующего нотариуса. Такой подход вполне оправдан в связи с изменениями законодательства и нотариальной практики, которые требуют от нотариуса поддержания высокого уровня квалификации.

 

Статья 4. Квалификационная и апелляционная комиссии

 

Комментарий к статье 4

 

1. Комментируемая статья регулирует процедурно-процессуальные вопросы организации работы квалификационной и апелляционной комиссий. Квалификационные комиссии образуются в каждом субъекте Российской Федерации в составе нотариусов (со стажем работы свыше 10 лет), сотрудников органов юстиции и представителей научного сообщества. Следует обратить внимание, что в отношении сотрудников органов юстиции и научного сообщества требования по стажу законом не установлены, хотя это скорее является недостатком, чем достоинством правового регулирования. При подборе представителей научного сообщества закон также не предусматривает никаких специальных требований - это может быть и преподаватель высшего учебного заведения с ученой степенью либо без нее, либо известный практик - специалист с большим количеством публикаций по нотариальному праву и нотариальной практике.

2. Апелляционная комиссия образуется одна на всю Российскую Федерацию из представителей Минюста России и ФНП для рассмотрения жалоб в отношении решений квалификационных комиссий. С учетом современной организации квалификационного экзамена (экзамен принимается через автоматизированную информационную систему) практически невозможно обжаловать как таковые результаты экзамена, поскольку проверка результатов осуществляется также автоматически.

3. Важное положение содержится в ч. 7 комментируемой статьи, согласно которому лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией. Тем самым обеспечиваются высокие требования к лицам, претендующим на должность нотариуса, основанные на высокой мотивации при выборе профессии.

 

Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности

 

Комментарий к статье 5

 

1. В комментируемой статье изложены ключевые принципы нотариального производства, на которых основывается нотариальная деятельность. Речь идет о принципах законности, независимости и беспристрастности, нотариальной тайны.

2. Принцип законности представляет собой правило, согласно которому нотариусы, а также лица, обратившиеся за совершением нотариального действия, при его осуществлении руководствуются Конституцией РФ и законами, а также действующими правилами нотариального производства. Данный принцип как общеправовой вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Поскольку нотариусу делегированы полномочия от имени государства, то, соответственно, положения законности в полной мере относятся и к нотариату. В принципе законности наиболее ярко отражаются публично-правовые начала нотариальной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Ярков В.В. Нотариат в правовой системе России // Концептуальные материалы по нотариальной реформе в Российской Федерации. СПб., 1997. С. 37 - 41.

 

Обязанности нотариусов по обеспечению законности осуществляются двояким путем.

Во-первых, законность обеспечивается правильной реализацией законодательства в условиях соблюдения иерархии нормативных актов в правоприменении и при отсутствии давления и соблюдения независимости нотариуса в нотариальном производстве. Не случайно нотариальное законодательство при регулировании полномочий нотариуса использует в основном метод предписания с целью снижения усмотрения.

В ч. 1 комментируемой статьи определены круг источников и иерархия законодательства, которым руководствуется нотариус в своей деятельности. В частности, исходя из системы российского законодательства по Конституции РФ нотариус в нотариальном производстве при совершении нотариальных действий руководствуется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, правовыми актами, принятыми органами государственной власти субъектов Федерации. Кроме того, нотариус использует и применяет нормативные акты, изданные федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.073 с.)