Недобросовестная конкуренция: международно-правовой аспект




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недобросовестная конкуренция: международно-правовой аспект



 

В большинстве зарубежных стран меры по пресечению недобросовестной конкуренции интегрированы в антимонопольное законодательство. Однако есть и такие страны, где приняты специальные законы о недобросовестной конкуренции. Так, например, в Германии действует Закон о недобросовестной конкуренции 1909 года, в который вносились изменения и дополнения. Он подробно регламентирует как проблемы недобросовестной конкуренции, так и антимонопольные меры, сочетая в себе нормы материального и процессуального права [11, с. 63].

В Великобритании борьба с недобросовестной конкуренцией осуществляется как на основе норм «общего права» и уголовного законодательства, так и на основе специальных законов, например Закона о конкуренции 1980 года, Закона о товарных знаках 1887 года и ряде других [12, с. 65].

Таким образом, поскольку в разных странах экономическое развитие имеет свою специфику, то и принимаемые в них законы о недобросовестной конкуренции базируются на различных основаниях: общеконституционных принципах, принципах гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законов.

Важно отметить, что любой закон о недобросовестной конкуренции должен быть приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в плане выработки и применения мер, которые, будучи адекватным и конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной торговой практики.

Практически нет международных актов, регулирующих недобросовестную конкуренцию. В большинстве из имеющихся источников лишь провозглашается принцип свободы конкуренции как таковой.

На сегодняшний день основным международным договором, регулирующим вопрос недобросовестной конкуренции, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (в редакции 1967 г.) [36].

В Европейском союзе основные нормы по этому вопросу содержатся в Римском Договоре о создании ЕЭС (теперь ЕС): ст. 85 и ст. 86. Этот Договор запрещает, как несовместимые с общим рынком, определенные виды неправомерной торговой практики, которые могут затронуть торговые отношения между членами ЕС и которые преследуют цель предотвратить, ограничить, или исказить конкуренцию на общем рынке. Соглашения, подпадающие под этот запрет, являются недействительными.

Однако нормы Договора применяются только к соглашениям, которые могут затронуть торговлю между членами ЕС, и не действуют формально за его пределами, хотя отношения фирм какой-либо страны ЕС с фирмами из других стран, не членов ЕС, могут попасть под регулирование, являющееся общим для стран ЕС [4, с. 15].

В рамках ООН огромное значение имеет также «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой», одобренный Резолюцией 35-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1980 года с последними изменениями в 2000 года.

В рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) проблемы конкуренции включены в Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) в статью VIII «Монополии и эксклюзивные поставщики услуг» и в статью IX «Деловая практика». ГАТС является механизмом, при помощи которого устанавливаются ограничения права членов ВТО вводить меры, препятствующие международной торговле услугами, т.е. те меры, которые могут препятствовать конкурентной борьбе между субъектами из различных стран-членов ВТО.

Однако концепция конкуренции, идеологически пронизывая всю систему ВТО и ее документы, юридически зафиксирована в последних лишь ограниченно и частично. Так же обстояло дело и в Генеральном соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ): «В противовес Гаванской хартии (так называют Устав Международной торговой организации, принятый в марте 1948 г., но в силу так и не вступивший) ГАТТ лишь косвенно затрагивает вопросы конкуренции. Гаванская хартия интегрировала вопросы конкуренции в проблематику международной торговли, опередив в этом, как и в других вопросах, свое время. ВТО не рассматривает вопросы конкуренции во всей их международной значимости. Со стороны многих государств высказывалась критика такого ограничительного подхода к вопросам конкуренции и пожелание дополнить пакет ВТО еще одним соглашением - соглашением по конкуренции» [19, с. 168].

В составе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) функционирует «Комитет по вопросам конкуренции», среди важнейших документов которых можно назвать Рекомендации по сотрудничеству между странами участницами в связи с антиконкурентной практикой, которая касается международной торговли (1995 г.), и Рекомендации Совета ОЭСР по эффективной деятельности против злостной картельной практики (1998 г.).

В рамках СНГ важное влияние на развитие конкуренции оказывает Договор о проведении согласованной антимонопольной политики государств-участников СНГ [29].

Подводя итог, отметим, что регулирование недобросовестной конкуренции в условиях современного мирового рынка характеризуется стремлением государств выработать эффективные методы на основе деловой практики и этики бизнеса, существующей на внутреннем рынке и,

одновременно, сформировать общую культуру конкуренции на мировом рынке посредством деятельности международных организаций и выработки ими комплексов двух- и многосторонних соглашений.

Важно то, что в различных государствах существуют разные подходы к регулированию недобросовестной конкуренции. Более того, действия, признаваемые в одной стране недобросовестной конкуренцией, в другой могут таковой не считаться.

Таким образом, на современном этапе, который характеризуется процессами интеграции и глобализации, остро встает вопрос о выработке не просто эффективного законодательства по регулированию конкуренции в рамках одного государства, но и выработке норм регулирования поведения хозяйствующих субъектов на мировом рынке. В силу культурных отличий, отличий в традициях, уровнях развития общества и экономики разных стран создание унифицированного акта, регулирующего конкуренцию, является очень сложной задачей. Однако в перспективе представляется возможным и целесообразным создание Конвенции или многостороннего Договора о регулировании конкуренции и, в частности, защите от недобросовестной конкуренции на мировых рынках. Унифицированный акт, по моему мнению, должен, прежде всего, содержать однозначное, единообразное определение понятий «конкуренция», «недобросовестная конкуренция», «монополистическая деятельность» и т.п. и, кроме того, определить четкие критерии отнесения тех или иных действий к актам недобросовестной конкуренции.

Немаловажным представляется также и утверждение единого порядка урегулирования споров по вопросам недобросовестной конкуренции. Принятие подобного унифицированного акта может существенно облегчить деятельность компаний на международных рынках, сделав механизм международно-правового регулирования недобросовестной конкуренции более прозрачным.





Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.008 с.)