Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектические противоречия в структуре кластера.
Свойственная ХХ веку антидиалектичность философии приводит к мысли о «конце диалектики» – замене единства и борьбы противоположностей диалектики концепциями деконструкции и коммуникации. Такого подхода придерживается Ю. М. Дуплинская в работе «Критика диалектического разума»: «На пути косвенных стратегий делается попытка ускользания от тех стереотипов мышления, которые задаются языковыми структурами и против которых бессильна стратегия диалектики с ее «лобовым» сталкиванием противоположностей».[104] Мы не можем согласиться с суждением этого автора и иными сходными множественными суждениями, являющимися вторичными по отношению к абстрактной концепции ризомы, являющейся лишь антитезой древу. Сеть/корневище воспринимается как метафора только зарождающегося понимания новой, сетевой формы человеческих взаимоотношений в 1960-1980 гг. Здесь мы подходим к созданию модальной онтологии о необходимости которой говорил А.Ф. Кудряшев.[105] Сетевая онтология бытия, где появляется материальная сеть коммуникационных путей информационного обмена людей, человек перестает блуждать неизвестными ему путями ризомы, перемещаясь по плато Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Сетевые сообщества, которые создает и в которых пребывает человек, ограничены аксиальными границами и подчиняются правилам принятого дискурса, поддержания сходного коммуникационного кода. Человек в социальных сетях не растворяется как личность. Во взаимодействии с другими людьми он имеет возможность усилить распространение создаваемой им информации, укрепить свое положение в обществе, повысить солидарные отношения. Конечно, здесь речь идёт не о влиянии человека на сеть в целом, но лишь на сетевое сообщество/сообщества, в котором человек пребывает. Как упоминалось раннее, по мере формирования сетевого сообщества происходит все большая «развиртуализация» виртуального, что позволяет нам рассматривать труды философов ХХ века с позиций настоящего времени. При создании и распространения коммуникационных путей сетевого информационного обмена между людьми, диалектическое противоречие исчезает лишь для внешнего наблюдателя, не ставящего цель познания специфики создания и распространения информации. Наблюдение извне порождает картину хаотичного переноса информации от одного участника к случайным иным, свободную трансформацию, перманентную смену дискурса. В безграничной сети множественные противоположности не несут дихотомические признаки, оставаясь «копошащимися различиями» Ж. Делеза[106]. Но безграничная ризома с «тысячей плато» существует лишь в виде теоретического конструкта. Реальная сеть, представленная нам в виде интернет-сервиса с сотнями миллионов участников, есть лишь с той или иной долей вероятности соединенная коммуникационными путями информационного обмена множество социальных агрегаций – сетевых сообществ, где множественные различия приобретают характер диалектического различения на единые в своей природе ценностные, аксиальные противоречия. Дискуссия в её сетевой форме состоит не столько в передаче информации, сколько в трансформации первично созданного, внесенного информационного продукта.
При этом диалектическая противоположность центральных элементов информационной структуры начинает преобладать, оттесняя на периферию сознания множественные, менее существенные информационные элементы. Разность в ценностной иерархии участников, доходящая до антагонизма, выражается в едином коммуникационном коде, позволяющем участникам понимать друг друга с эффективной затратой ресурсов на кодирование/декодирование. Внутри кластера информационная картина мира становится репрезентативной, в терминологии М. Хайдеггера, участники сетевого сообщества готовы «Repraesentare – ставить нечто перед собой и держать в представлении»[107] информационные образы, как материальных объектов, так и символы – симулякры, существенных для данного сообщества эпистемических вещей. Сообщество существует до тех пор, пока сохраняются коммуникационные пути информационного обмена, но их развитие напрямую зависит от близости коммуникационных кодов, что повышает эффективность коммуникации в связи со снижением усилий на кодирование/декодирование. Сходный коммуникационный код, «сходный язык» позволяет рассматривать символ как воспринимаемый однозначно, так и дуально – в диалектических парах. Диалектическое понимание символов как противоположных всеми участниками сообщества, есть одно из условий ведения информационного обмена, от чего зависит существование самого сообщества. Динамика информационного обмена поддерживается дискуссией, которая в свою очередь обусловлена диалектическим различием понимания символа у группы людей, отграниченных по аксиальному признаку.
Диалектика противоположностей понимания символа стала основой одного из традиционного метода рекламного продвижения. Единый символ понятий получает прямо противоположную дефиницию, в зависимости от направления послания. [Наш] «смелый разведчик» – [их] «хитрый шпион»; [наш] «мудрый руководитель» – [их] «хитрый вожак»; [наши] «глубокие традици» – [их] «дикие обычаи» etc.[108] При этом по мере существования значение символов сближается, а часть участников становится на нейтральную сторону. Это и есть взаимное проникновение полярных противоположностей. Мы согласны с определением В. О. Лобовикова[109] закона «Единства противоположностей» в качестве ядра диалектики. Но в то же время отмечаем, что при сетевом взаимодействии справедливы и иные законы диалектики. В процессе межличностной и групповой коммуникации социальных агрегаций можно отметить и процесс отрицания отрицания сетевой формы коммуникаций с заменой её на линейную и сменяющую её сетевую.форму. Первоначально стихийное формирование сетевого сообщества приобретает упорядоченность путем создания определенных линейных сетей передачи информации, что в дальнейшем, в связи с увеличением информационного потока, приводит к образованию множественных коммуникационных путей информационного обмена, созданных уже по сетевому принципу, что выявляется в исследованиях структуры коммуникационных связей в сетевых сообществах.[110] В рамках ризомной парадигмы процесс распространения информации вероятностен, то есть процесс может разнонаправленным с той или иной долей вероятности. Концепция Е.В. Гарина позволяет выявить направление распространения информации. По мнению Е. В. Гарина, информация, введенная в сетевое сообщество, распространяется от наиболее нагруженных узлов сети, лидеров данного сообщества к наименее нагруженным узлам – «рядовым» членам сообщества.[111] Е. В. Гарин подтверждает свои конструкты математическими моделями и основывается на модели «сетей малого мира (Small-world networks)».[112] С его точки зрения в обществе существует иерархия ценностей, в соответствии с которой наименьшая часть общества обладает наибольшим числом ценностей. Очевиден механицизм представленной картины, исключающий волеизъявление участников сетевого взаимодействия, определяющего распространение/не распространение информации. В рамках кластерной парадигмы мы видим, что факт внедрения информации лишь активирует коммуникационную активность. После внедрения информации – информационной активизации сетевого сообщества начинаются процессы самовоспроизводства информационного обмена, детерминации коммуникационных путей по сетевому типу. Информация получается, осознается, трансформируется и распространяется по сетевому принципу до тех пор, пока не вырабатывается форма информационного сообщения, устраивающая большую часть «рядовых» членов сообщества. При этом сообщение может быть отправлено по коммуникационному пути линейной формы – в виде обращения граждан к элите общества.
В результате перманентного процесса жизнедеятельности сетевого сообщества происходит смена/отрицание сетевой формы коммуникации – линейной и далее отрицание отрицания линейной формы – сетевой формой информационного взаимодействия. Информационный обмен в сетевом сообществе представляет непрерывный аутопоэтический процесс, ограниченный временем жизнедеятельности самого сообщества. В сетевом сообществе акторы обретают субъектность, взаимодействуя с информационным продуктом. Количество информации, получаемой, осознаваемой и транслируемой субъектом – актором сетевого взаимодействия, изменяет сознание самого субъекта, переводя его в новое качество. Участник сетевого сообщества, воспринимая множество различной информации, увеличивает или уменьшает плотность коммуникационных путей информационного обмена, меняя свою роль в данном сетевом сообществе. При этом участник может по своей воле либо стремиться к лидерству, увеличивать коммуникационный капитал, либо снизить интенсивность коммуникаций в сообществе в связи с утратой интереса к обсуждаемой теме. Как видим, процессы в сетевом сообществе упорядоченны, и понимание упорядоченности возрастает по мере расширения знания о процессах сетевой коммуникации. При этом мы не ставим своей целью опровергнуть основные категории постструктурализма – основу философского осмысления современного мира. Упомянутые выше классики постмодерна – Делез, Лиотар, Нанси – несмотря на то, что являются нашими современниками, имели достаточно абстрактное представление о сетевом взаимодействии, ставшим массовым лишь менее десяти лет назад. Возвращаясь к процитированной выше работе Ж.-Л. Нанси «Кто придёт после субъекта?» с точки зрения сетевой логики, мы ясно видим незавершенность картины бытия в множественном расколе общества на миры, где нет никого, если «там, где не было ничего …там есть что-то, там кто-то один приходит («один» — потому что это «приходит», а не по причине своего субстанциального единства): она, он или оно, которое приходит, может быть единично и неповторимо в своем приходе, но множественно и повторяемо «в себе самом».[113] В рамках сети всегда есть кто-то числом более трех, включая нематериальных акторов, в виде эпистемических вещей, искусственного интеллекта или чат-бота. Бытие в сети не стирает «Я-самое», напротив наполняет «Я» экзистенциальным опытом, создавая понимание, ощущение сетевого бытия.
Сколь бы ни была глубока работа мыслителя, отсутствие материального носителя – отправной точки рефлексии не позволяет ему выйти из абстрактных схем. Пребывание в мире сетевого взаимодействия даёт очевидность субъектности актора акторно-сетевого взаимодействия в момент осознания и ретрансляции информации внутри отграниченной локации – сетевого сообщества. Как уже отмечалось выше, для наблюдателя, находящегося вне сетевых коммуникаций сообщества, очевидно лишь взаимодействие акторов, и происходит исчезновение субъекта как такового, а сама структура коммуникационных путей информационного обмена есть результат случайных (random) соединений. Но стоит этому наблюдателю войти в сетевое сообщество, как ему открывается система неслучайных коммуникационных путей информационного обмена. Виртуальное пространство, формируемое во взаимодействии многих людей, связанных между собой децентрализованными и дегенерализованными коммуникационными связями, реализуется в поле сети, дополняя реальность. Фантастический мир игры в трансформации сознания многих игроков приобретает черты реальности за счет межличностной коммуникации, в то же время реальное межличностное общение в социальной сети содержит элементы виртуальной реальности при обсуждении фейк-новостей. Процесс материализации виртуального мира – длительный процесс развития технологий и массового человеческого сознания. Деятельность по созданию виртуального – искусство, и прежде всего – изобразительное искусство, которое всё больше подвержена явлениям застоя, вторичности, снижению плотности коммуникационных связей вокруг объекта искусства. Создание смыслов перешло в материальную область. Современное общество требует создания вещи, символа, облеченного в материальное. Рассмотрим на примере искусства, как наиболее информационной области деятельности человека, подвергшейся наибольшей трансформации, при переходе на новую стадию цивилизационного развития.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.009 с.) |