Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация исследования и характеристика испытуемыхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экспериментальное исследование проводилось в ГОУ №5 г. Тосно Ленинградской области. В этом учреждении было проведено исследование речи детей старшего дошкольного возраста. В ГОУ №5 обследованы 10 детей с логопедическим диагнозом - общее недоразвитие речи III уровня, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Дети в экспериментальной группе имеют различные формы нарушений речи: стертую дизартрию (4 человека) и дислалию (6 человек). Обследованы 10 детей с нормальной речью, из них 4 мальчика и 6 девочек. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, в утренние часы, поэтапно. Каждый этап обследования занимал не более 30 минут. Первый этап обследования - исследования слухового внимания и восприятия, звукопроизношения; второй этап - исследование слухо - произносительной дифференциации звуков речи; третий этап - исследование состояния фонематического анализа, синтеза и представлений. Приступая к исследованию, познакомилась с историей развития ребенка, с данными неврологического и отоларингологического обследований, в процессе краткой беседы установила с детьми контакт и получила первоначальное представление об особенностях их общего и речевого развития. Для педагога и учителя-логопеда важным является изучение условий воспитания ребенка в семье. В группе дошкольников с общим недоразвитием речи шестеро детей из полных и благополучных семей. Родители заинтересованы в успешном обучении детей, оказывают помощь в занятиях. В этих семьях один ребенок, ему созданы хорошие условия для развития. Четверо детей из неполных семей, родители находятся в разводе не более года. Как отмечают воспитатели и психолог, на каждого из этих детей развод родителей повлиял отрицательно. У них стали чаще возникать конфликты со сверстниками, снизилась познавательная активность, повысился уровень заболеваемости. В группе дошкольников с нормальным речевым развитием все дети из полных семей, где ребенку создана спокойная обстановка и условия для полноценного развития. Во второй половине дня дети посещают спортивную школу, бассейн, танцевальные занятия; в выходные дни всей семьей часто выезжают на прогулки по паркам, посещают музей и театр. Такой тесный контакт с родителями, общение со сверстниками вне дошкольного учреждения положительно влияют на общее и речевое развитие детей, активно стимулирует их коммуникативные навыки. Изучая анамнез, были выявлены особенности перинатального периода развития детей обеих групп. Со слов родителей дошкольников с общим недоразвитием речи, течение беременности у семи мам проходило с осложнениями: угрозы выкидыша; аллергические и простудные заболевания (сахарный диабет, пиелонефрит); токсикозы I и II половины беременности; стрессовые ситуации. В анамнезе восьми дошкольников с нормальным речевым развитием не было отмечено осложнений течения беременности. У двоих беременность протекала с токсикозом I половины. Все будущие мамы детей с общим недоразвитием речи во время беременности принимали лекарственные препараты (анальгетики, противорвотные средства). У троих, ход предыдущих беременностей показал самопроизвольные выкидыши. Ведущей патологией в родах явилась слабость родовой деятельности с угрожающей асфиксией плода (4 человека), потребовавшая химической и механической стимуляции. У двоих отмечалось раннее отхождение околоплодных вод. Один ребенок из двойни, роды производились путем кесарева сечения. Дети с нормальной речью родились в срок, без применения родостимуляции. Сразу после родов состояние детей отмечалось удовлетворительным, они были приложены к груди впервые минуты после рождения (6 человек), впервые часы (4 человека). В постнатальном периоде всех десяти детей с общим недоразвитием речи отмечается тяжелое состояние сразу после родов, трудности при кормлении (отказывались сосать, сильно срыгивали). Некоторых детей (7 человек) поздно приложили к груди (через сутки и более). В анамнезе четырех детей в возрасте до года присутствовал диагноз - ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Эти дети наблюдались в лечебно-диагностических центрах, с ними проводилось медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. При изучении периода раннего развития детей с общим недоразвитием речи было обнаружено, что у всех немного (на 2 недели - месяц, по сравнению с нормой) задерживались сроки психомоторного развития: позже, чем другие дети начали удерживать головку в вертикальном положении (2 человека), овладели ходьбой к 13-14 месяцам (3 чел.). Родители всех детей отмечают частые простудные заболевания, которые сопровождаются высокой температурой. У двоих из них подъем температуры сопровождался судорогами. Раннее речевое развитие детей также имеет особенности: речь неразборчивая, неполная; фразовая речь появилась к 3 годам; присутствуют искажения звуковой структуры слов; медленное обогащение словаря; аграмматизмы в речи. У детей с нормальной речью период раннего развития проходил без задержек. Простудными заболеваниями до года болели трое детей, без подъема температуры и без осложнений. У двоих присутствуют аллергические заболевания. Со слов родителей, фразовая речь у этих детей появилась к двум годам, искажений звукослоговой структуры не наблюдалось. Дети с общим недоразвитием речи находятся второй год в логопедической группе. За время коррекционного обучения у всех детей наблюдается положительная динамика речевого развития: артикуляционные движения выполняются в полном объеме, более точно, увеличилась длительность удержания заданного положения; автоматизированы и введены в речь звуки группы свистящих у восьми детей, звуки группы шипящих у семи детей; ведется подготовка для правильного произнесения звуков группы сонорных у девяти детей; дифференцируются звуки групп свистящих-шипящих (2 чел.) и звуков р - л ( 2 чел.) развиваются навыки словоизменения и словообразования; улучшилось умение составлять рассказ по картинке, рассказ-описание по плану, пересказывать; развиваются навыки фонематического анализа и синтеза; наблюдается улучшение состояния общей и пальчиковой моторики. Со слов воспитателя, на занятиях проявляют познавательный интерес семь детей, у троих - познавательные способности снижены (это подтверждает и психолог). Внимание у всех детей группы неустойчивое. Пятеро - гиперактивные. Работоспособность этих детей в целом снижена. Быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен. На фоне утомления может появиться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса. У всех детей недостаточно сформирована регуляция собственной деятельности. Игровая деятельность этих детей в целом мало отличается от возрастной. Спецификой игры являются трудности саморегуляции. У двоих детей игра более упрощенная (преимущественно манипулятивного характера), наблюдаются трудности в удержании роли и соблюдении правил игры. Со слов психолога, у всех детей недостаточно сформированы все виды высших психических функций (восприятие, память, внимание, вербально-логическое мышление). Наиболее затруднена работа по образцу (конструктивный праксис). Также отмечается невысокая речевая активность, сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Дети с нормальной речью активно проявляют познавательный интерес на занятиях. Внимание, работоспособность, усидчивость этих детей оценивается воспитателем как достаточные. Все дети умеют соблюдать инструкцию. Регуляция поведения развита достаточно. Коммуникативные навыки соответствуют возрастным показателям. В игре многие дети (7 чел.) умеют распределять роли, соблюдают правила. Трое детей чаще претендуют на главную роль в игре, стремятся быть успешнее, чем другие. Высшие психические функции всех детей этой группы достаточно развиты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.008 с.) |