Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Голова как основной аспект соматического пространства человека в Русской языковой картине мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее активно проявляет себя во фразеологии "голова" в прямом значении - как часть тела: давать голову на отсечение, хвататься за голову, голова и два уха, повесить голову, как снег на голову, склонить голову, кровь бросилась в голову, с головы до пят, голова закружилась и др. Довольно широко представлен во ФЕ смысл "человек как носитель каких-либо свойств, взглядов, способностей": голова садовая, ветряная голова, еловая голова, мякинная голова, буйная голова, бедовая голова, светлая голова и др. В некоторых ФЕ отображен смысл "человек, персона": валить с больной головы на здоровую, через голову. Есть фразеологизмы, где "голова" имеет значение "ум, разум, рассудок": ломать голову, приходить в голову, вертится в голове, каша в голове, дойти своей головой и др. Значение "руководитель, начальник" просматривается во фразеологизме сам себе голова т.е. "сам себе хозяин". Во фразеологизмах забивать голову под "головой" имеется в виду память, сознание, что свидетельствует о приобретении нового оттенка значения соматизма. Возникновение нового значения можно наблюдать во фразеологизме отвечать головой, где видна четкая параллель между головой и жизнью. Если в современном представлении голова - это центр переработки информации, то у древнего человека все, что связано с головой, соотносилось с небом и его главными объектами - солнцем, луной, звездами, Мифологема головы - "солнце" - легла в основу таких фразеологических единиц, как голова идет кругом, голова горит, голова закружилась, хотя они обозначают состояние человека в трудной ситуации. Еще одна мифологема: голова - "Бог, главное, важное", она нашла в отражении во фразеологизмах всему голова ( о важном), золотая голова ( об умном человеке), поднять голову (о человеке, нашедшем в себе силы измениться в лучшую сторону). Основная масса русских фразеологизмов с компонентом "голова" сформировалась позднее и почти утратила связь с указанными мифологемами. Теперь эти ФЕ обозначают прежде всего интеллектуальные способности человека, его качества, физические состояния и т.д. Например, голова на плечах, голова на месте, голова варит - об умном человеке; без царя в голове, зеленая голова, курья голова, голова дубовая, голова садовая - о глупом, недалеком человеке. Большинство ФЕ с компонентом "голова" обладают позитивными коннотациями: городской голова, голова правительства и др., что объединяется наличием архетипа "голова = солнце, божество". Отрицательная коннотация связана с лишь с образом стихийно-неразумного человека: непокорная голова (о непокорном человеке), буйная голова ( о неразумно-пьяном человеке), отпетая голова ( об отчаянном человеке), горячая голова ( о пылком человеке,) забубенная головушка ( о пьяном человеке), бесталанная голова ( о несчастном человеке) и т.д. Будучи важнейшей частью человека, "голова" образует ФЕ с самыми разными характеристиками человека и события: как снег на голову (неожиданно), хоть кол на голове тиши (об упрямом человеке). Части головы человека - это глаза, нос, рот, уши, зубы и др. а также органы. Имеющие свой внешний вид и весьма широкие, но четкие функции - смотреть, нюхать, чувствовать вкус и говорить и т.д. Глаза - важнейшая часть головы и лица человека. Древнейшая мифологема, давшая жизнь нескольким метафорам, сохранившимся до наших дней, "глаз = божество". Ю.Д. Апресян писал: "в ряду квазисинонимов глаза, очи, зенки …лишь стилистически нейтрально слово глаза обозначает орган зрения любого живого существа" [4, с.176]. Очи - это глаза человека, причем красивые, большие выразительные. Именно очи описывают не только физические, но и духовные способности человека к постижению явлений, т.е. внутреннее зрение, орган интуиции: увидеть мысленными очами, видеть внутренним оком, очи души, очи сердца, духовные очи. Язык точно отмечает необычную способность глаз - их зрачки находятся в движении, отсюда сочетаемость большого круга глаголов движения со словом глаза: окинуть глазами, обвести глазами, отвеет глаза, скользить глазами, смерить глазами, обшарить глазами, провожать глазами, приковать глаза и т.д. Глаза - это орган-инструмент, орган "смотрения". Поэтому мы таращим глаза от удивления и неожиданности, глаза широко раскрываются, когда мы бессознательно стремимся получить через них максимум информации, мы прищуриваем глаза во время пристального наблюдения или при высокой концентрации мысли, отводим глаза под чьим-то осуждающим взглядом, защищая тем самым свой мозг от отрицательного воздействия собеседника и т.д. Солнце и луна в мифологиях многих народов считались глазами могущественного божества. С этой мифологемой связаны фразеологизмы хозяйский глаз ( надежный присмотр за чем-либо), без глаза ( без присмотра). Еще одна мифологема - "глаз = человек", породившая множество фразеологизмов: глаз наметан ( об опытном человеке), глаз отдыхает ( о приятном зрительном впечатлении), глаз радуется ( о радостном событии, которое можно видеть), глаза обманывают ( о сомневающемся в достоверности увиденного), глаза загорелись ( о сильном желании у человека); метафоры типа глаза говорят, глаза забегали, глазам стыдно; поговорки глаза завидущи, руки загребущи ( о ненасытности человеческой натуры) и т.д. Поскольку 80% информации о мире приходит через глаз, он считается важнейшим из органов, поэтому глазам приписывалась таинственная магическая сила. На Руси "дурным" считался косой глаз. Во фразеологизмах с компонентом "глаз" закрепились и сохранились до наших дней древние стереотипы поведения - глаз не отвести ( так нужно было общаться с собеседником), для отвода глаз и другие. Обманывать кого-либо - это мешать адекватно воспринимать мир, т.е. прежде всего мешать ему смотреть, отсюда фразеологизмы замазать глаза, пускать пыль в глаза. Издавна от сглаза заводили обереги-амулеты, которые изготавливали из драгоценных металлов и камней и делали их в форме глаза, отсюда фразеологизмы типа глаз-алмаз ( об умении видеть важное, основное), беречь как глаз ( очень беречь), возьми глаза в руки ( будь внимателен), вооруженный глазом ( современная форма этого фразеологизма вооруженным глазом) и другие. К волосам у разных народов было особое отношение. В старину волосам придавали огромное значение: женщинам, особенно беременным, запрещалось стричь волосы, ибо они имели некую охранную функцию. Это подтверждается народной традицией, сохранившейся до сих пор, не стричь волосы ребенку волосы до года. В народной поэзии отрезанная коса позорит девушку, которая поэтому не может выйти замуж без косы. Необходимо также отметить, что в христианстве волосы считались покрывалом для женщины. Если девушка стригла голову - это считалось позором. Язык сохранил в себе довольно много ФЕ, в основе семантики которых лежали следующие архетипические представления о волосах: ) они вместилище силы, опыта - до седых волос, до корней волос ) вместилище памяти, воли - волосы стали дыбом ( о сильном испуге, при котором парализуется воля). На подсознательном уровне эти архетипы и сейчас руководят нашими поступками: подсудимых остригают, как бы парализуя при этом их волю; "работает" здесь и еще один архетип; "стрижка волос = изменение жизни". В древности у славян при переходе в юношеский возраст мальчики принимали постриг, до сих пор постригают в монахи, хотя реально волосы у монахов остаются, а призываемых в армию стригут действительно. Раньше на Руси остриженные волосы сжигались. Существовал обычай: остриженные или оставшиеся на расческе волосы нельзя было выбрасывать. Считалось, что если они будут использованы птицами для своих гнезд или окажутся вблизи с работающими механизмами, то это отразится на самочувствии человека. Фразеологизм волос с головы не упадет, калька с церковнославянского языка, означает, что человеку не принесут никакого вреда. Здесь живет архетип "волос = здоровье человека". Нос - тоже важная часть лица, данное слово стало компонента довольно большого количества метафор, фразеологизмов, в значении которых хорошо просматривается архетип "нос = человек" (сравните повестью "Нос" Н. Гоголя, где нос ведет себя как человек): сунуть нос ( о любопытном человеке), вешать нос ( о печальном) совать, ( о проявляющем любопытство человеке), не видеть дальше своего носа ( о недальновидном человеке), утереть нос ( показать превосходство), н ос недорос ( о человеке маленького роста или возраста), не в нос, не по носу ( быть недовольным). С помощью фразеологизмов с компонентом "нос" можно выразить целый ряд других негативных значений: водить за нос ( обманывать), оставить с носом ( обмануть), уткнуться носом ( не видеть ничего вокруг себя), держать нос по ветру ( хорошо ориентироваться в жизни - не одобряется в русской культуре), нос к носу ( об очень близко стоящих людях) и другие. Нос - символ уязвимого места в человеке, отсюда ФЕ утереть нос, водить за нос, прищемить нос, хоть кровь из носу Еще один символ носа как прибора реагирования выделяется из следующих ФЕ: не по носу ( не нравиться), крутить носом ( выражать несогласие), воротить нос ( выражать презрение). В русском языке отмечен соматический фразеологизм, который стал символом любопытства: рус. любопытной Варваре (на базаре) нос оторвали. Борода - у славян считалась выполняющей охранительные функции, а дернуть за бороду считалось страшным оскорблением. У русских есть пословица: "Борода дороже головы". До сих пор особо почитается борода у мусульман, самая серьезная клятва из которых это "Клянусь бородой пророка!". Важно отметить, что квазисинонимы губы и уста имеют разные значения и сферы употребления: уста - специфический человеческий орган, в то время как губы могут быть органом животного и т.д. Слово губы широко распространилось лишь в XVI-XVII вв., поэтому во фразеологизмах наиболее продуктивно слово уста: из уст в уста, из первых уст, у всех на устах, не сходить с уст, устами младенца глаголит истина, вашими бы устами да мед пить. Уста часто выступают синонимом "человека говорящего": все лгут прекрасные уста. Обозначения остальных частей человеческого лица и головы не представляются нам продуктивными продуктивными при возникновении метафор и фразеологизмов, хотя с их помощью и образовано некоторое количество фразеологизмов: ухом не ведет, по уши, развесить уши, уши вянут ( они обозначают поведение или чувства-отношения); иметь зуб ( испытывать неприязнь), навязнуть в зубах ( надоесть); губа не дура ( иметь хороший вкус); в ус не дуть ( выражать безразличие) и т.д. Особо следует сказать о языке, название которого является фразеологизмов с различными типовыми значениями: "быть орудием говорения" - язык не поворачивается ( не хватает решимости сказать); как язык повернулся ( как смог сказать); - прикусить язык ( оборвать речь), развязать язык ( говорить свободно), распустить язык ( говорить непристойности) и другие. Зубы - это граница внутреннего пространства в представлении восточных славян, именно зубы способны удержать душу (поговорка: Душа бы выскочила, если бы не зубы). В языке закрепились следующие представления: - зуб - это человек (загадка: Кумовья сидят рядом, близко-близко, отгадка - "зубы"), - зубы связаны с расстоянием (у черта в зубах = далеко), - с испытаниями: Прошел огонь, воду, медные трубы и чертовы зубы. Основные лексико-семантические характеристики соматического компонента голова и ее частей представлены в таблице 1 ниже:
Таблица 1 - Характеристики соматического компонентами головы
Примечание - Источник: собственная разработка
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.008 с.) |