Теоретические основы понятия «акмеологическая позиция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы понятия «акмеологическая позиция»



(по Н.В. Сосновских) [33]

 

Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф., Родионова Н.Ф. и др. Позиция - наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Позиция - способ реализации базовых ценностей субъекта в его взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности. В этой связи обретение позиции - не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности.
Мясищев В.Н. Позиция - это «интеграция доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе».
Андреева Г.М., Асмолов А.Г., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В. и др. Позиция, как система отношений, характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического. Отношения, а, следовательно, и позиция, рассматриваются как ядро субъектности, выступают не только условием развития человека, но и важным показателем его зрелости. Позиция характеризует «место» человека в его жизнедеятельности: является он истинным ее субъектом или живет, влекомый обстоятельствами. Осознанность - одна из важнейших характеристик позиции человека.
Деркач А.А., Бодалев А.А., Кузьмина Н.В., Максимова В.Н., Полетаева Н.М. Акмеологическая позиция есть субъектная позиция человека, его устойчивое стремление к достижениям, к самореализации творческого потенциала и жизненных сил в гуманистически оправданных видах деятельности. Акмеологическая позиция также является результатом ценностно-смыслового самоопределения личности, избирающей приоритетные ценности - здоровье, жизненный успех и духовность. Такая позиция будет интегрировать в себе такие сущностные характеристики, как установка на свободный и самостоятельный выбор, собственное отношение к реальным ценностям на успех, на активность, на достижения.
Борытко Н.М. Выявить функции личности или иного воспитательного феномена в развитии и жизнедеятельности человека - значит обнаружить ту роль, которую этот феномен выполняет в жизни человека как целостного существа. Всякое целое проявляет свои сущностные особенности в структуре функций.

 

Соответственно, одним из актуальных вопросов видится определение сущности, структуры, функциональных характеристик акмеологической позиции учащихся основной и старшей школы в контексте их возрастных особенностей.

Итак, акмеологическую позицию возможно определить как готовность личности к акту самоопределения в каждой конкретной образовательной ситуации, направленному на достижения в учебной, личностной и социальной сферах, что в дальнейшем будет определять активность и стремление личности к достижениям в будущей профессиональной деятельности [33].

Таким образом, все указанные исследователи признают, что акмеологический подход в образовании позволяет формировать у обучающихся высокую мотивацию достижений, стремление к максимальной реализации своих интеллектуальных и личностных ресурсов, к успеху, к творчеству, к высоким результатам в различных видах деятельности, к духовному развитию и духовной зрелости, то есть акмеологическую позицию.

Акмеологическая позиция не просто раскрывает отношение личности к миру, к обществу и к себе, но и выражает в первую очередь особое, значимое для субъекта, отношение к определённым жизненным ценностям, к деятельности, к познанию, как устойчивых регуляторов его жизнедеятельности и поведения. Акмеологическая позиция ученика, сформированная в юном возрасте, будет залогом его успеха в дальнейшей жизни, в его профессии.

Акмеологическая позиция обусловлена особенностями личности, сформированными, под влиянием социальных факторов и условий, формируется и проявляется в социуме. Безусловно, образовательная и воспитательная деятельность в процессе обучения в школе оказывает существенное влияние на формирование акмеологической позиции обучающегося.

Мы определяем акмеологическую позицию учащегося 9-11 классов как готовность личности к познанию и самопознанию, к преодолению трудностей и к волевым усилиям, к рефлексии и самокоррекции в целях саморазвития и самореализации в учебной, личностной и социальной сферах, что будет определять её активность и самостоятельность, а также обеспечивать позицию личности как ТВОРЦА, ЛИДЕРА И ИССЛЕДОВАТЕЛЯ на основах гуманизма.

Закладывая основы акмеологической позиции у младших школьников и учитывая несформированность в этом возрасте эмоционально-смысловой и функциональной сфер личности, нестабильность системы ценностных установок, необходимо и целесообразно акцентировать внимание на формировании таких качеств, как адекватность самооценки, рефлексивность, стремление к познанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.004 с.)