Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение П. И. Новгородцева О «возрожденном» естественном праве
Наш замечательный соотечественник Павел Иванович Новгородцев являлся одним из основателей концепции "возрожденного" естественного права в России, зарекомендовал себя как прекрасный исследователь истории политических учений Нового времени. Среди его научных работ можно выделить: "Введение в философию права. Кризис современного правосознания", "Об общественном идеале". Философской основой его концепции явились взгляды И. Канта и Г. Гегеля, теоретические положения которых П.И. Новгородцев пытался соединить с политико-правовыми идеями конца XIX - начала XX веков. Результатом многолетней работы стала выработанная им естественно-правовая концепция. Важное место в его трудах уделяется таким понятиям, как абсолютный и относительный идеалы. По мнению П.И. Новгородцева, абсолютный идеал представляет собой воззрения конкретного человека. Его требование находиться вне времени и является общим для сфер права и морали. Целью же относительного идеала является поддержание порядка в обществе путём установления таких важных составляющих, как безопасность личности, свобода, равенство, солидарность и другое. [1, с. 90-92.] Павел Иванович в своих научных трудах рассматривал в хронологической последовательности этапы становления естественного права. По его мнению, именно софисты впервые попытались поднять проблему, связанную с ним. Учёный пришёл к выводу, что уже в те времена философы задумывались об идее договорного установления государства. Сократ поддерживал взгляды древнегреческих мыслителей, связанные с тем, что естественное право есть высшая справедливость и ценность. Однако он смотрел на неписаные Божественные законы как на основу законов положительных, идеальных, которые издаются верховной властью, а, значит, обладают обязательной силой для всех граждан. Рассматривая период средневековья, можем убедиться в том, что в это время доктрины естественного права получают более отчётливое выражение, хотя их зарождение происходит задолго до этого, в древности. Наиболее значимые изменения, по мнению П.И. Новгородцева, наблюдающиеся в науке, - это изменения во взглядах на задачи государства. В конце XIX века государство вынужденно идти по пути социальных реформ, которые призваны обеспечить каждому свободу и равенство с другими членами общества. Ранее главной целью государства была охрана граждан. Павел Иванович писал, что свобода является необходимым условием для индивидуальности, также следует признавать равенство возможностей людей на жизнь, развитие в обществе, проявление их оригинальности и особенных черт характера. [1, с. 110-111.] Важно также учитывать, что для осуществления своих целей, стремлений и планов каждому необходимо вступить в отношения солидарности и единства с другими членами общества. Общественный идеал, по П.И. Новгородцеву, представляется как "принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы". [1, с. 130-131.]
Поскольку, согласно концепции Павла Ивановича, общественный идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внимание проблеме соотношения права и нравственности, рассматривая естественное право как часть последнего. Естественное право в трактовке П. И. Новгородцева выступает неким идеалом общественного развития. Он по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль настолько же постоянна, насколько неизменна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не должно и не может быть этически безразличным для другого. Право и правосознание являются изменчивыми, динамичными, вплоть до того, что право вообще может противоречить как само себе, так и идее справедливости. Главная проблема состоит в том, чтобы в процессе совершенствования правовой системы каждого государства не выходить за пределы моральных критериев и не переворачивать нравственные принципы с «ног на голову». Гегелевскую идею развития свободы и воплощения её во вполне определённых условиях П.И. Новгородцев стремился объединить с этической теорией И. Канта. Итогом стало учение, которое выражало идею прогресса в праве и в правосознании при устойчивости и неизменности основных понятий нравственности, базирующихся на признании значимости каждой личности во все времена. В книге "Кризис современного правосознания" П.И. Новгородцев рассуждал над ответом на вопрос о том, в чём же состоит кризис культуры и цивилизации начала века и каким образом его можно преодолеть. [2, с. 391-393.] П.И. Новгородцев говорил о противоречивости демократии. Но между революцией и постепенным развитием учёный всегда отдавал предпочтение реформаторской деятельности, если она основана на религиозных и национальных святынях. Об этом свидетельствует одна из его работ под названием «Восстановление святынь». [3, с. 70-71.]
Право Павел Иванович определяет как наименьшее количество требований, которое общество предъявляет к определённому человеку. Оно даёт простор для мыслей, действий, стремлений, но в это же время регулирует поведение и не даёт личности выйти за пределы вполне определённых рамок. Тем самым право контролирует внутренние побуждения человека. Для того чтобы охранять личную свободу индивида, важно заботиться о материальных условиях свободы. А эта значимая проблема должна решаться непосредственно государством и теми людьми, кто им управляет в определённый момент времени. Таким образом, П.И. Новгородцев разработал учение о парадоксальности интересов личности и государства. Он считал, что абсолютно полного гармоничного слияния интересов личности и общества в целом не может быть. У всех людей есть множество обязанностей, из-за этого возникают столкновения человека и общества. Одни конфликты не могут разрешиться, другие разрешаются примирением, но затем порождаются новые противоречия. При идеальном развитии событий возможно разумное сочетание части и целого, где часть - индивид, а целое - всё человечество. Однако необходимо соответствовать принципам естественного права, которые включают в себя равенство всех перед всеми, справедливость и многое другое, а это возможно лишь в государстве с высоким уровнем развития правовой системы, которое берёт на себя задачу служения общественным интересам. [1, с. 166-167.] Естественное право в представлении философа предстает как право, в котором отражаются основные качества человеческой личности, обладающей волей, разумом и неповторимой индивидуальностью. Оно возникает не иначе как продукт индивидуального сознания, является отражением правовой культуры, моральной ценности определённых людей, юридическим выражением соответствующих прав и свобод. По общему правилу оно проявляется как протест правосознания членов общества против сложившегося в государстве несправедливого порядка вещей, закрепленного с помощью норм положительного права. Построение правового государства, по мнению П.И. Новгородцева, процесс достаточно «медленный и необозримый в своем дальнейшем развитии и осложнении». А естественное право играет важную роль в нём, так как включает основополагающие элементы, связанные с прирожденными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами человека на жизнь, свободу, безопасность, личную неприкосновенность, личное достоинство и честь, собственность, то есть теми правами, которые дарованы каждому самой природой.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Новгородцев П.И. Об общественном идеале [Текст]/П.И. Новгородцев. – М.: Изд-во "Пресса", 1991. - 640 с. - ("Из истории отечественной философской мысли") 2. Кризис современного правосознания: Введение в философию права. Вып. 2. / Новгородцев П. – М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1909. – 408 с. 3. Новгородцев П. И. Восстановление святынь (рус.) // Путь. — Прага, 1926. — № 4. — С. 54—71.
Студентка 2 курса магистратуры юридического факультета ВГУ А.С. Алтунина Научный руководитель
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.007 с.) |