Учение П. И. Новгородцева О «возрожденном» естественном праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение П. И. Новгородцева О «возрожденном» естественном праве



 Наш замечательный соотечественник Павел Иванович Новгородцев являлся одним из основателей концепции "возрожденного" естественного права в России, зарекомендовал себя как прекрасный исследователь истории политических учений Нового времени. Среди его научных работ можно выделить: "Введение в философию права. Кризис современного правосознания", "Об общественном идеале".

Философской основой его концепции явились взгляды И. Канта и Г. Гегеля, теоретические положения которых П.И. Новгородцев пытался соединить с политико-правовыми идеями конца XIX - начала XX веков.      

Результатом многолетней работы стала выработанная им естественно-правовая концепция. Важное место в его трудах уделяется таким понятиям, как абсолютный и относительный идеалы.

По мнению П.И. Новгородцева, абсолютный идеал представляет собой воззрения конкретного человека. Его требование находиться вне времени и является общим для сфер права и морали. Целью же относительного идеала является поддержание порядка в обществе путём установления таких важных составляющих, как безопасность личности, свобода, равенство, солидарность и другое. [1, с. 90-92.]

Павел Иванович в своих научных трудах рассматривал в хронологической последовательности этапы становления естественного права. По его мнению, именно софисты впервые попытались поднять проблему, связанную с ним. Учёный пришёл к выводу, что уже в те времена философы задумывались об идее договорного установления государства. Сократ поддерживал взгляды древнегреческих мыслителей, связанные с тем, что естественное право есть высшая справедливость и ценность. Однако он смотрел на неписаные Божественные законы как на основу законов положительных, идеальных, которые издаются верховной властью, а, значит, обладают обязательной силой для всех граждан.

Рассматривая период средневековья, можем убедиться в том, что в это время доктрины естественного права получают более отчётливое выражение, хотя их зарождение происходит задолго до этого, в древности. Наиболее значимые изменения, по мнению П.И. Новгородцева, наблюдающиеся в науке, - это изменения во взглядах на задачи государства. В конце XIX века государство вынужденно идти по пути социальных реформ, которые призваны обеспечить каждому свободу и равенство с другими членами общества. Ранее главной целью государства была охрана граждан. Павел Иванович писал, что свобода является необходимым условием для индивидуальности, также следует признавать равенство возможностей людей на жизнь, развитие в обществе, проявление их оригинальности и особенных черт характера. [1, с. 110-111.] Важно также учитывать, что для осуществления своих целей, стремлений и планов каждому необходимо вступить в отношения солидарности и единства с другими членами общества. Общественный идеал, по П.И. Новгородцеву, представляется как "принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы". [1, с. 130-131.]

Поскольку, согласно концепции Павла Ивановича, общественный идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внимание проблеме соотношения права и нравственности, рассматривая естественное право как часть последнего. Естественное право в трактовке П. И. Новгородцева выступает неким идеалом общественного развития. Он по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль настолько же постоянна, насколько неизменна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не должно и не может быть этически безразличным для другого.

Право и правосознание являются изменчивыми, динамичными, вплоть до того, что право вообще может противоречить как само себе, так и идее справедливости. Главная проблема состоит в том, чтобы в процессе совершенствования правовой системы каждого государства не выходить за пределы моральных критериев и не переворачивать нравственные принципы с «ног на голову». Гегелевскую идею развития свободы и воплощения её во вполне определённых условиях П.И. Новгородцев стремился объединить с этической теорией И. Канта. Итогом стало учение, которое выражало идею прогресса в праве и в правосознании при устойчивости и неизменности основных понятий нравственности, базирующихся на признании значимости каждой личности во все времена. В книге "Кризис современного правосознания" П.И. Новгородцев рассуждал над ответом на вопрос о том, в чём же состоит кризис культуры и цивилизации начала века и каким образом его можно преодолеть. [2, с. 391-393.] П.И. Новгородцев говорил о противоречивости демократии. Но между революцией и постепенным развитием учёный всегда отдавал предпочтение реформаторской деятельности, если она основана на религиозных и национальных святынях. Об этом свидетельствует одна из его работ под названием «Восстановление святынь». [3, с. 70-71.]

 Право Павел Иванович определяет как наименьшее количество требований, которое общество предъявляет к определённому человеку. Оно даёт простор для мыслей, действий, стремлений, но в это же время регулирует поведение и не даёт личности выйти за пределы вполне определённых рамок. Тем самым право контролирует внутренние побуждения человека. Для того чтобы охранять личную свободу индивида, важно заботиться о материальных условиях свободы. А эта значимая проблема должна решаться непосредственно государством и теми людьми, кто им управляет в определённый момент времени.

Таким образом, П.И. Новгородцев разработал учение о парадоксальности интересов личности и государства. Он считал, что абсолютно полного гармоничного слияния интересов личности и общества в целом не может быть. У всех людей есть множество обязанностей, из-за этого возникают столкновения человека и общества. Одни конфликты не могут разрешиться, другие разрешаются примирением, но затем порождаются новые противоречия. При идеальном развитии событий возможно разумное сочетание части и целого, где часть - индивид, а целое - всё человечество. Однако необходимо соответствовать принципам естественного права, которые включают в себя равенство всех перед всеми, справедливость и многое другое, а это возможно лишь в государстве с высоким уровнем развития правовой системы, которое берёт на себя задачу служения общественным интересам. [1, с. 166-167.]

Естественное право в представлении философа предстает как право, в котором отражаются основные качества человеческой личности, обладающей волей, разумом и неповторимой индивидуальностью. Оно возникает не иначе как продукт индивидуального сознания, является отражением правовой культуры, моральной ценности определённых людей, юридическим выражением соответствующих прав и свобод. По общему правилу оно проявляется как протест правосознания членов общества против сложившегося в государстве несправедливого порядка вещей, закрепленного с помощью норм положительного права. Построение правового государства, по мнению П.И. Новгородцева, процесс достаточно «медленный и необозримый в своем дальнейшем развитии и осложнении». А естественное право играет важную роль в нём, так как включает основополагающие элементы, связанные с прирожденными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами человека на жизнь, свободу, безопасность, личную неприкосновенность, личное достоинство и честь, собственность, то есть теми правами, которые дарованы каждому самой природой.

 

                                       ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Новгородцев П.И. Об общественном идеале [Текст]/П.И. Новгородцев. – М.: Изд-во "Пресса", 1991. - 640 с. - ("Из истории отечественной философской мысли")

     2. Кризис современного правосознания: Введение в философию права.

Вып. 2. / Новгородцев П. – М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1909. – 408 с.

     3. Новгородцев П. И. Восстановление святынь (рус.) // Путь. — Прага, 1926. — № 4. — С. 54—71.

 

Студентка 2 курса магистратуры

юридического факультета ВГУ

А.С. Алтунина

Научный руководитель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.007 с.)