Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2 . Сравнительная характеристика антимонопольного законодательства Беларуси и России
Законодательство Республики Беларусь по проблеме антимонопольного и конкурентного регулирования несовершенно и требует доработки по двум позициям: унификация нормативных актов по аналогии с действующим законодательством в России, поскольку внешняя торговля страны ориентирована главным образом на Россию, и с позиции доведения его до работающего законодательства. В этой связи поучителен опыт России в создании такого законодательства. Одной из важнейших прерогатив государственного регулирования, выполнения функции «государство защищающее» является создание полноценного правового пространства, как важнейшего условия системной трансформации. Стабильность и последовательность законодательства чрезвычайно важна в любой ситуации, но при системной социально-экономической трансформации данный вопрос приобретает особое значение. Прежде всего, сам характер <http://consumermarket.ru/> переходной экономики предполагает высокий динамизм нормативно-правовой базы. Переход экономики в рыночной системе обуславливает масштабные изменения нормативных актов - как по количеству отменяемых законов, актов, так и по глубине изменяемых регулирующих норм. Также на первый план выходит проблема устойчивости принимаемых нормативных актов. Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, включающую правила о поддержке добросовестной конкуренции, а также о предупреждении (ограничении и пресечении) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Анализ формирования и развития антимонопольного законодательства стран с рыночной экономикой позволяет сделать некоторые выводы для совершенствования правового поля стран с переходной экономикой. Тем более что при разработке первых законодательных и нормативных актов по антимонопольному регулированию и Россия и Беларусь использовали положения законодательства США, Германии и других стран [44, c. 92]. В настоящее время следует говорить о том, что конкурентное законодательство двух стран требует дальнейшей доработки. Это связано с тем, что законодательство двух стран было направлено, прежде всего, против существования монополий, при том, что фактически не был проработан вопрос формирования конкурентных отношений.
Основополагающее место в системе законодательства в России занимает Конституция страны. В нее включены положения о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, ограничении монополизма, о правовых основах единого рынка. И хотя в ряде Конституций зарубежных стран также имеются аналогичные нормы, но для России, с ее высокой степенью монополизации экономики, такие положения особенно актуальны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении органов России. Поэтому антимонопольное законодательство, регулируя отношения в рамках всей территории страны, является федеральным. Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности. Свобода экономической деятельности - комплексная категория, включающая в себя предусмотренные и гарантированные законом: ) право субъекта экономической деятельности начинать, вести и прекращать ее в любой не запрещенной сфере и форме; ) право получать, использовать и передавать достоверную экономическую информацию; ) свободу от принудительной и необоснованной деятельности, как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов; ) право на защиту интересов экономически слабой стороны в ходе хозяйственной деятельности; ) право любого субъекта экономической деятельности на обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и должностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению свободы экономической деятельности. Конституции устанавливает (часть 1 ст. 8), что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статьи Конституции получили развитие в конкурентных законах. Антимонопольное законодательство, помимо Конституции, представлено системой законодательных актов. Центральное место принадлежит Закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Это был первый российский антимонопольный закон, он опирался на богатый опыт подготовки и применения законодательства о конкуренции зарубежных стран. В частности, в Законе использовалась концепция антимонопольного регулирования, основные экономические и юридические понятия, специфические юридические конструкции, типа соответствующий рынок, доминирующее положение, существенное ограничение конкуренции. Закон является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:
охраны и поощрения конкуренции; осуществления контроля над хозяйствующими <http://consumermarket.ru/> субъектами, обладающими существенной экономической властью на товарном рынке; регулирования процессов конкуренции на товарных рынках и контроля над структурой рынка; защиты прав и интересов потребителей; содействия малому предпринимательству [46]. Закон о конкуренции и иные нормативные акты, входящие в состав антимонопольного законодательства, подробно регламентируют все многообразие данных правовых средств, цели и порядок их применения на различных стадиях антимонопольного регулирования в РФ. Цель административно-правовых средств антимонопольного регулирования состоит в том, чтобы: предупредить, ограничить и пресечь монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию; обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков в РФ. Общим объектом воздействия правовых средств антимонопольного регулирования являются экономические отношения, складывающиеся на товарных рынках в Российской Федерации и тесным образом связанные с конкуренцией. Адресатами антимонопольного регулирования в соответствии с российским законодательством являются, прежде всего, финансово-промышленные группы, холдинги, иные хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти, должностные лица, руководители крупных предприятий. Включение в состав адресатов антимонопольного регулирования наряду с хозяйствующими субъектами органов государственной власти отражает особую ситуацию, сложившуюся в экономике Российской Федерации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.248.212 (0.02 с.) |