Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение термина «позиция»
«Позиция» - один из самых популярных современных терминов в текстах социально-гуманитарной направленности, а значит проблема формирования «позиции» личности является актуальной. Понятие «позиция» широко используется в философии, психологии, педагогике, социологии, акмеологии. Это обуславливает многозначность и многоаспектность данного термина, а также некоторую противоречивость в его определениях. Рассмотрим философское, психологическое и педагогическое понимание понятия «позиция». Словарь С.И. Ожегова дает этому слову такое определение: «позиция» - это положение, расположение; точка зрения, мнение в каком-нибудь вопросе [70]. Этому определению вторит Философский энциклопедический словарь: «позиция» (от лат. positio) – положение, утверждение; точка зрения [74]. Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой помимо определений, синонимичных выше представленных даёт следующую (переносную) характеристику данного понятия: «позиция» - это поведение, характер действий, обусловленные таким отношением, оценкой [25]. Педагогический словарь определяет понятие «позиция» как «устойчивую систему отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе» [49]. Психологический словарь дополнительно отмечает, что «зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью» и отражает «положение индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре» [54]. Социологи в большинстве своём считают, что понятие «позиция личности» синонимично понятиям «роль личности», «положение или статус личности». При этом при определении места личности в структуре общественных отношений в разные периоды жизни, указывается множество её социальных ролей. И.С. Кон определяет позицию как «социальное положение индивида, его место в определённой структуре». Г.М. Андреева в целом соглашаясь с этим мнением, утверждает, что понятие позиция «обозначает место индивида в системе групповой жизни». Многие исследователи, в том числе акмеологи, увязывают понятие «позиция» с понятием «отношение». С.Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, действительный член Академии психологических наук определяет понятие «позиция» как «своё, ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому человек пришёл в итоге большой сознательной работы» [59]. По мнению учёного личность всегда занимает определённую позицию. «Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия …» С.Л. Рубинштейн рассматривал сознание как выражение отношения субъекта к миру и возможность его самоопределения. Характеризуя личность как субъекта, С.Л. Рубинштейн выделил три ее основные отношения - к миру, к другим людям и к себе. Последнее отношение образует основу ее самосознания и идентичности - не сознание, по мнению известного психолога, развивается из самосознания, личностного «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельно действующим субъектом [60].
Б.Г. Ананьев, отечественный психолог, чья модель человекознанияо человеке как индивиде, личности и индивидуальности вошла в теоретическую основу акмеологической науки, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, называл «позицией личности» особую деятельную, субъектную сторону её статуса, реализуемую посредством исполнения ролей, в заданных социальных ситуациях развития. Это система: отношений личности (к окружающим, объективной среде), установок и мотивов, которой она руководствуется в своей деятельности, система целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность [5]. По мнению Л.И. Божович «внутренняя позиция» – есть «направленность личности, её интересов и стремлений, связанных с потребностью в нахождении своего места в труде, в жизни» [12]. Исходя из этого понятно, что позиция личности формируется в процессе воспитания и жизнедеятельности и отражает её положение в системе сложившихся вокруг него общественных отношений. В.И. Слободчиков рассматривает " позицию ", как целостную, интегративную характеристику всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинно смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности [61]. В.П. Бедерханова описывает «позицию» как самореализацию личности, интегративную ценностно-смысловую характеристику личности и ее деятельности, которая является также "характеристикой активности личности, ее субъектности" [8].
Отметим, что в литературе философской, психологической, педагогической и смежных дисциплин предлагается широкое поле использования термина «позиция»: позиция мировоззренческая, гуманистическая, субъектная, воспитательная, жизненная позиция. Таким образом, понятие «позиция» рассматривается исследователями как интегративная характеристика личности, определяющая её положение, статус в сообществе; как интегративная система отношений личности к миру, к другим людям и к себе с другой стороны, и как результат этой деятельности. Перейдём к изложению теоретических аспектов понятия «акмеологическая позиция» и проблемы её формирования у обучающихся.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.004 с.) |