Духовность и нравственность - основные характеристики личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовность и нравственность - основные характеристики личности



Духовность определяется как устремленность личности избранным целям, ценностная характеристика сознания (6). Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу (6). В сочетании они составляют основу личности, причем духовность, являясь основой нравственности, способствует самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

Духовность как смысложизненную позицию личности в мире рассматривает Р.Л. Лившиц (5), говоря о том, что именно она способствует устремлению человека к социально-позитивным, гуманистическим ценностям.  

Понятие ценность проанализировано в работах В.И. Плотникова (7), где духовные ценности представляют позитивные значения объектов, которые выполняют для субъектов роль ориентиров их поведения и деятельности.

Многочисленные исследования проблемы духовно-нравственного развития и воспитания личности рассматривают в качестве объекта изучения такие категории как душа, сердце. Так Э. Фромм (8) пишет: «Человек склонен к добру и злу. Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе». Многие исследователи считают, что с воспитанием сердца связан нравственный выбор личности, формирование мотивов к той или иной деятельности. Забота о сердце является главной задачей духовно – нравственного воспитания, т.к. сердце человека -  источник духовной жизни, центр эмоционально – мотивационной сферы, от него зависит весь строй чувств, мыслей, желаний и действий личности. Поэтому духовно-нравственное воспитание направлено на  «возвышение» сердца, научение его любви.

О необходимости не только «зажечь» сердце, но и постоянно поддерживать «духовный уголь» говорили также К.Д. Ушинский, А.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, И.А. Ильин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие выдающиеся педагоги, подразумевая под этим выбор правильного направления развития личности, соответствующего главной цели бытия - чуткости ко всему святому, воле к совершенству, радости любви и вкусу к доброте.

Как нравственные определялись всегда такие ценности, как доброта, красота, природа, любовь, здоровье, человеческая жизнь. К числу духовно-нравственных ценностей относят окружающий нас мир, природу, труд, искусство, культурное наследие различ­ных народов и наций. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок как "мера всех вещей", "личность - это и цель, и результат, и главный крите­рий оценки качества воспитания", как центр, цель воспитания, наивысшая ценность.

В педагогической литературе нравственные ценности оп­ределяются как факторы, придающие человеку стойкость, сопро­тивляемость, надежность. Нравственная личность обладает особого рода пружиной, которая может сжиматься под воздействием неблагоприятных обстоятельств, но не позволяет человеку гнуться и ломаться.

Нравственные ценности - это значение предмета, явления, нравственного качества, принципа, это та роль, которую они могут играть в жизни и деятельности людей с точки зрения их потребностей, мотивов, интересов.

Е.Н. Бондаревская (1) считает, что нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем обществен­но-значимых качеств. Нравственные ценности являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания. В педагогической литературе общечеловеческие, нравственные цен­ности делят на две группы.

Ценности первой группы определяют взаимоотношения людей в обще­стве, нравственные качества личности и т.д. Это ценности житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отно­шения между людьми. В их основе - "золотое правило нравственности". Из него вытекают нравственные ценности: доброта, порядочность, трудолю­бие, скромность и т. д.

Ценности же второй группы бо­лее высокого уровня, это те ценности, которые должны стать содержанием нравственного воспитания в настоящее время. Земля - дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI ве­ка, Земля людей и живой природы. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его пред­ками. Семья - начальная структурная единица общества, естественная сре­да развития ребенка, закладывающая основы личности. Труд - основа че­ловеческого бытия. Знания. Культура. Мир. Человек.

В своем поведении и отношении к реалиям жизни человек руководствуется определенными духовно – нравственными идеалами. По В.И. Далю (2), идеал – мысленный образец совершенства чего – либо, образец-мечта. Идеал может служить образцом ценностной регуляции. Во-первых, идеал - это мера желаемого поведения, он всегда означает некую будущую желаемую реальность; во-вторых, в отличие от нормы, которая регулирует поведение людей в повседневных ситуациях, идеалы показывают высший образец, к которому человек должен стремиться. Именно благодаря противоречию между идеалом и действительностью и возникает ценностная ориентация. Ценностные ориентации так или иначе согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных ценностей, а также представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Нравственный идеал, отражающий представления о высшем смыс­ле бытия человека, его развитых моральных качеств, образце высоконрав­ственного поведения, является стержнем этой системы. Стремясь к его дос­тижению, человек руководствуется в своей жизни нравственными ценностя­ми, которые служат ему ориентирами в выборе тех или иных поступков. Вос­питание же предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или неценностей, определенное его к ним отношение.

В процессе интериоризации ценности становятся ценностными ориентациями, т.е. личностными идеалами и жизненными установками человека. А.В. Кирьякова (3,4), рассматривая формирование ценностных ориентаций, выделяет три фазы: 1) вхождением личности в мир ценностей, в мир ценностных отношений; 2) осмысление самоценности, что связано с переоценкой ценностей, со становлением собственного «я»; 3) формирование собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций, проектирование отношений личности к реальной действительности.

Как видно, первая фаза связана с познанием, вторая – с самооценкой, третья – с формированием шкалы ценностей личности.

Ценностные ориентации входят в структуру личности в качестве мотивов личностного поведения и формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения к окружающей среде.

Ценности превращаются в ценностный опыт личности в процессе мышления в непрерывной деятель­ности и проявляются в ценностных суждениях. Нравственное ценностное сужде­ние подразумевает, что личность полностью осознает, понимает возможные последствия выбора жить по нравст­венным заповедям.

Таким образом, в философской и психолого-педагогической литературе подчеркивается, что присвоение духовно-нравственных ценностей происходит путем перевода общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей в личностные, определяющие поведе­ние индивида. Так нравственную личность характеризует именно глубокое принятие нравственных принципов и норм как принципов и норм собствен­ного поведения.

 

Вопросы для самопроверки и осмысления:

1. В чем  причины бездуховности современного общества?

2. Почему период обучения в школе является наиболее благоприятным для духовно-нравственного развития и воспитания личности?

3. Что есть духовность и нравственность?

4. Как взаимосвязаны нравственные идеалы и ценностные ориентации?

5. Какова основная задача духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в условиях ФГОС?

 

Литература

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно – ориентированного воспитания// Педагогика. – 1995. - №4. – с.29-36.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

3. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально – значимые ценности. Теория и диагностика. –Ленинград: ЛГПИ, 1991. – 84с.

4. Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. – Оренбург, 1996. – 190с.

5. Лившиц Р.Л.  Духовное самоопределение личности. Комсомольск-на-Амуре: 1999. — 98 с.

6. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.

7. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба // 12 лекций по философии. - Екатеринбург, 1996. – 225с.

8. Фромм Э. Душа человека. – Москва, 1992. – 430с.

 

 

 

 

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛИТЕТА

                                                                                         Е.А. Белорыбкина

Психолого-педагогическое сопровождение решения проблемы воспитания личности обучающегося в свете новых образовательных стандартов предполагает существенные изменения практики работы педагогов, что возможно лишь при системном подходе к организации деятельности всех субъектов образовательного процесса. Для этого необходимо направить усилия педагогического, учительского и родительского коллективов на создание новой модели воспитательной системы школы, которая будет учитывать сущность, содержание, организацию, а также все условия и виды деятельности образовательного учреждения в логике ФГОС. Однако педагогическая практика показывает, что все разработанные модели школьных воспитательных систем чаще существуют в умах руководства или на бумаге и редко действительно влияют на уровень нравственности, воспитанности детей.

С одной стороны, причину такого положения следует искать в недооценке воспитания как процесса, категориями которого являются ценности человека, отношения, поведение, мораль и нравственность. В отличие от процесса обучения, главная задача которого состоит в передаче и вооружении ребёнка определённым объёмом знаний, умений и навыков, воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, моральных норм.  Кроме того, качественное обучение без воспитания невозможно.

С другой стороны, воспитательное воздействие тогда эффективно, когда происходит в системе, циклично, с позиции единых требований, как со стороны семьи, так и со стороны школы, социума. На практике же, если внимательно изучить различного уровня планы воспитательной работы, а еще проанализировать их на предмет преемственности задач с планами урочных занятий, то становится понятно, в каком хаосе информации живет ученик и может ли это способствовать его духовно-нравственному развитию.

Такого рода ситуации характерны сегодня для большинства образовательных учреждений области. Вот поэтому в январе 2012 года управление образования Уржумского района и методический кабинет ходатайствовали перед Институтом развития образования Кировской области о присвоении образовательным учреждениям района статуса пилотной площадки по проблеме «От духовной культуры педагога к духовно-ценностным ориентациям детей и подростков».

В работу пилотной площадки включились 32 педагога из КОГОАУ «Гимназии г. Уржума», МКОУ СОШ с УИОП с. Шурмы, 10 средних школ, 7 основных школ, 2 филиалов, Центра дополнительного образования детей г.Уржума, детского дома.


Кафедрой педагогики, психологии и управления образовательными системами института была разработана программа деятельности площадки, цель которой – способствовать повышению уровня духовной культуры педагогических работников района, ориентируя их на ценностные установки, определенные новым государственным стандартом, и, как следствие, повышению уровня сформированности духовно-ценностных ориентаций детей и подростков.

Программа направлена на решение ряда задач, в том числе:

- принятие педагогами идеологии нового государственного образовательного стандарта и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

- освоение педагогами знаний о структуре и содержании духовной культуры личности, развитии и становлении ее ценностных ориентаций;

- коррекция представлений педагогов о решении проблем когнитивного и личностного развития ребенка, в том числе, разработки содержания воспитания, отбора эффективных инновационных форм и методов воспитывающей деятельности, ориентированной на развитие духовно-ценностных ориентаций детей и подростков;

- освоение педагогами новой системы оценки результатов воспитывающей деятельности;

- принятие современных педагогических стратегий воспитания детей и подростков.

Теоретическая основа программы деятельности пилотной площадки.

К настоящему времени выполнен ряд исследований, обращенных к процессу развития духовной культуры учителя. Учеными раскрыты отдельные стороны культуры учителя: методологической (В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин), нравственно-эстетической (Э.Т. Ардаширова, Н.Б. Крылова, Е.Г. Силяева, Д.С. Яковлева), коммуникативной (О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, А.В. Мудрик), технологической (Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, Н.Ф. Талызина), духовной (Б.З. Вульфов, Б.Т. Лихачев, М.М. Мукомбаева, Н.Д. Никандров,  Л.А. Попов, Н.Е. Щуркова).

Теоретическим фундаментом программы деятельности площадки являются:

- психологические теории духовного развития личности (К. А. Абульханова-Славская Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.И. Моросанова; А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

- концепции формирования личности учителя (Н.В. Александров, Э.А Гришин, Ю.К. Васильев, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, П.А. Просецкий, В.К. Розов, В.А. Сластенин, Л.В. Спирин, А.И. Щербаков и др.);

- теории духовной культуры (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, В.С. Библер, Л.П. Буева, Г.П. Выжлецов, Г.Д. Гачев, Я.Э. Голосовкер, Ю.Н. Давыдов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, О.Н. Козлова, В.М. Межуев, Н.Д. Никандров, Г.В. Платонов, З.И. Равкин, В.Н. Сагатовский, В.Г. Федотова и др.);

- теории духовности (Б.З. Вульфов, Ю.П. Вяземский, П.М. Ершов, С.Б Крымский, Д.В. Пивоваров, П.В. Симонов и др.);

- теории профессиональной этики педагога (Е.Г. Силяева, Н.Е. Щуркова).

Проблему ценностей и ценностных ориентаций изучали У. Томас, Ф. Знанецкий, О.Г. Дробницкий, Д.А. Леонтьев, Д.Б. Зильберман, Х. Брункхорст П. Сорокин, Дж. Дьюи, У. Джеймс, Р. Тугаринов, В.С. Бакиров, А.С. Богомолов, Р. Нола, Д. Ли, Ж - П. Сартр.

Ценностные ориентации в качестве фактора, мотивирующего личностное поведение отражены в трудах А.Г. Здравомыслова, В.Б. Ольшанского, С. Липсет, М. Вебера, А.Г. Ковалева, П.С. Симонова, К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой, A.В. Кирьяковой, А.В. Иващенко, А.Н. Леонтьева, Х. Хекхаузена, Н.В. Фроловой, Г.П. Савкиной, А.И. Крупнова.

В результате реализации программы ценностными ориентирами деятельности учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования становятся системные понятия «педагогика свободы» (О.С. Газман), «педагогической поддержки» (Н.Н. Михайлова, С.Ю. Юсфин), «педагогика рефлексии» (Б.З. Вульфов), «социализация» (М.И. Рожков) и другие.

При этом главным результатом повышения квалификации следует считать динамику развития духовной культуры педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт в части формирования духовно-ценностных ориентаций детей и подростков; достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.

Содержание деятельности пилотной площадки осваивается педагогами посредством программы дополнительного профессионального образования, которая включает в себя три раздела: теоретико-методологическая основа современного воспитательного процесса; организация и содержание воспитательного процесса в образовательном учреждении; изучение результатов воспитывающей деятельности педагога.

Одним из важнейших условий успешного повышения квалификации является активная позиция каждого обучающегося, его аналитическая работа, инициатива, формирование собственной позиции внутри учебного процесса. Содержание программы повышения квалификации педагогов-участников площадки ориентировано на активную работу каждого. Для этого планируются разные формы сотрудничества между педагогами и преподавателями кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами Института развития образования Кировской области: работа в группах, проектирование, освоения техник личностного общения, диалогового взаимодействия, коллективной мыследеятельности. В содержании (программе) разделов определено оптимальное соотношение лекционных, практических занятий и самостоятельной работы. 

Основными формами проведения занятий являются лекции, лекции – «визуализации», лекции – диалоги, семинары, дискуссии, практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, проектирование в группе, анализ видео-занятий, проведение мастерских ценностных ориентаций.

Для повышения эффективности деятельности педагогов используются такие формы контроля, как собеседование, защита планов, программ воспитательной работы,решение педагогических задач и др. По окончании курсовой подготовки предполагается защита всеми участниками педагогического опыта «Влияние духовной культуры педагога на формирование и развитие духовно-ценностных ориентаций детей и подростков». 

Таким образом, реализация программы работы пилотной площадки ИРО Кировской области потребовала перестройки воспитательного процесса не только в конкретном образовательном учреждении Уржумского района, но и обусловила целесообразность и необходимость выстраивания единой воспитательной системы всего муницпалитета.

На заседании Координационного совета деятельности пилотной площадки были определены основополагающие принципы ее деятельности:

1. личностной ориентации: сохранность и поддержка индивидуальности ребенка; предоставление возможности каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей воспитания; создание условий для реализации творческих возможностей школьника;

2. природосообразности: рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств воспитания психологическим возможностям и особенностям детей и подростков, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей;

3. педоцентризма: предполагает отбор содержания воспитания, учитывающего механизмы развития ценностных ориентаций детей определенного возраста. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитываются также знания и опыт школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания своей принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли);

4. культуросообразности: предполагает предоставление учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника;

5. организации процесса воспитания в форме диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя надемократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися;предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выборзадания и партнера по деятельности;

  6. преемственности и перспективности воспитания: в образовательном учреждении уже установились преемственные связи методической системы воспитания с дошкольным, дополнительным образованием; необходимо эти связи укрепить и направить на решение общей проблемы формирования духовно-ценностных ориентаций детей и подростков района.

С сентября 2012 года по июнь 2013 года в рамках работы площадки было проведено 10 семинарских занятий., которые подготовили участников инновационной деятельности к осуществлению тьюторского сопровождения в своих педагогических коллективах по проблеме духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Во всех образовательных учреждениях района были проведены рефлексивные семинары по принятию понятийного аппарата исследуемой проблемы (духовная культура учителя, ценность, духовность, ценностные ориентации) педагогическими коллективами. Так начата работа по повышению уровня духовной культуры педагогов района, ориентирующая их на принятие ценностных установок нового ФГОС.

Параллельно свыше указанными мероприятиями осуществлялась инновационная деятельность по построению прогностической модели воспитательной системы муниципалитета и составляющих ее частей – воспитательных систем образовательных учреждений. Моделирование данных систем подчинено единой логике – от социального заказа государства, общества и семьи, требований к профессионализму педагога с позиции ФГОС, через цель деятельности площадки, теоретико-методологическую основу опытно-экспериментальной работы и принципы ее реализации к проектированию нового образовательного процесса, обеспечивающего повышение уровня духовной культуры педагога и, как следствие, духовно-ценностных ориентаций обучающихся.

Спроектировать муниципальную воспитательную систему удалось к февралю 2013 года. Координационный Совет по деятельности пилотной площадки определил единые для муниципалитета временные тематические рамки реализации шести направлений воспитания и социализации,  соответственно которым на 2013 год спланированы различные мероприятия для обучающихся, воспитанников, педагогов. Продуктом проектирования муниципальной воспитательной системы Уржумского района Кировской области стал единый календарь мероприятий на 2013 год.

Так январь месяц прошёл под эгидой - воспитание ценностного отношения к прекрасному. С целью формирования у школьников ценностей красоты, гармонии, духовного мира человека, его эстетического развития, художественного творчества прошли районный конкурс на лучшее изготовление ледяной фигуры, а в образовательных учреждениях - творческие мастерские, новогодние ёлки, утренники.

В феврале главным направлением духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, воспитанников стало воспитание гражданственности, патриотизма. Значимым мероприятием для педагогов района стал конкурс «Учитель года», для детей же - урок, посвященный юбилею Сталинградской битвы, а также третий слёт юнармейских отрядов Уржумского района Кировской области.

Творческими конкурсами, направленными на эстетическое воспитание, запомнился педагогам, родителям, обучающимся март этого года: конкурс чтецов, конкурс любительских театров, конкурс музыкальных исполнителей. В этом же месяце был дан старт районной краеведческой игре - олимпиаде «Взрослейте и умейте».

Апрель месяц был посвящен воспитанию ценностного отношения к природе. Воспитательные мероприятия проходили в рамках природоохранной операции «Наш дом - земля»: социальные акции, десанты, мероприятия экологической направленности.

Патриотическому воспитанию школьников и воспитанников традиционно был посвящен май месяц, где наиболее ярким событием для жителей района стала Неделя памяти, посвященная 68-ой годовщине Победы российского народа в Великой Отечественной войне.

В летние месяцы основные акценты воспитательной работы образовательных учреждений Уржумского района направлены на формирование таких ценностей, как здоровье  и здоровый образ жизни. В июне открыли свои двери лагеря с дневным пребыванием детей в школах и учреждениях дополнительного образования, в дошкольных же учреждениях  началась летняя оздоровительная кампания.

Сентябрь, октябрь - начало 2013-2014 учебного года – время реализации направления воспитания и социализации, которое формирует ценности «трудолюбие», «творческое отношение к учению, труду, жизни». Знакомые каждому жителю района мероприятия - День знаний, День учителя, ярмарка «Каравай ржаной Уржумский».

Воспитанию нравственных чувств и этического сознания будет посвящен красной ноябрь месяц, когда пройдёт месячник правовых знаний.

Завершит календарный год направление «Воспитание ценностного отношения к прекрасному». Во всех образовательных учреждениях района будут работать мастерские Деда Мороза, пройдут новогодние утренники и праздники, состоится районный конкурс снежных ледяных фигур.

Ведущим условием эффективности внедрения инноваций является повышение уровня профессиональной готовности педагогов к решению проблемы опытно-экспериментальной деятельности. Поэтому в целях формирования новых педагогических умений педагогов каждое семинарское занятие пилотной площадки начиналось с представления результатов самостоятельной работы ее участников. Одно из образовательных учреждений, например МКОУ СОШ с УИОП с. Шурма, проводило воспитательное мероприятие на самих участниках инновационной деятельности. Цель занятий определялась заранее в соответствии с направлениями воспитания и социализации школьников, обозначенными в едином календаре воспитательных мероприятий района. Особое внимание уделялось соответствию структуры воспитательных мероприятий заявленной форме их проведения, анализу мероприятия, соблюдению этапов формирования ценностей: от социально-ценностного знания - через ценностное отношение - к личному опыту, приёмам эмоционального стимулирования обучающихся. К каждому открытому занятию выдавался демонстрационно-дидактический материал по проблемам воспитания.

Педагогами-участниками площадки с целью наработки нового педагогического инструментария, необходимого для реализации идей новых образовательных стандартов в практике работы, были изучены и проанализированы на предмет использования в урочной и внеурочной деятельности приёмы драматизации.

Существенное влияние на понимание идеологии стандарта оказало семинарское занятие «Виды самостоятельной работы школьников: что мы можем сделать сами», где по всем трём возрастным группам (ступеням обучения) были рассмотрены те стороны жизнедеятельности класса, которые ребята в состоянии осуществить самостоятельно, например, 1 класс - дежурство в школьной столовой. Участники семинара решили, что данный материал может быть оформлен в виде локального акта.

Хорошей и уже состоявшейся традицией является умелое использование педагогами Уржумского района активных и интерактивных методов обучения, которые применяются на уроках. Однако для воспитательных мероприятий не менее значимыми являются приёмы эмоционального стимулирования, знание которых педагогом является поистине необходимым условием качества проектирования и  проведения занятия. Умение педагога отбирать игровые, поисковые, соревновательные или художественно-образные приемы стимулирования эмоциональной сферы обучающегося во многом определяет эффективность воспитательного мероприятия, коренным образом отличает его от урока.

В продолжение работы по изменению и обогащению педагогического инструментария участниками пилотной площадки сделана подборка инструментальных композиций, песен, соответствующих своим содержанием базовым национальным ценностям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. К концу 2013 года должен появиться электронный сборник данный материалов.

Существенную организационно-педагогическую и учебно-методическую помощь участникам площадки оказывают сотрудники районного методического кабинета – Уланова Татьяна Владимировна, заведующая РМК, Захарова Елена Михайловна и Перминова Татьяна Александровна, методисты РМК.

Деятельность пилотной площадки внесла изменения не только в содержание, но и в структуру муниципальной методической службы. С 1 января 2013 года появилась новая форма методической работы – открытый методический день образовательного учреждения. Он проводится для того, чтобы отрефлексировать что получилось, какие есть успехи, как внедряются в практику знания, полученные в процессе работы на площадке, над чем ещё нужно работать. В этот день делегации от всех учреждений образования района посещают какое-то одно учреждение, присутствуя на различных мероприятиях с последующим анализом. Обычно это уроки в 1 или 2 классах, урок на второй ступени обучения, внеурочное занятие и классный час. Особенность методического дня – единство воспитательных задач всех мероприятий.

Так 24 апреля 2013 года прошел открытый методический день в МКОУ СОШ №2 г.Уржума. Все урочные и внеурочные занятия во всех классах данного учреждения были открытыми и были посвящены воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде. Присутствующие – участники пилотной площадки – посещали по желанию любой класс, любое мероприятие, где наблюдали реализацию единых воспитательных задач, соответствующих направлению воспитания и социализации апреля месяца единого календаря мероприятий района. 

Большой объем работы предстоит сделать до конца 2013 года. Каждому участнику площадки необходимо будет подготовить пакет дидактических материалов в рамках своего предмета по каждому из направлений программы воспитания и социализации обучающихся.

Отдельно необходимо осветить деятельность Координационного совета площадки. За истекший период силами членов совета подготовлен план – анализ традиционных мероприятий, проводимых с участием детей, родителей, других институтов на уровне муниципалитета. Начата поисково-исследовательская работа по изучению биографии уроженцев Уржумского района, которые являлись бы носителями базовых национальных ценностей на муниципальном, областном и федеральном уровнях. В каждом образовательном учреждении начали работать школьные корреспонденты по освещению деятельности пилотной площадки. Членами совета – участниками ученического самоуправления – Никулиной Анной Сергеевной, ученицей 10 класса КОГОАУ "Гимназия г.Уржума", Кунициной Надеждой Александровной, ученицей 9 класса МКОУ СОШ №3 г.Уржума, - было проведено анкетирование среди учащихся 7-8 классов городских школ с целью выявления проблем подростков.

Проведенное обучающимися анкетирование способствовало инициативе создания единой муниципальной программы психологического сопровождения учащихся 7-8 классов. Особенностью программы стало, во- первых, то, что она ориентирована на классного руководителя школы, где нет ставки психолога, во – вторых, занятия в рамках программы могут проводиться параллельно с детьми и с родителями, в – третьих, все вопросы рассматриваются с позиций гендерного подхода.

Таким образом, инициатива участников площадки способствовала созданию данного пособия.

Одним из ведущий мотивов обучения взрослого является социальная миграция – желание быть признанным, представив свои наработки, желание поделиться ими со значимыми людьми, коллегами. Поэтому промежуточные результаты работы пилотной площадки ИРО Кировской области «От духовной культуры педагога к духовно-ценностным ориентациям детей и подростков» были представлены 14 февраля 2013 года на фестивале инновационных проектов и программ VI Регионального образовательного Форума «Открытость. Качество. Развитие», тема которого была «Экология жизни ребёнка». В мероприятиях Форума приняли участие педагогические команды из 115 учреждений области. От Уржумского района в Форуме приняли участие управление образования в лице начальника - Пермяковой Валентины Александровны, МКОУ СОШ № 3 г.Уржума, МКОУ СОШ с. Буйского, МКОУ СОШ с. Лазарево, МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 г. Уржума, МКОУ Центр дополнительного образования детей г. Уржума, КОГОАУ «Гимназия г.Уржума». В итоге от района прозвучало 11 выступлений в рамках фестиваля инновационных идей и проектов и в рамках конкурса инновационного педагогического опыта. Все представленные материалы были построены в соответствии с содержанием деятельности пилотной площадки, направлениями воспитания и социализации в логике Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Вот некоторые из них: проект «Цветник духовности и здоровья» - детский сад №5 г.Уржума, проекты «Шаг к зелёной планете», «Если не мы, то кто же…» - МКОУ СОШ №3 г.Уржума, социальный проект «Мой верный шаг в будущее», «Классный руководитель – это не работа, это образ жизни» - МКОУ СОШ с.Буйского., Гимназическая азбука КОГОАУ гимназии, управление образования представило единый календарь мероприятий. 

Ожидаемые результаты деятельности площадки можно разделить на следующие четыре составляющих:

1. Авторские проекты и программы организации воспитательного процесса, обеспечивающего реализацию идеологии нового государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Это программы воспитания и социализации образовательных учреждений; рабочие программы по предметам с пакетом дидактических материалов по реализации воспитательных задач согласно единого календаря района; программы внеурочной деятельности и воспитательной работы класса; проекты воспитательной направленности и др.

2. Диагностируемые уровень духовной культуры педагогических работников и духовно-ценностных ориентаций обучающихся.

Данный компонент раскрывается через критерии и показатели реализации программы

Критерий Показатели
1. Ценностные ориентации и установки 1. Характер ценностных установок и идеалов 2. Характер отношения к себе (требовательность, самокритичность и т.д.), к деятельности (трудолюбие, инициативность и т.д.) 3. Мотивация самосовершенствования и саморазвития
2. Социальный критерий 1. Сформированность этнического, гражданского и планетарного самосознания, социальная ответственность и активность 2. Толерантность, контактность, отзывчивость 3. Уровень притязаний, адекватность самооценки 4. Социальная активность и самореализация 5. Коммуникативные навыки 6. Личностная, нравственная и гражданская зрелость 7. Социокультурная компетентность
3. Критерии успешности создания школьного уклада 1. Наличие условий, обеспечивающих личностный рост развитие субъектов образовательного процесса 2. Преобладающая социокультурная мотивация 3. Психологическая атмосфера в коллективе 4. Содержание, методы и формы воспитательной работы 5. Эффективность и нарастающая активность процесса самоуправления.

3. Разработка и апробация муниципальной и институциональных моделей развития духовной культуры педагогов и духовно-ценностных ориентаций детей и подростков.

 

Модель выпускника образовательного учреждения:

1. Когнитивный блок предполагает:

- знание своих индивидуальных особенностей, осознание себя как уникальной личности во всем многообразии социальных, физических и духовных качеств;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.2 (0.061 с.)