Эволюция международно-правового регулирования прав и свобод в Интернете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция международно-правового регулирования прав и свобод в Интернете



Интернет, рассматриваемый как глобальная информационнокоммуникационная сеть[18], имеет несколько значимых характеристик. Во-первых, он обеспечивает обмен информацией. Во-вторых, информация передается через сети связи. В-третьих, ее количество практически не ограничено ни объемом, ни сферами интересов. В-четвертых, Интернет, не принадлежащий ни одному государству, ни одной организации, объединяет различные информационные системы и сети электросвязи без национального ограничения. В-пятых, потребителями передаваемой информации могут быть любые субъекты-пользователи сети. В-шестых, большинство правил, на основании которых функционирует Интернет, – протоколы, которые позволяют сохранять работоспособность сети по самым разным параметрам.

С учетом названных характеристик Интернет не может остаться за пределами правового пространства. А потому важным является вопрос о том, на каком уровне и кто должен определять правовые параметры функционирования Интернета. Возможно ли регулирование со стороны только международного права (из-за глобальности данной сети)? В каком объеме национальный законодатель вправе регламентировать вопросы управления Интернетом? Каким должно быть соотношение норм международного и национального права в обозначенной сфере? В каком объеме допустимо ее саморегулирование?

Проблематика правового регулирования Интернета важна еще и по причине необходимости рассматривать информационно-коммуникационную сеть как средство реализации практически любых прав человека. Где есть права, там есть и обязанности и всегда присутствует возможность их нарушения.

История Интернета началась с создания первой в мире компьютерной сети ARPANET, когда в 1969 г. по инициативе Министерства обороны США был впервые произведен обмен информацией между компьютерами, находящимися в разных городах. Затем появились частные сети, каждая объединяла небольшое количество компьютеров. Но уже через пару лет все они были интегрированы в ARPANET и за счет названия протокола передачи данных объединенная сеть получила название «Интернет». Возникнув, как закрытая система для военных и научных учреждений США, Интернет приобрел глобальный характер, становясь доступным все большему кругу субъектов.

На первом этапе правовое регулирование Интернета осуществлялось за счет принятия разработчиками сетей актов, определяющих технические стандарты. Например, Открытым форумом интернет-сервис-провайдеров (ОФИСП) были разработаны «Нормы пользования сетью». В них, в частности, говорится об общепринятых нормах работы в сети Интернет, направленных на то, чтобы деятельность каждого пользователя сети не мешала работе других пользователей. Кроме того, группа Open Society Institute выпустила еще в 1996 г. выпустила рекомендации, названные «Принципами политики открытого Интернета», чтобы влиятельные политические круги самых разных государств приняли к сведению пожелания и требования интернет-сообщества при определении политики в отношении сети. Создавались и объединения разработчиков сетей (Совет по управлению конфигурацией Интернета, Совет по архитектуре Интернета, Рабочая группа проектирования Интернета, Общество Интернета и др.). При этом централизованное регулирование вопросов управления Интернетом отсутствовало.

В последующем для решения отраслевых вопросов акты стали приниматься отдельными международными организациями, созданными прежде всего в рамках Организации Объединенных Наций (Комиссией ООН по праву международной торговли[19], Международным союзом электросвязи, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, при которой функционирует постоянный комитет по информационным технологиям, Международной торговой палатой, Европейской экономической комиссией, Центром содействия торговле и электронному бизнесу и др.).


Поскольку накопились определенные вопросы, и не только в сфере функционирования самого Интернета, но и при реализации через него ряда прав человека, Организация Объединенных Наций инициировала проведение Всемирных встреч по вопросам информационного общества в 2003 г. в Женеве и в 2005 г. в Тунисе. В результате были приняты Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» (даже – Декларация принципов) и План действий, а также Тунисское обязательство и Тунисская программа действий для информационного общества. Кроме того, было принято решение об учреждении ежегодного Форума по вопросам управления Интернетом. Задачами форума стали содействие развитию Интернета, обеспечение его безопасности и стабильности.

Принятая в Женеве Декларация принципов подтвердила ориентированность на развитие информационного общества, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию, повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме Всеобщую декларацию прав человека. Была признана приверженность участников Всемирной встречи 2003 г. многим документам, принятым в рамках Организации Объединенных Наций (Декларации тысячелетия целей развития, йоханнесбургских Декларации и Плану выполнения решений, Монтеррейскому консенсусу, Венской декларации).

Фундаментом информационного общества было провозглашено закрепленное в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека право каждого человека на свободу убеждений и на свободное их выражение, при условии что это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Более того, Декларация принципов признавала общение одной из базовых человеческих потребностей и основой любой социальной организации, составляющей сердцевину информационного общества. Каждый, где бы он ни находился, должен иметь возможность участвовать в информационном обществе, и никого нельзя лишить предлагаемых этим обществом преимуществ. Поэтому необходимо формировать, развивать и внедрять глобальную культуру кибербезопасности в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами и компетентными международными организациями.

Заявляя приверженность принципам свободы печати и свободы информации, а также независимости, плюрализма и разнообразия средств массовой информации, которые являются основной составляющей информационного общества, Декларация фиксирует, что все участники информационного общества должны предпринимать соответствующие действия и принимать установленные законодательством меры по предотвращению ненадлежащего использования информационно-коммуникационных технологий (противоправные деяния и прочие действия на почве расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанные с ними проявления нетерпимости, ненависти, насилия, все формы жестокого обращения с детьми, включая педофилию и детскую порнографию, а также торговля людьми и их эксплуатация).

Таким образом, Декларация принципов определила необходимость создания соответствующей юридической и политической базы, основанной на должном уважении прав человека в таких сферах, как неприкосновенность частной жизни, безопасность и защита прав потребителей при одновременном сохранении экономической инициативы. В результате информационное общество стало рассматриваться как один из инструментов укрепления и защиты прав человека.

Декларация положила начало определению прав, которые реализуются в Интернете, и постепенно в международном праве стали формироваться подходы не только к их провозглашению, но и к защите.

Например, предусмотренное в общепризнанных международных актах право на свободный доступ, поиск и распространение информации в связи с развитием Интернета приобретало новое содержание. В 1948 г. данное право было закреплено во Всеобщей декларации о правах человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (ст. 19).

Право на свободу слова закреплено и в Международном пакте о гражданских и политических правах: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору» (ст. 19).

Несколько иначе это право раскрывается в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Существует возможность придерживаться свободы своего мнения и свободы получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов» (ст. 10).

Подобные положения содержатся и в иных актах (Конвенция о правах ребенка, Декларация ООН об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне и др.). Безусловно, следует принимать во внимание, что многие общепризнанные международные акты были приняты до развития Интернета, тем не менее содержащиеся в них положения применимы и сегодня, в том числе в отношении возможности реализовывать перечисленные права с помощью новых технологий.

С учетом глобальности Интернета и одновременно возможности государств ограничивать доступ к нему, в 2011 г. в очередном докладе Организации Объединенных Наций (Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression) было отмечено, что в список неотъемлемых прав человека добавилось новое право на доступ в Интернет. Признавалось, что Интернет стал мощным инструментом реализации прав человека, что государственная власть становится прозрачной при его использовании, поэтому распространение информации должно быть максимально свободным, за исключением ситуаций, когда оно может привести к нарушению чьих-либо прав. Отключение конкретных регионов от всемирной сети с июня 2011 г. считается нарушением прав человека. В документе говорится, что «на пути информации в Интернете должно быть как можно меньше препятствий, кроме отдельных исключительных и строго определенных случаев, в соответствии с международными конвенциями по правам человека»[20].

В Докладе были перечислены условия отключения Интернета: ограничение должно быть предусмотрено законом, который ясен и доступен каждому (принципы предсказуемости и прозрачности); ограничение должно преследовать одну из целей, указанных в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (для защиты прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения (принцип законности); должна быть доказана необходимость ограничения (использование его в качестве исключительного средства достижения предполагаемой цели (принципы необходимости и пропорциональности).

Тем не менее блокировка отдельных сайтов в политических интересах продолжалась, в связи с чем Совет ООН по правам человека неоднократно обращался к данной проблематике. В 2016 г. была принята резолюция A/HRC/17/27 «О продвижении, защите и осуществлении прав человека в интернете». Она указывает, что люди имеют такое же право на свободу выражения мнений в Интернете, как и вне его, и осуждает государства, умышленно ограничивающие доступ к информации или ее распространение в режиме онлайн в нарушение норм международного права в области прав человека [21]. Таким образом, резолюция указала, что права, которыми человек наделен в реальной жизни, должны быть защищены и в Интернете.

В ряде стран (Эстония, Франция и др.) право на Интернет было признано на уровне закона[22][23]. Подобные нормы появились в законах Греции, Испании, Коста-Рики, Финляндии. Последняя страна еще и первой сделала широкополосной доступ к Интернету законным правом каждого гражданина[24].

При правовом регулировании вопросов пользования Интернетом необходимо учитывать, что информационно-коммуникационные технологии несут опасности. В связи с этим государства применяют ограничения для сокращения угроз в пределах суверенной территории.

Первый закон о введении цензуры в Интернете был принят еще в 1995 г. в Южной Корее (особые ограничения касаются сочувственных высказываний о Северной Корее). Собственно, в самой Северной Корее ограничения обеспечиваются прежде всего запретом на беспроводные сети и контролем компьютерами.

В Египте летом 2018 г. с целью обеспечения национальной безопасности был принят Закон «О борьбе с киберпреступностью», ужесточающий контроль властей за Интернетом[25].

В Индии в 2007 г. был принят Акт об информационных технологиях и введена частичная цензура. Поводом явились террористические акты в Мумбае, поэтому ограничения коснулись прежде всего политических и экстремистских ресурсов.

Блокируются сайты и в Пакистане. Поводом обычно служат этносепаратистские материалы.

В июле 2009 г китайские активисты провинции Синцзяня использовали Facebook для организации крупных беспорядков, приведших к гибели около 200 человек, большинство из которых были женщины и дети. В результате правительство ввело запрет на Facebook[26].

Поводами для введения ограничений выступают и иные события. Так, в Японии это произошло после землетрясения и аварии на АЭС «Фукусима» (для прекращения распространения информации о последствиях аварии).

Приведенные примеры подтверждают необходимость именно международно-правового регулирования для введения общих параметров ограничения доступа к Интернету.

В современном информационном мире перед пользователями Интернета стоит еще один важный вопрос, связанный с правом человека на защиту личной информации. Особенно актуальным этот вопрос становится при трансграничном обмене информацией. Сегодня право на защиту персональных данных признается необходимым элементом прав человека. Первоначально оно было закреплено во Всеобщей декларации, где указывается, что люди имеют право на охрану от вмешательства в личную жизнь и на тайну переписки.

Таким образом, посягательство на персональные данные помимо воли человека не разрешено никаким третьим лицам (гражданам, организациям, публичным органам власти).

Указанное право было предусмотрено в иных международных актах (Международном пакте 1966 г., Европейской конвенции 1950г. и т. д.), в том числе специальных. В частности, это резолюция Европейского парламента «О защите прав личности в связи с прогрессом информатизации» (1979 г.), рекомендующая соответствующим странам принять национальные законы в области охраны информационных прав личности. В 1985 г. Совет Европы принял Европейскую конвенцию о защите физических лиц в вопросах, касающихся автоматической обработки личных данных. Этим актом гарантируется соблюдение прав человека при сборе и обработке персональных данных, устанавливающих принципы хранения этих данных и доступа к ним, способы физической защиты данных, а также прямо исключается любая обработка сведений о расе, религии, мнении в области политики без наличия законных оснований.

В 2018 г. в рамках резолюции 34/7 Совета по правам человека был подготовлен доклад Верховного комиссара по правам человека. В нем подчеркивалось, что каждая страна должна принять законодательство о защите частной жизни (и конфиденциальных данных), которое соответствовало бы международным нормам в области прав человека, ограничить принципами соразмерности и необходимости формирование систем больших данных (предусматривающих сбор и хранение биометрических данных), отслеживание коммуникаций и обмен разведывательной информацией и др.[27]

В Интернете права могут не только реализовываться, но и нарушаться. Все незаконные действия в Интернете принято называть киберпреступлениями независимо от того, совершены они с использованием компьютерных технологий или против них.

Конвенция Совета Европы о киберпреступности 2001 г. различает два вида противоправных действий, связанных с киберпреступностью: преступления и правонарушения (преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем; правонарушения, связанные с использованием компьютерных средств; правонарушения, связанные с содержанием данных; правонарушения, связанные с нарушением авторских и смежных прав; акты расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных сетей)[28].

В 2003 г. принята Декларация о свободе общения в Интернете, которой предусмотрено не накладывать ограничения на содержание информации в сети Интернет; поощрять саморегулирование в сети Интернет; убирать препятствия, мешающие обеспечению доступа к сети Интернет или созданию и функционированию интернет-сайтов для отдельных слоев общества; гарантировать право на анонимность; защищать права потребителей; не ограничивать движение товаров и услуг, возможность осуществления экономической деятельности, заключение сделок[29]. Дополнительным протоколом к Конвенции оговаривается вопрос введения уголовной ответственности за совершенные посредством компьютерных сетей правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии.

Как следствие, каждое государство должно создать правовые условия для борьбы с киберпреступностью, определить параметры взаимоотношений интернет-провайдеров с правоохранительными органами. И тем не менее масштабы киберугроз сегодня таковы, что нейтрализовать их можно только объединив усилия всего международного сообщества. Как отмечает В. В. Путин, особенно важно выработать единые правила игры, общие для всех международные стандарты, которые бы максимально учитывали права и интересы всех государств, были бы универсальными, приемлемыми для всех[30].

Регулированию отдельных аспектов реализации прав человека в Интернете были посвящены и документы, принимаемые в Европе: Директива Европейского парламента и Совета о защите потребителей в отношении дистанционных договоров (дистанционная продажа) (1997 г.); Директива Европейского парламента и Совета, касающаяся обработки персональных данных и охраны тайны частной жизни в телекоммуникационном секторе (1997 г.); Директива Европейского парламента и Совета о правовых основах Сообщества для электронных подписей (1999 г.); Директива Европейского парламента и Совета о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в том числе электронной коммерции, на внутреннем рынке (2000 г.); Директива Европейского парламента и Совета об учреждении и деятельности организаций, эмитирующих электронные денеги, и о пруденциальном надзоре за их деятельностью (2000 г.); Директива Европейского парламента и Совета, касающаяся обработки персональных данных и охраны тайны частной жизни в секторе электронных коммуникаций (2002 г.); резолюция Европейского парламента о безопасном использовании Интернета и новых онлайн-технологий (2004 г.); Директива Европейского парламента и Совета о новых правилах и порядке налогообложения интернет-торговли (2004 г.).

Нередко основным документом, определяющим принципы сотрудничества в сфере управления Интернетом, называют Окинавскую хартию глобального информационного общества 2000 г., подписанную руководителями стран «большой восьмерки». Однако стоит иметь ввиду, что это политический документ, не являющийся юридически обязательным для государств. Тем не менее большинство государств применяют Хартию и часто ссылаются на ее положения. Согласно ей все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Данным документом было подтверждено стремление государств к внедрению информационных технологий в систему государственного управления.

В 2017 г. руководители стран «большой двадцатки» приняли Декларацию «Формирование взаимосвязанного мира», посвященную цифровому будущему: цифровой экономике, цифровому равенству, безопасности информационно-коммуникационных технологий.

В рамках сотрудничества стран, входящих в Содружество Независимых Государств, также принимаются различные акты, касающиеся вопросов управления Интернетом. Еще в 1999 г. был утвержден Модельный закон «О персональных данных». Он ввел термин «персональные данные», под которыми понимаются размещенные на материальном носителе сведения о человеке, которые достоверно отождествляются с конкретной личностью. К ним могут относиться не только анкетные сведения, но и вся информация о семье, карьере, бизнесе, счетах и вкладах, здоровье. Документ освещает стандарты регулирования обработки персональных данных, поясняет, как определяются права и обязанности операторов. В 2000 г. был принят Модельный закон СНГ «Об электронной цифровой подписи»[31], в 2012 г. – Модельный информационный кодекс[32], в 2011 г. – Модельный закон «Об основах регулирования Интернета»[33]. В последнем были даны определения ряда понятий (Интернет, сайт, регулирование Интернета и др.), установлены принципы (обеспечение прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещенной в нем информации) и основные направления использования Интернета.

Следует отметить, что многие акты, принятые различными международными структурами (Устав международного союза электросвязи, Окинавская хартия, Декларация Комитета министров Совета Европы о принципах управления Интернетом и многие другие), имеют рекомендательный характер. Они являются политическими документами, а потому игнорируются рядом стран.

Это подтверждается, в частности, неоднократно принимаемыми Советом ООН по правам человека резолюциями об онлайн-правах (2012, 2014 г.), о праве на свободу высказываний в Интернете (2016г.), в поддержку свободы слова в Интернете (2018 г.). В них подчеркивается важность доступной и открытой сети Интернет, обращается внимание на необходимость привлекать к ответственности виновных в насилии, преследовании и других нарушениях в отношении людей, свободно высказывающихся в Интернете. Более того, в документах указаны конкретные нарушения отдельными странами прав в Интернете.

Как видим, возможность реализации прав и свобод через Интернет и одновременно существование огромного количества нарушений этих прав и свобод подтверждают необходимость принятия в данной сфере правовых актов разного уровня. Представляется, что внутрисетевое регулирование (саморегулирование) интернет-сообществом отношений в сети не обеспечит свободы информационного пространства, не установит четкие правила поведения пользователей сети, в частности по той причине, что рекомендации, резолюции, иные акты не являются универсальными и обязательными для пользователей, в том числе государств.

Поэтому в последнее время все чаще можно услышать, что в сфере регулирования вопросов управления Интернетом требуется принятие актов, содержащих, в частности, международно-правовые стандарты, обязательные для национального законодателя. Медленно, но формируется международное интернет-право, призванное регулировать общие вопросы управления Интернетом, взаимоотношения между государствами в этой сфере, меры контроля за использованием Интернета и самое главное – за соблюдением в нем прав граждан. Высказываются предложения о принятии всеобщей декларации цифровых прав, конвенции о гарантиях и защите прав человека в цифровом мире или по крайней мере цифровой конституции. А возможно, просто следует признать завершившимся этап формирования четвертого поколения прав, связанных с информационной и цифровой революцией, и урегулировать содержание этих прав, гарантии их реализации новым международным документом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.026 с.)