Факторы, определяющие эффективность и конкурентоспособность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, определяющие эффективность и конкурентоспособность



 

Отрасли животноводства имеются почти во всех сельскохозяйственных предприятиях, так как они неразрывно связаны с растениеводством - получают от него корма и обеспечивают его органическими удобрениями. Их развитие осуществляется на основе системы организации животноводства.

Система организации животноводства - это обусловленные специализацией хозяйства состав и соотношение отраслей животноводства, а также совокупность технических, технологических и организационных мероприятий по их ведению, обеспечивающих высокий уровень производства продукции с наименьшими затратами труда и средств на ее единицу. В данной системе очень важны органическая связь и взаимодействие всех ее звеньев. Недооценка любого из них крайне отрицательно сказывается на развитии отрасли.

Вместе с тем значение отдельных элементов в различных случаях неодинаково. Иногда на первый план выходит кормовая база, иногда - племенные качества животных, а порою решающее значение имеют комплексная механизация, наличие типовых животноводческих помещений и передовая технология.

Системы животноводства разрабатывают по природно-экономическим зонам страны и рекомендуют сельскохозяйственным предприятиям. Такие рекомендации обязательно уточняют с учетом условий конкретного хозяйства. Зональные системы различаются способами содержания и кормления животных зимой и летом, источниками получения кормов, интенсивностью ведения отраслей (которая определяется прежде всего уровнем затрат труда и средств на 1 голову скота и на 1 га комовой площади). Обычно выделяют три основные системы: пастбищную, стойлово-пастбищную и стойловую.

Пастбищная система животноводства характеризуется минимальным вмешательством человека в производственный процесс (кормление животных, их размножение, выращивание молодняка, производство кормов) и минимальными затратами труда и средств на 1 голову. Это экстенсивная форма хозяйствования: для нее характерны низкая плотность поголовья и небольшой выход продукции на единицу земельной площади. Она применяется в районах с бесснежными или малоснежными зимами, где животные почти круглый год добывают себе корм на естественных пастбищах. Чаще всего ее используют в овцеводстве, оленеводстве, табунном коневодстве, частично в мясном скотоводстве.

Стойлово-пастбищная система (или пастбищно-стойловая, в зависимости от продолжительности летнего и зимнего периодов) распространена в большинстве районов, где круглогодовое пастбищное содержание невозможно по природным условиям. Летом животных содержат на пастбищах, а зимой - в специальных помещениях, где используют заготовленные заранее корма. Производственные процессы механизируют. Это более интенсивная форма содержания скота, отличающаяся высокой плотностью поголовья на единицу земельной площади, требующая больших затрат труда и средств. Их окупаемость возрастает при увеличении производства продукции.

Стойловая система - наиболее интенсивная; ее применяют в районах с высокой степенью распаханности сельскохозяйственных угодий, где зимние и летние корма практически полностью проводятся на пашне. Вмешательство человека в производственные процессы (заготовка и скармливание кормов, случка и расплод животных и т.д.) здесь максимальное. Требуются большие вложения труда и средств на 1 голову скота и на 1 га кормовой площади. Скот круглогодично содержат в помещениях на строгом нормированном кормлении. Эта система распространена в пригородных зонах крупных промышленных центров, особенно в хозяйствах молочного направления.

Круглогодичное стойловое содержание приводит к ослаблению организма животных и росту числа заболеваний. Поэтому, чтобы ослабить эти недостатки, применяют стойлово-лагерную систему содержания скота. Суть ее заключается в том, что зимой скот содержат в типовых животноводческих помещениях с полной механизацией трудоемких процессов, а летом - в специальных лагерях на культурных пастбищах, оборудованных навесами, водопоем и др., где скот в достаточном количестве и ассортименте получает свежие зеленые и сочные корма.

Существуют два основных способа содержания крупного рогатого скота: привязный и беспривязный. Каждый из них имеет несколько разновидностей; существуют также промежуточные варианты. Все они применяются преимущественно при круглогодовой стойловой, стойлово-пастбищной и стойлово-лагерной системах ведения отрасли.

Привязной способ может быть круглогодичным стойловым или комбинированным и применяется в нескольких вариантах: круглогодовое привязное содержание в стойлах; зимой привязное в стойлах, а летом беспривязное в лагерях или на пастбищах.

Беспривязный способ применяется в двух вариантах: на глубокой несменяемой подстилке и в боксах. В первом случае скот находится в помещениях без стойл и привязи, имеет свободный доступ к грубым и сочным кормам, автопоилкам и на доильные площадки. Этот способ содержания требует комплектования однородных групп животных (по живой массе, продуктивности и другим признакам) и полного обеспечения их кормами и подстилкой.

Второй вариант отличается тем, что для отдыха каждого животного устроена огороженная площадка с теплым полом, автопоилкой и свободным выходом. Вдоль боксов расположены проходы для ежедневной уборки навоза и нормированного кормления. Этот способ применяется в разных районах, в том числе с суровым климатом и небольшой обеспеченностью подстилкой. Он является наиболее прогрессивным и перспективным для содержания коров в животноводческих комплексах.

Организацию производства молоко необходимо рассматривать как сложную систему, представляющую совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и взаимодействующих для достижения поставленной цели.

Повышение экономической эффективности отрасли животноводства позволяет увеличить производство конечного продукта при том же ресурсном потенциале, снизить трудовые и материальные затраты на единицу продукции.

Данные показатели позволяют всесторонне охарактеризовать экономическую эффективность производства молока в условиях рыночных отношений.

За годы аграрной реформы эффективность производства молоко на сельскохозяйственных предприятиях Российской Федерации снизилась.

Важнейший показатель эффективности отрасли, определяющий в значительной мере все остальные, - продуктивность животных.

Главная причина низкой продуктивности животных - недостаточное кормление и неэффективное использование кормов. В большинстве предприятий несбалансированность рационов приводит к перерасходу кормов на единицу продукции.

При учете состояния кормовой базы и физиологических особенностей коров требуется составить такой рацион кормления, который полностью удовлетворял бы биологические потребности животного в питательных веществах и имел бы минимальную стоимость.

Важнейшей задачей молочного скотоводства является сокращение затрат труда и средств на производство единицы продукции. В настоящее время высокие затраты на производство молока не компенсируются выручкой от его продажи. Чем больше хозяйство производит молока, тем больше убыток. Разумеется, недостатки организационного порядка могут снизить эффективность молочного скотоводства, но не до такой степени, чтобы отрасль в целом была убыточной. Сложившийся уровень цен на молоко не может считаться приемлемым, а меры государственной поддержки практически не влияют на ситуацию в целом.

Одной из наиболее важных причин снижения эффективности производства молока является неоправданно высокий рост цен на энергоносители и промышленную продукцию, используемую в сельском хозяйстве.

Экономическая эффективность скотоводства характеризуется степенью окупаемости производственных издержек. Критерием экономической эффективности производства продукции скотоводства служит величина чистого дохода в расчете на единицу.

Россия постепенно выходит из аграрного кризиса, поразившего страну в 1990-е годы XX в. Однако восстановление происходит неравномерно по регионам, отдельным отраслям, типам хозяйств. Если в зерновом подкомплексе, птицеводстве и ряде других сфер экономики можно отметить преодоление кризисных явлений, то в скотоводстве продолжается спад поголовья, производство свертывается, потребности населения в

животноводческой продукции удовлетворяются в основном за счет импорта.

При сложившихся темпах сокращение численности животных в крупных хозяйствах в ближайшие 5 лет может остаться лишь 2-3 млн коров и 3 - 5 млн животных на откорме.

Анализ состояния отечественного животноводства выявил следующие причины сокращения поголовья.

В сельхозпредприятиях спад численности крупного рогатого скота вызван главным образом убыточностью производства. Например, в 2005 г. Хозяйства этой категории понесли убыток от реализации говядины в сумме 18,3 млрд руб., молока - 5,2 млрд. Из общего количества сельхоз-организаций производящих говядину, 91,6% не только не получили прибыль, а наоборот, имели по данной отрасли отрицательный итог. Если товарное зерно, семена подсолнечника, картофель, овощи, яйца продавались на 85 - 90% с прибылью, то по говядине этот показатель был 12,7%.

За годы реформирования сельского хозяйства основное поголовье крупного рогатого скота оказалось в частном секторе. В крупных сельхозпредприятиях скотоводство убыточно, а в хозяйствах населения оно крайне мелкое, раздробленное, высокозатратное и по этим причинам неконкурентоспособное. Крупные частные хозяйства также не получили должного развития. Эффективная система организации скотоводства в рыночных условиях в России пока не найдена.

Негативное влияние на развитие данной подотрасли оказывают импорт говядины и молокопродуктов. Поступление продукции по демпинговым ценам ведет к занижению внутренних цен закупки мяса и молока у отечественных сельхозтоваропроизводителей. Как следствие, - убытки и сокращение производства.

Многие экономисты, считают, что дешёвый импорт выгоден российским потребителям. Однако это далеко не так. Население ничего не выиграет, поскольку монополизация рынка мяса влечет за собой рост цен. Это выгодно только крупным коммерческим компаниям.

Важнейшая причина убыточности скотоводства и свиноводства - сложившаяся система потребительских предпочтений. Например, в декабре 2006 года куры потрошенные продавались в розничной торговле по 70 руб./ кг, говядина - 80 руб./кг, свинина - 95 руб./кг.

Между тем на мировом рынке цена мяса птицы обычно в два-три раза ниже, чем говядины и свинины. Пока соотношение цен на указанные продукты в России не изменится в соответствии со сложившейся мировой практикой, скотоводство вряд ли сумеет стать прибыльным.

До сих пор попытки преодолеть кризис данной отрасли сводились к мерам поддержке производителей: выделялись средства на развитие племенного животноводства, а также субсидии на продукцию животноводства. Большая часть ресурсов, предоставляемых в виде дотаций на продукцию, используются для поддержки производства молока, почти вдвое меньше сумма - на производство всех видов мяса.

Субсидии на производство животноводческой продукции во многих регионах выплачивается только при условии, если в хозяйстве не было сокращения численности скота.

Предполагается, что эти меры могут предотвратить или существенно уменьшить спад поголовья и производства в сельскохозяйственных предприятиях, но этого не наблюдается.

Эффективность региональных мер по регулированию поголовья крупного рогатого скота невысока: повсеместно в хозяйствах, где производство молока и говядины убыточно, численность животных медленно, но последовательно сокращается.

Длительный период кризисного состояния скотоводства, неудачные попытки его преодоления породили неверие в возможность развития отрасли. В основных направлениях развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2001-2010 гг. отмечается: «В ближайшее десятилетие за счет собственного производства можно полностью обеспечить внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне, мясе птицы, яйце, молоке и молокопродуктах, овощах и картофеле».

Таким образом, в России существуют объективные предпосылки для развития скотоводства. Почему же последние 15 лет эта отрасль по сути самоликвидируется?

Главная причина кроется в ошибочном выборе стратегии её развития. Скотоводство не укладывается в прокрустово ложе общей ориентации на агрохолдинги, агрофирмы, крупные сельскохозяйственные предприятия.

Реальным выходом в такой ситуации видится рассредоточение крупного рогатого скота по всей территории страны, выращивание животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, специализирующихся на скотоводстве.

Увеличение числа фермеров-скотоводов - это повышение занятости сельского населения, решение проблемы расселения, социального контроля над территорией.

Необходимо также наладить тесные связи фермеров-скотоводов с мясными и молочными комбинатами.

Рынок животноводческой продукции характеризуется значительными колебаниями цен. В 2005 году индексы цен на животноводческую продукцию превысили уровень инфляции и стали фактором её роста в 2006 году (таб. 2).

Ценовая ситуация, сложившаяся в молочном подкомплексе АПК, отличается нестабильностью. В 2002 году по сравнению с 2001 цены выросли почти на 6%, в 2003-2004 гг., их рост достиг 13 и 16% соответственно. Стоимость молока сырьевого в России приблизилась 2005 году к европейской, составив 24 цента за 1 литр. Оптовые цены производителей, а также розничные стабильно поднимались в течении всего рассматриваемого периода; в целом за 2002-2007 гг. они выросли следующим образом: закупочные - на 30,3%, оптовые - на 35, розничные - на 44%. Сложившаяся конъюнктура объясняется рядом причин.

Во-первых, колебание стоимости кормов. Из-за непродуманной экспортной политики в 2002 году, когда, по оценкам таможенного комитета, было вывезено свыше 15 млн т зерна, что не позволило создать необходимых его запасов, произошел скачек цен в 2003 году. В следующие два года, несмотря на замедление темпов роста цен на фураж, комбикорма продолжали увеличиваться почти до 20%.

Во-вторых, повышением цен на промышленные средства производства (особенно на электроэнергию, топливо, ветмедикаменты, услуги сторонних организаций). Эти факторы обусловили рост себестоимости 1 т реализованного молока на 51%.

В-третьих, сокращением предложения молока-сырья на рынке с одновременным ростом потребительского спроса. В 2005 году производство молока уменьшилось на 1,4 млн т, в 2006 году - на 1 млн т. Надой в расчете на одну корову каждый год в среднем повышается на 10%, но это не может восполнить потери, вызванные спадом их численности, которая за 2004-2005 гг. снизилась на 1,5 млн голов. В тоже время отмечается увеличение потребительского спроса, о свидетельствует динамика потребления молока и молочных продуктов в расчете на душу населения: в 2004 году оно составило 229 кг, в 2004-2007 гг. - соответственно 231,233, 235, 238 кг. Недостаток натурального сырья компенсируется использованием порошкового молоко, различных добавок (модифицированного крахмала, эмульгаторов, подсластителей, растительных жиров).

В-четвертых, сезонным снижением цен. С мая по октябрь на рынок поступает «большое молоко», из-за чего цены опускаются до 30% по сравнению со среднегодовым значением. У товаропроизводителя исчезает мотивация к увеличению его производства. Положение усугубляется ростом дебиторской задолженности; из-за отсутствия денежных средств переработчики не могут своевременно расплатиться за поступившее сырье.

За годы экономических преобразований, несмотря на системное расширение ассортимента и увеличение числа производителей молочной продукции в 2010 году, все же произошел спад производства в молочно-продуктовом подкомплексе АПК России. Производителям молочной продукции приходится решать ряд важных проблем: поиск и определение ниши на рынке, формирование оптимальной производственной программы, расширение ассортимента продукции, налаживание связей с поставщиками и заказчиками. Но главной задачей является выбор стратегии развития и тактики конкурентной борьбы. Решающая роль здесь принадлежит повышению конкурентоспособности и организации эффективной комплексной маркетинговой деятельности на предприятиях молочно-продуктового подкомплекса.

Независимо от того, на каком уровне канала распределения находится предприятие - производство, переработка или реализация - вопросам маркетинга уделяется недостаточное внимание. В этой связи одна из первоочередных задач - создание на предприятиях молочно-продуктового подкомплекса полнофункциональных маркетинговых подразделений, ведущих активную деятельность по таким направлениям, как развитие маркетинговых коммуникаций, организация широкомасштабных исследований рынка, совершенствование товарной политики, оптимизация ценовой политики, формирование сбытовой политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.019 с.)