Аспектуальные типологии языковой личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аспектуальные типологии языковой личности



Важнейшим вопросом теории языковой личности является выделение типов языковых личностей. Типология языковых личностей может строиться на различных основаниях в зависимости от подхода к предмету изучения, который осуществляется с позиций либо личности, либо языка.

С позиций этнокультурной лингвистики выделяют типы носителей базовой и маргинальной культур для соответствующего общества, где действует оппозиция «свой - чужой». Условно можно разграничить следующие типы языковых личностей:

) человек, для которого общение на родном языке является естественным в его коммуникативной среде,

) человек, для которого естественным является общение на чужом языке в его коммуникативной среде. Здесь можно говорить о ксенолекте, т.е. такой разновидности языка, которой пользуются эмигранты, люди, длительно живущие в чужой стране либо люди, пользующиеся языком международного общения в целях естественной коммуникации,

)   человек, который говорит на чужом языке с учебными целями, не относящимися к характеристикам естественной среды общения.

С позиций психолингвистики противопоставляются типы личностей, выделяемые в психологии, и рассматриваются языковые и речевые способы проявления соответствующих личностей. С.С. Сухих выделяет экспонентный, субстанциональный и интенциональный уровни измерения языковой личности [Сухих 1998]. На первом уровне знаковая деятельность коммуниканта может быть активной, созерцательной, убеждающей, сомневающейся, голословной, на втором уровне - конкретно или абстрактно вербализующей опыт, на третьем уровне - проявляющей себя юмористично или буквально, конфликтно или кооперативно, директивно или интегративно, центрированно или децентрированно.

С позиций социолингвистики выделяются типы языковых личностей по объективным статусным признакам - возраст, пол, уровень образования, стиль жизни.

Хрестоматийно известна функциональная типология персонажей волшебной сказки в работе В.Я. Проппа «Морфология сказки» [Пропп 1928]. Это герой, вредитель, посредник, даритель и другие.

Одним из подходов к изучению языковой личности может быть выделение релевантных признаков модельной личности, т.е. типичного представителя определённой этносоциальной группы, узнаваемого по специфическим характеристикам вербального или невербального поведения и выводимой ценностной ориентации: русский интеллигент, английский аристократ, немецкий офицер. Модельная личность представляет собой прототипный образ, границы которого весьма вариативны, и стереотип поведения, который оказывает существенное воздействие на культуру в целом и служит своеобразным символом данной культуры и представителей других этнокультур.

Если говорить о речевой культуре, имея в виду степень приближения языкового сознания индивидуума к идеальной полноте языкового богатства в том или ином виде языка, то правомерным является выделение следующих языковых личностей:

•   носитель элитарной речевой культуры применительно к литературной норме,

•   носитель диалектной речевой культуры,

• носитель городского просторечия [Сиротинина 1998].

Рассматривая частночеловеческую языковую личность, В.П. Нерознак выделяет два основных ее типа:

•   стандартную языковую личность, отражающую усредненную литературно обработанную норму языка,

•   нестандартную языковую личность, которая объединяет в себе «верхи» и «низы» культуры языка [ Нерознак 1996].

К верхам культуры автор относит писателей, мастеров художественной речи, рассматривая креативную языковую личность в её двух ипостасях - «архаисты» и «новаторы». Низы культуры объединяют носителей, производителей и пользователей маргинальной языковой культуры. Показателем принадлежности говорящего к маргиналам автор считает ненормативную лексику - арго, сленг, жаргон и ненормативные слова и выражения.

Н.А. Вострякова выделяет четыре компонента в речевом паспорте коммуникативной личности: биологический (гендер, возраст), психический (эмоциональное состояние в момент речи), социальный (национальность, социальный статус, место рождения, профессия), индивидуальный [Вострякова 1998].

М.Н. Гафурова предлагает выделить понятие номинативной языковой личности, проявляющей себя в номинации элементов окружающего мира, и характеризующейся когнитивными, собственно языковыми и коммуникативно-прагматическими признаками. Доминантными для номинативной личности являются параметры, относящиеся к особенностям восприятия и мышления. Выделенные на этих уровнях 11 элементарных типологических характеристик актуальны при портретировании номинативной личности. Для моделирования и классификационного представления, в первую очередь, важным является определение когнитивной стратегии и прагматической установки номинативной личности [Гафурова 2012].

Н.Д. Голев и А.В. Замилова вводят понятие «лингвосоционическая языковая личность», под которой понимается языковая личность как носитель языковой способности определенного качества, обусловленного ментально-психологическими характеристиками личности, детерминированными его соционическим типом. Лингвосоционическая типология языковой личности базируется на психологических типах, выявленных К.Г. Юнгом и описанных в его работе «Психологические типы» [Голев, Замилова 2011]

Итак, на основе аспектуальных типологий языковой личности выделяются типы носителей базовой и маргинальной культур для соответствующего общества (этнокультурная лингвистика), типы личностей, выделяемые в психологии, а также языковые и речевые способы проявления соответствующих личностей (психолингвистика), типы языковых личностей по объективным статусным признакам (социолингвистика), лингвосоционические типы языковой личности и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.005 с.)