ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства антимонопольного регулирования



 

Средствами антимонопольного регулирования в соответствии с Российским законодательством являются: предписание, согласие, согласование, решение о разделении, внесение в реестр, склонение к добровольному прекращению нарушения, заключение договора, наложение взыскания Законодателем предусмотрен целый ряд мер по предупреждению монопольных действий прежде, чем будет применено наложение взыскания.

Средствами антимонопольного регулирования как инструментов борьбы с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией в своей основе содержат правовые ограничения, касающиеся деятельности зафиксированных в Законе о конкуренции субъектов. Использование этих ограничений вызвано необходимостью сдерживания неправомерного поведения в экономической сфере и защиты публичных интересов. Подобные ограничения, распространяясь на четко определенный круг субъектов, имеют как позитивный, так и принудительный характер. Первый проявляется в том, что законодатель ориентирует соответствующие субъекты на добросовестное, добровольное и своевременное реагирование в случае применения в отношении них конкретных средств регулирования. В то же время не исключается применение и негативных, т.е. принудительных, силовых мер (ограничений) за нарушения антимонопольного законодательства.

Большую группу инструментов антимонопольного воздействия образуют средства, применяемые в целях предупреждения противоправной антиконкурентной практики и контроля над экономической концентрацией. Основное содержание таких средств заключается в обязанности ответственных за антимонопольную деятельность лиц выполнять такие действия:

во-первых, всесторонне информировать антимонопольные органы о предполагаемых организационно-хозяйственных изменениях;

во-вторых, выполнять решение антимонопольного органа, принятое по итогам анализа полученной информации.

Перечень организационных структур включает в себя:

) хозяйствующие субъекты, имеющие балансовую стоимость активов свыше 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

) хозяйствующие субъекты, имеющие балансовую стоимость активов свыше 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

) объединения коммерческих организаций (союзы или ассоциации);

) государственные и муниципальные унитарные предприятия, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке превышает 35%;

) хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (либо группы лиц, контролирующие деятельность указанных субъектов).

В отношении нарушителей антимонопольного законодательства предусмотрено применение гражданской ответственности и антимонопольных предписаний. Гражданская ответственность призвана лишить экономического смысла монополистическую деятельность. В этом случае субъекты монополистической деятельности лишаются монопольной прибыли. Согласно законодательству России в случае нарушения антимонопольных законов нарушители обязаны перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения антимонопольного законодательства. Если действием хозяйствующего субъекта, нарушающим антимонопольное законодательство, причинены убытки другому хозяйствующему субъекту либо иному лицу, эти убытки подлежат возмещению причинивших их хозяйствующим субъектом в соответствии с гражданским законодательством.

Республика Беларусь имеет довольно развитое законодательство, регулирующее процессы демонополизации, приватизации и развития предпринимательства (Приложение А). Основным законодательным актом является Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», 1 июля 1999 года вступил в силу новый Гражданский кодекс, приняты и действуют Инвестиционный и Банковский кодексы. Принят Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», вступили в силу Закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Закон «О рекламе».

Однако эффективность законов определяется не только их содержанием, но, прежде всего, практикой их применения. Довольно часто правоприменительная практика расходится с нормами законов. Макроэкономические изменения неоднозначно влияют на ход процессов демонополизации и развития конкуренции в разных отраслях и регионах республики. Сформировавшийся в условиях дефицита недостаточно диверсифицированный потребительский спрос, преобладание антиконкурентного сознания у предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и неполнота первичной экономической информации создают дополнительные трудности для развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.

Можно отметить следующие проблемы, характерные для антимонопольного и конкурентного законодательства Республики Беларусь.

) нестабильность законодательства. При этом среди основных причин нестабильности, можно назвать частое регулирование отношений подзаконными актами.

) не комплексность и недостаточная согласованность нормативных актов друг с другом. Так уже более двух лет действует новый Гражданский Кодекс, однако до сих пор не приняты законы, им предусмотренные.

) гиперболизированная роль государства в регулировании экономических отношений. В Республике действует сплошная разрешительная система (регистрация субъектов хозяйствования, лицензирование, цены и др.), а также система запретов и наказаний за огромное количество нарушений.

) Недостаточные гарантии прав собственности. Существует дискриминация в отношении негосударственной собственности при закупке сырья, выдаче различных разрешений и др.

Каждый из конкурентных законов включает в состав применимого законодательства соответствующие нормы Конституции Республики Беларусь. Конституция (часть 1, ст. 13) определяет, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Также государствогарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако на практике такого равенства пока нет. Государство всеми мерами, иногда и объективно поддерживает производителя, в том числе и неэффективно работающего [20].

Основным законодательным актом в области антимонопольного и конкурентного законодательства в Республике Беларусь является Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Этим Законом юридически закреплялись основные положения антимонопольного регулирования, направленные на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При реализации идеи формирования конкурентной среды белорусское <http://consumermarket.ru/> законодательство из-за отсутствия собственного опыта ориентировалось на апробированные модели зарубежных правовых актов. В целом, это правильно, так как в развитых странах мира антимонопольное законодательство имеет более чем вековую историю и нацелено на то, чтобы «гарантировать работоспособность и результативность конкурентной экономической системы. Но, с другой стороны, нормы, принципы и практика применения права других стран не смогли в полной мере адекватно отразить современное состояние белорусской экономики.

По закону монополистическая деятельность может проявляться в следующим формах.

) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке (ст. 5).

Запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметьсвоим результатом ограничение конкуренции, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей посредством:

создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке;

установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов.

) соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции (ст. 6).

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет <http://consumermarket.ru/> целью или результатом:

раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

необоснованное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

необоснованное ограничение производства товаров.





Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.011 с.)