Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие графической языковой личности
Наряду с описанными выше уровневыми реализациями языковой личности возможно выделить еще один уровневый параметр ее изучения - графический. Под графической языковой личностью мы понимаем языковую личность, проявляющую свое своеобразие в графической деятельности, то есть в использовании тех или иных графических средств в процессе создания письменного текста. Типовые варианты реализации графической языковой личности в условиях чат-коммуникации обусловлены, с одной стороны, спецификой Интернет-речи как особой формы речи, синтезирующей свойства письменной и устной (разговорной) речи, а с другой стороны, присущим языковой личности типу графической языковой способности. Графическая актуализация языковой личности является вариантом реализации вербально-семантического уровня языковой личности по Ю.Н. Караулову. Напомним, что к вербально-семантическому уровню ученый относит лексикон личности, понимаемый в широком смысле, включающий также фонд грамматических знаний личности. Описание графической языковой личности предполагает выявление типовых вариантов реализации графической способности носителя языка в тех или иных письменных текстах посредством использования графических средств языка. Остановимся подробнее на вопросе о том, каков объем графических средств языка. Графические средства языка изучаются графикой. В широком смысле графика - прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи [Розенталь 1976]. Но нас будет интересовать другое значение: графика - совокупность начертательных средств письма, включающая графемы, диакритику и пунктуацию (Грамматологический словарь. URL: http://enc-dic.com/grammar/Grafika-73.html). Если говорить более подробно, то к графическим средствам языка относят графемы (единицы письменной речи: в алфавите - буквы, в неалфавитных системах письма - слоговые знаки, иероглифы, идеограммы и др), небуквенные графические средства (знаки препинания, знак ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы, шрифтовые выделения (курсив, разрядка и т.п.), подчёркивание, использование цвета. К числу графических средств также относят графон - фигуру речи, представляющую собой стилистически значимое отклонение от графического стандарта и/или орфографической нормы. Таким образом, к графонам относятся все графические средства выделения слов и словосочетаний, а именно - «необычные, но мотивированные стилистическим контекстом написания (начертания) слов (разные шрифтовые выделения, разрядка, дефисация, введение в основной текст инородных знаков, написание прописной вместо строчной и другие графико-орфографические альтернативы), а также фигурное расположение текста на плоскости листа» [Сковородников 2009]. Описывая графический уровень реализации языковой личности, лингвисты традиционно обращались к исследованию средств письменной речи - соотношения букв и фонем (связь графики и орфографии) [Блинов 2011], пунктуационных средств (графика и пунктуация) [Захарова 2009]. Поскольку мы исследуем речевое поведение графической языковой личности в условиях чат-коммуникации, то в центре нашего внимания находятся не только средства письменной графики, но и средства «устной» графики. Это объясняется тем, что чат-коммуникация как явление интернет-коммуникации совмещает в себе черты устной и письменной речи (см. п. 1.1.2.), а значит, связана еще и с фонетическими (суперсегментными и сегментными) средствами языка, которые традиционно относились к способам передачи информации в устной речи.
Выводы по первой главе
Под чат-коммуникацией понимается коммуникация посредством чата. Под чатом мы понимаем средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Анализ работ различных исследователей, посвящённых чат-коммуникации, позволяют сделать вывод, что чат и коммуникация с помощью чата стали изучаться сравнительно недавно, наиболее детально чат-коммуникация исследуется в рамках трёх аспектов - лингвистического, социологическиого и психологического. В данной работе мы берем за основу лингвоперсонологический аспект. С точки зрения лингвоперсонологии тексты чат-коммуникации - это персонотексты, т.е. тексты воплощающие языковую личность его автора и являющиеся для лингвиста источником информации о ней. Под языковой личностью мы вслед за Ю.Н. Карауловым понимаем совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов). Существуют различные типологии языковой личности: аспектуальные и уровневые - и, соответственно, виды языковой личности: коммуникативная языковая личность, лингвосоционическая языковая личность, морфологическая языковая личность, орфографическая языковая личность и др. Анализ работ показал, что языковая личность не рассматривалась с точки зрения присущих ей способов графического оформления сообщения, поэтому нами было введено понятие графической языковой личности и уточнена возможность применимости данного понятия к сфере чат-коммуникации. Под графической языковой личностью мы понимаем языковую личность, проявляющую свое своеобразие в графической деятельности, то есть в использовании тех или иных графических средств в процессе создания письменного текста. ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВЫХ ВАРИАНТОВ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЧАТ-КОММУНИКАЦИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.167 (0.007 с.) |