Контроль экономической концентрации




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль экономической концентрации



Законодательство Беларуси предусматривает предварительный контроль экономической концентрации антимонопольныморганом. Целью такого контроля является предупреждение возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Закон различает два вида экономической концентрации, требующей предварительного антимонопольного <http://consumermarket.ru/> контроля: создание союзов, ассоциаций, концернов и других объединений, а также создание холдинговых компаний, приобретение акций, паев, долей в уставных капиталах хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган Беларуси вправе отказать в согласии на создание объединений, если это может привести к ограничению конкуренции. Антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке [30;14].

Хотя данный законодательный акт включает в себя положения по антимонопольной и конкурентной деятельности, на деле же проблемы развития конкуренции остаются нерешенными. Анализ состояния конкурентной среды на различных рынках в РБ свидетельствует о том, что несмотря на существование конкурентного законодательства продолжают существовать сферы, где формирование конкурентных отношений либо вообще не происходит, либо происходит крайне медленно.

На проведение антимонопольной политики, в том числе, был направлен и Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (от 19.01.1993 г. с новыми редакциями 1995 г., 1996 г., 1999 г.). На данный момент его заменил Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» в ред. Закона Республики Беларусь от 16.07.2010 N 172-З. Законом определялись правовые основы разгосударствления и приватизации с целью создания эффективной социально ориентированной экономики. Однако на практике этот Закон фактически не работал [42].

Всего по состоянию на 1 января 2002 г. в Республике Беларусь реформировано 3474 государственных и арендных предприятий, что составляло 18,7% от общего числа предприятий республики. Из них 857 - республиканской и 2617 - коммунальной собственности. Из общего числа реформированных предприятий 1418 - преобразовано в акционерные общества, 721 - выкуплено трудовыми и арендными коллективами, 943 - проданы на аукционе, 385 - по конкурсу. На преобразованных предприятиях работало около 750 тысяч человек.

В отраслевом разрезе реформировано 1093 предприятия торговли, 240 - общественного питания, 395 - бытового обслуживания населения, 584 - агропромышленного комплекса, 380 - промышленности, 233 - строительные предприятия.

По состоянию на начало 2002 года в республике работало 37% предприятий негосударственной формы собственности. Мало это или много с точки зрения формирования конкурентной среды экономики?

Исходя из теории рыночной экономики, достигнутый уровень реформирования государственной собственности в республике явно недостаточен, ведь приватизация должна содействовать достижению устойчивого развития экономики, позволяющего ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятия. Последнее создает предпосылки для развития предпринимательства, появление предприятий различных форм собственности. Формирование конкурентной среды может происходить тогда, когда доля государственных предприятий не превышает 30-40%. Утопией является мнение, бытующее в стране, что все государственные предприятия могут работать на рыночных условиях без изменения отношений собственности. Государственные предприятия смогут работать по рыночным правилам только при условии формирования конкурентной, рыночной среды. Она предполагает наличие конкурирующих предприятий с различной формой собственности. Неслучайно многие государственные предприятия испытывают большие трудности с реализацией своей продукции.

По состоянию на 1 января 2002 года в республике было 18571 предприятие с учетом бюджетных организаций, в том числе 11654 предприятий государственной и 6874 - частной собственности. Для формирования и развития конкурентной среды, исходя из мирового опыта, из указанного числа предприятий в негосударственной собственности должно было быть 11150 - 13000 предприятий. Таким образом, при сохранении сложившихся темпов преобразования государственной собственности рыночная, конкурентная среда в республике может быть создана через 35 - 40 лет.

В некоторых случаях приватизация приводит к ликвидации нежизнеспособных фирм, которые раньше удерживались на плаву благодаря правительственным субсидиям и покровительству. Банкротства, закрытие и ликвидация предприятий отнюдь не свидетельствуют о неправомерности приватизации. Закрытие убыточных фирм - как государственных, так и частных - может высвободить активы для их продуктивного использования, снять бремя с экономики и обеспечить возможности для более плодотворных капиталовложений и создания новых рабочих мест. На данный момент Предприятий с около нулевой рентабельностью в Беларуси почти половина, а неплатежеспособных больше трети.

Об этом говорится в опубликованном отчете Национального статистического комитета Республики Беларусь «оциально.-.экономическое положение Республики Беларусь в январе - апреле 2012 г.». Однако если рассмотреть данные о рентабельности более подробно, то окажется, что значительная часть белорусских предприятий работает с рентабельностью не выше 5%

Согласно статистике 44,7% всех организаций работают с рентабельностью от 0 до 5%. В промежуток от 5 до 10% попадают еще 21,2% компаний и столько же имеют рентабельность в пределах от 10 до 20% [33].

В погоне за выполнением плановых показателей по выпуску продукции многие белорусские предприятия отгружают свои товары буквально под честное слово. Это приводит к росту дебиторской задолженности и в особенности ее просроченной части. Так, на 1 апреля 2012 г. просроченная дебиторская задолженность белорусских компаний достигла 13,4 трлн рублей, или около $1,65 млрд в эквиваленте. С начала года эта цифра выросла на 15,5%. Рост числа таких организаций не может продолжаться бесконечно, и по достижению определенной критической массы может наступить кризис платежеспособности, когда большинство компаний будет не в состоянии оплатить или отсрочить оплату получаемого товара. Это является одной из основных проблем в связи с которой отсутствует конкурентная среда.

Практически во всех законодательных актах Республики Беларусь по данной проблеме особое внимание уделяется, прежде всего, ограничению монополистической деятельности субъектов хозяйствования. Вопросы же формирования конкурентной среды в республике остаются мало проработанными. И не случайно, дополнительно к принятым законам разрабатывается множество подзаконных актов, которые часто подменяют собой суть закона. Поэтому проблемы, касающиеся формирования, применения и совершенствования белорусского антимонопольного законодательства, требуют комплексного научного исследования. Сегодня обращается внимание на необходимость совершенствования нормативного регулирования защиты конкурентного процесса. Недостаточная правовая разработанность этих вопросов препятствует эффективному регулированию экономических отношений в РБ. Принятые же Законы фактически не действуют (Закон о ценообразовании и др.)

Итоги формирования и применения конкурентного законодательства и в России, и в Беларуси можно охарактеризовать следующим образом. Цели создания и развития конкуренции на товарном рынке законодательством о конкуренции не достигнуто, хотя в отдельных отраслях наметилась тенденция к формированию конкурентной среды. Не удалось ослабить действие монопольных структур, оставшихся от советского периода, особенно в Республике Беларусь; имеет место поступательное формирование новых монопольных структур.

Кроме того, законодательство Республики Беларусь значительно уже по рассматриваемой проблеме, чем в России. Это, в свою очередь, делает необходимым для Республики Беларусь принятие дополнительных законодательных актов (Закон о естественных монополиях и др.) в целях унификации законодательства при условии формирования Союзного государства.

Многие правовые проблемы обусловлены главным образом тем, что законодательство о конкуренции с самого начала рассматривалось как направленное против монополистической деятельности. При разработке законодательства не принималось во внимание, во - первых, сама цель развития конкурентных отношений, во - вторых, особенности национальных условий, заключающиеся в полном отсутствии конкурентных отношений, что требовало разработки жестких мер конкурентного регулирования и делало создание стимулирующих норм первоочередной задачей. Однако, вместо того, чтобы способствовать созданию соответствующих конкурентных отношений, законодательство о конкуренции пыталось лишь ослабить имеющуюся ограничительную практику.

 Проблемы правового поля

Можно сформулировать общие проблемы правового поля по данному вопросу для двух стран:

. Нерешенность проблемы демонополизации рынка. Если в России эта проблема возникает в связи с созданием холдингов, объединений на базе приватизированных предприятий с целью сохранения бывших монопольных структур. То в Республике Беларусь торможение процессов демонополизации идет при поддержке государства.

. Недостаточность положительного влияния иностранного предпринимательства на конкуренцию на внутреннем товарном рынке. В частности, в Республике Беларусь наблюдается негативное отношение к иностранному предпринимательству, для которого созданы дополнительные барьеры вхождения на внутренний рынок; формирование не равных условий для функционирования иностранного и отечественного бизнеса.

3. Тормозит развитие конкурентных отношений и несовершенство налогового законодательства. В Беларуси существует 12 общегосударственных налогов и сборов. Кроме того, субъекты хозяйствования производят отчисления в ряд государственных фондов (поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной <http://consumermarket.ru/> науки, содействия занятости, охраны природы, фонд энергосбережения).

Дополнительной проблемой для Республики Беларусь является проблема перехода к свободному ценообразованию.

В настоящее время союз России и Беларуси формализован Договором и Уставом от 2 апреля 1997 г. В развитие Договора разработан ряд программ, направленных на развитие Союза России и Беларуси. Однако остается актуальной проблема формирование однородных правил регулирования конкуренции для единого экономического и правового пространства.

На этом процесс формирования антимонопольного законодательства не завершится. В дальнейшем с расширением границ Евросоюза, развитием отечественных экономик, вступлением в ВТО России, Беларуси, других стран потребуется проведение дальнейшей работы по унификации законодательства разных стран, формирующих единое мировое рыночное пространство.





Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.012 с.)