Социально обусловленные особенности подростка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально обусловленные особенности подростка



«Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира, как ценности человеческого бытия и начинает фетишировать этот мир… Общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участие в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия. В современном мире вещи становятся растлителями подростков» [11; 345-346].

В условиях кризиса ценностей в обществе, анализ представленности в сознании подростка материальных ценностей на протяжении последних лет показывает, что их значение растёт, не занимания при этом доминирующих позиций в рейтинге [13;70]. Более чем прежде, ценности формирующегося общества ориентируют подростка на обеспеченную жизнь, полную развлечений и свободы. Сегодня более, чем когда-либо место человека среди других людей определяется не только личными качествами, но и обслуживающими вещами (дом, квартира, произведения искусства, денежные знаки, автомобиль и т.п.), что сказывается непосредственно на сенситивных к социальным явлениям подростках.

Подросток начинает оценивать свою семью как «бедную» или «богатую», и на этой почве кипят страсти в отношениях с родителями, обиды, агрессия. «Бедность/богатство» становится одним из критериев оценки сверстника, одним из оснований для принятия в среде сверстников, и как следствие - острые конфликты в подростковых группах, чувство неполноценности, стыда, обиды на родителей и на судьбу у подростков. Мы должны констатировать, что и данные проблемы жизни подростков находятся вне внимания школы, глубокие переживания подростка не находят педагогической поддержки.

Я не хочу ходить в школу, потому что у меня нет модных вещей, как у моих одноклассников. Мы живем с братом и бабушкой, а родителей у меня нет. Со мной не хотят дружить, потому что мы бедные. У меня нет ни компьютера, ни телефона, и я хожу всегда один.

Саша, Вологодская область

Ещё недавно подросток полностью финансово зависел от родителей. Сегодня экономическая ситуация иная – подростки могут зарабатывать, обретая некую финансовую свободу. Однако путь к этой финансовой независимости весьма опасен для школьника с социальной и психологической точки зрения. Факторами риска выступают отсутствие должного контроля со стороны государства: правового, педагогического, социального. В крупных городах уже сегодня педагогическая общественность бьёт тревогу по поводу работы детей на улице (продажа газет, мытьё машин и т.п.), где создаётся реальная ситуация опасности для жизни и здоровья.

Наряду с воспитанием в школе, в семье, в общении со сверстниками существенную роль на формирование личности современного подростка оказывают средства массовой информации. Несмотря на то, что проблема трансляции сцен агрессии, порнографии, преступлений и идеализации негативных персонажей в СМИ обсуждается не первый год, современная ситуация в России характеризуется отсутствием реально действующей цензуры, способной защитить подростков негативного влияния на их эмоциональную и ценностно-смысловую сферу, полоролевое развитие. Исследования показывают, что степень влияния на психику значительная [13;50-56].

Так, СМИ практически создают образ молодёжной культуры в целом, а так же оказывают влияние на формирование социально одобряемых женских и мужских идеалов. При этом несовпадение в сознании девушки реального образа тела с идеальным «Барби-образом» может вызывать острые переживания неполноценности, суицидальные намерения.

В апреле мне исполнится 16 лет. Самое большое моё несчастье - это то, что у меня не растёт грудь. Она у меня есть, только маленькая, и мальчики не обращают на меня внимание. Когда мои подруги заводят разговор о своих кинокумирах и их фигуре, внутри меня происходит что-то противное. Я не могу так больше… Я отличница, моя семья обеспеченная, но этого мне не достаточно. Я хочу грудь! Я решила даже из-за этого покончить с собой, но всегда передумываю. Пожалуйста, умоляю, миленькая, помогите!

Аня, Оренбургская область

В Интернет-сети обширно представлена информация, негативно воздействующая на незрелую личность: это и рекламные предложения интимных услуг, и клубы по сексуальным ориентация, порно-сайты и конференции с обсуждением личного сексуального опыта. Исследователи отмечают (с.57-60), что характер коммуникаций на подобных конференциях, тематика обсуждаемых вопросов свидетельствуют о том, что подавляющее большинство участников - это люди подросткового и юношеского возраста или психологически не вышедшие из этого возраста. Такой факт может свидетельствовать не только о естественном подростковом интересе к сексуальной проблематике, но и об отсутствии у подростка другой возможности обсуждать подобные темы. К сожалению, полоролевое воспитание не находит места в современной школе.

Приметой нашего времени становится детская и подростковая алкоголизация, наркомания, токсикомания и необходимость для классного руководителя вести профилактическую работу среди учащихся, помогать тем подростками, которые уже столкнулись с этим социальным явлением.

Мы поссорились с моим парнем. Я раньше всегда подходила мириться первая, а в этот раз он меня сильно обидел. Теперь я часто вижу его пьяным на дискотеке. Я знаю, что он страдает из-за меня и поэтому пьёт. Он не может подойти ко мне, потому что гордый. Это продолжается уже 4 месяца. Что мне делать? Как помочь ему?

Маша, Самара

Психологические трудности порой толкают подростка к уходу от реального мира, от решения непосильных для незрелого сознания проблем. Зачастую подростки просиживают целыми днями в игровых залах, которые в большом количестве предоставляет игорный бизнес. Крупные города захлестнула волна игромании.

Мой друг изменился, и я не знаю, как ему помочь. Раньше мы слушали вместе музыку, ходили гулять. А теперь он всё время проводит в игровухе. Родители ему уже не дают денег, потому что он все проигрывает. Он просит деньги у меня или отбирает у маленьких. С ним стало невозможно общаться ни на какие другие темы кроме игр. Школу пропускает, а ведь мы готовились поступать в один институт.

Ник, Нижний Новгород

Особое приоритетное место в подростковом возрасте занимает музыка. Исследования в области воздействия музыки на психику показывают, что именно подростки и юношество наиболее сенситивны к воздействию музыки и стремятся при этом воспринимать её на пределе возможного. Отсюда стремление подростков к поп- и рок-музыке, к музыке высоких частот.

Музыка «объединяет подростков метаболическими ощущениями тёмных телесных функций и создаёт сложную гамму слуховых, телесных и социальных переживаний» [11;387]. В такой зависимости от сверстников подросток обретает свою самость и одновременно теряет самоидентичность. Современные исследования, иллюстрируя эту мысль, показывают, что под воздействием рок-музыки подростки не могут в клубе ответить на простейшие вопросы: «Как вас зовут?», «Какой сейчас год?». Кроме того, привыкание к высоким частотам в музыке сродни наркомании.

С одной стороны, музыкальность подростка открывает перспективы художественно-эстетического воспитания, перспективы установления взаимопонимания педагога с подростками через общение на музыкальные темы; с другой стороны, при отсутствии воспитывающего воздействия взрослых возникает в лучшем случае - риск формирования дурного вкуса, в худшем – риск нарушения психического здоровья подростка. К сожалению, следует констатировать отстранённость педагогов от подростковой музыкальной субкультуры, отсутствие соответствующего интереса и знаний в этой сфере. Подростковая музыка редко становится темой диспутов, организованных учителем в школе, концерты молодёжной музыки не посещаются классом вместе с учителем, танцевальные вечера в школе так же сегодня не популярны. Эта значимая для подростков часть их жизни не является значимой для воспитания и выносится за стены школы. Подростковые музыкальные клубы, дискотеки остаются местами, практически лишёнными педагогического внимания и заботы взрослых.

Проблемы современного подростка должны стать одним из источников построения системы психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка, а в системе повышения квалификации - ориентиром обновления содержания подготовки учителя к развитию и воспитанию личности в рамках реализации основной образовательной программы учреждения в условиях ФГОС современного поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.005 с.)