Акмеологической позиции личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акмеологической позиции личности



 

Понятие «акмеологическая позиция» вошло в современную науку через акмеологию совсем недавно. В понимании его сущности у акмеологов гораздо меньше единства, поэтому рассмотрим это понятие подробнее.

Прилагательное «акмеологическая» происходит от термина «акмеология», и обращает наше внимание на новую науку, возникшую на стыке ряда естественных, общественных и гуманитарных наук в 1980-1990-х годах.

Акмеология занимается исследованиями закономерностей и феноменов самосовершенствования человека, достигающего вершин (от древне-греческого ακμή - акме) в личностно-профессиональном развитии [55].

Цель акмеологии – совершенствование человека, помощь в достижении им акме – высшей точки в личностно-профессиональном развитии на основе гуманизации. Объектом акмеологических исследований, считает Н.В. Кузьмина, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, президент Международной академии акмеологических наук, является целостный человек в пору самореализации его творческой, т.е. созидающей личности [23].

А.А. Деркач, первый проректор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности кадров госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, обобщая исследования основателя акмеологии А.А. Бодалева и Н.В. Кузьминой, уточняет понятие «объект» акмеологии. Это прогрессивно-развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональной деятельности и достигающая вершин в своём развитии [22].

Как мы видим, объективное поле акмеологии уже, чем, например, психологии, изучающей все стадии развития человека. Возникнув, как наука о развитии взрослого человека, первоначально акмеология не занималась проблемами воспитания и образования человека в детском и юношеском возрасте.

В настоящее время акмеология представляет собой систему научных дисциплин с расширенным объективным полем и дифференциацией предметов и методов познания: акмеология профессионального развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); общая и управленческая акмеология (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, В.П. Ситников и др.) спортивная (И.П. Волков), педагогическая (Н.В. Кузьмина, А.М. Зимичев и др.) и т.д.

Педагогическая акмеология выявляет объективные и субъективные факторы профессионализма и креативности как проявлений вершин (акме) в профессиональной деятельности взрослого человека (педагога, работника системы образования) в условиях моделирования продуктивных педагогических систем, в которых формируются эти факторы.

Педагогическая акмеология преобразовалась в акмеологию образования (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.А. Реан, В.Н. Максимова, Е.И. Степанова, Ю.А. Гагин и др.) – комплексную философскую и психолого-педагогическую науку, интегрирующую в образовательной среде знания о развитии человека, о достижении вершин в деятельности и развитии человека в различных типах и видах образовательных систем [21].

Именно в акмеологии образование впервые рассмотрено как самоорганизующаяся система, подвластная законам самореализации природных потенциалов человека в продуктах культуры, обеспечивающих искомые новообразования – духовные продукты в человеке [5].

Основополагающие аспекты педагогической акмеологии и акмеологии образования рассмотрены в работе В.Н. Максимовой «Акмеология: новое качество образования». Автор указывает, что «Акмеология – это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика» [35].

Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и субъектов образовательного процесса: педагога и учащегося.

В контексте обращения к личности ученика объектом своих исследований акмеология видит личность (индивида), имеющую определённый потенциал – «стартовый» набор качеств и свойств - способную к саморазвитию и самосовершенствованию, достигающую определённых вершин в активно-созидающей и социально-полезной творческой, интеллектуальной и иной деятельности. Цель акмеологии в образовании и воспитании: совершенствование на гуманистической основе такой личности (индивида), помощь ей в достижении определённых её потенциалом и возможностями среды результатов. Иными словами, цель акмеологии в образовании - помочь юному человеку стать тем, кем он может стать!

К настоящему моменту акмеология сформировала теоретико-методологические основы, в том числе акмеологические принципы, методы и приёмы, способные усилить развивающий потенциал пространства образовательного учреждения и предоставить новые возможности для решения задач развития личности.

Использование возможностей акмеологии для решения общепедагогических задач назовём акмеологическом подходом к образованию и воспитанию. Акмеологический подход, как совокупность принципов, методов и приёмов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи, в настоящее время является одним из наиболее прогрессивных и перспективных подходов для современного образования.

«Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» [22].

Акмеологический подход ориентирует на прогрессивное, комплексное, оптимальное развитие человека и реализацию им своей сущности в деятельности, общении, жизнедеятельности в целом [3].

Образование перенимает у акмеологии следующие ориентации и принципы к изучению развития личности [22]:

1. Признание внутренних свойств и качеств личности побудительными причинами саморазвития (иными словами – «развитие личности становится движущей силой её дальнейшего развития») – принцип психологического детерминизма;

2. Признание прогрессивного (однонаправленного), гетеросинхронного и целостного развития человека как индивида, индивидуальности, личности и субъекта жизнедеятельности и через преодоление противоречий – принцип развития и многопланового развития человека;

3. Признание активной роли личности в выборе средств и методов своего развития (в образовании - до определённых пределов, не противоречащих безопасности и гуманности процесса) – принцип активности;

4. Признание важности равнонаправленного изучения человека в деятельности (а не человека и деятельности отдельно) - принцип изучения личности как субъекта труда;

5. Признание ценности человека и его способности прогрессивного развития до гуманистических требований общества – принцип гуманизма.

В акмеологии образования акмеологический подход дополнен следующими положениями [35]:

1. Создание педагогических условий для мотивации успеха, актуализации потребности в достижениях у субъектов образовательного процесса, их стремления к высоким результатам, к творчеству;

2. Организацию творческой созидательной деятельности как вариативного образовательного и воспитательного процесса, раскрывающего интеллектуальный и творческий потенциал каждой индивидуальности;

3. Оценку качества образования с позиций интегральных критериев саморазвития и самосовершенствования педагога и ученика в синергетических образовательных системах:

- творческая индивидуальность как высший уровень целостного развития человека;

- здоровье как интегральный критерий жизненных сил человека;

- творчество как высший уровень активности и самостоятельности человека;

- зрелость как интегральный критерий единства развития, образования и воспитания на каждом возрастном этапе взрослеющего человека;

- профессионализм как высший уровень практической реализации сущностных сил человека в его профессиональной деятельности.

В педагогике понятие «акмеологическая позиция» - новое, его распространённость в текстах в последнее время набирает обороты. Также как понятие «позиция», оно не имеет общепринятой формулировки. В научный лексикон его ввели В.Н. Максимова и Н.М. Полетаева. К данному термину эти исследователи обращались в ряду других терминов и понятий, не прорабатывая подробно его структуру и критериальные основы.

В.Н. Максимова раскрывает акмеологическую позицию педагога, как производную его профессионального, личностного и духовного развития, как гуманистическую установку на обеспечение успеха и здоровья каждого, на развитие творчества учителя и ученика в их взаимодействии [34].

К основным признакам акме- позиции обучающегося В.Н.  Максимова в своей книге «Введение в акмеологию школьного образования» относит:

- субъектность как личностную активность обучающегося в освоении различных видов деятельности (как учебной, так и социальной);

- адаптивность как умение принимать условия социально-профессиональной среды, использовать их в целях личностного развития;

- сформированность гуманистических ценностей как системы регулирующей поведение и деятельность личности, определяющей не только мотивационно-потребностную сферу, но и направленность личности на реализацию своего профессионального потенциала;

- стремление к самореализации как полному раскрытию своих способностей, которое возможно лишь в общественно значимой деятельности;

- обучение будущего специалиста различным технологическим процедурам и приемам, используя различные формы и методы обучения;

- создание развивающей акме-среды, способствующей личностному росту обучающегося и становлению личностной и социальной зрелости и др.

Н.М. Полетаева даёт двунаправленное определение понятия «акмеологическая позиция». С одной стороны – это субъектная позиция личности, характеризующаяся неизменным стремлением к достижениям и самореализацией творческого потенциала и жизненных сил в социально-значимой, т.е. гуманистически оправданной (направленной) деятельности. С другой стороны – это результат ценностно-смыслового самоопределения личности в пользу ценностей: здоровье, жизненный успех, духовность как совокупность устойчивых отношений к миру, жизни, образу жизни.

Таким образом, акмеологическая позиция у Н.М. Полетаевой одновременно есть достижение личности и потенциальная сила, составляющая импульс её дальнейшего прогрессивного развития; она аккумулирует и выражает совокупность жизненных ценностей человека, его основные потребности в будущей жизнедеятельности [51].

Гуманистическая ориентация на обеспечение успеха и здоровья, на высокие результаты и достижения, на развитие творческой созидательной деятельности определяют в акмеологически направленном образовательном учреждении не только позицию ученика, но и педагога, побуждая его к поиску инновационных технологий обучения, к отходу от стереотипов, к объективной оценке и рефлексии [51].

А.С. Глинский, как и Н.М. Полетаева, рассматривает в своей работе акмеологическую позицию (акмеологию) как ученика, так и учителя. Акмеология ученика – это совокупность его сегодняшних жизненных смыслов, доминирующих мотивов деятельности, учебной мотивации, умений и навыков учебной деятельности, которая является, наряду с коммуникативной, ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Акмеология учителя – это личностная характеристика профессионала-педагога, совокупность жизненных смыслов педагога, продвигающая его и его учеников к акме [19].

А.А. Деркач объясняет акмеологическую позицию как личностное самоопределение, как состоявшееся самоутверждение в проблемных личностных ситуациях, как преодоление психологического разрыва между наличным состоянием и необходимостью самореализации и самоосуществления. И вновь, как указанные выше исследователи, он говорит о двухвекторности акмеологической позиции - от переосмысления проявления «Я» в ситуации к высшим смыслам личности и от высших смыслов к способам их объективизации [22].

Проблеме самоопределения личности посвящены также исследования Л.И. Божович (психологическая природа самоопределения как потребность развивающейся в социуме личности, как потребность в формировании смысловой системы личности, как устремление в будущее и потребность в выборе профессии); С.Л. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской (самоопределение – как определение субъектом себя через свои действия; центральный момент самоопределения - самодетерминация, т.е. собственная активность, осознанное стремление занять определённую позицию); В.Ф. Сафина (самоопределившаяся личность может самостоятельно осознать и соотнести цели, средства, ситуации, свои возможности, ожидания среды и требования общества, принимать решения и реализовать их).

Изучению процесса формирования акмеологической позиции в образовательной деятельности посвящены работы М.И. Лукьяновой, Л.И. Ермаковой, Л.В. Левицкой (у студентов, как условие профессионально-личностного становления будущего специалиста), Н.С. Сосновских (у школьников основной и средней школы). Опираясь на базовые идеи акмеологии, авторы предлагают модели формирования акмеологической позиции, её критериальные характеристики, обосновывают организационно-педагогические условия формирования такой позиции.

Л. И.  Ермакова указывает, что акме-позиция студентов, являющаяся задачей профессиональной подготовки, представляет собой сложное многокомпонентное образование, выступающее качественной особенностью личности. Акме-позиция обладает дихотомической функцией, одновременно являясь результатом, достижением развития личности и потенциальной силой, двигателем дальнейшего развития человека; она одновременно аккумулирует и выражает совокупность профессиональных умений и личностно-профессиональных качеств студента и его основные потребности в будущей профессиональной деятельности [24].

Л.В. Левицкая использует в своей работе следующие методологические основы (подходы и принципы):

- личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

- акмеологического подхода к исследованию проблем достижения профессиональных вершин, теоретических положениях об «акме» как вершине в развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, С.Н. Толстов, А.С. Турчин, Н.П. Фетискин и др.);

- теоретических положений субъёктно-деятельностного подхода, в рамках которого человек рассматривается как активный творец своей жизнедеятельности, раскрываются связи психических процессов, свойств личности и деятельности (К.А. Абульханова, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, В.А. Зобков, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, C.JI. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);

- концепций о влиянии стиля деятельности на её продуктивность (Б.А. Вяткин, K.M. Гуревич, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, М.Р. Щукин).

Рассмотрение проблемы формирования и сформированности субъектной позиции личности студента на основе акмеологического подхода в образовательной среде вуза, по мнению Л.В. Левицкой, предполагает изучение акме-психологических компонентов на объективно-психологическом, собственно-психологическом и интегративном уровнях анализа учебно-профессиональной деятельности [30].

На объективно-психологическом уровне анализа деятельности субъектная позиция студента проявляется в единстве и иерархическом взаимодействии следующих компонентов: организационно-деятельностном, интеллектуально-творческом, эмоционально-волевом и коммуникативном.

Собственно-психологический уровень рассматривается через выделенные ранее компоненты, но посредством анализа их содержательных характеристик.

Так, в структуре субъектной позиции были выделены личностные характеристики (соответственно компонентам объективного уровня), смысло-жизненные ориентации, уровень субъективного контроля и самоактуализационные тенденции личности.

Формирование субъектной позиции студента в образовательном пространстве вуза напрямую зависит от условий и содержания учебно-профессиональной деятельности, которые влияют на личность студента как на объективном, так и на субъективном уровнях.

Внешние воздействия, преломляясь через «совокупность внутренних условий психики», формируют и способствуют развитию компонентов субъектной позиции, что находит проявление в специфических приемах и средствах реализации учебно-профессиональной деятельности.

На основе теоретического анализа литературы и экспертных оценок в целях более качественного анализа объективно-психологические показатели субъектной позиции были объединены Л.В. Левицкой [29] в следующие компоненты:

1) интеллектуально-творческий компонент (самостоятельность, инициативность, любознательность, креативность);

2) организационно-деятельностный компонент (организованность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность, рефлексивность, трудолюбие, результативность учебной деятельности);

3) эмоционально-волевой компонент (целеустремленность, настойчивость, уверенность, произвольность);

4) коммуникативный компонент (коммуникативная совместимость, общительность, эмпатия, искренность).

 

Таблица 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.021 с.)