Тематика бесед с подростками в системе психолого-педагогического сопровождения личностного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика бесед с подростками в системе психолого-педагогического сопровождения личностного развития



 

№ п/п Темы бесед Цели психолого-педагогического сопровождения
1. Эмоции и чувства человека. Влияние эмоций на жизнь. - Помощь в осознании своих чувств и их дифференциации - Развитие навыка вербализации чувств. - Помощь в овладении навыками саморегуляции психического состояния и в выборе «безопасных способов разрядки».
2. Внутренний мир человека. Самопознание. - Помощь в принятии своей личности и развитии адекватной самооценки. - Помощь в осознании исключительности внутреннего мира другого человека, развитие навыка поддержки. - Содействие осознанию исключительности своего внутреннего мира, своих позитивных и негативных качеств. - Помощь в становлении ценностно-смысловой сферы личности в контексте ценностей социальных.
3. Общение со сверстниками. - Помощь в определи своего места в группе одноклассников (реального и желаемого), своей роли в общении с близкими и друзьями. - Осмысление представлений об идеальном друге. - Помочь сопоставить требования, которые подросток предъявляет к себе в дружбе и к другим. - Содействие установлению правил общения в классе и наработка опыта коммуникации в атмосфере взаимного принятия.
4. Моя семья - Помощь в осознании своей роли в семье и её динамики по мере взросления. - Познакомить с идеей партнёрских отношений в семье. - Помочь принятию ответственности за свои поступки в семье. - Дать возможность разрядить чувства, связанные с семьёй. - Помочь осознать родительские чувства, переживания, которые у них возникают при общении со своим ребёнком.
5. Свобода и ответственность Права и обязанности человека по отношению к себе, к другим. Помочь осознанию своей свободы и ответственности как две стороны одной медали. - Создать условия при которых подросток может соотнести свободу/ответственность родителей со своей свободой /ответственностью.
6. Женско-мужские отношения. - Помощь в принятии своего пола (себя как девушку, себя как юношу. - Помощь в осознании женско-мужских стереотипов. - Помощь в разрядке чувств, связанных с отношениями в семье)
7. Преодоление жизненных трудностей. - Содействие развитию «духа команды» в отношениях в классе. - Развитие навыка жить и заниматься одной деятельностью в команде. - Развитие эмоциональной устойчивости при трудностях в преодолении жизненных препятствий. - Развитие уверенности при достижении поставленной цели, помощь в преодолении страха перед будущим.

 

Дополнительно систему психолого-педагогического сопровождения личностного развития пополнит социально-обусловленная профилактическая проблематика: «Насилие (Как противостоять насилию на улице? Мои права в семье и школе)», «Алкоголизм» (Психологические причины алкоголизации в подростковом возрасте. Последствия употребления пива, алкоголя для здоровья и для жизни человека. Алкоголь и семья), «Наркомания» (С чего начинается, и как люди попадают в сети зависимости? Как сказать нет в ситуации группового давления. Как продемонстрировать уверенное поведение?), «Новые религиозные движения и культы» (По каким психологическим причинам люди становятся адептами? Как попадает человек в религиозную группу помимо своей воли? Как распознать вербовщика и как вести себя в ситуации давления?), «Негативное влияние информации на личность» (опасности информации интернет, телевидения, а так же игромания), «Новые молодёжные движения» (субкультурные влияния на эстетические, духовные, нравственные гражданско-патриотические ценности личности).

Ещё одна группа возрастных задач связана с профессиональным самоопределением: актуальны проблемы регуляция эмоционального состояния на экзамене, построение личных карьерных перспектив и профессионального плана, технологии жизненного выбора и принятия решения, преодоление страха перед будущим, развитие навыков делового общения и уверенного поведения.

Профилактические и профессионально ориентирующие темы классных часов усвоятся подростками, если они будут перекликаться с возрастно-значимыми темами, то есть содержание и методика бесед будет опираться на ключевые задачи возраста. Например, работая с подростками над актуальной для возраста темой уверенного поведения, на этапе закрепления возможно предлагать ролевые ситуации, которые связаны с социальными пробами практического применения усвоенных навыков: уверенное поведение на экзамене, уверенное поведение при отказе от алкоголя в ситуации группового давления, уверенное поведения при знакомстве с представителем противоположного пола, уверенное поведение при разрешении конфликта со взрослыми.

Классные часы педагогов и развивающие занятия психологов могут занять центральное место во внеурочной деятельности, направленной на психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом возрасте, так как только при такой организации сопровождения возможно обеспечить его системность.

Для осуществления психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом возрасте в рамках классных часов нами разработана технология проблемной беседы, которая представляет собой сочетание метода бихевиорального психологического тренинга и метода проектов.  

Проблемная беседа в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка - это дискуссионная социально-активная компетентностно ориентированная технология организации классного часа, в рамках которой подросток ставит и решает ключевые задачи возраста. Важнейший эффект классного часа в режиме проблемной беседы - создание ситуации личностного общения, ценностно-смыслового диалога подростка с педагогом.

В основе содержания проблемной беседы лежит проблемная ситуация, отражающая типичную возрастную трудность. В процессе работы на занятии подростки выполняют коммуникативный эксперимент, дискутируют и находят личностно-значимые ответы на свои вопросы при активной фасилитативной позиции педагога рядом.

Результат проблемной беседы – компетентность как тот или иной способ жизнедеятельности. Следовательно, систематическое использование проблемной беседы как технологии организации классных часов способствует формированию у подростка метапредметной компетентности решения проблем.

В структуре проблемной беседы три части (схема 1).

1 часть беседы включает начальный этап и этап проблематизации. Начальный этап представляет собой психологическую разминку, которая имеет целью снятие напряжения, усталости, создание атмосферы доверия, стимулирование спонтанности для работы в социально-активных формах, стимулирование речевой активности для эффективности дискуссий и рефлексивных процедур. На начальном этапе применяются психологические разминочные игры, которые обязательно сопровождаются рефлексией. Именно рефлексия устанавливает связь разминки с темой занятия и обеспечивает вхождение в проблемную беседу.

Этап проблематизации включает проблемную ситуацию, связанную с актуальной типичной возрастной темой. Средством создания проблемной ситуации может служить видеоролик, письмо подростка, заметка в газете, отрывок из литературного произведения, событие из жизни исторического персонажа, прочитанная или проиллюстрированная притча, высказывания известных людей и другое.  Проблемная ситуация сопровождается дискуссией и завершается постановкой проблемного вопроса: Как завоевать друзей? Как помириться после ссоры? Как оставаться уравновешенным в эмоционально трудной ситуации? Как предложить девушке дружбу? Как не ссориться с родителями? Проблемный вопрос задаёт содержание следующих этапов проблемной беседы и носит компетентностной характер, то есть вопрошает о конкретных способах выхода из подростковой проблемной ситуации.

2 часть включает теоретический и практический этапы. Теоретический этап  реализуется последовательно по трём шагам: 1) актуализация знаний по проблеме и установление личностной значимости проблемного вопроса для подростков, 2) введение основного понятия, 3) выявление способов разрешения проблемы. Последнее может происходить как предъявление эффективных способов педагогом (предложение педагогом готовых памяток, выведения способов эффективного поведения самим подростком на основе анализа предложенных дидактических материалов). В других случаях возможен поиск эффективных способов в опыте подростков через применение дискуссии и коммуникативных проб.

Практический этап имеет целью отработку подростком способов разрешения подростковой трудности, отбор из них эффективных и подходящих для себя. Этот этап может быть представлен ролевой игрой, которая погружает подростка в типичную подростковую ситуацию. Например, обсудив конструктивные способы реакции на критику, возможно разыграть ситуацию несправедливой критики подростка родителем и применить новые способы в игре. Эффективно использовать те ситуации, которые предложат сами подростки как наиболее актуальные для них.

З часть проблемной беседы - рефлексивный этап. Рефлексии подвергается степень удовлетворённости подростка найденными способами разрешения подростковой проблемы. Домашнее задание очень конкретно и предполагает социализацию опыта проблемной беседы - применение в реальной жизни способов разрешения подростковых затруднений.

Схема 1.

Структура проблемной беседы

 

1 часть                                        2 часть                                  3 часть

 

 


Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом возрасте должно стать ключевым подходом в построении и отборе содержания программы «Воспитания и социализации» в основной школе в условиях внедрения ФГОС. При этом одним из интегральных личностных результатов освоения основной образовательной программы станет способность к разрешению (и/или разрешенность) подростком ключевых задач возраста в области саморегуляции, общения со сверстниками и взрослыми, саморазвития, отношения к миру.

Мы понимаем способность к разрешению подростком ключевых задач возраста как компетентность в решении подростковых проблем, владение определённым меню способов деятельности по разрешению проблемных ситуации.

Компетенция как таковая не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в образовательном процессе. Эту общую компенцию В.А Кальней., С.Е. Шишов удивительно чётко описывают: «предполагается, что настройка человеческого потенциала на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью мобилизовать в определённой ситуации приобретенные знания и опыт в личной биографии, вписывающейся в общую историю» [6;63]. Обстоятельства несут эмоциональную, экзистенциональную, идеологическую или политическую нагрузку, обстоятельства представляют собой не простую данность, а являются объектом восприятия и осмысления действующим субъектом.

Разрабатывая программу воспитания и социализации в основной школе, создавая в образовательном учреждении условия для решения подростком возрастных задач,  «… следует остерегаться слишком когнитивистского, даже инструментального, упрощения понятия компетенции» [6;63]. Наблюдение за умениями не может игнорировать вопроса смысла, особенного того, который придают субъекты ситуации, смысла, который они в них видят, интерпретации, которую они осуществляют. Система классных часов в технологии проблемной беседы обеспечит такие условия для личностного развития подростков.

 

Вопросы для самопроверки и осмысления:

1. Как Вы понимаете «психолого-педагогическое сопровождения развития личности подростка» и как видите систему педагогической деятельности в этом направлении?

2. Назовите возрастные задачи, решаемые подростком, и опишите круг вопросов, входящих в тематику педагогической работы?

3. Какие возрастные компетенции, диктуемые возрастом, стремится приобрести подросток?

4. Объясните способность к разрешению подростком ключевых задач возраста как компетентность в решении им жизненных проблем и как результат психолого-педагогического сопровождения развития личности в основной школе в условиях реализации ФГОС.

5. Охарактеризуйте технологию проблемной беседы (цели, ожидаемый результат, структура занятия в режиме технологии).

Литература

Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 1990. – 367 с.

Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, - 1999. – 137 с.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. – 223 ч.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.

Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования. Москва – Вологда, 1998.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.

Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

Психология развития: Учебн. для студ. высш. психол. учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред Т.Д. Марцинковской. М., 2005. - 528 с.

Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебн. Пособие для студ. высш. психол. учеб. заведений. – М., 2002.- 208 с.

Якимансткая И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / Директор школы.- М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

РАЗДЕЛ 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.016 с.)