Теоретический анализ проблемы развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический анализ проблемы развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

" СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ "


Введение

Актуальность работы и исследования заключается в изучении фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в своей и чужой речи. Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения. У детей следует различать биологический («элементарный») слух как способность слышать вообще (он имеется у животных) и фонематических слух как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека).

Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка. Уже в конце первого года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки от других. К концу второго года жизни ребенок различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит сам. В процессе нормального формирования устной речи у ребенка накапливается опыт познавательной работы в сфере звуковых обобщений. Таким образом, на ранних этапах устной речи возникают предпосылки к фонематическому восприятию.

В процессе формирования устной речи у детей с речевой патологией нужно создать необходимые условия для возникновения этих предпосылок. Среди детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто диагностируются дефекты звукопроизношения, обусловленные недоразвитием фонематического восприятия. Несовершенное развитие фонематической системы отрицательно влияет на становление звукопроизношения и усложняет формирования навыков звукового анализа. Преодоление фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи.

Направления коррекционной работы опираются на методики таких выдающихся педагогов как Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина, Т.А. Ткаченко и др. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи эти авторы отводят формированию фонетической системы, т.е. способности воспринимать и различать звуки (фонемы). Профессор Левина Р.Е. писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». (Г.А. Каше [17]).

Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. (Т.А, Ткаченко [35]).

Проблема исследования состоит в том, чтобы на основе изучения процессов фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи выбрать эффективные пути коррекции данного нарушения.

Целью исследования является изучение состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования - процесс формирования фонематической системы.

Предмет исследования - состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотезой исследования является предположение о том, что у детей с общим недоразвитием речи фонематическая система недостаточно сформирована. Фонематический анализ и синтез значительно отстают от дошкольников с нормальным речевым развитием при одинаковых условиях обучения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформированы следующие задачи.

Задачи:

1) Изучить проблему развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

2) Разработать методику исследования фонематической системы у дошкольников с ОНР.

)   Выявить особенности фонематической системы у дошкольников с ОНР.

)   Подготовить логопедическую работу по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР.

Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования:

эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;

биографические - анализ литературы, изучение и анализ амнестических данных и медико-педагогической документации;

интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных данных с помощью элементов математической статистики.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость заключается в разработке путей коррекции по формированию фонематической системы.

Положения, выносимые на защиту:

1. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности фонематической системы.

. Уточнение представлений о состоянии фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать разработке методических рекомендаций коррекционной работы по его развитию.

Метод беседы.

Также на основе беседы с психологом были получены сведения о развитии высших психических функций каждого ребенка, остепени сформированности волевой регуляции поведения детей.

- Эксперимент

Эксперимент проводился в виде заданий. Ребенку предлагались серии заданий для оценки сформированности у него слухового внимания, навыков фонематического анализа и синтеза, представлений. Также с помощью специально подобранных заданий изучался характер произношения звуков у каждого ребенка.

- Анализ результатов эксперимента.

После проведения обследования анализируются полученные результаты. Оцениваются выполненные задания. Анализируются трудности, с которыми столкнулись дети при выполнении заданий.

Результаты обследования

Содержание подготовительного этапа коррекционной работы

На подготовительном этапе работа начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Фрагмент занятия.

Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Начинаем слушать спокойно звуки.

Проводится игра «Молчанка»

Что вы слышали? (дети называют - резание бумаги, постукивание молотком, шум дождя и т.д.)

Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (логопед демонстрирует)

Продолжается игра «Узнай по звуку» (логопед проводит разные шумы за ширмой, дети определяют, какому предмету принадлежит звук)

Аналогичные игры проводятся с музыкальными инструментами (бубен, дудка, колокольчик)

Также на этом этапе коррекционной работы необходимо использовать игры и задания на определение направления источника звука. Например, «Где позвонили?» В предлагаемых играх и заданиях у детей воспитывается слуховое внимание. (Л.С. Серебрякова [24]).

Содержание первого этапа коррекционной работы

На этом этапе работы осуществляется уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков. В начале обучения чаще всего это следующие звуки: гласные а, о, у, э, и; согласные п, к, х ф, в, н, м в мягком и твердом звучании, звук л в мягком звучании, звук т - в твердом звучании, звук й. Позднее включаются те звуки, которые неправильно произносятся лишь небольшим количеством детей и постановка которых обычно не отнимает много времени (к, л, х и др.) и только в самом конце первого этапа проходится трудный для произношения, часто требующий длительного времени для постановки звук с.

С первых занятий начинается сравнение гласных звуков на слух, а несколько позднее и по артикуляции. Правильно произносимые глухие согласные п, т, к на слух уже в этот период сравниваются со звонкими б, д, г;

При прохождении мягкого звука л дети впервые на слух сравнивают мягкие и твердые звучания (ль - л)

Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, сознательная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различию звуков, Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук на слух даже в том случае, если ребенок самостоятельно этот звук произносить еще не может. Концепция внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.

На индивидуальных занятиях этого периода логопед большую часть времени занимается постановкой звуков. В первую очередь он заботится о том, чтобы дети правильно произносили те звуки, которые проходятся на первом этапе обучения. Наряду с этим начинается постановка наиболее трудных для произнесения звуков. Так, рекомендуется на первых же занятиях начать постановку звука р.

При планировании занятий первого этапа обучения всегда ставится двойная цель: во-первых, указывается, какие звуки предполагается закрепить и дифференцировать, во-вторых, какие формы звукового анализа буду закрепляться или вновь усваиваться детьми. Следовательно, подбирая конкретный материал того или иного занятия, логопед обязательно включает упражнения, направленные на закрепление произносительных навыков, на развитие слухового восприятия, на анализ и синтез звукового состава слова. (Л.С. Лопатина[24], Е.А. Пожиленко[30], Т.Б. Филичева[42]).

Содержание второго этапа коррекционного обучения

За этот период проходится большинство наиболее трудных для произношения и различия звуков с, сь, з, зь, ц, б, д, г, л, ш, ж, р.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков. Звуки дифференцируюся по следующим признакам: глухие и звонкие (с-з, п-б, т-д, к-г, ш-з),свистящие и шипящие (с-ш, з-ж), фрикативные и аффрикаты (с-ц), сонорные р и л, мягкие и твердые (с-сь, з-зь) (Г.А. Каше[18], [45]).

Дифференциация артикуляционно близких звуков проводится тогда, когда эти звуки произносятся ребенком правильно в отдельных словах, а в связанной речи смешиваются. Для выработки точных дифференцировок смешиваемых звуков существуют специальные, постепенно усложняющиеся упражнения не противопостановление близких звуков.

Каждое задание на втором этапе обучения включаются упражнения, направленные на анализ и синтез звукового состава слов. Зрительной опорой служит схема слова, выложенная из полосок бумаги (длинной полоской обозначается слово, более короткими - слоги, кружочками - звуки). Схема слова усложняется постепенно. Вначале в схеме обозначается только слово и количество слогов, затем дается полная схема односложного слова типа «мак», двусложного типа «зубы», еще позднее дети учатся анализировать слова со стечением согласных (типа «школа», «стол»). Для анализа всегда подбираются слова, включающие изучаемые в это время звуки. (Г.А. Каше[18], Е.А. Пожиленко [30]).

Содержание третьего этапа коррекционного обучения

На этом этапе изучаются звуки ч, щ, дифференцируются т-ч, щ-ш.

Одновременно идет окончательное закрепление в самостоятельной речи всех поставленных ранее звуков. Теперь наряду с закреплением всех полученных навыков, перед ребенком ставится новая задача: он овладевает буквами, слиянием этих букв слоги и слова.

В результате коррекционного обучения дети должны овладеть следующими знаниями и навыками:

уметь произносить и различать между собой все звуки речи (все гласные, взрывные и фрикативные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие);

правильно употреблять все звуки в самостоятельной речи;

определить место любого звука в указанных ранее типах слов;

уметь полностью анализировать слова этого типа; (Г.А. Каше [17], [18], Т.Б. Филичева[41]).


Заключение

Исследование было направлено на изучение особенностей фонематической системы дошкольников с общим недоразвитием речи.

Целью исследования являлось изучение состояния фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи.

Исследование состоит из четырех глав, каждой из которых решаются сформулированные задачи.

В первой главе «К вопросу изучения формирования фонематической системы» анализируется психолингвистическая, педагогическая, психологическая и логопедическая литература по проблеме исследования. Изучены работы таких авторов как А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздёв, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева. И др. Анализ литературных данных показал, что фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. В работах всех исследователей речи подчёркивается, что восприятие и понимание образует единый процесс. Смысловое восприятие, включая в себя осмысление и предполагая работу памяти, является сложной перцептивно - мыслительно - мнемической деятельностью.

Во второй главе представлены организация, содержание методики исследования фонематической системы, характеристика детей экспериментальной и контрольных групп.

Методика исследования разработана на основе существующих методик обследования дошкольников с нарушениями речи таких авторов как Волкова Г.А., Лопатина Л.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Серебрякова Н.В.

Предложенная методика исследования включает следующие разделы:

1. Исследование слухового внимания и восприятия.

2. Исследование характера произношения.

.   Исследование сформированности слухо - произносительной дифференциации звуков речи.

.   Исследование фонематического анализа.

.   Исследование фонематического синтеза.

.   Исследование фонематических представлений.

В третьей главе проведён анализ исследования состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием. Проведенное исследование свидетельствует о том, что у детей с ОНР фонематическая система развита значительно хуже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ результатов оценки слухового внимания и восприятия показал, что по статистическим данным уровень развития слухового внимания и восприятия у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ состояния звукопроизношения показал, что у детей с нормальной речью сформировано правильное произношение всех звуков речи. У детей с ОНР наблюдается нарушения звукопроизношения: полиморфные - 10%, мономорфные - 80%; звуки на этапе автоматизации в речи - 10%.

Сравнительный анализ оценки слухо - произносительной дифференциации звуков речи показал, что по статистическим данным у детей с ОНР уровень сформированности слухо - произносительной дифференциации звуков речи ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ оценки фонематического анализа показал, что по статистическим данным уровень развития фонематического анализа у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ оценки фонематического синтеза показал, что уровень развития фонематического синтеза у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ оценки фонематических представлений показал, что уровень развития фонематических представлений у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ показал, что у детей с ОНР значительно хуже сформированы фонематический синтез и фонематическое представления, что подтверждается статистическими данными, полученные в ходе исследования.

Основываясь на анализе исследования, в четвёртой главе были определенны направления коллективной работы.

При разработке данной методики коррекционного обучения по формированию фонематической системы использованы приёмы, методы и системы обучения, описанные в работах В.К. Орфинской, Д.Б. Эльконина, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Г.А. Каше, И.А. Смирновой, Т.Б. Филичевой.

Материал располагается так, чтобы одновременно был пригоден для решения всех поставленных задач, т.е. чтобы в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же другом звуковом материале проводить упражнения, направленные на анализ и синтез звукового состава слова. Учитывая специфику речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Кроме того, в системе обучения предусмотрены упражнения для развития неречевых психических процессов - мышление, внимания, памяти.

 

 


Список литературы

1.  Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов процессе восприятия и усвоения устной речи. - М., 1977.

2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.:АПН РСФСР, 1963.

.   Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики СПб., 2003.

. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных

наблюдений. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981.

. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона. Логопед 2004 №1, с. 41-47

. Гуровец В.Г., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 1982.

. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - СПб, 2002. - 240 с.

. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество М 1998 г. Лабиринт

. Жинкин Н.И. Общие контуры механизма речи. - М., 1958.

. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., 1994.

. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - Екатеринбург, 2003.

. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте/ Под ред. И с предисл. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. - М., 1962.

. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого общения М., 1976, с. 5-33

. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М., 1998.

. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М., 1995 г.

. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников - М., 1971.

. Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности - Хрестоматия СПб. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 - 413 с.

. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб, 2001. - 224 с.

. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей - М. 1951 г.

. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М., 1961.

. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

. ЛопатинаЛ.С., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб 1994.

. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Издательство МГУ, 1998.

. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е. Левиной - М., 1968.

. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов / Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1963. - Т. 256

. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. - СПб., 1997.

. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - СПб, 2004.

. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 2002.-224 с.

. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - Екатеринбург, 2003. - с. 320.

. Русская грамматика I том Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация.

. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР - Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов СПб. 2007-320 с.

. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010-54 с.

. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб 1999.-32 с.

. Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии // Вопросы психологии 1997 г., №5

. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.

. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи - М., 1991.

. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч.I. Первый год обучения (старшая группа). - М 1993.

. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В., Программа обучения и воспитания детей ФФН / старшая группа детского сада М., Министерство образования РСФСР, 1993 г.

. Филичева Т.Б. ЧиркинаГ.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 2002. - 32 с.

. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 1999.-80 с.

. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.

. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста М., 1961 г. 204 с.

. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селивестрова. - М., 1997.-560 с. (Т.I), 656 с. (Т.II).

. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М., 1969.

. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина., Л.П. Зернова., И.А. Зимина - М., 2003.

. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве / известия АПП. ФСФСР, вып. 13-м., 1948.

. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б. Эльконина., В.В. Давыдова. - М., 1962. - с. 7-49.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

" СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ "


Введение

Актуальность работы и исследования заключается в изучении фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в своей и чужой речи. Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения. У детей следует различать биологический («элементарный») слух как способность слышать вообще (он имеется у животных) и фонематических слух как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека).

Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка. Уже в конце первого года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки от других. К концу второго года жизни ребенок различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит сам. В процессе нормального формирования устной речи у ребенка накапливается опыт познавательной работы в сфере звуковых обобщений. Таким образом, на ранних этапах устной речи возникают предпосылки к фонематическому восприятию.

В процессе формирования устной речи у детей с речевой патологией нужно создать необходимые условия для возникновения этих предпосылок. Среди детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто диагностируются дефекты звукопроизношения, обусловленные недоразвитием фонематического восприятия. Несовершенное развитие фонематической системы отрицательно влияет на становление звукопроизношения и усложняет формирования навыков звукового анализа. Преодоление фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи.

Направления коррекционной работы опираются на методики таких выдающихся педагогов как Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина, Т.А. Ткаченко и др. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи эти авторы отводят формированию фонетической системы, т.е. способности воспринимать и различать звуки (фонемы). Профессор Левина Р.Е. писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». (Г.А. Каше [17]).

Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. (Т.А, Ткаченко [35]).

Проблема исследования состоит в том, чтобы на основе изучения процессов фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи выбрать эффективные пути коррекции данного нарушения.

Целью исследования является изучение состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования - процесс формирования фонематической системы.

Предмет исследования - состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотезой исследования является предположение о том, что у детей с общим недоразвитием речи фонематическая система недостаточно сформирована. Фонематический анализ и синтез значительно отстают от дошкольников с нормальным речевым развитием при одинаковых условиях обучения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформированы следующие задачи.

Задачи:

1) Изучить проблему развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

2) Разработать методику исследования фонематической системы у дошкольников с ОНР.

)   Выявить особенности фонематической системы у дошкольников с ОНР.

)   Подготовить логопедическую работу по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР.

Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования:

эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;

биографические - анализ литературы, изучение и анализ амнестических данных и медико-педагогической документации;

интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных данных с помощью элементов математической статистики.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость заключается в разработке путей коррекции по формированию фонематической системы.

Положения, выносимые на защиту:

1. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности фонематической системы.

. Уточнение представлений о состоянии фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать разработке методических рекомендаций коррекционной работы по его развитию.

Теоретический анализ проблемы развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.103 с.)