Анализ использования средств внебюджетных фондов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ использования средств внебюджетных фондов



          

Пенсионный фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.

В 2001 году Пенсионный фонд РФ осуществлял свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 125-ФЗ, которым были установлены доходы Фонда в сумме 564,2 млрд. рублей и расходы - в сумме 504,9 млрд. рублей. Однако фактическое исполнение расходной части бюджета ПФР составило 514,8 млрд. рублей, т.е. практически на 10 млрд. рублей (или на 102%) больше к плановым показателям.

Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда осуществлялось в 2001 году согласно новой главе Налогового кодекса РФ, которая предусматривала отмену страховых взносов и введение единого социального налога как основного источника финансирования обеспечения текущих пенсионных выплат. Сумма единого социального налога (взноса), зачисляемого в Фонд составила около 450,0 млрд. рублей. За отчетный период на счета Пенсионного фонда поступили также страховые взносы в сумме 20,0 млрд. рублей. Поступление средств от мобилизации просроченной задолженности по страховым взносам составило 25,8 млрд. рублей. Общая сумма поступлений в бюджет Фонда в 2001 году в соответствии с заключенными соглашениями о погашении просроченной задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам оценивается в 10,74 млрд. рублей, из них средства в сумме 2,99 млрд. рублей получены в результате проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в Фонд в соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2000 г. №2063 (Приложение 1).

Из указанных средств на финансирование выплаты пенсий и пособий, а также на дополнительной пенсионное обеспечение и доставку всех видов пенсий было направлено 465,9 млрд. рублей, что составляет свыше 95% от общих расходов Фонда (Приложение 1).

Структура доходов и расходов Пенсионного фонда РФ за 2001 год приведена ниже на рисунках 1, 2.

    

 

Рис.1 Структура доходов ПФ РФ за 2001 г.

 

Рис.2 Структура расходов ПФ РФ за 2001 г.

 

По Ульяновской области доходы Отделения ПФ РФ за 2001 г. составили – 4898,3 млн. рублей, расходы – 4886,6 млн. рублей.

Доходную часть бюджета составили следующие основные источники:

- единый социальный налог – 2598,3 млн. рублей;

- мобилизация просроченной задолженности – 394,6 млн. рублей;

- отчисления от единого налога на вмененный доход – 55,7 млн. рублей;

- средства полученные – 1837,5 млн. рублей;

- прочие поступления – 12,2 млн. рублей.

 

 

Рис.3 Структура доходов Отделения ПФ РФ по Ульяновской области за 2001 г.

 

Расходование средств Пенсионного фонда определено законодательством, они имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;

- пособия на детей в возрасте до полутора лет;

- пособия одиноким матерям, пособия на детей, инфицированных ВИЧ-инфекцией;

- выплаты в виде материальной помощи престарелым гражданам, инвалидам;

- содержание домов престарелых и домов инвалидов;

- медицинское обслуживание инвалидов и пенсионеров;

- расходы на создание самого фонда, на его функционирование;

- расходы, связанные с научно-исследовательской работой и международным сотрудничеством.

Бюджет на 2002 год был исполнен по доходам в сумме 783 477,7 млн. рублей, по расходам – 739 556,6 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 43 921,1 млн. рублей. (Приложение 2).

 

Рис.4 Структура доходов ПФ РФ за 2002 г.

 

 

Рис.5 Структура расходов ПФ РФ за 2002 г.

 

Доходы Отделения ПФ РФ по Ульяновской области за 2002 г. составили 6950,3 млн. рублей, расходы – 6927,4 млн. рублей, с превышением доходов над расходами 22,9 млн. рублей. В сравнении в 2001 г. доходы выросли на 42%, расходы – 41,7%.

Основными источниками доходов в 2002 г. стали:

- остаток на начало года – 147,3 млн. рублей;

- страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии – 1544,6 млн. рублей;

- страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии – 212,5 млн. рублей;

- страховые взносы в виде фиксированного платежа – 6,9 млн. рублей;

- мобилизация просроченной задолженности – 139,5 млн. рублей;

- суммы пеней и иных финансовых санкций – 50,6 млн. рублей;

- средства, передаваемые Фонду Минтрудом – 2,4 млн. рублей;

- страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации – 24,6 млн. рублей;

- средства полученные – 4782,6 млн. рублей;

- прочие доходы – 39,3 млн. рублей.

Основные статьи расходов Отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области за 2002 г.:

- финансирование на выплату пенсий, социальных пособий на погребение, денежных компенсаций – 6260,7 млн. рублей;

- расходы на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных муниципальных учреждениях социального обслуживания пенсионеров – 24,1 млн. рублей;

- расходы на содержание органов ПФР – 117,4 млн. рублей;

- средства переданные – 525,2 млн. рублей.

Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2003 год сформирован в соответствии с положениями бюджетной классификации РФ, действующего налогового, бюджетного и пенсионного законодательства, а также с учетом введения в действие с 1 января 2003 года новых глав Налогового кодекса РФ.

Принципиальным отличием бюджета Фонда на 2003 год от бюджетов прошлых лет является то, что он разработан в соответствии с применением единой бюджетной классификации доходов и расходов бюджетов РФ.

Структура Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год»   претерпела серьезные изменения. В состав Закона наряду с текстовыми статьями включены пять приложений: об источниках внутреннего финансирования дефицита бюджета, о доходах бюджета, структуре расходов в разрезе целевых статей расходов, структуре расходов Фонда на финансовое и материально-техническое обеспечение его деятельности, о доходах и расходах бюджета, связанных с накопительным финансированием трудовых пенсий.

Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 г. утверждены в сумме 822,8 млрд. рублей (Приложение 3), что на 23% превышает соответствующий бюджетный показатель 2002 года, расходы – в сумме 864,9 млрд. рублей, т.е. на 17% больше, чем в 2002 году. Текущая сбалансированность бюджета Фонда достигается посредством покрытия расчетного дефицита в сумме 42,1 млрд. рублей за счет средств резерва бюджета.

К налоговым доходам отнесены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ, а также недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд РФ.

Неналоговые доходы – это доходы, полученные от размещение временно свободных средств ПФ РФ, сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, прочих поступлений.

Безвозмездные перечисления – это субвенции, включающие в себя средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета; средства федерального бюджета, передаваемые Фонду в соответствии с законодательством РФ; средства, передаваемые фонду Министерством труда и социального развития РФ на выплату пенсий и пособий, а также средств, предаваемых Фонду из фонда Министерства РФ по атомной энергии.

В 2003 году увеличение затрат на пенсионное обеспечение граждан против 2002 года оценивается в 100,0 млрд. рублей при общих расходах на пенсионное обеспечение в сумме 779.1 млрд. рублей.

В бюджете Фонда учтены средства на повышение пенсий в объеме до 89,0 млрд. рублей.

Согласно статье 18 закона Фонд продолжит работу по реализации социальных программ поддержки престарелых и нетрудоспособных граждан, в частности. По укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, включая оказание медицинской и лекарственной помощи. Финансирование указанных мероприятий будет проводиться за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд в общем объеме до 5.5 млрд. рублей.

В целях более наглядного и прозрачного учета средств накопительной составляющей бюджета Фонда доходы и расходы бюджета, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, выделены в Приложении 5 Федерального закона и сгруппированы по видам доходов и расходов.

Накопительная составляющая бюджета Фонда сбалансирована в объеме 56,5 млрд. рублей по доходам и расходам.

Средства пенсионных накоплений, сформировавшиеся в 2003 году, по мере поступления будут направляться на размещение (инвестирование) в разрешенные законодательством РФ виды активов.

В соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» средства пенсионных накоплений в общей сумме 43,5 млрд. рублей, сформировавшиеся за счет страховых взносов, поступивших в Фонд в 2002 г., будут переданы на инвестирование управляющим компаниям.

Расчетный объем средств пенсионных накоплений увеличится за 2003 год с 39,95 до 95,65 млрд. рублей.

В целях бесперебойного финансирования выплаты пенсий бюджетом Фонда на 2003 год установлен норматив оборотных денежных средств в размере 50%. Увеличение размера норматива до 50% против 40%, установленных по бюджету Фонда на 2002 год, обусловлено имевшимся недостатком оборотных средств по большинству региональных отделений Фонда и связано с необходимостью финансирования в период с 1 по 10 число каждого месяца основного объема выплаты пенсий.

Средства в размере норматива оборотных средств не включаются в состав временно свободных средств бюджета Фонда в связи с чем на размер прироста норматива за 2003 год сокращается остаток средств резерва бюджета на 1 января 2004 года.

Исходя их данных макроэкономических параметров бюджета Фонда на 2003 год расчетный остаток средств резерва на 1 января 2004 года (временно свободные средства) оценивается в сумме 61,1 млрд. рублей, что обеспечивает финансовую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования[24].

    В настоящее время Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулированных средств государственным внебюджетным фондом. В 2001 г. бюджет ФСС был исполнен по доходам в сумме 117 953,5 млн. рублей, по расходам – 93 721,6 млн. рублей (Приложение 4), в 2002 г. доходы составили 127 102,1 млн. рублей, расходы – 123 779,6 млн. рублей (Приложение 4). Планируемые показатели на 2003 г. составили соответственно 134 525,9 млн. рублей и 143 185,4 млн. рублей (Приложение 5).

 

Рис.6 Структура доходов и расходов ФСС в 2001-2003 гг.     

 

Отличительной особенностью формирования доходной части бюджета Фонда в 2003 году является появление новых видов налогов, зачисляемых в Фонд в связи с введением упрощенной системы налогообложения малого и среднего предпринимательства. Помимо упрощенной системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями. Таким образом, в доходы Фонда в 2003 году вместо одного – единого социального налога – зачисляются доходы от четырех видов налогов. Однако увеличение количества зачисляемых в Фонд видов налогов не привело к увеличению доходов Фонда. В результате проводимой налоговой реформы по снижению налогового бремени на налогоплательщиков Фонд в 2003 году недополучит доходов на сумму около 7 млрд. рублей.

В целях достижения сбалансированности бюджета Фонда в 2003 году исключены расходы Фонда по оплате путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также участников ВОВ и студентов. Сохраняется в 2003 году оплата за счет средств обязательного социального страхования полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Федеральным законом о бюджете Фонда предусмотрено направить в 2003 году 11566,8 млн. рублей на оздоровление детей застрахованных граждан.

Несмотря на значительное снижение объемов поступлений доходов по обязательному социальному страхованию. бюджетом Фонда предусмотрены в полном объеме расходы на выплаты гарантированных государством пособий. Расходы на выплату всех видов пособий в 2003 году составят 95037,9 млн. рублей или 91,3 % всех налоговых поступлений.

Что касается исполнения бюджета Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ за 2002 г., то доходная часть составила 741,6 млн. рублей, расходная - 784,6 млн. рублей (Приложение 6).

Основные статьи доходов и расходов отображены на рисунках 7, 8.

 

Рис.7 Структура доходов ФСС по Ульяновской области за 2002 г.

 

Рис.8 Структура расходов ФСС по Ульяновской области за 2002 г.

 

Важнейшим направлением деятельности Ульяновского регионального отделения как, собственно самого фонда социального страхования в целом, является работа по реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Постановления Правительства от 29.01.1999г. №108 по данному вопросу. Введение нового вида социального страхования, наделение фонда полномочиями, увеличение объема работ потребовало изменения управления фондом, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Фонд, как страховщик, осуществляет контроль за расследованием несчастных случаев и освидетельствованием пострадавшего учреждениями медико-санитарной экспертизы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности и нуждаемости в конкретных видах реабилитации.

    Постоянно проводится работа по проведению экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях, ведется контроль за расходами по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, которые составляют значительный удельный вес в расходах на социальное страхование.

    С введением единого социального налога встал вопрос об исключении профилактического направления в работе фонда, целью которого является снижение показателей заболеваемости, соответственно уменьшение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Речь идет о санаторно-курортном обеспечении работников и членов их семей.

Проблемными остаются вопросы организации детского и студенческого летнего и зимнего отдыха во время каникул; финансирование детских спортивных школ. В настоящее время Фонд социального страхования является единственным органом, направляющим средства на эти цели. Теперь встал вопрос о финансовых возможностях оздоровления граждан и их детей за счет средств фонда, так как поступление средств теперь зависят от органов федерального казначейства и налоговых органов. Функции контроля над доходной и расходной частями бюджета несут два органа, каждый в пределах своей компетенции.

Важное место в системе государственного социального страхования занимает медицинское страхование.

Основным источником средств системы обязательного медицинского страхования являются страховые взносы - примерно 66%. Страховые платежи за неработающее население составляют немногим более 20%.

Доходная часть исполнения бюджета в 2001г. составила 3987,9 млн. рублей, расходная – 3980,6 млн. рублей (Приложение 7); в 2002 г. соответственно 3970,0 млн. рублей и 3960,0 млн. рублей (Приложение 7); в 2003г. – 5314,33 млн. рублей и 5314,33 млн. рублей (Приложение 8).

 

Рис. 9 Структура доходов и расходов ФОМС за 2001-2003 гг.

 

Что касается Территориального фонда обязательного медицинского страхования населения Ульяновской области, бюджет за 2002 год был исполнен по доходам в сумме 742,3 млн. рублей и расходам – 720,2 млн. рублей (Приложение 9). Структура доходов и расходов приведена на рисунках 10,11.

 

 

 

Рис10. Структура доходов ФОМС по Ульяновской области за 2002 г.

 

Рис11. Структура расходов ФОМС по Ульяновской области за 2002 г.

 

Можно отметить, что в разных регионах России реализуется своя специфическая модель функционирования системы. Отличия заключаются как в определении исполнительной роли страховщиков – в их качестве могут выступать частные медицинские страховые компании, государственные страховые компании или непосредственно территориальные фонды и его филиалы, так и в определении форм тарифов на медицинское лечение. С другой стороны стал очевиден другой факт. Независимо от избираемой формы распределения функций страхования, качественно отличающей от бюджетной – основанной на количестве койко-дней или посещений – страховая система финансирования лечебных учреждений за оказанное лечение приводит в буквальном смысле к информационному взрыву в работе всей системы здравоохранения региона. В основном можно выделить следующие наиболее крупные массивы информации циркулирующие в системе ОМС:

- регистр выданных полисов;

- регистр страхователей; тарифы на услуги лечебно-профилактических учреждений;

- обращение за медицинской помощью;

- услуги, оказываемые пациентам лечебно-профилактическими учреждениями;

- счета на оказанное лечение;

- платежи страховщиков лечебно-профилактическим учреждениям;

- платежи (взносы) фонду.

Все эти массивы тесно взаимоувязаны друг с другом и практически, за исключением страховых взносов, в той или иной форме присутствуют во всех организациях-учреждениях обязательного медицинского страхования.        

        



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.048 с.)