Проблемы реформирования пенсионной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы реформирования пенсионной системы



 

Проблемы пенсионного обеспечения обусловлены низкими размерами заработной платы у большинства работающих, которая служит базой для начисления единого социального налога (взноса). Поэтому объем страховых платежей, поступающих за работающих граждан, примерно в тридцати процентах случаев не обеспечивает им размер пенсии на уровне прожиточного минимума. Именно поэтому экономические проблемы пенсионной системы следует рассматривать в совокупности с изменениями объемов производства кризиса неплатежей, невыплаты заработной платы и т.д.

Растет число пенсионеров, численность работающих снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. После 2007 года будет наблюдаться ускорение процесса старения населения, что потребует увеличения затрат на пенсионное обеспечение.

Правительство и Правление Пенсионного фонда просчитали сложившуюся ситуацию по сбору и потребности денежных средств на пенсии на 10-летие и пришли к выводу, что пора коренным образом менять существующую распорядительную систему. Введение социального налога не дало положительного результата, денег собирать больше не стали. Поэтому необходимо срочно переходить к накопительной системе, по которой каждый гражданин, обязан за период всей своей трудовой деятельности производить отчисления, которые накапливаются но его отдельном лицевом счете.

И поэтому с 1.01.2002 года был введён в действие Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 года, который определил новый порядок исчисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов, а также № 198-ФЗ, который внёс значительные изменения в главу 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральным Законом было опять введено такое понятие как страховые платежи. Все налогоплательщики единого социального налога автоматически становятся и плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. У плательщиков единого социального налога и страховых взносов одинаковые объекты обложения и облагаемая база.

В результате пенсионной реформы и введения многокомпонентной пенсионной системы происходит переход от пенсионной системы с установленными выплатами к пенсионной системе с установленными взносами. С 1 января 2003 года был введен в действие Федеральный закон № 111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

Этот закон один из базовых в пакете федеральных законов, призванных реформировать пенсионную систему страны. Он предусматривает:

- создание базы для согласованного функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, брокеров, кредитных и страховых организаций;

- развитие системы государственного и общественного контроля и надзора за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений (координационного органа Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, наблюдательного и экспертного советов, аудиторов);

- определение прав застрахованных лиц и порядка реализации данных прав.

Накопительные механизмы финансирования трудовых пенсий функционируют по следующей схеме:

- на каждого застрахованного в Пенсионном фонде открывается именной накопительный счет, при помощи которого будет осуществляться регистрация страховых взносов, фактически уплаченных работодателем;

- инвестирование пенсионных накоплений осуществляют уполномоченные управляющие компании, которые должны отбираться по конкурсу в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации и с учетом мнения застрахованного лица, которое может раз в год воспользоваться правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании);

- ставки страховых взносов и размеры накопительной пенсии определяются исходя из суммы средств, отраженных на именном накопительной счете застрахованного в нормативно устанавливаемом периоде (статистически обоснованном) средней продолжительности жизни в стране для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста;

- пенсионные накопления предусмотрено пускать в финансовый оборот с целью их приращения и обеспечения на этой основе прибавки к пенсии.

В пользу мужчин, которые по состоянию на 1 января 2002 года были старше 50 лет, и женщин старше 45 лет взимание накопительного страхового взноса не предусмотрено.

Законом регламентируется перечень активов, в которые разрешается инвестировать средства пенсионных накоплений, установлен порядок, регулирующий взаимоотношения между Пенсионным фондом России, управляющими компаниями и специализированным депозитарием, а также предусмотрены механизмы контроля за ходом инвестирования пенсионных накоплений.

Элементы новой пенсионной системы финансируются следующим образом: 28% начисленной заработной платы направляется в федеральный бюджет для выплаты базовой пенсии, 12% предназначено для финансирования страховой части трудовой пенсии – эти активы не инвестируются и подлежат выплате сегодняшним пенсионерам; третья част в размере 2% (эта часть будет увеличиваться и составит к 2010 году 6-8%) пенсионного взноса перечисляется в Пенсионный фонд России для формирования накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с федеральным законом № 111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» пенсионные накопления могут быть размещены в:

- государственные ценные бумаги РФ;

- государственные ценные бумаги субъектов РФ;

- акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

- паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

- ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

- денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

- депозиты в рублях в кредитных организациях;

- иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

Очевидно, что первоначально основной объем средств застрахованных в силу малой подготовленности населения к осуществлению сознательного выбора будет сконцентрирован в государственной управляющей компании.

Можно констатировать, что прибегнув к созданию такого рода образования, законодатель проявил недоверие к частному бизнесу. Как известно, в пенсионных схемах с установленными взносами, к которым относятся взносы по накопительной пенсионной составляющей, инвестиционный риск ложится на застрахованное лицо. Поэтому отсутствие решения о выборе портфеля (управляющей компании) может рассматриваться как очень низкая степень терпимости застрахованных к риску.

Помимо государственных ценных бумаг РФ и денежных средств в рублях и валюте на счетах в банках, государственная управляюшая компания сможет инвестировать средства пенсионных накоплений в ипотечные ценные бумаги, выпушенные в соответствии с законодательством РФ. Однако организованный рынок ипотечных ценных бумаг в РФ пока не существует, законодательство его регулирующее еще не принято.

В этих условиях государственные ценные бумаги РФ являются единственным разрешенным для государственной управляющей компании активом. Положение не спасает наличие как рублевых, так и валютных облигаций, поскольку возможности инвестирования в них далеко не одинаковы[25].

В настоящее время емкость рынка ценных бумаг субъектов РФ ограничена. Для крупных инвесторов этот рынок представляет весьма незначительный интерес. Круг эмитентов, чьи бумаги будут допущены в качестве объектов инвестирования пенсионных накоплений, будет определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений по согласованию с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. К тому же на этом сегменте рынка закон вводит ограничения - максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10 процентов совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента.

Структура инвестиционного портфеля управляющей компании, отобранной по конкурсу. Должна удовлетворять следующим основным требованиям:

- максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5 процентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ;

- депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией не должны в сумме превышать 10 процентов инвестиционного портфеля;

- максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг, эмитированных аффилированными компаниями управляющей компании и специализированного депозитария, не должна превышать 5 процентов;

- максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10 процентов его капитализации;

- максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10 процентов совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ;

- максимальная доля в совокупном инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 30 процентов совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ.

Накопительная часть трудовой пенсии будет выплачиваться с 2013 года. Ее размер определяется путем деления суммы накопленного пенсионного капитала, учитываемого на специальной части индивидуального счета пенсионера, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсий по старости.

Однако любое инвестирование неизбежно порождает те или иные риски. Вопрос не в том как построить безрисковую систему инвестирования – это неразрешимая задача, поскольку противоречие здесь присутствует в самом определении. Не стоит заниматься самообманом: реформированная пенсионная система, включающая накопительный элемент, не может быть свободна от рисков, как бы ни хотелось это декларировать в политических и социальных целях. Правильная постановка вопроса состоит в том, какие риски наличествуют в системе и кто из участников инвестиционного процесса их несет, в том числе с юридической точки зрения.

Вложение средств пенсионных накоплений силами государственных структур (ПФР, Центробанк, Внешэкономбанк и иже с ними) в государственные же ценные бумаги, помимо чисто правовых противоречий несет в себе неизбежный инфляционный риск. Государственные же ценные бумаги, даже в условиях сбалансированного бюджета и отсутствия дефолтов, не могут на долгосрочных отрезках в несколько десятилетий приносить доходность выше инфляции – об этом говорит весь опыт развитых стран. Более того, ситуация, когда государство много лет подряд берет деньги в долг под ставку, выше инфляции, должна считаться странной и ненормальной. За счет чего же обслуживать эти долги? Ведь государство не умеет заниматься предпринимательской деятельностью и зарабатывать высокие прибыли.

Оставшись «молчунами» и клиентами ПФР, наши граждане практически не рискуют потерять номинальную сумму сделанных в их пользу пенсионных взносов, но их реальная покупательная способность к моменту выхода на пенсию с гарантией упадет. Альтернатива же состоит в том, чтобы инвестировать пенсионные накопления в долевые ценные бумаги (акции), а также корпоративные долговые обязательства (облигации), для чего необходимо выбрать частную управляющую компанию или же НПФ. А кто будет нести соответствующие более высокие риски?

В законе № 111-ФЗ в принципе не рассматривается ситуация когда управляющая компания по неразумению или по объективным причинам (крах фондового рынка, банкротство крупных эмитентов и т.п.) потеряла часть переданных ей средств: условно говоря, из 10 миллионов рублей, поступивших в управляющую компанию из ПФР, через год осталось 9 миллионов. Но разве это невозможно? Даже при вложении в диверсифицированный портфель корпоративных облигаций мы не можем быть уверены, что все средства к нам вернуться – российский рынок облигаций все-таки еще молод и не прошел «проверку на прочность» в виде кризиса. А вложения в акции могут дать как высокие прибыли, так и изрядные убытки даже в «мирное время».

Так что же будет, если управляющая компания потеряла часть средств? Должна ли она возместить разницу ПФРу из своего кармана? Или ПФР возьмет эти убытки на себя, а застрахованное лицо не пострадает? Или уменьшиться остаток по счету гражданина в ПФР, а значит, и объем его пенсионных прав[26]?

Сохранение накопительной части пенсионных сбережений путем формирования портфеля российских акций и облигаций является делом отнюдь не простым и весьма рискованным. К тому же объем торгуемых на внутреннем рынке государственных, муниципальных и корпоративных облигаций составляет примерно в $ 10,5 млрд., а по прогнозу Минэкономразвития, средства в накопительной системе вырастут с $ 1,3 млрд. на начало 2003 г. до $ 17,5 млрд. к 2008 г. Это означает, что если не произойдет значительного роста финансового рынка, то пенсионные фонды столкнуться с проблемой нехватки надежных инструментов для вложения денег.

Иначе говоря, объемы фондового рынка и объемы инвестируемых пенсионных средств должны быть согласованы. В противном случае (темп роста объемов пенсионных средств, предназначенных для инвестирования, опережает темп роста фондового рынка) возникает риск, связанный с ограниченностью количества инструментов для вложения средств на российском финансовом рынке, и риск снижения доходности. А рост финансового рынка без роста экономики страны в целом не может продолжаться долго.

Безусловно, сравнивать размер сегодняшнего рынка с завтрашними инвестициями не совсем правильно, и можно надеяться на рост финансового рынка. Однако, в случае развития неблагоприятного сценария выходом из сложившейся ситуации может быть увеличение в портфеле доли иностранных активов, что закон позволяет, а также диверсификация с увеличением доли инструментов, более связанных с реальной экономикой. Речь идет об ипотечных бумагах с госгарантией или корпоративных облигациях со строгим обеспечением оценки и контролем рисков[27].

Ныне действующая система социального страхования в течение последних лет достаточно успешно играла роль системы «страхования от социальных рисков». Если бы не было этой системы, то многие последствия «переходного периода», возможно, были бы травматичны. Поэтому при реформировании социальной сферы необходимо помнить, что нельзя ставить под удар функции общественно-государственного социального самосохранения.

Реформы системы социального обеспечения, социальных гарантий, социальной защиты, заключаются в усилении социальной защиты именно тех людей, которые в этом нуждаются. Поэтому необходима адресная система социального обеспечения. Нужна реформа льгот.

Реформы должны быть сбалансированными и начинаться должны с тщательной инвентаризации деятельности социальных ведомств. Система обязательного социального страхования – один из необходимых элементов социальной защиты. Работник должен быть уверен в том, что если с ним что-то случится, он получит выплаты по своему больничному листу, получит возмещение вреда, вызванного несчастным случаем[28].

Именно в этом направлении должно идти реформирование системы обязательного страхования, отходить от солидарного принципа и переходить к системе, когда конкретный работодатель перечисляет совершенно конкретные деньги, процент от заработной платы, на его личный счет, для того, чтобы с этого счета компенсировать его потерю трудоспособности.

Первый шаг, который сделан в этом направлении, это пенсионное страхование. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно исходить из того, что права граждан, приобретенные в рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.

В этой связи отличительными чертами пенсионной системы Российской Федерации в процессе ее преобразования должны стать следующие ключевые положения.

- введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из двух составляющих: базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, и накопленной – дифференцированной части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой им страховых платежей в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

- сумма заработка (дохода) которая учитывается при определении размера пенсии, не ограничивается, а при исчислении данного заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. При этом суммарный размер пенсии не должен превышать 50% заработка застрахованного лица[29];

- пенсионные права нынешних пенсионеров во избежание конфликта поколений конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего нормативного периода ее выплаты;

- в целях обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих при формировании начального пенсионного капитала конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим пенсионным законодательством, с учетом периода, оставшегося до достижения конкретным гражданином пенсионного возраста;

- индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

Кроме того, в процессе подготовки к проведению преобразования пенсионной системы будет решена проблема пенсионного обеспечения граждан, имеющих длительный трудовой стаж и низкий заработок, размер пенсии которых в настоящее время искусственно увеличивается за счет установления компенсаций к государственной пенсии. Также необходимо предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию дополнительного пенсионного страхования путем стимулирования образования пенсионных накоплений через налоговые льготы и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных.

Следует также создать условия для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, формирующихся за счет отчислений накопительной части пенсий в соответствующие негосударственные пенсионные фонды. Правда, к размещению этими фондами накопительной части пенсий государство предъявляет особо жесткие требования. В частности, они должны размещаться через управляющую компанию с соблюдением нормативов практически не дающих негосударственным пенсионным фондам играть деньгами по своему усмотрению, тем не менее, инвестиции в определенных пределах допускаются и это то, что как раз и может стать стимулом для тесной взаимосвязи негосударственных пенсионных фондов к региональным программам[30].

При благоприятных условиях экономического роста и с учетом выбранной политики в отношении накопительных механизмов предложенные ставки отчислений на накопление смогут обеспечить ежегодный увеличивающийся профицит в размере 5-10% его доходов[31]. Если этот прогнозный показатель реализуется, то возникает необходимость рассмотреть вопрос о направлении средств на увеличение дифференциации трудовых пенсий, которые финансируются за счет текущих взносов, пенсионерам старших возрастных групп, которые уже не смогут сформировать накопления.

В случае более высоких темпов инфляции, чем прогнозируется, профицит бюджета должен направляться на подержание жизненного уровня малообеспеченных категорий пенсионеров с поэтапным приближением их пенсий к прожиточному минимуму пенсионера.

С введением накопительных механизмов пенсия по государственному пенсионному страхованию должна состоять из двух частей:

- одна, которая должна определяться на распределительных принципах финансирования исходя из трудового (страхового) стажа и заработка работника;

- вторая, будучи рассчитана из накопленной суммы взносов и дохода от их размещения с учетом срока предстоящего получения такой пенсии.

При этом относительная величина части пенсии на распределительной основе должна постепенно уменьшаться по мере возрастания накопительной доли пенсии, а в перспективе целесообразно, чтобы их соотношение довести до 50: 50.

Для работников, выходящих на пенсию в ближайшие 5-7 лет после введения накопительных механизмов, накопленные ресурсы будут незначительными для выплаты приемлемой части пенсии.

Доля накопительной части пенсии не сможет превысить 4-5% общего объема выплат пенсионеру. Поэтому целесообразнее, если в накопительную схему включать работников, начиная с 1950 года рождения, то есть тех, кто будет выходить на пенсию не ранее 2010 года. При этом удельный вес накопительной части пенсии, назначаемой в 2010 год, может составить 14-15%, а после 2010 года будет увеличиваться в связи с большим объемом накопительных взносов и дохода от их размещения[32].

Что же касается нынешних пенсионеров и работников, которые будут выходить на пенсию до 2010 года, то для них нужно сохранить действующий порядок, только необходимо его рационализировать.

За счет сумм единого социального налога, который будет зачисляться в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также фиксированной части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета, не должен меняться и остаться прежним.

Если при переходе на новую пенсионную систему размер установленной пенсии (в том числе инвалидам и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, то разницу нужно покрывать за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы пенсионного страхования, как уже говорилось выше, будет создан накопительный фонд, который должен обеспечить выполнение обязательств перед застрахованными лицами.

Средства накопительного фонда могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств. Решение об инвестировании временно свободных средств должен принимать Инвестиционный комитет, который и определяет порядок размещения средств и структуру инвестиционного портфеля. Реализацию программ которую примет Инвестиционный комитет, осуществляет государственный брокер.

Ежеквартально необходим аудит накопительного фонда.

Надзор за деятельностью по размещению и расходованию денежных средств обязательного пенсионного страхования возложить Наблюдательному Совету Пенсионного фонда Российской Федерации, созданному из представителей Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания и общественных организаций, которые должны обладать широкими полномочиями по проверке активов пенсионной системы.

Вышеуказанная схема должна обеспечить прозрачность финансовых потоков в системе обязательного пенсионного страхования и сохранность пенсионных средств, для гарантирования выполнения обязательств по выплате пенсий[33].

Большие изменения необходимы и в области распределения средств Фонда социального страхования. Так, при распределении путевок работникам на предприятии многое зависит от организации и от степени близости человека к системе распределения этих путевок. Одному она может достаться за сто тысяч рублей, другому за пятьсот. Поэтому нужно переходить к системе выделения фиксированной дотации в рублях при покупке путевок. А дальше уже человек сам решает, покупать ему дешевую путевку, либо дорогую и доплачивать разницу самому из своего кармана. Это будет логично.

Нельзя ограничивать выплаты по больничным листам (при нормальных болезнях), а должны полностью компенсировать работнику потерянную им заработную плату[34].

Возможно, что это приведет к росту стабильности в обществе и укреплению социальных гарантий.

Основными задачами деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в ближайшие два года являются:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы системы ОМС:

- подготовка совершенствования проекта концепции совершенствования ОМС и закона о внесении изменений и дополнений в закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

- подготовка проекта закона «О тарифе страхового взноса на ОМС неработающего населения»;

- подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации по переходу к одноканальному финансированию через систему ОМС объемов помощи по программе государственных гарантий;

- подготовка проекта Правительства российской Федерации «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» на 2003 год;

- подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании деятельности страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования РФ», определяющего ведение государственной аккредитации СМО в системе ОМС;

- внесение изменений и дополнений в Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- внесение изменений в нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность страховых медицинских организаций в системе ОМС в соответствии с главой 25 Налогового кодекса;

- законодательное решение вопроса о выполнении функций страховщиков филиалами ТФОМС в отсутствии страховых медицинских организаций.

2. Совершенствование финансово-экономической и контрольно-ревизионной деятельности системы ОМС:

- обеспечение единого подхода к формированию бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- совершенствование контроля за рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования;

- внесение предложений об изменениях и дополнениях в «Методические указания по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям», утверждённые приказом ФОМС от 11.07.00 №57;

- установление единых принципов расчетов тарифов, определение структуры тарифа, разработка методических подходов к расчету тарифа;

- сохранение и укрепление страховых принципов оплаты медицинской помощи;

- активизация рабочих фондов по восстановлению средств обязательного медицинского страхования, использованных не по назначению, и укрепление кадрового аппарата контрольных служб территориальных фондов.

3. Организационно- методическая деятельность системы ОМС:

- оказание организационно-методической помощи территориальным фондам ОМС в реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

- использование досудебных форм защиты прав граждан;

- обеспечение единых подходов в реализации проблем по совершенствованию контроля качества медицинской помощи;

- реализация программ по стандартизации в соответствии с Планом работ в области стандартизации;

- совместная работа с Минздравом России по выработке единого подхода к формированию отчета по форме №62 «Сведения о реализации Программы государственных гарантий организации гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», информации о деятельности медицинских учреждений по формам федерального государственного статистического наблюдения № 30 и 47;

- создание единой нормативной базы в области лекарственного обеспечения в системе ОМС;

- формирование актуальной базы данных застрахованных на основе идентификационного номера страхового полиса ОМС;

- совершенствование электронной версии счета медицинскую помощь, оказанную за пределами территории страхования[35].

 

 

Заключение

 

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

С целью объединения и упрощения отчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001г. был введен единый социальный налог главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, в котором были консолидированы взносы в ПФ РФ, ФОМС и ФСС. ЕСН составил 35,6% от фонда оплаты труда, причем 28% - в Пенсионный фонд РФ; 4% - Фонд социального страхования; 3,6% - Фонд обязательного медицинского страхования.

В системе ЕСН также присутствуют и элементы накопительной пенсионной системы. А именно 14% подлежат выплате непосредственно сразу нынешним пенсионерам; 8-12% - взносы на страховую часть трудовой пенсии и 2-6% - для формирования накопительной части трудовой пенсии. Именно последнее вызывает большие споры среди специалистов, так как чрезвычайно трудно разместить такие деньги (около 1 млрд. долларов) с целью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной безопасности в условиях российской экономики.

В настоящее время пенсионная система нуждается в реформировании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, снизился до критического уровня, он не обеспечивается поступлением страховых платежей.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно исходить из того, что права граждан, приобретенные в рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.

Следует отметить что в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации программой пенсионной реформы предусматривается поэтапное ведение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий. В связи с этим можно сделать вывод, что успех преобразований во многом будет определяться качеством управления стратегическим пенсионным резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части трудовых пенсий.

Однако, нельзя реформировать пенсионную систему, забывая о том, что у нас 10% безработных. Что они будут отчислять в накопительную систему? Тем самым, государство не только отказывается от регулирования рынка труда и содействия занятости населения, но и снимает с себя ответственность за решение проблем безработицы и оставляет за собой только распределительную функцию по выплате пособий безработным, тем самым работодатели сами будут вольны регулировать численность работающих и освобождаются от решения безработицы. В результате чего общество получает малоконтролируемую армию безработных граждан со всеми вытекающими из этого последствиями.

    Демографическая политика также не может стоять в стороне. По статистическим прогнозам, после 2010 года ситуация еще более ухудшится, так как на сегодняшний день смертность людей трудоспособного возраста увеличивается. Сегодня работники в 40-летнем возрасте имеют примерно такую же вероятность дожить до пенсии, как это было 100 лет тому назад.

Так же следует подчеркнуть, что повышение эффективности системы управления финансовыми ресурсами Пенсионного фонда Российской Федерации во многом связаны с устранением неопределенности его правового статуса, а так же законодательным закреплением полномочий по назначению и выплате государственных пенсий путем принятия законов «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) Российской Федерации» и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации.

Реализация предложенных направлений оптимизации системы управлениями финансовыми ресурсами Пенсионного фонда будет способствовать предотвращению возникновения проблем, связанных с обеспечением финансовой устойчивости Фонда в условиях проведения пенсионной реформы.

В этой связи отличительными чертами пенсионной системы Российской Федерации в процессе ее преобразования должны стать следующие ключевые положения:

- введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из двух составляющих: базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, и накопленной – дифференцированной части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой им страховых платежей в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

- сумма заработка (дохода) которая учитывается при определении размера пенсии, не ограничивается, а при исчислении данного заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. При этом суммарный размер пенсии не должен превышать 50% заработка застрахованного лица[36];

- пенсионные права нынешних пенсионеров во избежание конфликта поколений конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего нормативного периода ее выплаты;

- в целях обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих при формировании начального пенсионного капитала конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим пенсионным законодательством, с учетом периода, оставшегося до достижения конкретным гражданином пенсионного возраста;

- индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

Несмотря и на значительные улучшения в функционировании ФСС, здесь также имеются некоторые проблемы, которые связаны и с неуплатой полностью всех взносов, и с противоречиями в законодательстве, и со сложностью расчетов внесения этих взносов, причем здесь можно сказать, что эти проблемы актуальны не только для ФСС, но и остальных внебюджетных фондов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.08 с.)