Глава 3 . Анализ недобросовестной конкуренции в республике Беларусь: эмпирический аспект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3 . Анализ недобросовестной конкуренции в республике Беларусь: эмпирический аспект



 

В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2010 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и органов государственного управления.

г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 149 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 и от 23 октября 2006 г. № 631», предусматривающий выделение управлений антимонопольной и ценовой политики в самостоятельные структурные подразделения облисполкомов.

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено:

на республиканском уровне - 23 товарных рынка;

на местном уровне - 96 местных товарных рынков.

По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр), по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Реестр включены:

)   на республиканском уровне - 6 хозяйствующих субъектов;

)   на местном уровне - 66 хозяйствующих субъектов.

В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:

)   на республиканском уровне - 2 хозяйствующих субъекта;

)   на местном уровне - 22 хозяйствующих субъекта.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», заключено 7 соглашений с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение. Соглашениями определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль над экономической концентрацией, в том числе:

)   на республиканском уровне - выдано 24 заключения о согласии на создание холдингов, ассоциаций, союза и хозяйственной группы при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 16 - на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения; 8 - на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 26 - на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;

)   на местном уровне - рассмотрено 92 проекта создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 31 реорганизация в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 8 хозяйствующих субъектов в ОАО; создание 2 ассоциаций, 10 холдингов, 2 хозяйственных групп, 1 областного государственного объединения. Рассмотрено 53 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов и согласовано 47 ходатайств, по 6 обращениям согласование антимонопольного органа не требуется.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

)   на республиканском уровне - 54 обращения хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 12 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 9 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).

Подготовлены возражения и принято участие в судебных заседаниях Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь по обращениям 4 хозяйствующих субъектов (ЧТУП «Мир красоты - холдинг», ИООО «Бримстон-Бел», ООО «Информторгсервис», АО «Гриндекс») на решения Департамента ценовой политики Министерства экономики. Судебной коллегией принято решение отказать в удовлетворении жалоб указанных хозяйствующих субъектов. За 2009 - 2010 гг. Апелляционным Советом Национального центра интеллектуальной собственности по поданным возражениям были приняты решения по отмене 15 товарных знаков, в отношении которых Департаментом признаны факты недобросовестной конкуренции, связанные с регистрацией товарных знаков.

В целях устранения выявленных нарушений антимонопольного законодательства выданы предписания 4 хозяйствующим субъектам;

на местном уровне - свыше 220 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В рамках контроля над соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 17 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 10 хозяйствующими субъектами и 7 органами управления.

По итогам рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в 2010 году коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения:

о признании 9 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции») в действиях:

УП «Мир красоты - холдинг», связанных с регистрацией товарных знаков «-ibd-», «EzFlow/Nail Systems», в отношении товаров 03 и 35 классов МКТУ (по заявлению ООО «Владлен де люкс»);

гражданина Бабука А. И., должностного лица ОДО «Золотая Середина», связанных с регистрацией графического товарного знака (свидетельство №28868), в отношении товаров 09 класса МКТУ (по заявлению ОДО «АТЛАС ИНВЕСТ»);

ИООО «Бримстон-Бел», связанных с регистрацией товарных знаков «ДЕСНА», «ДВИНА», «СВИТЯЗЬ», «НАРОЧЬ», «НЕМАН» (свидетельства № 30752, 30756, 30757, 30758, 30759 соответственно) на товары 11 класса МКТУ - оборудование, установки и аппараты холодильные, шкафы холодильные;

ИООО «Бримстон-Бел» по распространению утверждений при осуществлении предпринимательской деятельности, способных дискредитировать СООО «ИНТЭКО-МАСТЕР», в письме от 09.12.2009 № 2754 в адрес кредитного отдела, службы безопасности ОАО «Приорбанк» и Reiffeisen International Bank-Holding AG;

ООО «Информторгсервис», связанных с регистрацией товарного знака «TYPE R» (свидетельство № 31538), в отношении автомобильных аксессуаров;

ЧУП «Викторинвест», связанных с регистрацией товарного знака «Gazillion» (свидетельство №30065) в отношении игр, игрушек;

АО «Гриндекс», связанных с регистрацией товарного знака «КАРДИОНАТ» (свидетельство Международного бюро интеллектуальной собственности № 955922) в отношении фармацевтических препаратов;

ООО «Проксимавест», связанных с регистрацией товарного знака «SAECO» (свидетельство № 24057) для товаров 11 класса МКТУ - кофеварки электрические и автоматические;

ЧУП «Петрович М. С.», связанных с регистрацией товарных знаков «ФЕКОРД-2004», «ФЕКОРД- 2004С» (свидетельства №№ 32977, 32976 соответственно) для товаров 31 класса МКТУ - кормовые добавки, за исключением используемых для лечебных целей».

Об отсутствии фактов недобросовестной конкуренции по 6 заявлениям:

)   ООО «Издательский центр «Славянское слово» о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «Редакция газеты «Толока» и ИООО «Красико-принт»;

)   ОАО «Завод горного воска» о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции со стороны ОДО «АКСО»;

)   ОАО «Лидское пиво» о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «Минский завод виноградных вин»;

Подготовлены возражения и принято участие в судебных заседаниях Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь по обращениям 4 хозяйствующих субъектов ЧТУП «Мир красоты - холдинг», ИООО «Бримстон-Бел», ООО «Информторгсервис», АО «Гриндекс» на решения Департамента ценовой политики Министерства экономики (от 05.03.2010 г. № 10, от 28.04.2010 г. № 16, от 14.05.2010 г. №18, 01.07.2010 г. № 23 соответственно). Судебной коллегией принято решение отказать в удовлетворении жалоб указанных хозяйствующих субъектов.

Апелляционным Советом Национального центра интеллектуальной собственности по поданным возражениям были приняты решения по отмене 15 товарных знаков, в отношении которых Департаментом признаны факты недобросовестной конкуренции, связанные с регистрацией товарных знаков.

В целях устранения нарушений антимонопольного законодательства выданы предписания 4 хозяйствующим субъектам:

)   СП «Сельскохозяйственные услуги» ООО в связи с неисполнением решения Департамента о признании факта недобросовестной конкуренции и нарушении антимонопольного законодательства. Предписание, обязывающее СП «Сельскохозяйственные услуги» ООО устранить нарушения антимонопольного законодательства, в части недобросовестной конкуренции посредством публикация опровержения, исполнено. Направлен ответ заявителю;

)   ИООО «Бримстон-Бел» о прекращении противоправной деятельности по распространению утверждений при осуществлении предпринимательской деятельности, способных дискредитировать СООО «ИНТЭКО-МАСТЕР», в письме в адрес кредитного отдела, службы безопасности ОАО «Приорбанк» и Reiffeisen International Bank-Holding AG. Проведена подготовка дела об административном процессе в отношении генерального директора ИООО «Бримстон-Бел», в связи с неисполнением ИООО «Бримстон-Бел» предписания Департамента о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате. Направлено письмо в адрес Департамента финансовых расследований КГК о возбуждении уголовного дела по статье 244 Уголовного кодекса Республики Беларусь в отношении генерального директора ИООО «Бримстон-Бел»;

)   ООО «Кемитрейд» о прекращении использования словесного обозначения «Доктор ТЭН», сходного до степени смешения с обозначением «Доктор Тен», используемым ООО «Лакмус», на упаковке товара (средство для удаления накипи в автоматических стиральных машинах), на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации, на Интернет сайт. Предписание исполнено в установленный срок;

)   ОАО «БАТЭ» (по результатам рассмотрения обращения ЧТУП «Обухово-сервис») об устранении нарушения антимонопольного законодательства Республики Беларусь, выражающееся в необходимости отмены приказа Генерального директора ОАО «БАТЭ» от 30.06.2010 г. № 287 «О внесении изменения и дополнения в Положение о предоставлении скидок на продукцию автотракторного электрооборудования (АТЭ)».

В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2011 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено:

на республиканском уровне - 63 товарных рынка;

на местном уровне - более 130 местных товарных рынков.

По результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр), включены:

)   на республиканском уровне - 19 хозяйствующих субъектов;

)   на местном уровне - 68 хозяйствующих субъектов.

В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:

)   на республиканском уровне - 12 хозяйствующих субъектов;

)   на местном уровне - 30 хозяйствующих субъектов.

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль над экономической концентрацией, в том числе:

) на республиканском уровне - выдано 20 заключений о согласии на создание холдингов, ассоциаций, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 9 - на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения; 7 - на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 65 - на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;

) на местном уровне - рассмотрено 73 проекта создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 56 реорганизаций в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ООО; создание 1 ассоциации, 4 холдингов. Рассмотрено 147 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено: на республиканском уровне - 20 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 10 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 4 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

на местном уровне - 213 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В рамках контроля над соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 14 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 12 хозяйствующими субъектами и 3 органами управления.

В 2011 году Коллегией Департамента приняты решения по 10 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 4 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон) в действиях:

)   по регистрации фирменного наименования ООО «НПП «Контакт», смысловая (произвольная) часть которого идентична смысловой (произвольной) части фирменного наименования конкурента - ООО «Научно-производственная компания «Контакт». Выдано предписание о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;

)   ООО «Белоптаус», связанных с регистрацией товарного знака (свидетельство о регистрации № 32140) по заявлению ООО «Адипрестиж»;

)   УП «Медконсул», связанных с регистрацией товарного знака (свидетельство о регистрации № 27185) по заявлению ИП «БалтСистем»;

)   СООО «Кухня Мастера», связанных с регистрацией товарного знака (свидетельство на товарный знак № 32705), для товаров 30 кл. МКТУ - пельмени.

В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2012 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.

В рамках совершенствования антимонопольного законодательства:

)   принят Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Данным Указом:

)   усилена административная и введена экономическая ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, которые определены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», однако не в полной мере отражены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях [21];

)   антимонопольные органы наделены правом осуществления контрольных мероприятий (в том числе внеплановых, оперативных) в отношении хозяйствующих субъектов с целью анализа соблюдения ими антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.

Разработаны и направлены в Правительство Республики Беларусь:

)   проект Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;

)   проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»;

)   проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства».

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В 2012 году изучено:

) на республиканском уровне - 46 товарных рынков;

) на местном уровне - 141 товарный рынок.

По результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включены:

на республиканском уровне - 8 хозяйствующих субъектов;

на местном уровне - 49 хозяйствующих субъектов.

В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:

на республиканском уровне - 11 хозяйствующих субъектов;

на местном уровне - 80 хозяйствующих субъектов.

По состоянию на 01.01.2013 года Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, состоит из 557 хозяйствующих субъектов:

на республиканском уровне - 162 хозяйствующих субъекта;

на местном уровне - 395 хозяйствующих субъектов.

По состоянию на 01.01.2013г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий входят 194 хозяйствующих субъекта:

на республиканском уровне - 27 хозяйствующих субъектов;

на местном уровне - 167 хозяйствующих субъектов.

При осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках подготовлены решения:

) по административной процедуре «Выдача документа о согласии на создание холдинга, включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании» выдано 24 заключения на создание 16 холдингов, изменение состава участников 8 холдингов;

) по административной процедуре «Выдача документа о согласии на создание союза, ассоциации и другого объединения хозяйствующих субъектов в форме слияния и присоединения» согласовано создание 3 Ассоциаций, выдано 10 заключений по реорганизации в форме присоединения;

) по административной процедуре «Выдача документа о согласии на реорганизацию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках» выдано 4 заключения.

) по административной процедуре «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов» выдано 12 заключений.

В целях контроля за экономической концентрацией на местных товарных рынках рассмотрено 116 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано:

) создание 9 холдингов;

) 70 реорганизации в форме присоединения хозяйствующих субъектов;

) преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ОАО;

) создание 4 Ассоциаций.

Рассмотрено и согласовано 109 заявлений на совершение сделок по приобретению акций, долей уставных фондов хозяйствующих субъектов

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

) на республиканском уровне - более 30 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента принято решение по 1 заявлению о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 1 факта недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

В связи с непредставлением информации (документов), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении по статье 11.24 КоАП в отношении должностных лиц 3 хозяйствующих субъектов.

Вынесено 1 предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства Республики Беларусь:

) на местном уровне - 74 обращения хозяйствующих субъектов, проведено 142 проверки хозяйствующих субъектов и органов управления по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. Облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 28 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 15 хозяйствующими субъектами и 13 органами государственного управления.

Увеличение интереса к анализу товарных рынков говорит о том, что Республика Беларусь стремится улучшить экономическое положение в стране путем добросовестной конкуренции, привлечь иностранных инвесторов и увеличить экспорт собственной продукции на внешний рынок. Конкурируя с другими странами.

Таким образом, можно отметить, что за последние три года пиковое значение хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на товарном рынке было в 2011 году возможно это связано с упрощением системы регистрации субъектов хозяйствования. А для малых хозяйствующих субъектов - существует упрощенная система налогообложения, позволяющая интенсивно развиваться, что способствует улучшению экономического состояния страны (Приложение А).

Также можно проследить увеличение количества субъектов хозяйствования, исключенных из государственного реестра в связи с утратой доминирующего положения. На взгляд автора - это связано с тем, что очень сложно конкурировать в условиях кризиса. Крупные предприятия, укоренившиеся на товарном рынке, смогли удержаться на плаву, чего нельзя сказать о малых или вновь появившихся, которым пришлось пробиваться в неравной борьбе, зачастую путем недобросовестной конкуренции.

Это привело к резкому скачку нарушения антимонопольного законодательства в 2010 году, когда только начинает набирать силу, антимонопольное регулирование, а государство руководствуется международными нормами и опытом других стран. Однако в 2012 году показатель нарушений антимонопольного законодательства опять вырос и это в основном правонарушения связанные с использованием товарных знаков (знаков обслуживания), что приводит к смешению с товарными знаками правообладателя (Хипп&ко к ОАО «Гамма вкуса»), а также использования технологий производства только при условии покупки у правообладателя этой технологии необходимых для производства компонентов (ООО «Харвист-Милк» к ОАО «Полоцкий молочный комбинат»).


Заключение

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.

. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

. Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена, прежде всего, построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

. Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

. Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

Многие белорусские граждане регистрируют на себя товарный знак, используемый на импортных товарах, и запрещают всем конкурентам импортировать в Беларусь и продавать здесь товары, обозначенные этим товарным знаком.

И столкнувшись с такой ситуацией, субъекты хозяйствования не всегда знают, как им следует поступать. Процедура преследования нарушителей через законодательство о недобросовестной конкуренции на сегодняшний день для Беларуси несколько экзотична и широко не используется.

О том, что нарушителей в данном случае необходимо преследовать именно таким образом, знают либо юристы с большим практическим опытом в данной сфере, либо те, кто через такую процедуру уже проходил.

Кого-то может испугать длительность процедуры (в общей сложности - с учетом возможных обжалований - она может занять около двух лет). И этот аспект действительно является проблемой, которую необходимо решать законодателю, а также пользоваться подобной процедурой чаще.

Ведь за два года конъюнктура рынка может здорово измениться и лицу, чьи права нарушил недобросовестный конкурент, положительное решение может уже не понадобиться. Более того, белорусские суды не взыскивают такую категорию убытков, как упущенная выгода. Поэтому недобросовестный конкурент заинтересован в затягивании процедуры - имея необоснованное преимущество, он особо ничем не рискует. Даже если признают его действия недобросовестной конкуренцией, и отменят через два года регистрацию товарного знака. За два года он заработает достаточно (и денег, и клиентов), чтобы затем этим воспользоваться. А потерпевший от недобросовестной конкуренции свои убытки с него не взыщет.

Да, в КоАП и УК имеются соответствующие статьи, которые предусматривают ответственность за недобросовестную конкуренцию. Однако практика их применения настолько мала, что вряд ли кто-то серьезно опасается быть привлеченным к ответственности по этим нормам.

. Поэтому белорусскому законодателю необходимо серьезно поработать над увеличением привлекательности процедуры преследования за недобросовестную конкуренцию, и в частности процедуры признания недействительной правовой охраны товарных знаков в случае, если связанные с регистрацией действия владельца товарного знака признаны антимонопольным органом или судом недобросовестной конкуренцией.

Не совсем понятно, зачем растягивать на год процедуру признания недействительной правовой охраны товарного знака (6 месяцев Апелляционному совету дается на рассмотрение возражений, 6 месяцев - на вступление решения Апелляционного совета в силу). Для этой процедуры вполне хватило бы двух месяцев: один - на рассмотрение, один - на вступление в силу.

И совсем непонятно, зачем предусматривать, что срок рассмотрения обращения о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции составляет 2 месяца, если на практике он растягивается на полгода и больше. В данном случае, на наш взгляд, необходимо четко выдерживать установленный законодательством срок. Тогда ценность процедуры борьбы с недобросовестной конкуренцией только увеличится.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.083 с.)