Глава 1. Теоретические основы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы исследования



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1 Чат как явление Интернет-коммуникации

1.1.1 Форматные характеристики чата

1.1.2 Языковые характеристики чата

1.2 Типология языковой личности

1.2.1 Понятие языковой личности. Лингвоперсонология как наука, изучающая языковую личность

1.2.2 Аспектуальные и уровневые типологии языковой личности

1.3 Понятие графической языковой личности

Глава 2. Характеристика типовых вариантов графической реализации языковой личности в чат-коммуникации

Параметры характеристики типов графических языковых личностей в чат-коммуникации

Описание типов графических языковых личностей

Консервативный тип

Анархический тип

Либеральный (Смешанный) тип

Методика диагностики типа графической языковой личности

Пример диагностики типа графической языковой личности

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Чат-коммуникация стала неотъемлемой частью жизни почти каждого современного человека. Особенно это касается молодёжи, многие представители которой предпочитают не устные разговоры на расстоянии (домашний или сотовый телефон, конференции в программе «Skype» и т.п.), а именно письменный вид общения. Такая коммуникация удобна, эффективна; передача сообщений происходит достаточно быстро. К тому же, в большинстве современных чатов можно обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и фотографиями, музыкой, видео-файлами или ссылками на другие ресурсы, что невозможно, например, при телефонном разговоре.

Но при этом общение с помощью чата - сравнительно новый вид коммуникации, а потому он ещё мало изучен. Чат-коммуникация исследуется в психологическом, социально-философском, социолингвистическом, коммуникативном и собственно лингвистическом аспектах.

Психологический и социолингвистический аспекты чат-коммуникации (виды деятельности и идентичность в условиях электронной коммуникации) изучаются Р. Баумайстером, М. Берндом, И. Гоффманом, Д. Кристалом, С. Мизрак, Дж. Сулером, С. Теркл, А. Алексеевым, О. Арестовой, Ю.Бабаевой, Е. Белинской, Е. Блохиной, М. Бергельсон, Ц. Короленко, В. Петровой, X. Рейнгольдом и др. На основе трудов этих авторов была изучена специфика самоидентификации личности в Интернет-среде и конкретно в чате, выявлены особенности переноса идентичности в виртуальное коммуникативное пространство и сформулированы проблемы, возникающие в ходе этого переноса.

Социально-философский и коммуникативный аспекты чат-коммуникации исследовали Ж. Бодрийар, М. Маклюэн, Н. Луман и др. Работы этих авторов позволили осмыслить специфику коммуникации в чате, ее основные проблемы и социальную значимость.

Собственно лингвистические исследования, посвященные изучению чат-коммуникации, предоставили возможность дать определение понятию чат-коммуникации и выявить специфику производства электронного текста, его ключевые особенности (синтез устной и письменной речи) и механизмы отношения с производящим его субъектом (Н. Барон, Дж. Камминг, Л. Ленгель, М. Мэйнард, А. Томик, Д. Шиффрин, Т. Виноградова, Е. Галичкина, Ф. Смирнов, О. Усачева).

В настоящем исследовании за основу берется лингвоперсонологический аспект изучения чат-коммуникации, предполагающий рассмотрение текстов сообщений как персонотекстов, т.е. текстов, воплощающих языковую личность автора и являющихся для лингвиста источником информации о ней [Голев 2004]. На сегодняшний день перед лингвистикой стоит задача типологии языковых личностей, которая решается на различных уровнях языка и в различных аспектах. На сегодняшний день в русле лингвоперсонологии представлены описания орфографической языковой личности [Татаринцева 2004], синтаксической языковой личности [Панкрашова 2006], номинативной языковой личности [Гафурова 2012] и пр.

В настоящей работе представлено описание графической языковой личности, под которой мы понимаем языковую личность, проявляющую свое своеобразие в графической деятельности, то есть в использовании тех или иных графических средств в процессе создания письменного текста. Графический уровень реализации языковой личности так или иначе описывается в лингвистической литературе. При этом основное внимание исследователей сконцентрировано на описании вариантов её реализации в «классических» письменных текстах и прежде всего художественных текстах [Школьникова 2008, Рабданова 2012, Суховей 2001]. Вместе с тем нередко исследование графического уровня реализации языковой личности осуществляется с позиций графико-орфографической [Блинов 2011] или графико-пунктуационной [Захарова 2009] деятельности носителя языка.

Однако появление новой формы речи - Интернет-речи (наряду с устной и письменной) расширяет возможности графической самопрезентации языковой личности, давая возможность изучить варианты её (самопрезентации) реализации. При этом именно чат-коммуникация, с нашей точки зрения, в наибольшей степени отражает присущие графической языковой личности свойства (качества). Это связано с тем, что общение в чат-коммуникации носит неформальный характер, что и позволяет языковой личности «вести себя естественно».

В настоящее время имеются работы, посвящённые изучению виртуальной языковой личности, например, языковой личности субъекта блог-дискурса [Гермашева 2011], однако работы, описывающие графический уровень реализации языковой личности и её типовых вариантов в чат-коммуникации, в лингвистике, как показывает анализ литературы, отстутствуют. Сказанное определяет актуальность работы.

В работе формулируется гипотеза, согласно которой типовые варианты реализации графической языковой личности в условиях чат-коммуникации обусловлены, с одной стороны, спецификой Интернет-речи как особой формы речи, синтезирующей свойства письменной и устной (разговорной) речи, а с другой стороны, присущим языковой личности типу графической языковой способности. Мы исходим из того, что графические средства языка обусловлены дискурсивно прежде всего ситуацией общения (ср. противопоставление устной разговорной речи и книжной письменной - наука, официально-деловая сфера, СМИ), а не передаваемым смыслом.

Объектом данной работы является чат-коммуникация, а предметом - графическая языковая личность в чат-коммуникации.

Целью исследования является выявление и описание типовых вариантов реализации графической языковой личности в условиях чат-коммуникации.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

)   охарактеризовать форматные и языковые характеристики чата как способа общения;

)   описать существующие в лингвоперсонологии типологии языковой личности (аспектуальные и уровневые);

)   уточнить объем содержания понятия графическая языковая личность;

4) выявить и описать особенности реализации типовых вариантов графических языковых личностей, функционирующих (о вариантах) в пространстве чат-коммуникации.

Материалом для исследования послужили сообщения пользователей чатов: чата социальной сети «ВКонтакте» и программы «Skype». Для данного исследования были отобраны тексты сообщений 50 пользователей чата (по 100 сообщений каждого пользователя). Общее количество проанализированных единиц - 1000. Единицей анализа является графема как единица письменной речи.

Методы исследования - описательно-аналитический, включающий в себя логико-лингвистическое изложение теоретических основ исследования, процедуры сбора материала, наблюдения за языковыми фактами; классификация; метод квантитативного анализа.

Разработанная в данной работе методика определения типовых вариантов графических языковых личностей может быть использована при проведении судебной лингвистической экспертизы - автороведческой. При необходимости квалификации языковой личности автора того или иного текста, обычно морфологической, синтаксической и пр., можно использовать и методику определения вариантов графической реализации языковой личности.


Типология языковой личности

    Понятие языковой личности. Лингвоперсонология как наука, изучающая языковую личность

В центр современной антропоцентрической лингвистики ставится понятие «языковой личности», то есть человека в его способности совершать речевые поступки. Впервые в науку данное понятие было введено В. В. Виноградовым [Виноградов 1980]. Он подошел к понятию языковой личности путем исследования языка художественной литературы. Логика развития понятий «образ автора» и «художественный образ», центральных в научном творчестве В. В. Виноградова, подвели исследователя к вопросу о соотношении в произведении языковой личности, художественного образа и образа автора. Первые описания конкретных языковых личностей также принадлежат перу В. В. Виноградова (глава «Опыты риторического анализа» монографии «О художественной прозе») [Виноградов 1980].

Наиболее систематично структура языковой личности представлена ув работах Ю.Н. Караулова [Караулов 2007]. Под языковой личностью ученый понимает совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов. Три выделенных аспекта анализа текста сами по себе всегда существовали по отдельности как внутрилингвистические и вполне самостоятельные задачи. Действительно, системное описание средств выражения смыслов, семантики в текстах всегда было главной задачей языкознания, и их структурная характеристика однозначно укладывалась в поуровневое представление об устройстве языкового механизма: синтаксис, лексика, морфология, фонология. Такая исследовательская установка, будучи преобладающим в лингвистике типом мышления и подхода к языковому материалу, резюмируется восходящим к идеям Соссюра лозунгом: «За каждым текстом стоит система языка». Однако в рамках теории языковой личности он будет формулироваться так: «За каждым текстом стоит языковая личность» [Караулов 2007].

По мнению Ю.Н. Караулова, структура языковой личности представляется состоящей из трех уровней: 1) вербально-семантического, предполагающего для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений; 2) когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную "картину мира", отражающую иерархию ценностей. Когнитивный уровень устройства языковой личности и ее анализа предполагает расширение значения и переход к знаниям, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания - к знанию, сознанию, процессам познания человека; 3) прагматического, включающего цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире.

Интерес лингвистов к изучению феномена языковой личности обусловил формирование новой отрасли лингвистики - лингвистической персонологии, или лингвоперсонологии. По мнению В.П. Нерознака, лингвистическая лингвоперсонология неизбежно вовлекает в сферу интересов лингвистов те вопросы, которые объединяют всех специалистов, изучающих человека с различных позиций. Лингвистической персонологией называется лингвистическая дисциплина, исследующая состояние языка (индивидуации) как частночеловеческой языковой личности (идиолектной личности), так и многочеловеческой (полилектной) языковой личности - народа [Нерознак 1996]. На сегодняшний день актуальными задачами лингвоперсонологии являются, во-первых, создание системной типологии языковой личности, основанной на ментально-психологических характеристиках личности; во-вторых, разработка модели языковой личности, наиболее полно отражающей её ментально-психологические особенности; в-третьих, создание портрета языковой личности с учётом её ментально-психологических характеристик [Замилова 2011].

Развивая представления В.П. Нерознака о двух статусах существования языковой личности - как личности частночеловеческой и личности многочеловеческой, Н.Д, Голев формулирует гипотезу лингвоперсонологического функционирования языка. Согласно исследователю, язык устроен так, а не иначе еще и потому, что он обслуживает разные типы языковой личности: «между устройством персонологического пространства, образуемого данным языковым коллективом, и устройством языка существуют коррелятивные отношения двух типов: взаимодетерминация и изоморфизм» [Голев 2004]. Как следствие, становится возможным выделять такие понятия, как индивидуальная языковая личность, тип языковой личности, коллективная языковая личность и национальная языковая личность.

На сегодняшний день в России исследование языковой личности осуществляется в разных направлениях, каждое из которых характеризуется своим объектом анализа и методологией исследования. Анализ литературы позволил нам выделить четыре основных центра изучения языковой личности, в их числе Московская школа «Русская языковая личность», которая занимается изучением национальной языковой личности (Ю.Н. Караулов), Саратовская и Томская школы изучения языковой личности, в центре внимания которых индивидуальная языковая личность (К.Ф. Седов, Е.В. Иванцова и др.), Барнаульско-Кемеровская школа изучения языковой личности, исследующая специфику различных типов языковой личности.

В настоящей работе мы развиваем положения теории языковой личности, сформулированные основателем Барнаульско-Кемеровской школы изучения языковой личности Н.Д. Голевым.

Объектом исследования в данной школе является тип языковой личности, под которым понимают индивидуально-типовые особенности языковой репрезентации носителя языка в текстах, обусловленные его (носителя языка) ментальными особенностями, то есть типом языковой способности [Голев 2004].

Как отмечает исследователь, типизация языковых личностей может осуществляться в двух основных направлениях: «сверху вниз» - как варианты языковой личности вообще и как варианты национальной языковой личности в частности и «снизу вверх» - как обобщение речевых черт индивидуумов.

Особое внимание уделяется типологии языковых личностей на основе уровневых и аспектуальных параметров.

    Аспектуальные и уровневые типологии языковой личности

Выводы по первой главе

 

Под чат-коммуникацией понимается коммуникация посредством чата. Под чатом мы понимаем средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Анализ работ различных исследователей, посвящённых чат-коммуникации, позволяют сделать вывод, что чат и коммуникация с помощью чата стали изучаться сравнительно недавно, наиболее детально чат-коммуникация исследуется в рамках трёх аспектов - лингвистического, социологическиого и психологического.

В данной работе мы берем за основу лингвоперсонологический аспект. С точки зрения лингвоперсонологии тексты чат-коммуникации - это персонотексты, т.е. тексты воплощающие языковую личность его автора и являющиеся для лингвиста источником информации о ней.

Под языковой личностью мы вслед за Ю.Н. Карауловым понимаем совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов).

Существуют различные типологии языковой личности: аспектуальные и уровневые - и, соответственно, виды языковой личности: коммуникативная языковая личность, лингвосоционическая языковая личность, морфологическая языковая личность, орфографическая языковая личность и др. Анализ работ показал, что языковая личность не рассматривалась с точки зрения присущих ей способов графического оформления сообщения, поэтому нами было введено понятие графической языковой личности и уточнена возможность применимости данного понятия к сфере чат-коммуникации.

Под графической языковой личностью мы понимаем языковую личность, проявляющую свое своеобразие в графической деятельности, то есть в использовании тех или иных графических средств в процессе создания письменного текста.


ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВЫХ ВАРИАНТОВ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЧАТ-КОММУНИКАЦИИ

 

Консервативный тип

КОММЕНТАРИЙ ПРИМЕРА

. Способ графического оформления предложения

Данный тип характеризуется стремлением следовать норме письменной монологической речи: каждое сообщение чата ОФОРМЛЯЕТСЯ трактуется как отдельное предложение: оно начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой или другим знаком препинания.

Например:

Ярослав: Но она совсем нова для меня.

Ярослав: Совместные фотоснимки явно новее.

Ярослав: Я не о твоем friend-листе, а о плотности общения.

Ярослав: Вы сблизились не столь давно?

Ярослав: Сегодня всемирный день ди-джея.

Ярослав: Можешь поздравить знакомых.

Ярослав: Ты еще не нашла своего принца?

Ярослав: Когда?

Ярослав: Многое могло поменяться.

Ярослав: Это хорошо.

 

Графические языковые личности, относящиеся к «Консервативному» типу, склонны к исправлению опечаток, относящихся к этому основанию: если они по какой-либо причине не поставили знак препинания в конце предложения, многие из них отправят его отдельно в следующем сообщении.

Например:

Ярослав: И я

Ярослав :.

Ярослав: Как я мог не успеть поставить точку!

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ

Анархический тип

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ

. Способ графического оформления предложения

Сообщения чата, принадлежащие графической языковой личности «Анархического» типа, в большинстве случаев начинаются со строчной буквы и/или не заканчиваются знаками препинания. Знак препинания может появиться при указании на интонацию (например, если предложение вопросительное), но и вопросительные предложения в данном случае не всегда могут завершаться знаком вопроса. Точка может появляться в сообщениях с целью подчёркивания какой-либо эмоции (чаще негативной). А

Например:

графический языковый речь чат

ВАРЮ БОРЩ: и скайп дай

ВАРЮ БОРЩ: той девочки-_-

ВАРЮ БОРЩ: (happy)

ВАРЮ БОРЩ: она тее скинула фотки?

ВАРЮ БОРЩ: ахахахх

ВАРЮ БОРЩ: мой скайп не добавила

ВАРЮ БОРЩ: она тут вообще?

ВАРЮ БОРЩ: так

ВАРЮ БОРЩ: куда завтра пойдем

ВАРЮ БОРЩ: я поговорила с настей

ВАРЮ БОРЩ: она за пойти гулять)

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ

Либеральный (Смешанный) тип

КОММЕНАТРИЙ

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ

. Способ графического оформления предложения

ОПИСАНИЕ СПОСОБОВ

Сообщения «Смешанного» типа могут включать в себя сообщения как «Консервативного», так и «Анархического» типа. Если при анализе сообщений какого-либо пользователя встречается хотя бы одно сообщение каждого из двух предыдущих типов, то тип такой графической языковой личности можно считать «Смешанным».

Например:

кlel: в главной роли анонимуз ЖЭ

sveкlel: устраивает анархию в муравейнике

sveкlel: ахаха

sveкlel: заржала

sveкlel: А ЧО МНЕ НИ СКАЗАЛ

sveкlel: ЛОЛ, Я РЕШИЛА СФОТКАТЬ СЕБЯ В ЗЕРКАЛЕ))))0 А КОТ НЕ sveкlel: ДАЛ И ВЛЕЗ В КАДР

sveкlel: мол неча вести себя как тп

sveкlel: Ладно, мне пора идти. До вечера.

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИИ

Пример диагностики типа графической языковой личности

 

Для того чтобы наглядно показать, как работает данная типология, мы на примере сообщений реального пользователя чата, т.е. графической языковой личности, определим её тип («Консервативный», «Анархический» или «Либеральный»/«Смешанный») с помощью восьми представленных критериев.

Итак, представим 100 сообщений чата графической языковой личности:


1. привет еще раз

.   я заявку удаляю

.   пусть Биколя без фокс подаст

.   мне эти разборки не нужны

.   я не принимаю валентина на мини мафкап и блиц.

.   неадекватен

.   чересчур

.  ))

.   я рада за него, но я много раз видела что это слишком неадекватный человек с обилием хамства и матов

.   жаль что я не видела от него другого

.   он слишком переборщил с хамством

.   он слишком много лично отвратительно написал мне

.   я не хочу еще раз даже где то пересекаться с ним

.   умный человек не ведет себя так как он

.   он там обкуренный был или хз но говна лилось от него предостаточно

.   больше пробовать не хочу

.   про белку я просто удивилась, говорили она не играет больше

.   я не приму его и обещания через кого то что он типо адекватный это не изменяет его поведения

.   это ничего не изменит, он слишком долго слишком много всего говорил мне

.   я не хочу себе головную боль

.   нет. он не одумается. он такой какой есть

.   нет

.   он может играть на кубке к примеру

.   но не на моих турнирах

.   найди кого то вместо него

.   знаешь как я растроилась когда он проезжался по мне

.   долгооо проезжался

.   хм привет, отлично дела

.  :D это хорошо

.   почему вы так за него бьетесь?

.     нет

.   отвратительный

.   я скажу тебе как и Ире. хоть слово мне скажет и вся ваша команда не будет играть

.   нет не великая

.   меня зовут Лена

.   интересно вот вам все эти словесные игры нравятся?

.   это вам нравится?

.   и всё равно он мерзкий

.   вк я есть, но дружить со мной сложно. я старая и с очень плохим характером

.  :D ну почему. есть

.  :D ага, склероз

.   хотя ты права. не бывает людей с хорошим характером да и вообще хороших людей

.   да  

.   я всегда думала что ты странная, как призрак

.   вроде есть и вроде нет

.  :x

.   а не знаю.вот пеликс с бладз... вроде играл и вроде нет.. думала что бот

.   в реале я вообще не понимаю что такое странно

.   ну как объяснить. ну тутвсе пишут как все, ведут себя как все

.   ну я даже не знаю. я ОРК и мне много пишут и чаты... все ведут себя обычно

.   а ты как призрак была

.  :D я даже боялась что когда нибудь надо будет тебе написать

.   ну ты не бери в голову. я пишу что думаю а думаю я глупо)))

.   блин. я своей писаниной как больная выгляжу

.   ты интересный человек

.   люблю смотреть КАК люди говорят (в вирте - пишут)

.   ну вот все пишут как все.. и даже когда не пишут то не пишут как все

.   а Ринамин....... не писала как призрак

.  :D мне трудно это объяснить

.   но я твой ник боялась

.  :D

.   есть 2 варианта

.   я супер мего талантище с умением говорить с призраками

.  ...... я тоже призрак

.   мда

.   надо больше спать и бред по утрам нести не буду

.   норма. понятие нормы. решение большинства

.   давление общества

.  :D

.   да

.   бред то бред но нельзя плыть против течения

.   силёнок не хватит

.   нет.

.   опыт

.     есть. я

.   у меня всегда все хорошо

.   потому что я вру сама себе

.   но ведь всё хорошо

.  :D

.  : а остальное все фигня

.   кто ты?

.   я не могу.потому что я успела показать себя а ты только слушала

.   и не говорила почти

.   блин. как можно скучать7

.   как?

.   стольк дел

.   столько хобби

.   столько увлечений

.   хм. я увлекаюсь рукоделием и всяким там творчеством

.   я рисую, плету. вяжу. расписываю

.   витражное искусство

.   папье маше

.   бисер

.   еще я увлекаюсь азиатской кухней

.   все осваиваю новые рецепты

.   работаю

.   дизайнер

.   поэтому всегда за компом

.   даже сейчас работаю

.   я делаю детскую продукцию

.   полиграфия

.   расскраски сказки

 

Охарактеризуем сообщения данной графической языковой личности по восьми предложенным критериям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ литературы по теме исследования и языкового материала - чат-сообщений 50ти человек в количестве 5000 единиц (по 100 сообщений от каждого пользователя чата) - позволил нам сделать следующие выводы:

Чат-коммуникация - это это коммуникация посредством чата. Чат - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Она наиболее изучена в таких аспектах как психологический, социально-философский, социолингвистический, коммуникативный и собственно лингвистический.

Языковая личность - это совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов). Существуют различные типологии языковой личности: аспектуальные и уровневые, которым соответствуют виды языковой личности: коммуникативная языковая личность, лингвосоционическая языковая личность, морфологическая языковая личность, орфографическая языковая личность и др. Анализ работ показал, что языковая личность не рассматривалась с точки зрения присущих ей способов графического оформления сообщения. Это позволило нам предложить графический вариант реализации языковой личности.

Под графической языковой личностью мы понимаем языковую личность, проявляющую свое своеобразие в графической деятельности, то есть в использовании тех или иных графических средств в процессе создания письменного текста.

Мы выделили три типа графической языковой личности: «Консервативный», «Анархический» и «Либеральный» («Смешанный»). Критериями в определении данных типов послужили: 1) способы графического оформления эмоций в сообщениях; 2) количество смайликов в сообщениях; 3) способы постановка знаков препинания и дефиса; 4) способ графического оформления предложения; 5) способ постановки пробелов между словами и пунктуационными знаками в предложении; 6) способы использования заглавных букв в сообщениях; 7) способы видоизменения облика слова; 8) количество слов в сообщениях.

Также нами была произведена диагностика типа графической языковой личности в чат-коммуникации на примере 100 сообщений чата. Результаты диагностики на примере показали, как работает предложенная нами методика определения типа языковой личности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алтухова Т.В. Коммуникация в социальной компьютерной сети «В контакте: жанроведческий аспект»: автореферат. - Кемерово, 2012.

2. Амирова Т.А. Графология как область лингвистической проблематики // Лингвистика и методика в высшей школе. - М., 1970. - С.56-57.

.   Амирова Т.А. К истории и теории графемики. - М., 1977. - 191 с.

.   Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. [Пер. с фр.]. М., 1955. - 416 с.

5. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе). - М.: Тривола, 2000. - 248 с.

6. Блинов Р.Ю. Графико-орфографическая вариантность и её регистрация в словарях: на материале англоязычных словарей: дис.... канд. филол. наук. -Санкт-Петербург, 2011. - 376 с.

.   Вахек И. Письменный язык и печатный язык // Пражский лингвистический кружок. - М., 1967. - С. 535-543.

.   Виноградов, В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. - 360 с.

.   Виноградова Т.Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004. С. 63-67.

.   Волоцкая З.М., Молошная Т.Н., Николаева Т.М. Опыт описания русского языка в его письменной форме. М., 1964.

.   Вострякова Н.А. Коннотативная семантика и прагматика номинативных единиц русского языка: Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Волгоград: Перемена, 1998. - 22 с.

.   Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 138 с.

13. Гафурова М.Н. Номинативная личность как реализация языковой личности: опыт экспериментального исследования: дис. … канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2012. - 278 с.

.   Гермашева Т.М. Языковая личность субъекта блог-дискурса: лингвокогнитивный аспект: дис.... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2011. - 176 с.

.   Гиль О.Г. Речевые проявления личности в устном рассказе нарративного типа. - М., 2000. - 271 с.

.   Голев Н.Д. Опыт лингвоперсонологического описания производных текстов (к типологии антропотекстов) // Материалы конференции. -Под ред. Н.Д. Голева. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - С. 58-64 (в соавторстве с Т.И. Киркинской и К.И. Бриневым)

.   Голев Н.Д. Русская письменная разговорная речь и ее отражение в обыденном метаязыковом сознании участников виртуальной коммуникации // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2013. № 5 (25). C. 12-30.

.   Голев Н.Д. Языковая личность и антропотекст в лингвистике и лингводидактике (типологический аспект) // Русский язык: исторические судьбы и современность. II Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 15-16.

.   Голев Н.Д., Замилова А.В. Лингвосоционическая типология языковой личности и возможности ее применения в личностно-ориентированном обучении // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии, электронный журнал, 2011

.   Головина Т.А. Лингвоперсонологическое функционирование частей речи: статистический аспект (на материале художественных текстов): автореферат. - Барнаул, 2008. - 24 с.

.   Горошко Е.И. Гендер и блогика Интернета (психолингвистический анализ) // Вопросы психолингвистики. - М.: ИЯ РАН, 2007. - Вып.5.

.   Горошко Е.И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. - Орел: Картуш, 2007. - Вып.5.

.   Дударева Я.А. Лингвоперсонологическое типирование носителей языка как метод повышения их читательской активности. // Филология и литературоведение. - Ноябрь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2012/11/350

24. Завьялова З.С. Самопрезентация личности в чат-коммуникации: автореферат. - Томск, 2011 г.

25. Замилова А.В. Лингвосоционический портрет языковой личности (на материале блогов) // Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики: Материалы конференции молодых учёных / под ред. А.А. Казакова. Выпуск 12. - Томск: Издание ТГУ, 2011. - Том 1: Лингвистика. - 330 с.

26. Захарова Е.О. Пунктуационные и пунктуационно-графические приемы рекламного текста // Филология, 2009. - С. 25-28.

.   Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения / Е.А. Земская. - М.: Русский дом, 1979. - 235 с.

.   Земская Ю.Н. Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Комисарова Л.М., Чувакин А.А. Теория текста: учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 2010. - 132 с.

.   Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. - Волгоград: Перемена, 2012. - 477 с.

.   Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - Изд. 6-е. - М.: Изд-во Ж И, 2007. - 264 с.

.   Комисарова Л.М. Лингвосоционическая методология изучения языковой личности в русском языке / Л.М. Комисарова; науч. рук. Н.В. Халина. - Барнаул, 2002. - 205 с.

.   Косивцова А.В. Речевой портрет адресанта (на материале частно-деловых писем Н.А. Демидова): дис. …канд. фил.н. - 2011.

.   Кубракова Н.А. Чат-коммуникация: подходы и гипотезы американских

исследователей // Лингвометодические проблемы преподавания иностранных

языков в высшей школе: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Сокиркиной.

Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. Вып. 3. С. 88-95.

34. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. Т. 1. - М., 2001. - С. 72-81.

35. Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования / Н.Б. Лебедева // Вестник БГПУ, № 1, 2001.

36. Лебедева Н.Б. Русская естественная письменная речь: проблемы и задачи лабораторного исследования [Текст] / Н.Б. Лебедева // Актуальные проблемы русистики. - Томск, 2000. - С. 18-25.

.   Лир М.С. Словообразование во Всемирной Сети и албанский язык. - М., 2014. - 9 с.

.   Мельник Н.В. Деривационное функционирование текста: лингвоцентрический и персоноцентрический аспекты: монография / Н. В. Мельник; науч. ред. Н. Д. Голев. - Кемерово: ООО «ИНТ», 2010. - 212 с.

.   Мельник Н.В. Языковая личность и текст как предмет лингвоперсонологии русского языка / Н. В. Мельник // Сибирский филологический журнал. - Новосибирск, 2011. - № 1.

.   Мечковская Н.Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век Интернета // Русский язык в научном освещении. 2006. № 2 (12). С. 168.

.   Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод: Сборник научных трудов. - М.: Изд-во МГЛУ, 1996

.   Панкрашова О.С. Синтаксическая вариативность текста в лингвоперсонологическом аспекте // Вестник Томск, гос. ун-та, 2006. - № 123. - С. 122-132.

.   Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 2. - С. 17-28.

.   Попова Т. В. Креолизованные дериваты как элемент русской письменной коммуникации рубежа XX-XXI вв. // Лингвистика креатива: коллект. моногр. Екатеринбург, 2009. С. 147-176.

.   Прокудина И. С. О лингвокогнитивных стилях репродуцирования (на материале студенческих рефератов научной статьи) // В мире научных открытий. - ООО «Научный инновационный центр», 2009. - С. 104-112.

.   Пропп В.Я. Морфология сказки / Гос. ин-т истории искусств. - Л.: Academia, 1928. - 152 с.

.   Рабданова Л.Р. Композиционная роль графических средств в художественном тексте // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение, №4. - 2012.

.   Рейд Э. Идентичность и кибернетическое тело // Массовая культура: современные западные исследования: сборник статей. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 204-223.

.   Розенталь Д. Э., Теленкова М. А Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1976.

.   Сахарный Л.В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - С. 221-237.

.   Седов К.Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения (о риторике бытового конфликта). // Седов К.Ф. Вопросы стилистики. Язык и человек. Саратов, 1996. Вып. 26. С. 8-14.

.   Сиротинина О.Б. Социолингвистический фактор в становлении яз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.218 с.)