Глава 1. Роль внебюджетных фондов в процессе расширенного воспроизводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Роль внебюджетных фондов в процессе расширенного воспроизводства



Понятие внебюджетных фондов

 

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти, имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществлённые внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения[1].

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов и особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во всё новых расходах, требовавших всё новых средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали своё существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению количества и объёма фондов. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых была вновь консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Ранее существовавшая хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или меж отраслевых комплексов. Однако, недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование их в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В сочетании с вялостью государственной власти в стране наблюдались такие явления, как невыплата в течение многих месяцев заработной платы, пенсии и других социальных пособий, что продолжается до сих пор.

В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целые денежные фонды, тем самым, оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищённых статей[2].

Внебюджетные фонды Российской Федерации созданы в соответствии с законами РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г., «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г.; «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.; законами Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г.

Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Состав государственных внебюджетных фондов Бюджетный кодекс РФ трактует адресноограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионные обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Статьей 144 Бюджетного кодекса РФ к ним отнесены только Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, несмотря на то, что ряд других фондов образован федеральными органами власти, управляются ими и в составе своих доходов имеют бюджетные средства.

Такие внебюджетные фонды находятся в особенности государства, но являются автономными, они имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указывая источники формирования, определяется порядок и направленность использования денежных фондов. 

Внебюджетные социальные фонды, являясь составной частью финансовой системы Российской Федерации, обладают рядом особенностей:

- проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;

- бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- внебюджетные фонды имеют строгую целевую направленность; их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами или законами субъектов РФ;

- доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- денежные ресурсы находятся в государственной собственности; они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда)[3].

Государственные внебюджетные социальные фонды Российской Федерации аккумулируют средства для реализации важнейших гарантий государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи и социальной поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Средства государственных внебюджетных социальных фондов находятся в государственной собственности. Основным их источником являются обязательные платежи. Обязательный характер платежей в государственные внебюджетные фонды, законодательное установление тарифов и категорий плательщиков приводят к тому, что эти платежи отождествляются с налогами.

 

1.2 История возникновения внебюджетных фондов

 

В нашей стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться после принятия Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Так, начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов.

Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Они счета открывались, другие закрывались.

Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств. В других – избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происходило объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и существовали наряду с бюджетом. Специальные счета создавались для строительства правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системой социального страхования[4].

Россия имеет богатый опыт формирования пенсионной системы. Впервые социальные пособия по выслуге лет стали выплачиваться гражданам страны еще в восемнадцатом веке. С тех пор многое изменилось, однако, принципы, заложенные еще Петром I, до сих пор незыблемы.

В России власть издавна стремилась материально обеспечить своих подданных, служивших ей беспорочно и оставлявших государственную службу в связи с преклонным возрастом, болезнями или увечьями. Обеспечение выражалось в предоставлении отставным чинам или членам их семейств части получаемого ими по службе содержания. Сначала не существовало общих положений на такое обеспечение. Все зависело от царской милости, хотя при назначении пенсии принимались во внимание и особые заслуги служащего и недостаточность оставленных семейству средств.

Первые узаконенные положения подобного обеспечения морских чинов были даны в Морском уставе, утвержденном указом Петра I 17 января 1720 г. Позднее царская милость распространилась и на других военнослужащих. Источниками финансовых средств на выплате пенсий являлись специальные пенсионные капиталы, выделяемые государственным казначейством, и вычеты из жалования служащих. К концу царствования Павла I ежегодно государственные расходы на выплате пенсий составляли около 750 тыс. руб. в год.

Войны начала XIX века, образования министерств и необходимость привлечения служащих побудили Александра I к изданию новых пенсионных законов. Значительные расходы на выплаты пенсий, дошедшие в 1820 г. до 7,5 млн. руб. и возросшие с начала века в 10 раз, и разнообразие пенсионных положений потребовали принятия мер по их объединению в общий для всех служащих Пенсионный устав. Выдачу пенсий по Пенсионному уставу предполагалось начать с 1 января 1822 г., а делопроизводство сосредоточить в департаменте государственного казначейства и подведомственных ему учреждениях. Окончательно Пенсионный устав был рассмотрен в Государственном совете 24 ноября и утвержден Николаем I 06 декабря 1827 г. Наряду с Пенсионным уставом действовали эмеритальные кассы (эмерит – выслуга, заслуга), за счет средств которых выплачивались пенсии за выслугу лет. Средства эмеритальных касс составляли специальные пенсионные капиталы, проценты с которых, а также вычеты из жалования служащих направлялись на текущие выплаты пенсий.

Система социального страхования в России начала развиваться с конца XIX в. Первые проекты государственного социального страхования относятся к 80-м годам XIX в. Революционные события 1905 года ускорили решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

После Октябрьской революции 30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования Советского правительства и издан ряд декретов. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. В 1921-1923 гг. постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда.

В 30-е гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения. В 1933 г. социальное страхование было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла 95%.

Таким образом, в плановой системе социальное страхование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы социального обеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой социального обеспечения и страхования было сложным и бюрократизированным. При такой системе рост дефицита бюджета неизбежно сказывался на развитии системы социального страхования. Это и произошло в 1991 г., когда дефицит бюджета достиг 20%. Старая система социального страхования уже не могла существовать.

Первой попыткой реорганизации старой системы социального страхования можно считать Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 г. «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим документом с 1 января 1991 г. образовывался Фонд социального страхования СССР. 1 января 1991 г. был создан Фонд социального страхования РСФСР, который находился в ведении Федерации независимых профсоюзов России и который в течение некоторого времени действовал одновременно с союзным. С распадом СССР союзный Фонд социального страхования прекратил свое существование и остался только Фонд социального страхования РФ.

12 февраля 1994 г. постановлением Правительства РФ № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня.

На протяжении последних десятилетий пенсионная система претерпела существенные изменения. Была создана единая система регистрации застрахованных лиц; лиц, которые работают по найму и самозанятого населения; приведены также к единой базе состав заработка (дохода), из которого исчисляется пенсия, и взносы в Пенсионный фонд; реализован персонифицированный учет сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования.

                           



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.014 с.)