Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аспектуальные типологии языковой личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшим вопросом теории языковой личности является выделение типов языковых личностей. Типология языковых личностей может строиться на различных основаниях в зависимости от подхода к предмету изучения, который осуществляется с позиций либо личности, либо языка. С позиций этнокультурной лингвистики выделяют типы носителей базовой и маргинальной культур для соответствующего общества, где действует оппозиция «свой - чужой». Условно можно разграничить следующие типы языковых личностей: ) человек, для которого общение на родном языке является естественным в его коммуникативной среде, ) человек, для которого естественным является общение на чужом языке в его коммуникативной среде. Здесь можно говорить о ксенолекте, т.е. такой разновидности языка, которой пользуются эмигранты, люди, длительно живущие в чужой стране либо люди, пользующиеся языком международного общения в целях естественной коммуникации, ) человек, который говорит на чужом языке с учебными целями, не относящимися к характеристикам естественной среды общения. С позиций психолингвистики противопоставляются типы личностей, выделяемые в психологии, и рассматриваются языковые и речевые способы проявления соответствующих личностей. С.С. Сухих выделяет экспонентный, субстанциональный и интенциональный уровни измерения языковой личности [Сухих 1998]. На первом уровне знаковая деятельность коммуниканта может быть активной, созерцательной, убеждающей, сомневающейся, голословной, на втором уровне - конкретно или абстрактно вербализующей опыт, на третьем уровне - проявляющей себя юмористично или буквально, конфликтно или кооперативно, директивно или интегративно, центрированно или децентрированно. С позиций социолингвистики выделяются типы языковых личностей по объективным статусным признакам - возраст, пол, уровень образования, стиль жизни. Хрестоматийно известна функциональная типология персонажей волшебной сказки в работе В.Я. Проппа «Морфология сказки» [Пропп 1928]. Это герой, вредитель, посредник, даритель и другие. Одним из подходов к изучению языковой личности может быть выделение релевантных признаков модельной личности, т.е. типичного представителя определённой этносоциальной группы, узнаваемого по специфическим характеристикам вербального или невербального поведения и выводимой ценностной ориентации: русский интеллигент, английский аристократ, немецкий офицер. Модельная личность представляет собой прототипный образ, границы которого весьма вариативны, и стереотип поведения, который оказывает существенное воздействие на культуру в целом и служит своеобразным символом данной культуры и представителей других этнокультур. Если говорить о речевой культуре, имея в виду степень приближения языкового сознания индивидуума к идеальной полноте языкового богатства в том или ином виде языка, то правомерным является выделение следующих языковых личностей: • носитель элитарной речевой культуры применительно к литературной норме, • носитель диалектной речевой культуры, • носитель городского просторечия [Сиротинина 1998]. Рассматривая частночеловеческую языковую личность, В.П. Нерознак выделяет два основных ее типа: • стандартную языковую личность, отражающую усредненную литературно обработанную норму языка, • нестандартную языковую личность, которая объединяет в себе «верхи» и «низы» культуры языка [ Нерознак 1996]. К верхам культуры автор относит писателей, мастеров художественной речи, рассматривая креативную языковую личность в её двух ипостасях - «архаисты» и «новаторы». Низы культуры объединяют носителей, производителей и пользователей маргинальной языковой культуры. Показателем принадлежности говорящего к маргиналам автор считает ненормативную лексику - арго, сленг, жаргон и ненормативные слова и выражения. Н.А. Вострякова выделяет четыре компонента в речевом паспорте коммуникативной личности: биологический (гендер, возраст), психический (эмоциональное состояние в момент речи), социальный (национальность, социальный статус, место рождения, профессия), индивидуальный [Вострякова 1998]. М.Н. Гафурова предлагает выделить понятие номинативной языковой личности, проявляющей себя в номинации элементов окружающего мира, и характеризующейся когнитивными, собственно языковыми и коммуникативно-прагматическими признаками. Доминантными для номинативной личности являются параметры, относящиеся к особенностям восприятия и мышления. Выделенные на этих уровнях 11 элементарных типологических характеристик актуальны при портретировании номинативной личности. Для моделирования и классификационного представления, в первую очередь, важным является определение когнитивной стратегии и прагматической установки номинативной личности [Гафурова 2012]. Н.Д. Голев и А.В. Замилова вводят понятие «лингвосоционическая языковая личность», под которой понимается языковая личность как носитель языковой способности определенного качества, обусловленного ментально-психологическими характеристиками личности, детерминированными его соционическим типом. Лингвосоционическая типология языковой личности базируется на психологических типах, выявленных К.Г. Юнгом и описанных в его работе «Психологические типы» [Голев, Замилова 2011] Итак, на основе аспектуальных типологий языковой личности выделяются типы носителей базовой и маргинальной культур для соответствующего общества (этнокультурная лингвистика), типы личностей, выделяемые в психологии, а также языковые и речевые способы проявления соответствующих личностей (психолингвистика), типы языковых личностей по объективным статусным признакам (социолингвистика), лингвосоционические типы языковой личности и пр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.134 (0.006 с.) |