Теоретические основы понятия «акмеологическая позиция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы понятия «акмеологическая позиция»



(по М.И. Лукьяновой)[33]

 

Функция самопонимания

В.И. Пузько [58] Сегодня понимание перестало быть результатом естественного становления человека в культуре, но обнаруживает себя как творческий потенциал субъекта, как присвоение и выработка личностных смыслов, как результат напряжённого усилия быть, как защита от скрытой манипуляции в ситуации социокультурного кризиса. Цель самопонимания – «произведение» личностного смысла в языке традиции, предрассудков как форм культурного опыта, но осуществляется оно в применении опыта «чужого» к себе во внутреннем диалоге души с самой собой. Таким образом, цель самопонимания – не только присвоение смысла «Я», но и движение субъекта в область грядущего смысла за пределы самого себя.
Н.М. Борытко [16] Понять категорию смысла можно лишь в контексте субъектности индивида в культуре, которая «предъявляет» ему ценности, значения, нормы, знания. Всё это приобретает личностный смысл только благодаря активной деятельности человеческого сознания. Ценности, значения, нормы, знания можно и передать; смыслы – только предъявить. Они не могут быть усвоены, а лишь выработаны, открыты, обнаружены в результате поиска, как следствие внутренней работы, благодаря собственным духовным исканиям, активности индивида. В этом отношении интересно семантическое сопоставление слов «осознать» и «осмыслить»: если первое имеет значение «принять», то второе - «выработать собственное отношение».
В. Франкл [76] Смыслы не даются человеку произвольно, они должны им ответственно находиться, иначе он теряет свою субъектность, свою автономию.

Функция самореализации

В.И. Андреев [6] Образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, обучение в самообучение, социализация в в самореализацию при условии, если человек активно владеет философской, психологической и педагогической культурой, т.е. становится и философом, и психологом, и педагогов для самого себя.
Н.В. Борисова [13] Самореализация – универсальная способность субъекта к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил. Проявляется в таких ее характеристиках, как самостоятельность (способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии), свобода (способность к автономному поведению, саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию), творчество (способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки).
Функция самоутверждения Н.М. Борытко, О.А. Мацкайлова и др. [16] Самоутверждение – это осознание себя и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта. Характер подобного предъявления проявляется в стремлении обучающегося к высокой внешней оценке и самооценке своей личности и в определённых стратегиях поведения. Теоретически и эмпирически выделяют три стратегии самоутверждения - самоподавление, конструктивное самоутверждение и доминирование
Функция саморазвития Н.К. Сергеев, О.С. Газман, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов [16] Саморазвитие - обязательная составляющая современного образования, показатель субъектности индивида на всех этапах его образования. Саморазвитие как составляющая акмеологической позиции тесно связано с процессами целеобразования, рефлексии, взаимодействия, саморегуляции

Функция самооценки

В. Франкл [76] Быть человеком означает быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, и ценностям, требующим реализации.
Н.М. Борытко [16] Самооценка – это оценка субъектом самого себя, своих учебных и профессиональных способностей, профессиональных качеств и роли в творческом преобразовании себя и окружающих обстоятельств
Л.Н. Борисова [13] Уровень самооценки отражает степень собственного достоинства и характер направленности поступков обучающихся.
А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др. [23] Составляющие самооценки: самооценка результата (оценка достигнутого) и самооценка потенциала (оценка своих возможностей). Первая отражает удовлетворенность (или неудовлетворенность) собственными достижениями, а вторая - веру в свои силы, в способность реализовать свои планы и намерения, выстраивать перспективу. Поэтому низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является одним из факторов акмеологического развития.

Анализ функций помог выявить не только содержание, но и структуру акмеологической позиции ученика. Эмоционально-смысловая составляющая, обеспечивающая функции самопонимания и саморазвития, является основанием акмеологической позиции. Деятельностно-ценностная составляющая, отвечающая за функции самооценки и саморазвития, раскрывает механизм становления и развития акмеологической позиции учащегося. А поведенчески-нормативная составляющая, благодаря которой происходит самореализация и самоутверждение обучающегося в профессионально-образовательной деятельности, раскрывает интенции процесса становления акмеологической позиции, её результативный аспект уже на стадии вузовского обучения (см. Схема 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.005 с.)