Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие графической языковой личности



Наряду с описанными выше уровневыми реализациями языковой личности возможно выделить еще один уровневый параметр ее изучения - графический.

Под графической языковой личностью мы понимаем языковую личность, проявляющую свое своеобразие в графической деятельности, то есть в использовании тех или иных графических средств в процессе создания письменного текста. Типовые варианты реализации графической языковой личности в условиях чат-коммуникации обусловлены, с одной стороны, спецификой Интернет-речи как особой формы речи, синтезирующей свойства письменной и устной (разговорной) речи, а с другой стороны, присущим языковой личности типу графической языковой способности.

Графическая актуализация языковой личности является вариантом реализации вербально-семантического уровня языковой личности по Ю.Н. Караулову. Напомним, что к вербально-семантическому уровню ученый относит лексикон личности, понимаемый в широком смысле, включающий также фонд грамматических знаний личности.

Описание графической языковой личности предполагает выявление типовых вариантов реализации графической способности носителя языка в тех или иных письменных текстах посредством использования графических средств языка.

Остановимся подробнее на вопросе о том, каков объем графических средств языка. Графические средства языка изучаются графикой. В широком смысле графика - прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи [Розенталь 1976]. Но нас будет интересовать другое значение: графика - совокупность начертательных средств письма, включающая графемы, диакритику и пунктуацию (Грамматологический словарь. URL: http://enc-dic.com/grammar/Grafika-73.html). Если говорить более подробно, то к графическим средствам языка относят графемы (единицы письменной речи: в алфавите - буквы, в неалфавитных системах письма - слоговые знаки, иероглифы, идеограммы и др), небуквенные графические средства (знаки препинания, знак ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы, шрифтовые выделения (курсив, разрядка и т.п.), подчёркивание, использование цвета. К числу графических средств также относят графон - фигуру речи, представляющую собой стилистически значимое отклонение от графического стандарта и/или орфографической нормы. Таким образом, к графонам относятся все графические средства выделения слов и словосочетаний, а именно - «необычные, но мотивированные стилистическим контекстом написания (начертания) слов (разные шрифтовые выделения, разрядка, дефисация, введение в основной текст инородных знаков, написание прописной вместо строчной и другие графико-орфографические альтернативы), а также фигурное расположение текста на плоскости листа» [Сковородников 2009].

Описывая графический уровень реализации языковой личности, лингвисты традиционно обращались к исследованию средств письменной речи - соотношения букв и фонем (связь графики и орфографии) [Блинов 2011], пунктуационных средств (графика и пунктуация) [Захарова 2009]. Поскольку мы исследуем речевое поведение графической языковой личности в условиях чат-коммуникации, то в центре нашего внимания находятся не только средства письменной графики, но и средства «устной» графики. Это объясняется тем, что чат-коммуникация как явление интернет-коммуникации совмещает в себе черты устной и письменной речи (см. п. 1.1.2.), а значит, связана еще и с фонетическими (суперсегментными и сегментными) средствами языка, которые традиционно относились к способам передачи информации в устной речи.

 

Выводы по первой главе

 

Под чат-коммуникацией понимается коммуникация посредством чата. Под чатом мы понимаем средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Анализ работ различных исследователей, посвящённых чат-коммуникации, позволяют сделать вывод, что чат и коммуникация с помощью чата стали изучаться сравнительно недавно, наиболее детально чат-коммуникация исследуется в рамках трёх аспектов - лингвистического, социологическиого и психологического.

В данной работе мы берем за основу лингвоперсонологический аспект. С точки зрения лингвоперсонологии тексты чат-коммуникации - это персонотексты, т.е. тексты воплощающие языковую личность его автора и являющиеся для лингвиста источником информации о ней.

Под языковой личностью мы вслед за Ю.Н. Карауловым понимаем совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов).

Существуют различные типологии языковой личности: аспектуальные и уровневые - и, соответственно, виды языковой личности: коммуникативная языковая личность, лингвосоционическая языковая личность, морфологическая языковая личность, орфографическая языковая личность и др. Анализ работ показал, что языковая личность не рассматривалась с точки зрения присущих ей способов графического оформления сообщения, поэтому нами было введено понятие графической языковой личности и уточнена возможность применимости данного понятия к сфере чат-коммуникации.

Под графической языковой личностью мы понимаем языковую личность, проявляющую свое своеобразие в графической деятельности, то есть в использовании тех или иных графических средств в процессе создания письменного текста.


ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВЫХ ВАРИАНТОВ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЧАТ-КОММУНИКАЦИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.167 (0.007 с.)