Определение термина «позиция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение термина «позиция»



 

«Позиция» - один из самых популярных современных терминов в текстах социально-гуманитарной направленности, а значит проблема формирования «позиции» личности является актуальной.

Понятие «позиция» широко используется в философии, психологии, педагогике, социологии, акмеологии. Это обуславливает многозначность и многоаспектность данного термина, а также некоторую противоречивость в его определениях.

Рассмотрим философское, психологическое и педагогическое понимание понятия «позиция».

Словарь С.И. Ожегова дает этому слову такое определение: «позиция» - это положение, расположение; точка зрения, мнение в каком-нибудь вопросе [70].

Этому определению вторит Философский энциклопедический словарь: «позиция» (от лат. positio) – положение, утверждение; точка зрения [74].

Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой помимо определений, синонимичных выше представленных даёт следующую (переносную) характеристику данного понятия: «позиция» - это поведение, характер действий, обусловленные таким отношением, оценкой [25].

Педагогический словарь определяет понятие «позиция» как «устойчивую систему отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе» [49]. Психологический словарь дополнительно отмечает, что «зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью» и отражает «положение индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре» [54].

Социологи в большинстве своём считают, что понятие «позиция личности» синонимично понятиям «роль личности», «положение или статус личности». При этом при определении места личности в структуре общественных отношений в разные периоды жизни, указывается множество её социальных ролей.

И.С. Кон определяет позицию как «социальное положение индивида, его место в определённой структуре». Г.М. Андреева в целом соглашаясь с этим мнением, утверждает, что понятие позиция «обозначает место индивида в системе групповой жизни».

Многие исследователи, в том числе акмеологи, увязывают понятие «позиция» с понятием «отношение».

С.Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, действительный член Академии психологических наук определяет понятие «позиция» как «своё, ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому человек пришёл в итоге большой сознательной работы» [59]. По мнению учёного личность всегда занимает определённую позицию. «Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия …» С.Л. Рубинштейн рассматривал сознание как выражение отношения субъекта к миру и возможность его самоопределения. Характеризуя личность как субъекта, С.Л. Рубинштейн выделил три ее основные отношения - к миру, к другим людям и к себе. Последнее отношение образует основу ее самосознания и идентичности - не сознание, по мнению известного психолога, развивается из самосознания, личностного «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельно действующим субъектом [60].

Б.Г. Ананьев, отечественный психолог, чья модель человекознанияо человеке как индивиде, личности и индивидуальности вошла в теоретическую основу акмеологической науки, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, называл «позицией личности» особую деятельную, субъектную сторону её статуса, реализуемую посредством исполнения ролей, в заданных социальных ситуациях развития. Это система: отношений личности (к окружающим, объективной среде), установок и мотивов, которой она руководствуется в своей деятельности, система целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность [5].

По мнению Л.И. Божович «внутренняя позиция» – есть «направленность личности, её интересов и стремлений, связанных с потребностью в нахождении своего места в труде, в жизни» [12]. Исходя из этого понятно, что позиция личности формируется в процессе воспитания и жизнедеятельности и отражает её положение в системе сложившихся вокруг него общественных отношений.

В.И. Слободчиков рассматривает " позицию ", как целостную, интегративную характеристику всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинно смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности [61].

В.П. Бедерханова описывает «позицию» как самореализацию личности, интегративную ценностно-смысловую характеристику личности и ее деятельности, которая является также "характеристикой активности личности, ее субъектности" [8].

Отметим, что в литературе философской, психологической, педагогической и смежных дисциплин предлагается широкое поле использования термина «позиция»: позиция мировоззренческая, гуманистическая, субъектная, воспитательная, жизненная позиция.

Таким образом, понятие «позиция» рассматривается исследователями как интегративная характеристика личности, определяющая её положение, статус в сообществе; как интегративная система отношений личности к миру, к другим людям и к себе с другой стороны, и как результат этой деятельности.

Перейдём к изложению теоретических аспектов понятия «акмеологическая позиция» и проблемы её формирования у обучающихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.004 с.)