Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции театра ХХ века В европейском историко-культурном контексте: гордон крэг, антонен арто, бертольт Брехт, ежи гротовский.
Режиссура ХХ века в историческом, философском и общекультурном контексте эпохи. Режиссер как автор театральной концепции. Связь режиссерского искусства с методологией и стилем актерской игры, с театральной школой. Гордон Крэг (1872-1966) – английский режиссер, художник и теоретик театра. Крэг и европейский символизм. Поиски сценической выразительности в синтетическом театре красок, света, музыки, пластики, уход от литературного театра. Крэг-теоретик («Искусство театра», 1905): отказ от реализма, «будущее искусство, которое выльется из движения», автор спектакля − режиссер, воображение как источник вдохновения. Актер в театре Г. Крэга: «новая форма актерства, состоящая главным образом в символических жестах», теория актера-сверхмарионетки. Реформа сценического пространства: возвращение в театр архитектуры, замена плоскости объемом, система ширм. Шекспир в театре Крэга, «Гамлет» Г. Крэга и К. С. Станиславского в МХТ (1911). Г. Крэг и театр кукол. Отражение театральных поисков Крэга в современном театре. Антонен Арто (1896-1948) – французский режиссер и теоретик театра, поэт, художник и сценограф, прозаик, сценарист, драматург, актер театра и кино, философ, сформировавшийся как творческая личность в традиции авангардистской культуры первой половины ХХ в. Актерская школа, пройденная в театре-студии «Ателье». Влияние символистской эстетики на формирование теории театра Арто. Выходит из-под влияния эстетики «Картеля четырех» и обращается к формирующейся авангардистской эстетике сюрреализма. Арто – идеолог и практик сюрреалистического театра. Отказ от имитации жизни в театре, создание на сценических подмостках высшей реальности как цели театра. Сценическое воплощение сюрреалистических идей в спектаклях театра «Альфред Жарри». Знакомство в 1931 г. с традиционным театром острова Бали: начало разрыва с сюрреалистической концепцией театра и толчок к оформлению модели театра жестокости. Концепция театра жестокости, предполагающая перестройку сознания, использование театра в качестве инструмента. Театр нового типа, воспринимающийся как жизненная необходимость и апеллирующий к коллективному бессознательному, к архетипу. Обращение к глубокой традиции: ритуалу, мифу. Причины оживления интереса к мифу. Особенности феномена мифа в ХХ веке. Первый манифест театра жестокости (1932). Жестокость как центральное понятие концепции Арто. Возможность «взаимообнажения театра и жизни» (театр и его двойник). Поиски нового языка театра: языка пространства и движения, стоящего «на полпути от жеста к мысли». «Иероглиф» как инвариант внешних проявлений театрального языка. Реформа сценического пространства: отказ от традиционного разделения пространства театра на «сцену» и «зал». Актер в театре Арто. Идеи Арто и мировой театр.
Бертольт Брехт (1898-1956) – драматург, режиссер и теоретик театра. Теория эпического (диалектического, «неаристотелевского») театра Брехта. Отказ от аристотелевского катарсиса, утверждение театра критической мысли, где разум противостоит инстинкту. Драматургические и сценические приемы эпического театра (рассказ, преследующий дидактические цели, рассказчик-комментатор событий, монтажный принцип построения пьесы, зонги и др.). Центральное понятие театра Брехта – эффект очуждения. Цель очуждения – выработать критическое мышление, превращение знакомого в непривычное как механизм очуждения. Отказ от «гипнотического» театра и театра, приносящего наслаждение. Особая роль музыки в брехтовском театре. Актер в театре Брехта: требование «показывать показ», «никогда не растворяться в подражаемом», сохранения «известной дистанции между собой и изображаемым», «глашатай авторской мысли». Активизация зрительского восприятия на фоне известных сюжетов в пьесах «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж», «Кавказский меловой круг» и др. Создание «театра III тысячелетия» («Берлинер ансамбль», 1949). Влияние театральной теории и практики Брехта на театр ХХ в. Идеи театра Брехта и мировой театральный процесс. Ежи Гротовский (1933-1999) – польский режиссер-реформатор и теоретик театра. От «Театра 13 рядов» к «Театру-лаборатории»: исследование границ и возможностей театра и человека-актера (спектакли «Фауст» Марло, 1963; «Акрополис» Выспянского, 1964; «Стойкий принц» Кальдерона, 1965; «Apocalipsis cum figuris», 1968). Гротовский и идеи Станиславского. Гротовский и Арто. Брук о Гротовском. Отход от практики создания спектаклей (1973), «пара-театральные» эксперименты, исследование «исполнительских техник» в Театре Истоков (1976). Мастерская в Понтедере (Италия, 1985). Вùдение театра как проводника, носителя телесных и духовных импульсов, как движителя взлета.
Литература: 1. Искусство режиссуры. ХХ век. – М., 2008. 2. Искусство режиссуры за рубежом (Первая половина ХХ века). Хрестоматия. – СПб., 2004. 3. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 6,7. – М., 1970, 1985. 4. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005. 5. Максимов В. И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре ХХ века. – СПб., 2014. 6. Хрестоматия по истории зарубежного театр а. – СПб., 2007. Крэг Г. 7. Бачелис Т. И. Шекспир и Крэг. – М., 1983. 8. Гаевский В. Крэг // Гаевский В. Флейта Гамлета. Образы современного театра. – М., 1990. 9. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001. 10. Крэг Г. Воспоминания. Статьи. Письма. – М., 1988. 11. Спектакли двадцатого века. – М., 2004. Арто А. 12. Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима. – М., 1993. 13. Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000. 14. Барро Ж.-Л. Арто // Воспоминания для будущего. – М., 1979. 15. Максимов В. И. Антонен Арто, его театр и его двойник // Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000. 16. Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и обзоры. – СПб., 2002. 17. Эслин М. Арто (главы из книги) // Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000. Брехт Б. 18. Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. – М.,1979. 19. Брехт Б. «Малый органон» для театра // Брехт Б. Собр. соч. В 5-ти т. Т5/1. – М.,1965. 20. Клюев В. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М.,1966. 21. Копелев Л. Брехт. – М.,1969. 22. Фрадкин И. Бертольт Брехт. Путь и метод. – М.,1965. Гротовский Е. 23. Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. – М., 2003. 24. Гротовский Е. К Бедному театру. – М., 2009. 25. Степанова П. Театр без кулис: театральные опыты Ежи Гротовского. – СПб., 2008. 26. Театр Гротовского. Сборник. – М., 1992. 27. Швыдкой М. Е. Питер Брук и Ежи Гротовский. Опыт параллельного исследования // Театр Питера Брука. Взгляд из России. Сборник статей и материалов. – М., 2000.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.007 с.) |