Практика уплаты страховых взносов за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика уплаты страховых взносов за рубежом



 

Социальное страхование в индустриально развитых странах, в том числе и пенсионное страхование, всегда предполагало участие работника в формировании его финансовой базы за счет взносов из его личных заработков. Поэтому накопленный ими в этой области опыт представляет определенный интерес.

Наряду с государствами Северной Европы и странами Бенилюкс, Германия обладает образцовой системой социального обеспечения. Основа этой системы была заложена во времена Бисмарка: это страхование от несчастного случая, страхование по болезни, пенсионное страхование, страхование на случай инвалидности.

Основой демократического социального государства является принцип солидарности и взаимопомощи «Один за всех и все за одного», причем лица с малыми доходами платят в общую кассу меньше, чем лица с большими доходами. Систему социального обеспечения в Германии можно разбить на три основных сектора, в зависимости от того, из каких фондов и по какому признаку производится выплата средств.

Первый сектор: социальные выплаты производятся страховой компанией.

Второй сектор: социальные выплаты производятся государством в соответствии с заслугами человека или если он принадлежит к отдельным группам населения.

Третий сектор: социальные выплаты проводятся в порядке заботы о человеке, в силу его нуждаемости, независимо от того, уплачены взносы или нет.

Каждый сектор имеет свою организационную структуру.

Финансовой основой первого сектора являются фонды социального страхования. Вот здесь как раз придерживаются принципа: «Один за всех и все за одного».

Речь идет о взаимопомощи застрахованных людей, об объединении людей, которые подвергались определенному риску. И потому, распределив нагрузку равномерно на всех, они таким образом уменьшают нагрузку тяжести возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение при наступлении страхового случая.

При этом в сфере обязательного социального страхования в Германии подавляющее большинство социально застрахованных являются таковыми в принудительном порядке.

Размер их обязательных взносов зависит от их доходов, а пенсия и пособие по безработице – от размера их взносов.

Средства, которые поступают в фонды социального страхования за счет взносов, недостаточны для покрытия расходов на выплаты.

Поэтому ведущая роль принадлежит государству, оно регулярно выделяет субсидии в крупных размерах.

Финансовой основой сектора государственного социального обеспечения являются средства налогоплательщиков, так как право на получение денег приобретается не за счет взносов в фонды страхования, а за счет иных заслуг данного лица. Эти социальные выплаты являются компенсацией тем людям, кто оказал обществу особые услуги. Например, тем, кому в определенных политических ситуациях был нанесен ущерб здоровью или же кто потерпел убытки (к ним можно отнести жертвы: войну, изгнание и т.д.).

Третий сектор: социальное обеспечение по признаку нуждаемости.

К нуждающимся относятся те категории, кто не имеет доходов, не получает достаточных выплат за счет первых двух секторов социального обеспечения и не в состоянии сам преодолеть трудности.

Социальное обеспечение по нуждаемости не зависит от взносов или заслуг человека и полностью финансируется за счет государства, то есть налогоплательщиков.

Так, в 2000 году государство, фонды социального обеспечения и частные предприятия выплатили в рамках социального обеспечения около 990 миллиардов марок. Одна треть этой суммы приходится на фонды обязательного пенсионного страхования и около одной пятой – на фонды обязательного страхования по болезни.

Следующие крупные пункты расходов: страхование по безработице, пенсии и пособия для чиновников. Опору людям дают также и другие стороны социального обеспечения: они призваны защищать людей от нужды, компенсировать отрицательные факторы, улучшать жизненную ситуацию. К ним относятся: пособия семьям с детьми, отпуск на воспитание детей, помощь подросткам и молодежи, жилищные субсидии. Максимальный взнос в фонд пенсионного страхования в западных землях Германии составляет 19,2% от месячной брутто-зарплаты. Верхняя граница зарплаты составляет 7600 марок. Выше этой границы пенсионное страхование перестает быть обязательным.

В восточных землях Германии максимальный взнос в фонд пенсионного страхования составляет 1132,80 марок (верхняя граница зарплаты 5900 марок)[21].

Стержнем системы социального обеспечения Германии является обязательное социальное страхование: его важнейшие составляющие: медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, пенсионное страхование и страхование по безработице.

Субъектами социального страхования являются компании государственно - административного права. В отличие от государственных учреждений, они обладают гораздо большей мерой самостоятельности.

Органами самоуправления являются Собрание представителей и Правление, которое наполовину состоит из представителей застрахованных лиц и наполовину из представителей работодателей.

Больничная касса представляет как медицинскую страховку, так и страховку по нуждаемости в уходе. Взносы уплачиваются наполовину самим застрахованным и наполовину работодателем.

Страхование же от несчастного случая на производстве финансируется только работодателем. Эти средства поступают в общий фонд и тратятся на нужды всех застрахованных. Таким образом, лица, которые платят взносы в фонд пенсионного страхования, теряют часть своего брутто-дохода ежемесячно в пользу тех, кто в данный момент получает пенсию. Когда сегодняшние плательщики выйдут на пенсию, она будет выплачиваться за счет взносов следующего поколения плательщиков. Социальное страхование не распространяется на следующие группы населения (например, большинство предпринимателей). Они должны сами позаботиться о своем страховании.

Среди занятых по найму есть группа высокооплачиваемых людей, на которых не распространяется обязательность социального страхования.

Часто они считают невыгодным оставаться в этой системе и предпочитают застраховаться в частных компаниях. Определенные опасности (несчастные случаи за пределами производства, ущерб личному имуществу и т.д.) лежат вне сферы социального страхования, поэтому для них необходимы отдельные страховые договоры. К сфере задач самостоятельного страхования принадлежат следующие виды страхования: жизни, медицинское, ответственности, от несчастного случая и различные виды страхования имущества.

Обязательное страхование от несчастного случая – это забота о предотвращении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оказание первой помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве, помощь при восстановлении его работоспособности и при преодолении последствий несчастного случая, финансовая компенсация ему и членам его семьи.

В рамки этого вида страхования входят также профессиональные заболевания и, соответственно, оплачиваются: медицинская и профессиональная реабилитация, компенсация потерянной зарплаты, пенсия и т.д., а в случае смерти – финансовая помощь членам семьи.

С 1971 года обязательное страхование от несчастного случая распространяется и на детей во время посещения детского сада, на учеников производственного обучения (во время обучения), а также на школьников и студентов во время пребывания в помещениях школы, ВУЗа и т.д. Застрахованы также безработные во время посещения ими ведомства труда.

Взносы в фонд страхования от несчастных случаев вносятся исключительно предпринимателями.

Общая сумма взносов рассчитывается так, чтобы покрыть расходы предыдущего года. При расчете размеров взносов данного предпринимателя учитывается размер заработной платы занятых по найму на его предприятии и класса опасности, к которому принадлежит данное предприятие.

В Германии в системе обязательного страхования от несчастного случая застрахованы около 65 миллионов человек, из них около 15 миллионов детей, школьников и студентов[22]. Источниками формирования доходной части бюджетов развитых стран являются страховые взносы застрахованных и работодателей в пользу лиц, работающих по найму.

Что касается средств государства, то они, как правило, предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого не хватает страховых взносов работников и работодателей. И обязательная уплата страховых взносов самими работниками – неотъемлемый элемент систем обязательного социального страхования в зарубежных странах с рыночной экономикой.

Вместе с тем, при уплате страховых взносов непосредственно работниками в отдельных странах имеются существенные различия.

Так, например, в Швеции работники не вносят страховые взносы при страховании и инвалидности; в США – застрахованные работники не платят взносов при страховании безработицы. Такой же разнобой в странах СНГ.

В республиках Киргизия, Украина работники вносят взносы в фонд занятости, а в других странах СНГ такие взносы не вносятся. Но при уплате страховых взносов прослеживается одна закономерность: размер страховых взносов работодателей превышает размер взносов наемных работников, либо равны им.

Наиболее высокие страховые взносы для работодателей в Венгрии (38%), в Чехии (34%), во Франции (33,4%). Что же касается страховых тарифов для наемных работников, то они колеблются от нуля (в Новой Зеландии) до более чем 27% от номинальной зарплаты в Нидерландах.

В практике уплаты страховых взносов из личной зарплаты наемных работников имеет место законодательное установление верхней и нижней границы зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы.

Тем самым вводится ограничение размеров отчислений в систему социального страхования. Данная норма представляет собой форму разрешения противоречий между высокооплачиваемыми категориями, работниками и низкооплачиваемыми. Высокооплачиваемые категории отчисляют больший объем средств, а низкооплачиваемые меньший, но в то же время получают больший объем выплат. Так в Австрии максимальный размер зарплаты, с которого вносят страховые взносы, установлен на уровне средней заработной платы по стране.

В Германии при пенсионном страховании не платят в пенсионный фонд те, кто зарабатывает менее 10% максимального уровня заработка («страховой зарплаты»), установленной для уплаты страховых взносов.

Размеры страховых взносов лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, также очень различаются по странам. Так, в Швеции страховой тариф для них при пенсионном страховании установлен на уровне страхового тарифа для работодателей, а в США он в два раза превышает тариф наемного работника (13,2%), в ФРГ – также (18,7%), тогда как наемный работник вносит 9,3% от заработка[23].

Отсюда вывод, участие работников в финансировании системы обязательного социального страхования не предопределяет характера системы: ни распределительного, ни накопительного, ни смешанного.

Участие работников имеет место в любой системе. Поэтому накопительные системы предполагают обязательное участие в уплате страховых взносов работников.

Подведя итоги, можно сделать следующие выводы, которые могут быть учтены при введении уплаты страховых взносов из личных заработков работников России:

- опыт зарубежных стран подтверждает обязательную уплату взносов самими работниками из личного заработка в систему обязательного социального страхования;

- размер страховых взносов работодателями в развитых странах превышает размер страховых взносов, уплачиваемых самими работниками;

- в большинстве из них работники участвуют в уплате страховых взносов при страховании следующих рисков: старость, болезни, материнство, безработица. В России же работники уплачивали лишь 1% из заработка в пенсионный фонд;

- размер страховых взносов, вносимых работниками существенно дифференцирован по видам рисков;

- участие работников в финансировании системы обязательного социального страхования имеет место как при солидарно-распределительной, системе страхования, так и при накопительной, и при смешанном ее типах;

- порядок и условия уплаты взносов в разных странах естественно характеризуются существенными различиями. Сюда можно отнести и страховые риски, и размеры страховых взносов, границы «страховой зарплаты». Каждая страна определяет свой механизм. Все зависит от социально-экономических условий данной страны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.019 с.)