Методы контроля технического состояния
обсадных колонн
Систематический контроль технического состояния обсадных труб является одной из наиболее действенных мер предотвращения возможных аварий и заключается в определении их остаточной толщины, внутреннего диаметра, овальности, местоположения башмака и муфтовых соединений, а также в выявлении в них различных дефектов (трещин, порывов и т.д.).
В настоящее время известны следующие методы: опрессовка, индикаторный метод по радону (ИМР), расходометрия и дебитометрия, термометрия, резистивиметрия. Кроме этого применяются оптический метод контроля, акустические методы, профилеметрия, методы магнитной и электромагнитной дефектоскопии, метод рассеянного гамма-излучения, метод снятия оттисков и силовой метод контроля.
Рассмотрим кратко их возможности с целью определения оптимальных сочетаний для получения достоверной и достаточной информации о техническом состоянии обсадных колонн.
Метод опрессовки.
Первую информацию о характере повреждений обсадных колонн обычно получают при испытаниях их на герметичность. При этом по расходу закачиваемой в колонну жидкости можно составить представление о тяжести повреждения.
Место повреждения определяют поинтервальной опрессовкой с помощью пакеров. Колонну с пакерами спускают на половину глубины обсаженной скважины и создают давление жидкостью или воздухом. При перепаде давления 1,5–2,0 МПа эластичные манжеты запакеровываются, перекрывая межтрубное пространство в скважине. Путем предварительного исключения герметичных узлов обсадной колонны при осевых перемещениях колонны труб с пакерами вниз и вверх определяют интервал повреждения.
В худшем случае, когда место повреждения будет найдено после исключения всей герметичной части обсадной колонны, кроме участка длиной , где колонна негерметична, число осевых перемещений n колонны труб с пакерами в скважине при длине обсадной колонны L будет равно:
, (6.1)
где при L = 2000 м; = 1 м; n = 10.
В лучшем случае – n = 1. Во всех остальных случаях для данной обсадной колонны число перемещений 1 < n < 10. Отсюда видно, что этот метод достаточно трудоемок.
Выше показано, что повреждение изношенных и ослабленных порезами обсадных колонн происходит при избыточном внутреннем давлении всего 1,4–8,4 МПа. Следовательно, можно сделать вывод, что метод опрессовки является разрушающим, т.е. обнаружение имеющихся повреждений обсадных колонн может сопровождаться образованием новых.
|