Формирование акмеологической позиции учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование акмеологической позиции учащихся



ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ

В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(Теоретическая разработка)

 

 

Тема РИП: «ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

Директор школы: Дырдин Д.А.

Зам. директора по НМР: Батырова А.Е.

 

Научный руководитель: Лукьянова М.И.,

доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой менеджмента и образовательных

технологий УлГПУ им. И.Н. Ульянова

 

Ульяновск, 2019

Аннотация

 

В работе дано теоретико-методологическое обоснование формирования акмеологической позиции в воспитательном пространстве образовательного учреждения, в том числе описаны такие понятия как «акмеологический подход в образовании», «воспитательное пространство». Приведён теоретический анализ феномена «позиция», сущность и структура «акмеологической позиции» применительно к учащимся 9-11 классов (когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-регулятивный, деятельностный (или поведенческий).

Дана модель процесса формирования акмеологической позиции в воспитательном пространстве лицея, состоящая из концептуального, ресурсного, мотивационного, процессуального и критериально-результативого блоков. Рассматриваются показатели её сформированности у школьников.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. Анализ проблемы формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации……………………………………………....     3-12
   
Определение термина «позиция» …………………………………. 13-15
Характеристика акмеологического подхода и акмеологической позиции личности …………………………………………………..   15-29
Теоретические основы понятия «воспитательное пространство» 30-39
Структурная характеристика акмеологической позиции учащихся ……………………………………………………………   40-56
Модель процесса формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве учреждения…………     57-62
Литература ………………………………………………………….. 63-68

 

 


 

Введение.

Гипотеза исследования:

Формирование акмеологической позиции учащихся будет успешным при следующих условиях:

- раскрыто содержание структурных компонентов акмеологической позиции личности, что становится основой для определения содержания процесса ее формирования в условиях воспитательного пространства многопрофильного лицея;

- определены основные направления развития воспитательного пространства многопрофильного лицея на основе активной реализации акмеологического подхода и широкого использования акмеологических технологий;

- обеспечивается повышение компетентности педагогов в вопросах реализации акмеологического подхода, освоении акмеологических технологий при организации воспитательного пространства лицея в контексте формирования акмеологической позиции учащихся.

Для проверки и гипотезы и решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

1. теоретические:

- анализ нормативно-правовой и методической документации и философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ подходов к формированию акмеологической позиции;

- синтез и обобщение положений педагогических, психологических, акмеологических, социологических теорий;

- моделирование;

2. Эмпирические:

- методы психолого-педагогической диагностики (косвенное и включённое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, проективные методики, экспертная оценка);

- опытно-экспериментальная работа.

3. Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

4. Информационные: информатизация процесса анкетирования и разработка удобных форм подсчёта результатов анкетирования.

Методологической основой исследования выступят базовые концептуальные подходы: личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), акмеологический (А.А. Бодалев, A.А. Деркач, Ю.А. Гагин, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимов и др.), компетентностный (В.А. Козырев, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, B.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.), аксиологический (О.С. Анисимов, А.Г. Здравомыслов и др.), личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.И. Андреев и др.), идеи субъектной активности личности в процессе её жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)

Основными методологическими принципами изучения личности и организации воспитательного пространства, в котором будет формироваться акмеологическая позиция личности, будут принципы психологии, педагогики, акмеологии:

- гуманизма;

- системности;

- процессуальности;

- субъектности;

- доступности;

- совместной деятельности;

- учёта возрастных особенностей личности;

- психологического детерминизма личности;

- признания развития личности;

- активности личности.

Новизна исследования заключается в том, что будет раскрыта структура акмеологической позиции как личностного новообразования школьника, обоснованы содержание ее компонентов и их функции; будут выявлены подходы и принципы, совокупность которых определяет процесс формирования акмеологической позиции в воспитательном пространстве образовательной организации.

Теоретическая значимость исследования:

- будет осуществлен разносторонний и многоаспектный теоретический анализ проблемы формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации;

- будет разработана модель формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве лицея, которая отразит ее целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты, условия ее эффективности, спроектирует психолого-педагогическое сопровождение данного процесса;

- будет разработан критериальный аппарат, необходимый для изучения динамики в развитии акмеологической позиции учащихся в условиях воспитательного пространства образовательной организации;

- будут выявлены возможности и потенциал воспитательного пространства образовательной организации как условия формирования и развития акмеологической позиции учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику деятельности образовательной организации модели формирования акмеологической позиции учащихся в условиях воспитательного пространства образовательной организации. Разработанный диагностический инструментарий позволит выявить динамику в развитии акмеологической позиции учащихся, уровни сформированности их мотивации к достижениям. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться основой для создания организационного, содержательного и методического проектирования воспитательного пространства образовательной организации с целью обеспечения эффективного процесса формирования акмеологической позиции учащихся.

По результатам проведенного исследования будут подготовлены и внедрены в образовательную практику МПЛ комплект программ внеурочной деятельности, что позволит обеспечить развитие у обучающихся акмеологической позиции, повысить их активность в образовательной и общественно-полезной деятельности.

Кроме того, выявленные в ходе исследования организационно-управленческие и психолого-педагогические аспекты формирования акмеологической позиции учащихся позволят осуществить их эффективное применение в других учреждениях образования региона.

Достоверность результатов исследования будет обеспечена:

- обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций и обращением к смежным к педагогике отраслям знания (философия, психология, акмеология, социология);

- регулярной оценкой результатов по таким научным критериям как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение;

- длительностью исследования – необходимым условием тщательного анализа результатов (количественного и качественного), а также устойчивой повторяемости результатов;

- большим объёмом выборки при проведении формирующего эксперимента;

- применением методического комплекса, соответствующего предмету, целям, задачам исследования;

- использованием научных методов исследования, в т.ч. математического и информационного метода обработки результатов.

 


 

Структурная характеристика

В отечественной науке

 

ФИО Понятие «Лидер» Понятие «Лидерство»
В.П. Пугачёв «это символ общности и образец поведения группы» [57] «основывается на определенных потребностях сложно организованных систем, в т.ч. на потребности в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Это достигается благодаря вертикальному (управление-подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей» [57]
Н.С. Жеребцова «это член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей» [26] «…процесс стимуляции и нацеливания группы решать или принимать общие задачи и действительно заботиться о средствах, ведущих к достижению этих целей. Л-во помогает группе решать общие задачи, а затем их достигать» [26]
Н.П. Беляцкий «первый, основной участник процесса или отдельного акта лидерства» [9] «процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определённых целей» [10]
Р.С. Немов, И.Р.Алтунина «член группы, пользующийся в ней авторитетом и способный оказать влияние на поведение и сознание остальных членов группы, что связано с системой личных взаимоотношений» [43] «процесс добровольного признания остальными членами группы, готовыми подчиняться и следовать за лидером» [42]

Таким образом, лидерство – способность оказывать влияние на личность или всю группу для достижения определённых целей. Лидер – это личность, способная объединять людей для достижения этой цели. Оба понятия имеют значение только вместе с понятием «цель».

Остановимся немного на типологии лидерства. Широко известна классификация, связанная с легитимностью лидера – «формальный» (официально назначенный, даже узаконенный юридически) и «неформальный лидер» (реально распознаваемый коллективом).

Л.И. Уманский выделил шесть типов лидера по характеру функций лидера [62]:

- организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

- инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

- генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

- эрудит (отличается обширностью знаний);

- эталон (является центром эмоционального притяжения, служит образцом, идеалом);

- мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Е.М. Бабосов, О.Г. Носкова, Р.С. Немов классифицировали лидеров в зависимости от их восприятия группой [43]:

1) «один из нас» (не выделяется среди членов группы, «первый среди равных», волею случая или удачи оказавшийся легитимным лидером);

2) «лучший из нас» (выделяется из группы по многим параметрам и в целом считается образцом для подражания);

3) «хороший человек» (ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности, готовности прийти на помощь);

4) «служитель» (стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени).

Лидер ведет себя в соответствии собственной «Я – концепцией». В «Образе-Я» более или менее ясно аккумулируются восприятия, мысли и чувства Лидера по отношению к самому себе. Формирующая роль в данном процессе у самооценки.

Травмированная или заниженная самооценка приводит к сильной потребности во власти как в средстве компенсации.

Лидер с низкой самооценкой попадает в зависимость от своих последователей. Он более реактивен, то есть чувствителен к обратной связи, и изменяет свою самооценку и поведение в зависимости от одобрения или неодобрения других. Он постоянно недоволен собой, и доказывает самому себе, что он чего-то стоит, однако взятые барьеры его уже не радуют. Заниженная самооценка толкает Лидера на «великие» завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Сферой самоутверждения и компенсации заниженной самооценки для него часто становится политика.

Лидер с более высокой самооценкой менее зависим от внешних обстоятельств, имея стабильные внутренние стандарты, на которых и основывает свою самооценку. Но имея завышенную самооценку, он переоценивает собственные качества, упивается любым собственным успехом, не замечает внешней и внутренней реакции на свое поведение или относится к критике как к нападкам на него завистников. У него нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением.

Лидер с адекватной самооценкой - наилучший вариант. Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная связь между последствиями его деятельности и поведения и ним самим работает надежно. Такой Лидер уважительно и высоко оценивает других лидеров, не боится, что его унизят, обойдут. В совместной деятельности выбирает стратегию, которая дает ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами. Отсутствие невротического компонента в самооценке приводит, как правило, к отсутствию такового и в его деятельности, и в его поведении.

Стремление лидировать – одна из ведущих потребностей ребёнка. Лидерами, по мнению некоторых психологов, рождаются, но большинство склоняются к тому, что лидерские качества возможно формировать и развивать в процессе жизнедеятельности, в том числе в процессе обучения и саморазвития.

Проблема лидерства в социологии, психологии, политологии, педагогике является одной из наиболее важных и дискуссионных проблем. Но это не значит, что её нельзя касаться в школе. Очень важно формировать лидерские качества именно в педагогически организованной среде на базе гуманных ценностей. Тогда лидер – формальный или неформальный – будет действовать в группе, имея перед собой гуманные цели. Такое лидерство не будет асоциальным или негативным.

На наш взгляд, Лидером является тот человек, который обладает перечисленными выше качествами - активность, ответственность, самостоятельность, свидетельствующими о наличии акмеологической позиции.

Каждый человек по природе своей – Исследователь. Спонтанное, неосознаваемой исследование свойственно любому человеку и животному. Исследовательская активность и исследовательское поведение во многом определяют степень адаптивности в приспособлении к условиям окружающей среды.

Первоначальным мотивом такого поведения выступает любознательность или любопытство, так называемый рефлекс «что такое?» по словам И.П. Павлова [47]. Исследовательский рефлекс – базисное свойство психики организма, определяющее его жизнеспособность в такой изменчивой и непредсказуемой среде обитания.

Среди основных факторов возникновения бескорыстного исследовательского поведения выделяют: новизну предмета или изменение пространства; контрастность и интенсивность раздражителей, обогащённость среды; возрастные, половые и иные факторы; активность других побуждений (например, на фоне голода, исследовательский интерес угасает) [79].

Во многих видах жизнедеятельности человека исследование, будучи средством познания, выступает значимой способностью выстраивания взаимодействия человека и мира.

Однако в культуре заложены достаточно противоречивые нормативы по отношению к человеку-Исследователю. Социальные отношения, стереотипы, как выражение потребности в стабильности и определённости, формируют представления о незыблемости мира. Внутреннее стремление к определённости, подкрепляемое социокультурными средствами тормозит в нас стремление к исследованию. Внешняя среда требует от нас принятия и соблюдения нормативов, а критическое отношение к ним воспринимается как нежелательное и наказуемое. Позиция конформизма выигрышна для успешной адаптации, особенно в стабильной ситуации, но она несостоятельна в ситуации неопределённости, нестабильности.

С появлением науки выделилась особая группа людей, главным видом деятельности которых является исследование. С развитие общества наука стала одной из ведущих производительных сил. За время своего развития наука выработала богатый инструментарий осуществления исследовательской деятельности.

Исследовательский подход становится всё более актуальным в образовании. Исследование – универсальная способность личности, так или иначе включённая во многие виды деятельности, основа познания.

Исследовательская позиция – это не только позиция, возникающая помимо воли человека в ситуации неопределённости, но и настоящая внутренняя потребности искать подобные ситуации, а найдя их, проводить исследование [47].

Эмоционально-смысловой основой исследовательского поведения выступает интерес, который будучи базовой эмоцией человека стимулирует познавательную активность и упорядочивает процессы восприятия и внимания человека.

«Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений, интеллекта. Интерес - единственная эмоция, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества» [28].

Мотивы Познания и Самореализации – основа исследовательской позиции. Рядом – мотивы достижения успеха.

Исследовательская позиция подразумевает также рефлексию – к себе самому, как к субъекту деятельности, к самой деятельности на всех её этапах.

Мы различаем понятия исследовательская деятельности и исследовательская позиция. Не всегда в долгом процессе организации исследовательской деятельности, в которую в связи с введением новых федеральных государственных стандартов вовлечены все без исключения учащиеся, формируется именно позиция – Исследователя. Освоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности лишь приблизит к формированию такой позиции. Позиция Исследователя указывает на самостоятельность субъекта исследовательской деятельности, его независимость, познавательный потенциал, развитую рефлексию и адекватную самооценку.

Таким образом, Творец, Лидер, Исследователь – значимые позиции личности, свидетельствующие о сформированности у нее акмеологической позиции.

ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.043 с.)