Государство, общество и церковь В годы Великой французской революции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство, общество и церковь В годы Великой французской революции



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 

Курган, 2012


Содержание

Введение

I. Французская церковь накануне революции

1.1 Социально-экономическое и политическое положение католической церкви во франции накануне революции

1.2 Взгляды французских просветителей на религию и церковь

II. Религия и атеизм во франции в период революции XVIII века

2.1 Реформы церкви фельянами и их отношение к религии (14 июля 1789 - 10 августа 1792 г.).

2.2 Движения народных масс во времена правления фельянов

2.3 Религиозный вопрос в период правления жиронды (10 августа 1792 - 2 июня 1793 гг.)

2.4 Борьба католических фанатиков и революционеров во времена правления Жиронды

2.5 Якобинцы у власти (2 июня 1793 - 27 июля 1794 гг.). дехристианизация

2.6 Культ верховного существа и судьба католической религии в конце революции

Заключение

Список источников и литературы источники

 


Введение

 

Актуальность темы. Великая французская революция вдохновляла целые поколения мыслителей, художников, писателей, вот уже два с лишним столетия она привлекает пристальное внимание историков. Однако множество перипетий до сих пор в тени, в ее истории остается много неразрешенных вопросов. Один из них - вопрос о церкви, обществе и государстве в годы Великой французской революции.

В духовной жизни человечества трудно найти фактор, который на протяжении веков играл более значимую роль, чем религия. С древнейших времен и до наших дней, развиваясь и трансформируясь, религия неразрывно была связана с окружающим миром. Она была решающим импульсом во многих исторических движениях. Влияние религии распространяется и на грандиозные социальные потрясения, и на духовные стороны человеческой жизни. Подлинными вехами в истории человечества стали принятие Азией буддизма, проповедь Евангелия в античном мире, принятие Русью христианства. И даже сама борьба против религии является косвенным, но все же признанием ее значения.

Современное нам общество переживает период, когда религия вновь начинает играть весьма важное место, как во всем мире, так и в нашей стране в частности. Религия становится социальным, идеологическим, политическим и культурным институтом, который активно воздействует как на внутреннюю, так и внешнюю жизнь человека. Подавляющее большинство событий как локального, так и международного масштаба происходят под воздействием религии, либо под ее прикрытием. Наша страна не является исключением. После долгих лет насаждения атеистического мировоззрения, когда при малейшем подозрении веры в Бога люди подвергались репрессиям, в России вновь начинают восстанавливать храмы, появляется множество религиозных организаций, которые активно стали включаться в общественную жизнь. Все чаще происходят встречи между представителями светской и духовной власти, их взаимодействие. В настоящее время формируется новое мировоззрение, которое во многом опирается на христианские заповеди. Такие явления в истории человечества происходят не впервые, и для того, чтобы дать объяснение всему многообразию событий современной жизни, найти верное решение мы должны, прежде всего, оглянуться в прошлое, именно в нем мы можем найти ответ на волнующие нас вопросы, оно поможет понять нам настоящее, а возможно и прогнозировать будущее.

Степень изученности. Отечественная литература. Великая французская революция с самого начала вызвала живейший интерес в передовых слоях русского общества. Целые поколения, направления русской общественной мысли росли и формировались, подвергая внимательному анализу опыт великой революции. Однако, при всем этом живейшем интересе, ее изучение в дореформенной царской России было практически невозможно. Только после 60-х годов XIX в. профессор Московского университета В.И. Герье первый начал заниматься историей революции. В своей работе "Идея народовластия и французская революция 1789 г." [62] Герье не просто дает хронологическое изложение событий, а сосредотачивает внимание на отдельных проблемах. Так, например, он пытается показать, какое влияние оказала революция на судьбы Европы. Особую ценность для исследования имеет эта работа, так как в ней приводится большое количество наказов 1789 г. и их глубокий анализ.

Следующим историком, который изучал французскую революцию, был Н.И. Кареев. В "Истории Западной Европы" [73] он пытается рассмотреть и провести глубокий анализ всех внутренних, внешних причин, которые вызвали революцию. Для этого он раскрывает такие важные вопросы, как состояние страны в религиозном, национальном, политическом и социальных отношениях.

В 1914 г. в свет выходит книга Е.В. Тарле "Крестьяне и рабочие во Франции в эпоху великой революции" [106]. В ней ученый не останавливается на политических событиях революции, а рассказывает о судьбах французских крестьян и рабочих, как в последние годы старого режима, так и в период переворота, старается осветить проблемы, которые ранее оставались в тени. В результате он приходит к выводу, что французская буржуазная революция не повлияла на самосознание рабочих и крестьян и "в XIX век они вошли социально устойчивыми, консервативными и фанатичными силами".

После Великой Октябрьской революции для советской исторической науки французская революция была одной из главных тем во всеобщей истории. Однако в конце 20-х - 30-е годы в исследованиях главный упор был сделан на экономическую, аграрную историю, историю классовой борьбы, в результате чего остались в стороне проблемы идеологии, религии. Тем не менее, и советские издания очень важны, так как в них, несмотря на некоторую односторонность, дается глубокий анализ событий тех времен.

-е-30-е годы. Из всех работ этого периода особо хотелось бы выделить литературный сборник "La Revolution Francaice Bourgeoise du XVIII siecle (1789 - 1794)" [110], так как в нем содержится богатый документальный и научный материал. Например, в нем напечатаны многие статьи из газеты "Revolutions de Paris", выходившей в то время, они дают нам ярчайшие описания хроники революционных событий. Приводятся описания современников, отрывки из произведений западных историков, таких как И. Тэн, Ф.А. Олар, Лефевр и многих других.

-е-50-е годы были ознаменованы выходом в свет книги А.З. Манфреда "Великая французская буржуазная революция XVIII в." [85], и фундаментальной работы советских историков "Французская буржуазная революция 1789 - 1794". [111] В них последовательно излагаются события, которые происходили в период революции. Для своего времени это были величайшие работы, однако при нынешних условиях они имеют ряд недостатков, так как в них излагаются лишь факты, не подтвержденные документальным материалом. Особое внимание уделяется классовой борьбе, в результате чего все события рассматриваются с точки зрения свержения одного класса другим. Но несмотря на односторонность, эти работы помогают восстановить, понять общую картину событий.

-е - 70-е годы. С наступлением периода "оттепели" ученые получают возможность заниматься исследовательской работой во Франции. В результате начинает расширяться источниковедческая база. Так, например, появляются работы А.В. Адо "Крестьянские движения." [51], Я.М. Захера "Движение "бешеных" [68], В.Г. Ревуненкова "Парижские санкюлоты." [102], где приводится богатый документальный материал. В них главным образом рассматриваются причины, толкавшие массы в революционные события, требования, степень их влияния на революцию. Однако уже из этого материала можно легко проследить отношение революционных масс к церкви, духовенству, религии.

Расширяется в это время и круг проблем. Так появляется книга М.Я. Домнича "Великая французская буржуазная революция и католическая церковь" [64]. Автор подробно рассматривает политику Учредительного, Законодательного собрания и Конвента по отношению к церкви, используя богатый документальный материал. Но опять же в центре внимания стоит классовая борьба, принижается роль религии.

В 80-е годы в нашей стране наметились сдвиги. Появляется ряд интересных работ, посвященных дворянству [95], буржуазии [58], рабочим [76]. Новым поколением историков начинает осваиваться проблема массового сознания революционной эпохи, начинает изучаться вопрос о роли религии. Так, например, Л.А. Пименова в работе "Дворянство накануне Великой французской революции" [95] пишет, что областные центры становятся очагами распространения французского Просвещения, сельское же дворянство в своих взглядах было ближе к поколению своих отцов, чем к современному ему городскому дворянству. А.В. Адо "Крестьяне и Великая французская революция" [50] считает причиной изменения отношения крестьян к официальной религии и церкви социальное и экономическое развитие крестьян. В работе "Буржуазия и Великая французская революция" [58] отражены исследования молодых ученых, посвященных генезису общественного сознания буржуазии накануне революции.

В это время появляются статьи, посвященные отдельно религиозному вопросу во французской революции. Так, например А.Ю. Борисов [56] подробно рассматривает политику правительства в области религии, особенно подробно он останавливается на якобинцах, политике дехристианизации и приходит к выводу, что она была проведена под нажимом сверху. Карп С.Я. [74] подробно рассматривает религиозную политику жирондистов и выделяет в их правление определенные периоды усиления либо ослабления антиклерикальной деятельности.

- 2000-е годы. Появляется большое количество статей [79, 97], монографий [65], посвященных деятелям революции. В них даются глубокие психологические портреты, описания личной жизни, духовное состояние исторических личностей, подробно останавливаются на периоде формирования взглядов и убеждений, но самое главное, рассматривается конфессиональная политика деятелей, дается ее оценка, анализ.

Из работ последнего времени хотелось бы отметить работы Блуменау С.Ф. Так в одной из своих статьей он правомерно утверждает, что "недовольство на почве религии быстро переходило в отрицание новой политической системы" [c.27] в годы французской революции.

Зарубежная литература. В зарубежной историографии так же не раз происходило глубокое обновление и документальной базы и методов исследования этой темы, отдельных сюжетов.

В начале XIX века темой французской буржуазной революции стали заниматься Ф. Минье, А. Тьер, которые увидели в ней классовую борьбу между буржуазией и дворянством.

Изучением революционных событий занимался английский ученый Т. Карлейль [75]. Он принадлежит к радикальному направлению, поэтому его работа отличается крайним субъективизмом и вся французская революция представлена в черно-белом цвете. Так, например, историк выступает с резкой критикой нового восходящего класса, а новый общественный строй считает подобным стаду. Тем не менее, данная работа очень ценна, так как автор очень ярким, красочным языком описывает события революционных лет и использует богатый документальный материал.

В 70-х годах XIX века в нашей стране выходит работа Л. Блана "История Великой французской революции" [53], принадлежавшего к либерально-демократическому направлению. В своей работе ученый не признавал классового характера борющихся партий и считал, что партий друг от друга отделяет только философская противоположность доктрин, в частности, жирондисты были последователями Вольтера, а якобинцы Руссо. Л. Блан придавал большое значение религии в жизни общества во время французской буржуазной революции и считал ее причиной многих конфликтов в стране.

-е годы XIX века. На мой взгляд, этот период был самым важным в изучении революционных событий конца XVIII века. В это время выходят работы либерального историка Ф.А. Олара, где особое внимание уделяется не только организации политического строя, но и проблеме идеологии, религиозной политике. Его работы содержат громадное количество ценных фактов, документальных материалов, которые помогают в наиболее полном объеме воссоздать революционные годы. Так же, как и Л. Блан, Олар считает, что буржуазные круги были деистами, но одни на манер Вольтера, другие на манер Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что религия и церковь в конце революции не занимали больше того места в общественной жизни, какое им принадлежало ранее. Тем не менее, огромное большинство французов сохраняли чрезвычайно искреннюю, живую и глубокую привязанность к ней.

В начале XX века Ж. Жорес в своих работах по французской буржуазной революции [66 - 68] рассматривал вопрос значения религии, и говорил, что дух времени выражался в колебании между варварством и косностью, вульгарным свободомыслием и суеверием. Считал, что в 1789 - 1790 гг. население еще не было готово, что бы государство порвало всякую связь с религией, то есть признавал ее большое влияние в обществе.

В послевоенное время усилилось и стало преобладающим внимание к социально-экономическим вопросам, глубинным течениям общественной жизни, в результате чего спадает интерес к проблемам идеологии, религии. Тем не менее, они не остаются в стороне, так А. Матьез в своем труде "Французская революция" [88] отдельные главы посвятил и религиозным вопросам, он глубоко рассмотрел раскол среди духовенства, вандейские события, дехристианизацию и пришел к выводу, что многие религиозные реформы изначально было обречены на неудачу.

В 80 - 90-е годы XX века на Западе так же начинают отходить от изучения социально-экономической проблематики, так как данный подход не мог вскрыть все глубинные процессы, происходившие во Франции. Теперь помимо названных проблем начинают изучаться и умонастроения, духовная жизнь людей, культура. Инициаторами здесь выступили Ф. Лебрен и М. Вовель. Последний доказывал, что перемены в менталитете французов начались еще с середины XVIII века, а проявились в непопулярности монашества и упадке орденов. Дехристианизацию он связывал с длительной десакрализацией умов еще при Старом порядке.

В последнее время вышли работы Бачко Б., Ленотра Ж., Кошена О. и других, в которых прямо, или косвенно рассматриваются проблемы взаимоотношений государства, общества и церкви в годы революции [].

Из литературы на иностранном языке для дипломной работы мы использовали труды Годфри Курта и Джеймса М. Андерсона. Так в монографии Г. Курта "Церковь на поворотных моментах истории" ("The church at the Turning Points of History") информативной оказалась глава "Церковь и революция" ("The Church and the Revolution"). В работе Андерсона "Повседневная жизнь Французской революции" ("Daily life during the French revolution") также целая глава посвящена религии. Автор отмечает, что продажа церковных имуществ "нанесла католической церкви наиболее сильный удар, после которого церковь никогда полностью не восстановилась" [p.153].

Таким образом, обзор отечественной и зарубежной историографии позволяет нам сделать вывод, что литературы по изучаемой нами проблеме довольно много. Но специальной комплексной монографии о взаимоотношениях церкви, общества и государства в годы французской революции мы не обнаружили.

Новизна и практическая значимость: Таким образом, мы видим, что к концу XX века стала нарастать неудовлетворенность состоянием изучения французской революции, особенно это касается темы религии, возникает объективная необходимость к ее обновлению, пересмотру целого ряда устоявшихся подходов, укоренившихся оценочных стереотипов. В своей работе мы попытаемся комплексно рассмотреть отношение к религии и церкви во Франции в эпоху буржуазной революции XVIII века со стороны общества и государства, дать свою точку зрения на происходившие процессы в годы революции. Практическая значимость заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы для проведения уроков и факультативных занятий в средней школе.

Цель работы - на основе изученных источников и литературы проанализировать взаимоотношения государства, общества и церкви в эпоху Французской буржуазной революции XVIII века.

Задачи:

1. Дать общую характеристику состояния католической церкви накануне революции;

. Рассмотреть конфессиональную политику фельянов, жирондистов и якобинцев, их отношение к религии;

. Раскрыть сущность народных движений, и отношение низших слоев общества к религии и атеизму в конце XVIII в.

Объект исследования: духовная сфера французского общества в годы революции в целом.

Предмет: отношение французского общества и государства к религии и церкви в эпоху Французской буржуазной революции.

Методы исторического исследования: В работе использовался принцип историзма. Он позволил последовательно воспроизвести причинно-следственные связи такого явления, как дехристианизация, а так же мотивы поведения всех участников революции в отношении католической церкви. Диалектический метод помог рассмотреть отношение французского общества к религии и церкви в эпоху революции во всем многообразии и противоречивости. Историко-сравнительный метод, помог сравнить политику правящих партий в различных временных плоскостях, проследить их влияние на общество и церковь. Историко-структурный метод позволил воссоздать объект в виде целостной системы, раскрывающей внутренние механизмы явлений. Научно-логический метод помог выявить внутренние закономерности многих явлений, которые происходили в этот период. Для показа причинно-следственной связи также использовался описательный метод, с помощью которого охарактеризованы революционные события.

Хронологические рамки: В дипломном исследовании мы придерживаемся точки зрения тех историков, которые считают, что своем развитии французская буржуазная революция прошла две фазы: восходящую, вершиной которой была якобинская диктатура, и нисходящую, начало которой было положено 9 термидора. Хронологические рамки моего исследования 1789 - 1794 гг., то есть восходящая линия развития. В этот период на долю католической религии выпало тяжелейшее испытание. В начале ей пришлось бороться с нападками, направленными против церкви, духовенства, как феодального института, впоследствии эта борьба вылилась в религиозный кризис, кризис веры, который мы теперь называем "дехристианизацией". Но, несмотря на эти тяжелейшие испытания, некоторые изменения, католическая религия сумела не только отстоять свои позиции, но и существенно расширила их. Кроме того, для выявления причин негативного отношения революционного государства к католической церкви в своем историческом исследовании мы обратились к предреволюционному времени.

Географические рамки: Территория революционной Франции.

Источники. Все источники нами разделены на следующие группы.

. Официально-нормативные. Огромное значение для нашей работы имеют наказы Генеральным штатам 1789 г. [21, 22, 35] В них представители всех сословий выразили свое отношение к существующему строю. Эти наказы представляют собой уникальный массовый источник для исследования предреволюционного общественного сознания, как высшего (дворянства, духовенства), так и третьего сословия (буржуазии, ремесленников, рабочих, крестьянства). Тем не менее, не следует полностью полагаться на данные документы, так как их составители были из числа наиболее образованных людей, а значит, выражали только их интересы. Основная же масса населения была неграмотна, и в своих взглядах она очень сильно отличалась от первых. Таким образом, наказы не отражают взгляды всего французского общества, поэтому, при изучении проблемы необходимо использовать как можно больше других источников.

Важными документами периода Французской буржуазной революции являются декреты [3 - 16], только при непосредственном знакомстве с ними мы сможем восстановить картину прошлого в наиболее полном объеме, почувствовать дух того времени. Но самое главное - понять истинное назначение этих декретов, последствия, которое они оказали. Особенно следует выделить документы, которые взяты из Интернета. [6, 10,15] Они не новы, во многих сборниках они опубликованы. Но, сравнивая эти два источника информации, можно увидеть такую особенность. В сборниках напечатаны выдержки из документов, только сами решения, а в Интернете приводится весь документ, где сперва дается пояснительная записка авторов декретов, которая поясняет, какие причины вызвали появление данного документа и только потом сами решения. Таким образом, одна и та же информация воспринимается совершенно по-разному и наиболее объективными, на мой взгляд, являются все-таки источники из Интернета, так как в них дается наиболее объективная информация.

. Важное место в исследовании принадлежит философским произведениям просветителей: Вольтера Ф.А. [37], Руссо Ж. - Ж. [48, 49], Монтескье Ш. [44, 45], Мелье Ж. [43], Дидро Д. [40], Гельвеция К.А. [38], Гольбаха П.А. [39]. В них содержится критика феодально-абсолютистских порядков, основ христианской идеологии и церкви. Так Вольтер большую часть своих произведений отводит критике библейских книг, разоблачению пороков духовенства. Руссо кратко излагает свое отношение к религии. Монтескье размышляет о роли религии в обществе, ее значении. Мелье, Дидро, Гельвеций, Гольбах доказывают ложность существования Бога, религий, и на их место ставят бесконечную материю, считая ее первопричиной всего сущего.

Таким образом, анализ и количество представленных источников, на наш взгляд, вполне позволяют достичь поставленной цели и решить обозначенные задачи в дипломном исследовании.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.


Заключение

 

На протяжении всей французской буржуазной революции религиозный вопрос был одним из самых актуальных. Католическая религия занимала значительное место в жизни общества, но в революционные годы отношение к ней постепенно меняется. И в секуляризации общественного мнения по отношению к религии можно выделить 3 этапа.

Первый этап. С первых же дней, то есть, с 14 июля 1789 г. движущие силы революции выступили против католической церкви, были приняты декреты о секуляризации церковных имуществ и гражданском устройстве духовенства. Данными мероприятиями новое правительство стремилось уничтожить экономическую и политическую самостоятельность церкви, превратить ее в подчиненное новому государству учреждение. Но ни один декрет не содержал ни одного пункта, в котором бы затрагивались прямо или косвенно догматы католической религии, была изменена лишь структура церкви. Но как только духовенство встало в оппозицию новому государству и вступило в активную контрреволюционную деятельность большинство представителей демократической буржуазии и радикальной интеллигенции, санкюлотов и плебеев начали вести борьбу и с самим духовенством. Постепенно антиклерикальное движение стало перерастать в борьбу с католической религией.

Второй этап. 26 августа 1792 г. был принят декрет против неприсягнувших священников, с этого времени начинается постепенное отделение церкви от государства, принимались декреты, которые способствовали формированию светского государства. Однако во многом это было вызвано сложившейся ситуацией в стране и даже теперь христианство, католические догматы были ограждены от нападок. Борьба шла только с церковью, как учреждением, поставившим себя на службу контрреволюции, и массы были еще не готовы к тому, что бы отказаться от религии. Хотя уже в это время в среде наиболее радикальных образованных слоев общества начинает звучать критика в адрес католического культа, но пока это были еще единичные случаи и не имели широкой поддержки даже в среде буржуазии. Третий период. Переворот в сознании людей произошел в 1793 г., когда католическая религия, духовенство (присягнувшие и неприсягнувшие) были скомпрометированы как враги не только революции, но и республики. Огромное значение сыграла и атеистическая философия, которая неустанно пыталась снять с католической религии, духовенства ореол божественной святости.

Вся эта борьба вылилась в дехристианизацию, которая началась со 2 июня 1793 г., то есть с прихода к власти якобинцев. Однако можно ли говорить, что дехристианизация была атеистическим явлением? Были ли распространены во французском обществе атеистические идеи?

Чаще всего атеистами были выходцы из класса буржуазии, дворянства, духовенства, но таких людей было еще очень мало, и они являлись скорее исключением. Основная же масса населения были в это время еще религиозными людьми.

Не получили широкого распространения атеистические взгляды в среде буржуазии, скорее, они были сторонниками деистических взглядов Вольтера и "гражданской религии" Руссо, которой они отводили значительное как идеологическое, так и политическое место в обществе. Поэтому дехристианизация для них не подразумевала насаждение атеистического мировоззрения. Борьба шла не против религии вообще, а против современного христианства. Таким образом, буржуазия была призвана заменить одну религию другой, но ни в коем случае не отказаться от нее.

Тем более не были атеистами низшие слои общества - санкюлоты, плебеи, крестьяне. В целом в начале революции они выступали не против церкви, как духовной организации, а против церкви-сеньора, получателя десятин, то есть против экономических и социальных привилегий духовенства. Но в ходе революции эта борьба постепенно переросла в борьбу с католической религией, так как последняя стала ассоциироваться с предательством, изменой, являлась виновницей смут в стране. Но даже теперь низшие слои общества не были готовы отказаться от религии. Но самое главное, следует отметить, что даже в это время многие представители французского общества не смогли отказаться от католической религии. Даже в наиболее развитых областях, в самом Париже, люди тайно исповедовали католический культ, в стране находилось большое количество фанатичных католиков, для которых, по-прежнему авторитет церкви, духовенства оставался непререкаемым, и они были готовы бороться за свою веру.

Таким образом, в эпоху французской буржуазной революции тенденция к насаждению атеистического мировоззрения была, но она не нашла поддержки в широких слоях французского общества и католическая религия сумела сохранить свои позиции и по-прежнему занимала одно из ведущих мест в жизни общества.

 


ЛИТЕРАТУРА

50. Адо А.В. Крестьяне и Великая французская буржуазная революция: крестьянское движение в 1789-1794 гг. - М., 1987.

. Адо А.В. Крестьянское движение во Франции во время Великой буржуазной революции конца XVIII века. - М., 1971.

. Беркова К.Н. Просцесс Людовика XVI. - Пг., 1920.

. Блан Л. История Великой французской революции: В 12 т. - СПб., 1871.

. Блуменау С.Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение // Вопросы истории. - 2003. - № 9. С.155-161.

55. Блуменау С.Ф. Французская революция и гражданское устройство духовенства // http://vive-liberta. narod. m/journal/blum_relig. htm.

. Борисов Ф.Ю. Борьба с религией в эпоху французской революции // Религии мира. - №84. С.172 - 185.

. Борисов Ю.В. Шарль - Морис Талейран. - М., 1986.

. Буржуазия и Великая французская революция. - М., 1989.

. Виппер Новая история.Б. /г.

. Вовель М. Революция и христианство // Наука и религия 1989 № 8. С.10 - 16.

. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. - М., 1977.

. Герье В.И. Идея народовластия и Французская революция 1789 г. - М., 1904.

. Гордон Падение жирондистов: Народное восстание в Париже 31 мая - 2 июня 1793 года. - М., 1988.

. Домнич М.Я. Великая французская буржуазная революция и католическая церковь. - М., 1960.

. Егоров А.А. Фуше. - Ростов на Дону, 1998.

66. Жорес Ж. Политические и социальные идеи Европы и великая революция. - СПб., 1906.

. Жорес Ж. История великой французской революции. Учредительное собрание (1789 - 1791 гг.). - М., 1920.

. Жорес Ж. Социалистическая история французской революции: В 6 т. - М., 1976.

. Захер Я.М. Движение "бешеных". - М., 1961.

. Исторические этюды о французской революции. - М, 1998.

71. Histoire de еа France. Des originesa 1789. - ML, 1972.

72. История Франции. В 3 т. - М., 1972.

. Кареев Н.И. История Западной Европы. В 2 т. - Б. /г.

. Карп С.Я. Религиозная проблема в годы французской буржуазной революции конца XVIII века. // Вопросы истории. - 1987. - № 2. С.50-59.

. Карлейль Т. История Французской революции. - М., 1991.

. Кожокин Е.М. Французские рабочие: от Великой французской революции до 1848 г. - М., 1985.

. Котляровская М.Л. Культура Французской буржуазной революции. - Саратов, 1960.

. Кропоткин П.А. Великая французская революция 1789 - 1793 гг. - М., 1919.

. Кучеренко Людовик XVI // Новая и новейшая история. - 1994. - №2. С.218-224.

. Лебедева Е.И. Дворянство и налоговые привилегии. // Французская революция XVIII века: Экономика, политика, идеология. - М., 1988. С.75 - 95.

. Левандовский А.П. Робеспьер. - М., 1965.

. Левандовский А.П. Сердце моего Марата. - М., 1979.

. Линдов Г. Великая французская революция. - СПб., 1919.

. Лозинский Очерки Великой Французской революции. - СПб., 1918.

. Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция XVIII в. - М., 1983.

. Манфред А.З. Марат. - М., 1962.

. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. - М., 1989.

. Матьез А. Французская революция. - Ростов на Дону, 1995.

. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. - М., 1983.

. Обичкина Е.О. Евангелие от Робеспьера. // Наука и религия. - 1989. - №8. С.11-16.

. Обичкина Е.О. Крестьянство и идеологические предпосылки Великой французской революции // Новая и новейшая история. - 1986. - №4. С.46-56.

. Обичкина Е.О. Распространение идеологии просвещения среди крестьянства // Новая и новейшая история. - 1982. - №2. С.45-57.

. Олар Ф.А. Великая французская революция. Внутренняя история. - С. - Пб., Б. /г.

. Олар А. Политическая история Французской революции. - С. - Пб., Б. /г.

. Пименова Л.А. Дворянство накануне Великой французской революции. - М., 1986.

. От старого порядка к революции: к 200-летию Великой французской революции. - М., 1988.

. Пименова Л.А. Людовик XVI // Вопросы истории. - 2000. - №3. С.62-

.

. Пименова Л.А. Просвещение и "дворянский расизм" (особенности идеологии и культуры французского дворянства XVIII века). // Французская революция XVIII века: Экономика, политика, идеология. - М., 1988. С.59 - 74.

. Пименова Л.А. Религия и революция: По материалам коллоквиума в Сен-Флоран-ле-Вьей 13-15 мая 1993 г. // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. С.228-230.

. Потемкин Ф.В. Кризис феодально-абсолютистского порядка и буржуазная революция 1789 - 1794 годов во Франции. - М., 1952.

. Ревуненков В.Г. Очерки из истории Великой французской революции. Падение монархии 1789-1792. - Л., 1982.

. Ревуненков В.Г. Парижские санкюлоты эпохи Великой Французской буржуазной революции. - Л., 1971.

. Свобода. Равенство. Братство. Великая французская революция. Документы, письма, речи, воспоминания, песни, стихи. - М., 1989.

. Собуль А. Из истории Великой буржуазной революции 1789 - 1794 годов и революции 1848 года во Франции. - М., 1960.

. Собуль А. Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры. Народные движения и революционное правительство 2 июня 1793 - 9 термидора II года. - М., 1966.

. Тарле Е.В. Крестьяне и рабочие во Франции в эпоху великой революции. - СПб., 1914.

. Тарле Е.В. Талейран. - М., 1993.

. Токвиль А. де Старый порядок и революция. - М, 1997.

. Тэн И. Происхождение современной Франции. - СПб., Б. /г.

110. La Revolution Francaice Bourgeoise du XVIII siecle (1789 - 1794). - M., 1939.

111. Французская буржуазная революция 1789 - 1794. - M., 1941.

. Фридлянд Ц. Марат и гражданская война XVIII века. - М., 1959.

. Фюре Ф. Постижение французской революции. - СПб., 1998.

114. Хобсбаум Э. Век революций 1789-1848 // http://www.liberti. newmail.ru

. Шиковский Д. Люди и нравы французской революции. - СПб., 1922.

. Чеканцева З.А. Народные движения во Франции в XVIII веке. - Новосибирск, 1990 (91).

117. Чудинов А. Масоны и Французская революция: дискуссия длинною в два столетия // Новая и новейшая история. - 1999. - № 1. С.1 - 32.

. Блуменау С.Ф. Французская революция и гражданское устройство духовенства // Всеобщая история: современные исследования / Межвуз. сб. науч. тр. Вып.11. Брянск, 2002.

. Бачко Б. Как выйти из Террора? Термидор и революция. М., 2006

. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции. М, 2006.

. Кошен О. Малый народ и революция. М., 2004.

122. Anderson James M. Daily life during the French revolution. London. Greenwood Press. Westport, Connecticut. 2007.

. Kurth G. The church at the Turning Points of History. Norfolk, VA. 2007.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 

Курган, 2012


Содержание

Введение

I. Французская церковь накануне революции

1.1 Социально-экономическое и политическое положение католической церкви во франции накануне революции

1.2 Взгляды французских просветителей на религию и церковь

II. Религия и атеизм во франции в период революции XVIII века

2.1 Реформы церкви фельянами и их отношение к религии (14 июля 1789 - 10 августа 1792 г.).

2.2 Движения народных масс во времена правления фельянов

2.3 Религиозный вопрос в период правления жиронды (10 августа 1792 - 2 июня 1793 гг.)

2.4 Борьба католических фанатиков и революционеров во времена правления Жиронды

2.5 Якобинцы у власти (2 июня 1793 - 27 июля 1794 гг.). дехристианизация

2.6 Культ верховного существа и судьба католической религии в конце революции

Заключение

Список источников и литературы источники

 


Введение

 

Актуальность темы. Великая французская революция вдохновляла целые поколения мыслителей, художников, писателей, вот уже два с лишним столетия она привлекает пристальное внимание историков. Однако множество перипетий до сих пор в тени, в ее истории остается много неразрешенных вопросов. Один из них - вопрос о церкви, обществе и государстве в годы Великой французской революции.

В духовной жизни человечества трудно найти фактор, который на протяжении веков играл более значимую роль, чем религия. С древнейших времен и до наших дней, развиваясь и трансформируясь, религия неразрывно была связана с окружающим миром. Она была решающим импульсом во многих исторических движениях. Влияние религии распространяется и на грандиозные социальные потрясения, и на духовные стороны человеческой жизни. Подлинными вехами в истории человечества стали принятие Азией буддизма, проповедь Евангелия в античном мире, принятие Русью христианства. И даже сама борьба против религии является косвенным, но все же признанием ее значения.

Современное нам общество переживает период, когда религия вновь начинает играть весьма важное место, как во всем мире, так и в нашей стране в частности. Религия становится социальным, идеологическим, политическим и культурным институтом, который активно воздействует как на внутреннюю, так и внешнюю жизнь человека. Подавляющее большинство событий как локального, так и международного масштаба происходят под воздействием религии, либо под ее прикрытием. Наша страна не является исключением. После долгих лет насаждения атеистического мировоззрения, когда при малейшем подозрении веры в Бога люди подвергались репрессиям, в России вновь начинают восстанавливать храмы, появляется множество религиозных организаций, которые активно стали включаться в общественную жизнь. Все чаще происходят встречи между представителями светской и духовной власти, их взаимодействие. В настоящее время формируется новое мировоззрение, которое во многом опирается на христианские заповеди. Такие явления в истории человечества происходят не впервые, и для того, чтобы дать объяснение всему многообразию событий современной жизни, найти верное решение мы должны, прежде всего, оглянуться в прошлое, именно в нем мы можем найти ответ на волнующие нас вопросы, оно поможет п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.142 с.)