Школа – институт воспитания и социализации подрастающего поколения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа – институт воспитания и социализации подрастающего поколения



В современной школе как социально-педагогическом образовательном учреждении происходят как процессы созидания, так и процессы разрушения. Это связано с последствиями перемен 90-х годов XX века. Социально-политические изменения того времени оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, что непосредственно сказалось на качестве школьного воспитательного процесса.

Смена ценностных ориентиров нарушила духовное единство общества, изменила жизненные приоритеты молодежи, способствовала разрушению ценностей старшего поколения, деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В указанный период российское общество поспешно необдуманно копировало западные формы жизни, и ценности. Средства же массовой информации выступали в качестве так называемой «параллельной школы», где главными ориентирами воспитания и социализации выступали выгода, успех любой ценой, деньги, удовольствия.

Сегодня наше общество поражено массовой бездуховностью. Причину такого положения следует искать в недооценке воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса, объектом которого является духовное, нравственное развитие детей. Именно воспитание определяется такими категориями, как ценности, отношение, поведение, мораль и нравственность.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

В послании действующего Президента России В.В. Путина Федеральному собранию РФ сказано: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

12 сентября 2012 года на встрече в Краснодаре Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил со следующими словами: «Мы сегодня… поговорим о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну. От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

Поэтому заявленный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России национальный воспитательный идеал придает воспитанию как процессу приобщения ребенка к культуре особенно важный стимул противостояния нарастающей европеизации, американизации всей российской жизни. В отличие от обучения, главная задача которого состоит в передаче и вооружении ребенка определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда, воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, моральных норм.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, т.к. ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. А недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Нацеленное на становление общественно полезной и свободной личности направление воспитательного воздействия определяется принципами государственной политики в области образования, сформулированными в Законе РФ «Об образовании», общим контекстом национальной доктрины образования Российской Федерации, положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Идеология нового образовательного стандарта общего среднего образования, помимо принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию образования, предлагается особое внимание уделять формированию духа патриотизма, толерантного отношения к другим культурам, развитию гражданского самосознания.

Поэтому для воспитания личности обучающегося в свете новых образовательных стандартов требуются существенные изменения в практике работы учителей-предметников, классных руководителей. Данные изменения невозможны, если не происходит внутреннее развитие духовной культуры самого педагога.

Духовная культура учителя - интегральное качество личности, определяющее ее направленность на созидание собственного ценностно-смыслового поля; способ освоения базовых ценностных ориентации в профессиональной жизнедеятельности; мера присвоения и актуализации духовных ценностей.

То есть, духовная культура учителя предстает, с одной стороны, как духовная матрица реального образа педагога (совокупность духовных способностей и качеств личности). С другой стороны, духовная культура педагога выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие, являясь как бы культурой в общей культуре учителя, в том числе и в профессиональной.

Развития духовной культуры педагога предполагает: устремленность к самопознанию и обретению идеала; расширение вариативности использования духовного потенциала личности (посредством искусства, литературы, философии и т.п.); ориентация на культивирование духовности как профессионального качества учителя; расширение информационной базы и свободы выбора знания; рост интереса к знаниям духовного наследия этноса и государства, к диалогу культур.

Духовная культура педагога проходит в своем развитии ряд этапов: информационный (преобладание когнитивно-оценивающего и эмоционально-потребностного компонентов); аксиологический (доминирование социально-этического компонента), этап самосовершенствования (преобладание мотивационно-волевого компонента, связанного с экстериоризацией духовных ценностей).

Духовная культура педагога предстает как совокупность духовных ценностей, обусловливающих его духовную свободу, духовность и ответственность. Духовная культура учителя, проявляясь через иерархическую систему ценностей, упорядоченную идеалом, является "ядром" самосозидательной деятельности. Это ядро интегрирует целостность личности учителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.004 с.)