Концепции театра ХХ века В европейском историко-культурном контексте: гордон крэг, антонен арто, бертольт Брехт, ежи гротовский. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции театра ХХ века В европейском историко-культурном контексте: гордон крэг, антонен арто, бертольт Брехт, ежи гротовский.



Режиссура ХХ века в историческом, философском и общекультурном контексте эпохи.

Режиссер как автор театральной концепции. Связь режиссерского искусства с методологией и стилем актерской игры, с театральной школой.

Гордон Крэг (1872-1966) – английский режиссер, художник и теоретик театра. Крэг и европейский символизм. Поиски сценической выразительности в синтетическом театре красок, света, музыки, пластики, уход от литературного театра. Крэг-теоретик («Искусство театра», 1905): отказ от реализма, «будущее искусство, которое выльется из движения», автор спектакля − режиссер, воображение как источник вдохновения. Актер в театре Г. Крэга: «новая форма актерства, состоящая главным образом в символических жестах», теория актера-сверхмарионетки. Реформа сценического пространства: возвращение в театр архитектуры, замена плоскости объемом, система ширм. Шекспир в театре Крэга, «Гамлет» Г. Крэга и К. С. Станиславского в МХТ (1911). Г. Крэг и театр кукол. Отражение театральных поисков Крэга в современном театре.

Антонен Арто (1896-1948) – французский режиссер и теоретик театра, поэт, художник и сценограф, прозаик, сценарист, драматург, актер театра и кино, философ, сформировавшийся как творческая личность в традиции авангардистской культуры первой половины ХХ в. Актерская школа, пройденная в театре-студии «Ателье». Влияние символистской эстетики на формирование теории театра Арто. Выходит из-под влияния эстетики «Картеля четырех» и обращается к формирующейся авангардистской эстетике сюрреализма. Арто – идеолог и практик сюрреалистического театра. Отказ от имитации жизни в театре, создание на сценических подмостках высшей реальности как цели театра. Сценическое воплощение сюрреалистических идей в спектаклях театра «Альфред Жарри». Знакомство в 1931 г. с традиционным театром острова Бали: начало разрыва с сюрреалистической концепцией театра и толчок к оформлению модели театра жестокости. Концепция театра жестокости, предполагающая перестройку сознания, использование театра в качестве инструмента. Театр нового типа, воспринимающийся как жизненная необходимость и апеллирующий к коллективному бессознательному, к архетипу. Обращение к глубокой традиции: ритуалу, мифу. Причины оживления интереса к мифу. Особенности феномена мифа в ХХ веке. Первый манифест театра жестокости (1932). Жестокость как центральное понятие концепции Арто. Возможность «взаимообнажения театра и жизни» (театр и его двойник). Поиски нового языка театра: языка пространства и движения, стоящего «на полпути от жеста к мысли». «Иероглиф» как инвариант внешних проявлений театрального языка. Реформа сценического пространства: отказ от традиционного разделения пространства театра на «сцену» и «зал». Актер в театре Арто. Идеи Арто и мировой театр.

Бертольт Брехт (1898-1956) – драматург, режиссер и теоретик театра. Теория эпического (диалектического, «неаристотелевского») театра Брехта. Отказ от аристотелевского катарсиса, утверждение театра критической мысли, где разум противостоит инстинкту. Драматургические и сценические приемы эпического театра (рассказ, преследующий дидактические цели, рассказчик-комментатор событий, монтажный принцип построения пьесы, зонги и др.). Центральное понятие театра Брехта – эффект очуждения. Цель очуждения – выработать критическое мышление, превращение знакомого в непривычное как механизм очуждения. Отказ от «гипнотического» театра и театра, приносящего наслаждение. Особая роль музыки в брехтовском театре. Актер в театре Брехта: требование «показывать показ», «никогда не растворяться в подражаемом», сохранения «известной дистанции между собой и изображаемым», «глашатай авторской мысли». Активизация зрительского восприятия на фоне известных сюжетов в пьесах «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж», «Кавказский меловой круг» и др. Создание «театра III тысячелетия» («Берлинер ансамбль», 1949). Влияние театральной теории и практики Брехта на театр ХХ в. Идеи театра Брехта и мировой театральный процесс. 

Ежи Гротовский (1933-1999) – польский режиссер-реформатор и теоретик театра. От «Театра 13 рядов» к «Театру-лаборатории»: исследование границ и возможностей театра и человека-актера (спектакли «Фауст» Марло, 1963; «Акрополис» Выспянского, 1964; «Стойкий принц» Кальдерона, 1965; «Apocalipsis cum figuris», 1968). Гротовский и идеи Станиславского. Гротовский и Арто. Брук о Гротовском. Отход от практики создания спектаклей (1973), «пара-театральные» эксперименты, исследование «исполнительских техник» в Театре Истоков (1976). Мастерская в Понтедере (Италия, 1985). Вùдение театра как проводника, носителя телесных и духовных импульсов, как движителя взлета.

 

Литература:

1. Искусство режиссуры. ХХ век. – М., 2008.

2. Искусство режиссуры за рубежом (Первая половина ХХ века). Хрестоматия. – СПб., 2004.

3. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 6,7. – М., 1970, 1985.

4. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

5. Максимов В. И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре ХХ века. – СПб., 2014.

6. Хрестоматия по истории зарубежного театр а. – СПб., 2007.

Крэг Г.

7. Бачелис Т. И. Шекспир и Крэг. – М., 1983.

8. Гаевский В. Крэг // Гаевский В. Флейта Гамлета. Образы современного театра. – М., 1990.

9. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

10. Крэг Г. Воспоминания. Статьи. Письма. – М., 1988.

11. Спектакли двадцатого века. – М., 2004.

Арто А.

12. Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима. – М., 1993.

13. Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000.

14. Барро Ж.-Л. Арто // Воспоминания для будущего. – М., 1979.

15. Максимов В. И. Антонен Арто, его театр и его двойник // Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000. 

16. Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и обзоры. – СПб., 2002.  

17. Эслин М. Арто (главы из книги) // Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000.

Брехт Б.

18. Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. – М.,1979.

19. Брехт Б. «Малый органон» для театра // Брехт Б. Собр. соч. В 5-ти т. Т5/1. – М.,1965.

20. Клюев В. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М.,1966.

21. Копелев Л. Брехт. – М.,1969.  

22. Фрадкин И. Бертольт Брехт. Путь и метод. – М.,1965.

Гротовский Е.

23. Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. – М., 2003.

24. Гротовский Е. К Бедному театру. – М., 2009.

25. Степанова П. Театр без кулис: театральные опыты Ежи Гротовского. – СПб., 2008.

26. Театр Гротовского. Сборник. – М., 1992.

27. Швыдкой М. Е. Питер Брук и Ежи Гротовский. Опыт параллельного исследования // Театр Питера Брука. Взгляд из России. Сборник статей и материалов. – М., 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.007 с.)