Недобросовестная конкуренция: национальный правовой аспект




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недобросовестная конкуренция: национальный правовой аспект



 

С точки зрения правового регулирования недобросовестной конкуренции можно выделить три группы стран. К первой группе относятся страны, в которых преследование недобросовестной конкуренции осуществляется на основе общих положений гражданского права об ответственности за внедоговорное правонарушение, деликт. На основании этих норм судебной практикой разработано понятие и определены виды недобросовестной конкуренции. К таким странам относятся Франция, Италия, Нидерланды, а также некоторые другие страны. Действующее во Франции законодательство о конкуренции (ордонанс № 86-1243 от 1 декабря 1986 года «О свободе цен и свободе конкуренции» и декрет № 86-1309 от 26 декабря 1986 года о порядке применения указанного ордонанса) выделяет антиконкурентную практику, ограничительную практику и экономическую конкуренцию как действия, создающие угрозу рынку и представляющие нарушение правил свободного предпринимательства.

Во вторую группу входят страны, в которых принято законодательство о недобросовестной конкуренции, определяющее как общее понятие, так и конкретные составы правонарушений из недобросовестной конкуренции. К ним относятся Германия (где Закон о недобросовестной конкуренции был принят в 1909 году), Австрия, Испания, Швейцария, Греция, Япония, Канада и некоторые другие.

Третью группу составляют страны, где защита против недобросовестной конкуренции осуществляется как на основе общих норм гражданского законодательства о деликтах, так и на основе норм, содержащихся в специальном законодательстве (в законах о конкуренции, в частности). К числу таких стран относятся Великобритания, Бельгия, США и ряд других стран. Например, в Англии может быть предъявлен иск из гражданского правонарушения, основанный на требовании из нарушения доверия, клеветы, смешении, а также иск на основе Закона о конкуренции 1980 года, Закона о купле-продаже товаров 1979 года, Закона о товарных знаках 1887 года и т. п.

25 января 2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15 июля 2007 г. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания».

В нем, в частности, в новой редакции излагается ст. 25 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания», которая определяет основания для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Подпунктом 1.3 пункта 1 ст. 25 Закона определено, что предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным полностью или частично в течение срока действия правовой охраны, если связанные с регистрацией действия владельца товарного знака признаны антимонопольным органом или судом недобросовестной конкуренцией.

Таким образом, указанная норма закрепила возможность напрямую обращаться в суд в целях защиты хозяйствующим субъектом своих прав и законных интересов от любых направленных на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действий хозяйствующих субъектов-конкурентов, которые противоречат Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (недобросовестная конкуренция).

Дела об установлении факта недобросовестной конкуренции в судебном порядке подведомственны судам, в соответствии с разграничением подведомственности, указанном в Гражданском процессуальном и Хозяйственном процессуальном кодексах Республики Беларусь.

В частности, судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь подведомственны гражданские дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности (недобросовестная конкуренция, в части неправомерного использования товарных знаков (знаков обслуживания) (ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь) [7].

В системе хозяйственных судов рассматриваются дела по иным, не связанным с использованием объектов промышленной собственности, фактам нарушения антимонопольного законодательства, в части недобросовестной конкуренции.

Факт недобросовестной конкуренции в административном порядке может быть установлен антимонопольным органом, функции которого в соответствии с нормой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» выполняет Министерство экономики на товарных рынках республики, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов - на товарных рынках областей (г. Минска).

Порядок принятия решения определяется Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 61.

Важно отметить: заявления, подаваемые в антимонопольный орган должны содержать сведения и документы, установленные данной Инструкцией и подтверждать истинность сведений, изложенных в заявлении, содержать материалы, которыми заявитель обосновывает свои требования.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции заявление, подаваемое в Департамент, должно содержать:

сведения о заявителе и о хозяйствующем субъекте, в отношении которого подано заявление (наименования с указанием организационно-правовой формы, почтовые и юридические адреса, иная информация);

описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на соответствующий пункт статьи 14 Закона, в которой содержаться формы недобросовестной конкуренции, существо требований, с которыми обращается заявитель;

информацию об основных видах деятельности заявителя, производимых и поставляемых на рынок товарах, географических границах деятельности, объемах производства и реализации товаров.

В случае отсутствия изложенных сведений, а также документов, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства (письменных доказательств), антимонопольный орган вправе отказать в принятии заявления по факту нарушения антимонопольного законодательства.

При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечением специалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного пресечения или следует обратиться в суд и т.п.

Говоря об административных способах защиты, следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции относится к одной из основных задач «антимонопольного органа» (в настоящее время антимонопольное регулирование в Республике Беларусь входит в компетенцию департамента ценовой политики Минэкономики):

) Предписание антимонопольного органа.

Предписание представляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства.

) контрреклама.

Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера состоит в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях ликвидации вызванных ею последствий.

) отзыв товара от потребителя.

Недобросовестная конкуренция может причинить вред не только предпринимателям-конкурентам, но и потребителям. В таких случаях применяются средства, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

) недействительность сделок.

Все сделки должны соответствовать императивным требованиям законодательства о конкуренции и монополиях. Но так как на практике это происходит не всегда, встает вопрос об особом гражданско-правовом последствии незаконных сделок - их недействительности.

За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствования несут юридическую ответственность. В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, они могут налагаться антимонопольным органом (Департамент ценовой политики является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономики Республики Беларусь, который осуществляет специальные функции в сфере разработки и реализации государственной антимонопольной политики [10]) или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствие с нормами, предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашений и осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестную конкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты [47].

В соответствии со ст. 1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.

В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков [7].

Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст.ст. 244-250 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Это действия, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, установлением или поддержанием монопольных цен, принуждение к совершению сделки или отказу от нее, ограничение конкуренции, незаконное использование деловой репутации конкурента и ее дискредитация, распространение ложной информации о товарах (услугах) и иные нарушения антимонопольного законодательства [49].

 





Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.007 с.)