Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально обусловленные особенности подростка
«Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира, как ценности человеческого бытия и начинает фетишировать этот мир… Общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участие в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия. В современном мире вещи становятся растлителями подростков» [11; 345-346]. В условиях кризиса ценностей в обществе, анализ представленности в сознании подростка материальных ценностей на протяжении последних лет показывает, что их значение растёт, не занимания при этом доминирующих позиций в рейтинге [13;70]. Более чем прежде, ценности формирующегося общества ориентируют подростка на обеспеченную жизнь, полную развлечений и свободы. Сегодня более, чем когда-либо место человека среди других людей определяется не только личными качествами, но и обслуживающими вещами (дом, квартира, произведения искусства, денежные знаки, автомобиль и т.п.), что сказывается непосредственно на сенситивных к социальным явлениям подростках. Подросток начинает оценивать свою семью как «бедную» или «богатую», и на этой почве кипят страсти в отношениях с родителями, обиды, агрессия. «Бедность/богатство» становится одним из критериев оценки сверстника, одним из оснований для принятия в среде сверстников, и как следствие - острые конфликты в подростковых группах, чувство неполноценности, стыда, обиды на родителей и на судьбу у подростков. Мы должны констатировать, что и данные проблемы жизни подростков находятся вне внимания школы, глубокие переживания подростка не находят педагогической поддержки. Я не хочу ходить в школу, потому что у меня нет модных вещей, как у моих одноклассников. Мы живем с братом и бабушкой, а родителей у меня нет. Со мной не хотят дружить, потому что мы бедные. У меня нет ни компьютера, ни телефона, и я хожу всегда один. Саша, Вологодская область Ещё недавно подросток полностью финансово зависел от родителей. Сегодня экономическая ситуация иная – подростки могут зарабатывать, обретая некую финансовую свободу. Однако путь к этой финансовой независимости весьма опасен для школьника с социальной и психологической точки зрения. Факторами риска выступают отсутствие должного контроля со стороны государства: правового, педагогического, социального. В крупных городах уже сегодня педагогическая общественность бьёт тревогу по поводу работы детей на улице (продажа газет, мытьё машин и т.п.), где создаётся реальная ситуация опасности для жизни и здоровья.
Наряду с воспитанием в школе, в семье, в общении со сверстниками существенную роль на формирование личности современного подростка оказывают средства массовой информации. Несмотря на то, что проблема трансляции сцен агрессии, порнографии, преступлений и идеализации негативных персонажей в СМИ обсуждается не первый год, современная ситуация в России характеризуется отсутствием реально действующей цензуры, способной защитить подростков негативного влияния на их эмоциональную и ценностно-смысловую сферу, полоролевое развитие. Исследования показывают, что степень влияния на психику значительная [13;50-56]. Так, СМИ практически создают образ молодёжной культуры в целом, а так же оказывают влияние на формирование социально одобряемых женских и мужских идеалов. При этом несовпадение в сознании девушки реального образа тела с идеальным «Барби-образом» может вызывать острые переживания неполноценности, суицидальные намерения. В апреле мне исполнится 16 лет. Самое большое моё несчастье - это то, что у меня не растёт грудь. Она у меня есть, только маленькая, и мальчики не обращают на меня внимание. Когда мои подруги заводят разговор о своих кинокумирах и их фигуре, внутри меня происходит что-то противное. Я не могу так больше… Я отличница, моя семья обеспеченная, но этого мне не достаточно. Я хочу грудь! Я решила даже из-за этого покончить с собой, но всегда передумываю. Пожалуйста, умоляю, миленькая, помогите! Аня, Оренбургская область В Интернет-сети обширно представлена информация, негативно воздействующая на незрелую личность: это и рекламные предложения интимных услуг, и клубы по сексуальным ориентация, порно-сайты и конференции с обсуждением личного сексуального опыта. Исследователи отмечают (с.57-60), что характер коммуникаций на подобных конференциях, тематика обсуждаемых вопросов свидетельствуют о том, что подавляющее большинство участников - это люди подросткового и юношеского возраста или психологически не вышедшие из этого возраста. Такой факт может свидетельствовать не только о естественном подростковом интересе к сексуальной проблематике, но и об отсутствии у подростка другой возможности обсуждать подобные темы. К сожалению, полоролевое воспитание не находит места в современной школе.
Приметой нашего времени становится детская и подростковая алкоголизация, наркомания, токсикомания и необходимость для классного руководителя вести профилактическую работу среди учащихся, помогать тем подростками, которые уже столкнулись с этим социальным явлением. Мы поссорились с моим парнем. Я раньше всегда подходила мириться первая, а в этот раз он меня сильно обидел. Теперь я часто вижу его пьяным на дискотеке. Я знаю, что он страдает из-за меня и поэтому пьёт. Он не может подойти ко мне, потому что гордый. Это продолжается уже 4 месяца. Что мне делать? Как помочь ему? Маша, Самара Психологические трудности порой толкают подростка к уходу от реального мира, от решения непосильных для незрелого сознания проблем. Зачастую подростки просиживают целыми днями в игровых залах, которые в большом количестве предоставляет игорный бизнес. Крупные города захлестнула волна игромании. Мой друг изменился, и я не знаю, как ему помочь. Раньше мы слушали вместе музыку, ходили гулять. А теперь он всё время проводит в игровухе. Родители ему уже не дают денег, потому что он все проигрывает. Он просит деньги у меня или отбирает у маленьких. С ним стало невозможно общаться ни на какие другие темы кроме игр. Школу пропускает, а ведь мы готовились поступать в один институт. Ник, Нижний Новгород Особое приоритетное место в подростковом возрасте занимает музыка. Исследования в области воздействия музыки на психику показывают, что именно подростки и юношество наиболее сенситивны к воздействию музыки и стремятся при этом воспринимать её на пределе возможного. Отсюда стремление подростков к поп- и рок-музыке, к музыке высоких частот. Музыка «объединяет подростков метаболическими ощущениями тёмных телесных функций и создаёт сложную гамму слуховых, телесных и социальных переживаний» [11;387]. В такой зависимости от сверстников подросток обретает свою самость и одновременно теряет самоидентичность. Современные исследования, иллюстрируя эту мысль, показывают, что под воздействием рок-музыки подростки не могут в клубе ответить на простейшие вопросы: «Как вас зовут?», «Какой сейчас год?». Кроме того, привыкание к высоким частотам в музыке сродни наркомании. С одной стороны, музыкальность подростка открывает перспективы художественно-эстетического воспитания, перспективы установления взаимопонимания педагога с подростками через общение на музыкальные темы; с другой стороны, при отсутствии воспитывающего воздействия взрослых возникает в лучшем случае - риск формирования дурного вкуса, в худшем – риск нарушения психического здоровья подростка. К сожалению, следует констатировать отстранённость педагогов от подростковой музыкальной субкультуры, отсутствие соответствующего интереса и знаний в этой сфере. Подростковая музыка редко становится темой диспутов, организованных учителем в школе, концерты молодёжной музыки не посещаются классом вместе с учителем, танцевальные вечера в школе так же сегодня не популярны. Эта значимая для подростков часть их жизни не является значимой для воспитания и выносится за стены школы. Подростковые музыкальные клубы, дискотеки остаются местами, практически лишёнными педагогического внимания и заботы взрослых. Проблемы современного подростка должны стать одним из источников построения системы психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка, а в системе повышения квалификации - ориентиром обновления содержания подготовки учителя к развитию и воспитанию личности в рамках реализации основной образовательной программы учреждения в условиях ФГОС современного поколения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.005 с.) |