Методические комментарии к материалу экзамена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические комментарии к материалу экзамена.



1. Европейская «новая драма» конца XIX – начала ХХ вв. в историко-культурном контексте: Генрик Ибсен, Август Стриндберг, Герхарт Гауптман, Бернард Шоу, Морис Метерлинк.

Эстетика и менталитет конца XIX века. Общественно-духовная ситуация, истоки смены нравственной и художественной парадигм рубежа веков.

Феномен «новой драмы» в культуре конца XIX – начала ХХ вв. Тесная связь «новой драмы» с философией, эстетикой, этикой, естественными науками – всем, что составляет духовно-культурную атмосферу эпохи. Философские основания и эстетические принципы «новой драмы». Радикальный характер перемен, произошедших в драматургии. Влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ (от натурализма до символизма) на формирование «новой драмы». Обращение к проблемам современной действительности как решающее условие возникновения «новой драмы», стремление изобразить актуальные жизненные конфликты. «Новая драма» как реакция на кризис европейской театральной системы, восходящей к Ренессансу. «Новая драма» как одно из важнейших оснований становления и формирования режиссерского театра.

Генрик Ибсен (1828-1906) – новатор и первопроходец «новой драмы», создатель психологической драмы и философской «драмы идей», во многом определившей художественный облик современной мировой драматургии.

Ибсен накануне создания «новой драмы»: национально-героическая тематика и романтическое звучание ранних драм Ибсена. Идеальный герой, противостоящий обществу («Бранд», 1865). Уход героя от действительности, кризис личности («Пер Гюнт», 1866).

Острое звучание социальной и нравственной проблематики в реалистических драмах Ибсена, принцип аналитической композиции, формирование символистских тенденций («Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882)). Драма «Кукольный дом» как выражение художественной формы и идей «новой драмы», значение финальной дискуссии (Шоу полагал, что благодаря дискуссии в финале пьесы «Кукольный дом» «покорил Европу и основал новую школу драматического искусства»). Острота психологического конфликта в аналитической драме «Привидения», концентрация событий, единство времени и места, роль дискуссии, настроения, подтекста, символики.

Раскрытие судеб и характеров героев с помощью поэтических символов и аллегорий в драме «Дикая утка» (1884). Исследование глубин душевной жизни, проблема свободы и ответственности личности в пьесе «Гедда Габлер» (1890).

Новые черты в поэтике поздней драматургии Ибсена: сомнение в «достаточности собственного реализма», иррациональное истолкование происходящих событий, усиление обобщенно-условного плана, доминирование символистской направленности в пьесах «Строитель Сольнес» (1892) и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899). Протест Ибсена против одномерно-символистского истолкования поздних пьес («Я не ищу символы, а изображаю живых людей»). Стремление человека к идеалу в философско-психологической драме «Строитель Сольнес», раскрытие содержания пьесы через поступки и мысли героев, наполненные символическими смыслами.

Роль Ибсена в развитии норвежского театра. Пьесы Ибсена на сцене европейского и отечественного театров. 

Теоретик и экспериментатор «новой драмы» Август Стриндберг (1849-1912). Реалистический характер ранних исторических пьес Стриндберга («Мастер Улаф», (1872)). Стриндберг и Ницше. Т. Манн о Стриндберге («Оставаясь вне школ и течений, возвышаясь над ними, Стриндберг всех их вобрал в себя. Натуралист и столько же неоромантик, он предвосхищает экспрессионизм... и вместе с тем является первым сюрреалистом...»).

Конфликт между «женским» и «мужским» началом в пьесе «Отец» (1887). Теория камерного (интимного) театра Стриндберга в предисловии к пьесе «Фрекен Жюли» (1888). Глубокий внутренний конфликт психологической драмы «Фрекен Жюли». Своеобразие понимания Стриндбергом натурализма («великий натурализм», «грандиозное искусство»), особенности стриндберговского диалога, концентрация действия, теория драматического характера. Одноактная пьеса как «формула будущей драмы». Историческая драма Стриндберга «Эрик XIV» (1900) в постановке Е. Вахтангова (1921): «…Пылкий поэт, острый математик, четкий художник, необузданный фантазер», обреченный быть королем. Условно-обобщенная форма философско-символических пьес Стриндберга, отражающих субъективную картину мира, контраст между материальным и духовным, видимостью и сущностью. («Игра снов» (1902), «Соната призраков» (1907) и др.). Режиссерские принципы Стриндберга. Стриндберг и русский театр.

Герхарт Гауптман (1862-1946). Натуралистические тенденции в ранней драматургии Гауптмана, «Перед восходом солнца» (1889) – первая современная проблемная драма Германии. Сложность творческой эволюции Гауптмана. Ницшеанские мотивы и проблема творческой личности в драматической сказке «Потонувший колокол» (1896), обращение к поэтической традиции немецкого романтизма. Психологизм и гуманистическое звучание драмы «Перед заходом солнца» (1932), мотив трагического одиночества человека.

Бернард Шоу (1856-1950) – основоположник театра идей, «создатель интеллектуального театра XX века».

Шоу и Ибсен. Анализ Шоу идейно-художественного новаторства норвежского драматурга в статье «Квинтэссенция ибсенизма» (1891). «Новая драма» стала обсуждать «проблемы, характеры и поступки, имеющие непосредственное значение для самой зрительской аудитории» и в этом, по мнению Шоу, ее главная особенность. Действительность как источник материала драмы Шоу («Я ничего не создал, ничего не выдумал, ничего не извратил, я всего лишь раскрыл драматические возможности, таящиеся в реальной действительности»). Необходимость сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и мнений. Противопоставление драмы идей «хорошо сделанной драме». Интерес к Вагнеру, Марксу, Ницше, идеям «Фабианского общества». Спор с Шекспиром.

«Дома вдовца» (1892) – начало «новой драмы» в Англии. Острое социальное звучание, обличительный пафос пьесы «Профессия миссис Уоррен» (1894).

Отрицательное отношение Шоу к трагедии, юмор как одна из главных составляющих поэтики драматурга, органичное соединение комического и трагического. Сущность драматического конфликта в комедии «Пигмалион» (1913), особенности построения характеров, использование гротеска, мифологический план. «Дом, где разбиваются сердца» (1917) – «фантазия в русском стиле на английские темы», духовный кризис европейской интеллигенции, опыт обращения к традициям Л. Толстого и А. Чехова. Символический план пьесы, новые черты реализма Шоу (философское иносказание, фантастика, парадоксальность, политический гротеск). Шоу на сцене русского театра.

Феномен символизма в культуре рубежа XIX-XX вв. Теория и практика символистской драмы в творчестве Мориса Метерлинка (1862-1949). Философские основания театра Метерлинка. Метерлинк о задачах и смыслах творчества («Сокровище смиренных» (1896)), полемика с «шекспировским» началом в драме, с театром натуралистической ориентации. Несовпадение «внутреннего» и «внешнего» действия, идея «двух диалогов» в драме, роль «тайны», рока. Драма «молчания», «ожидания» («статическая» драма), театр марионеток. Метерлинк о «настоящем трагизме жизни», драма как диалог «живого существа и его судьбы». Символические смысли слепоты в пьесах «Слепые» (1891), «Непрошенная» (1891), «Там внутри» (1894). Соотношение символа и аллегории в пьесе «Слепые». Судьба маленького человека в драмах о смерти-роке, бунт против смерти-рока в пьесе «Смерть Тентажиля» (1894). «Театр покоя» и поиск мудрости в повседневном в пьесе «Синяя птица» (1908). Метерлинк на сцене русского театра.

 

Литература:

1. Адмони В. Г. Генрик Ибсен. – М., 1956.

2. Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.

3. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 5,6. – М., 1970, 1974.

4. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

5. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

6. Зарубежная литература ХХ века / Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд. испр. и доп. — М., 2004. (C. 24-67: гл. «Западноевропейская «новая драма» (А. В. Сергеев))

7. Новая драма рубежа ХIХ–ХХ веков: проблематика, поэтика, пути сценического воплощения: материалы научной конференции 8–10 ноября 2013 года. — СПб., 2014.

8. Образцова А. Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX вв. – М., 1984.

9. Пирсон Х. Бернард Шоу. – М.,1972.

10. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

11. Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. – М., 1973.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.01 с.)