Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование мышления в подростковом возрасте↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При оценке мышления у подростков следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что этому возрасту все мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а именно – умение логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Учитывая особенности подросткового возраста, а также детские и взрослые черты подростков, для оценки их мышления необходимо пользоваться тестами для взрослых, поэтому соответствующие методики описываются подробно. В нашей работе мы использовали четыре методики, направленные на исследование как общего уровня развития подростков, их способности к обучению, так и отдельных мыслительных операций, анализируя которые можно охарактеризовать отдельные особенности мышления ребёнка. Это следующие методики: 1. Методика «логико-количественные отношения». 2. Методика «Сравнения понятий». 3. Методика «Классификация понятий» 4. Методика шифровки цифровых символов. В каждом исследовании принимало участие 10 подростков. Ниже приводится описание всех методик и анализ полученных результатов. Результаты тестирований и ответы отдельно взятого ребёнка (см. в приложениях).
Методика «логико-количественные отношения». Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений. Все задачи представлены в таблице (см. материал к методике). В каждой из этих задач необходимо определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой и результат записать под чертой в виде соотношения между величинами «А» и «В» с помощью знаков “ < ” или “ > ”. Решать все без исключения задачи нужно только в уме, как можно быстрее и без ошибок. На решение всех 20 задач отводится 10 минут. По истечении этого времени психодиагностический эксперимент прерывается и определяется число правильно решенных испытуемых задач за это время. Примечание. Ниже для контроля приводятся правильные решения всех задач с указанием номера задачи и правильного решения. В ответах вместо указанных выше знаков использованы словесные формулировки:
Оценка результатов. За каждую правильно решенную задачу испытуемый получает 0,5 балла. Максимальная сумма баллов, которую может набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10. если результат оказался равным целому числу баллов с половиной, то он округляется до большего ближайшего числа. Например, результат 8,5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов.
Выводы об уровне развития мышления 10 баллов – очень высокий 8 – 9 баллов – высокий 4 – 7 баллов – средний 2 – 3 балла – низкий 0 – 1 балла – очень низкий
Методика «Сравнения понятий». С помощью этой методики анализируется развитие операции Ход выполнения задания. Метод заключается в том, что испытуемому называются два слова, обозначающие те или иные предметы или явления и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске Анализ результатов. Проводится количественный и качественный анализ результатов. Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или отсталости. Умственно отсталый ребёнок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несуществующим признакам объектов. После проведения количественного и качественного анализа результатов, можем заключить: из 10 испытуемых высокий уровень развития операций сравнения имеет только один ребёнок, 1 – выше среднего, 2 – средний и 6 человек имеют низкий уровень развития операций сравнения.
Методика «Классификация понятий» Выявлялклся такие особенности мышления, как способность вы- Ход выполнения задания. Задание проходит.-в- три. этапа, с тремя последовательными инст- Первый этап процедуры начинается при так называемой «глухой» После того как испытуемый самостоятельно сформировал не- Инструкция на втором этапе звучит так: «Ты верно объединил После того, как все карточки оказались помещенными в группы и При анализе результатов большое значение имеет то, на каком Если на третьем этапе выполнения методики испытуемый легко ' объединил группы и адекватно назвал обобщающие признаки, то есть Кроме того, анализ поведения школьника в ходе исследования позволяет говорить о наличии или отсутствии у него внушаемости, эмоциональной устойчивости. Эти предположения проверяются с по- Эта методика дает надежные результаты при использовании ее в МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ» Список слов, каждое из которых должно быть напечатано на от-
Данная методика позволила нам выявить доступный испытуемым уровень обобщений, или конкретность обобщенного мышления. На всех этапах испытуемые – подростки практически не допускали ошибок, отстаивали свои принципы объединения карточек в группы, причём логические доводы в пользу той или иной группы позволили судить от интересах и увлечениях школьников. К помощи экспериментатора испытуемые прибегали редко, предпочитая проводить необходимые объединения самостоятельно. Обобщающие признаки назывались адекватно. Всё выше перечисленное даёт основание считать, что испытуемые достигли уровня обобщённости мышления, способны ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархии, использовать существенные связи между понятиями. Мышление испытуемых подростков характеризуется использованием обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне.
Методика шифровки цифровых символов. Это один из невербальных подтекстов методики, направленной на Обработка результатов: Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. В результате обработки таблиц мы выяснили, что средний показатель развития психомоторики и способности к обучению у испытуемых оказался равен 47,2 %. Причём данный показатель не превышает и 50 %, свидетельствуют о необходимости развивать способность подростков к обучению новому.
Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка. Как же развивать мышление подростков? Для правильного развития мышления учитель использует С этой целью следует чаще ставить подростков перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, чаще ставить вопросы «Что На уроках ботаники полезно предложить учащимся сравнить Серию подобных заданий можно составить и по другим учебным предметам — «Сравни ромб и квадрат», Чем дее- Or простого сравнения следует переходить к его более слож- Подобные задания, во-первых, являются хорошими мысли- При этом надо добиваться, чтобы учащиеся не просто «пони- Важно приучать подростка к самостоятельной работе с учеб- Исключительно полезен для активизации самостоятельного Известно, что активная, самостоятельная работа мысли Можно выделить несколько последовательных уровней и ступеней проблемно-эвристического метода. Учитель, обучая учеников, постепенно переводит их со ступени на ступень, Обычно На 1-м уровне проблемно-эвристического обучения учитель выводы, полученные эвристическим методом, прочно запоминаются школьниками. Если принять во внимание это обстоятельство, да еще то поистине огромное значение, которое имеет этот Если даже учащиеся и не справятся с заданием, не найдут Учитывая, что мышление подростка (особенно младшего под- Учитель должен подумать, какими путями может пойти Разумеется, далеко не всегда есть возможность исчерпать на Следует в полной мере использовать регулирующую функцию слова по отношению к восприятию, в частности, выразить Точно так же учитель показывает и одновременно поясняет, Необходимо учитывать сложившиеся у подростка житейские Учитель должен сопоставить те и другие понятия, обратить В данном случае «опустить перпендикуляр из точки на прямую» значит «провести перпендикуляр из точки на прямую», А Наконец, чтобы предупредить неправильное обобщение, рекомендуется иллюстрировать исключения из данного общего правила лишь после усвоения последнего. Например, разбирая на Развитию мышления, правильному усвоению понятий способствуют упражнения на практическое применение усваиваемых Наконец, для развития мышления подростка необходимо по- Разумеется, это является обязанностью не только учителя В этом отношении важна повседневная и согласованная работа Например, многие из них дают логически неправильные определения, не указывая рода («СущесТвительное — это которое Учитель обращает внимание подростков на логическую несуразицу в их ответах, учит их логически грамотно выражать Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану: а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность); б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи). Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию мышления в подростковом возрасте. Однако необходим дальнейшее внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого человека.
Заключение По мере формирования теоретического мышления подросток всё больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает особенно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности ко всё более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи её различных моментов, сторон её сущности. Точнее подросток не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Именно поэтому нам представилось особенно важным выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в этом возрасте. При достижении поставленной цели мы использовали следующие теоретические задачи, которые решались в первой главе: 1. Обобщить материал в подростковом возрасте и видах мышления. 2. Рассмотреть мышление как один из основных познавательных процессов личности подростков. 3. определить особенности развития и диагностики мышления у детей в подростковом возрасте. В подростковом возрасте усиливается независимость детей от взрослых людей. Подростки гораздо менее, чем младшие школьники податливы внешнему воздействию со стороны родителей и учителей. В период отрочества повышается внимание ребёнка к самому себе, к свей внешности, к самопознанию, самовоспитанию. Выделяют следующие виды: 1. По форме: - наглядно-действенное; - наглядно-образное; - абстрактно-логическое (понятийное); - образное. 2. По характеру решаемых задач: - теоретическое; - практическое. 3. По степени развёрнутости: - дискурсивное (умозаключительное); - интуитивное. 4. По степени новизны и оригинальности: - репродуктивное (воспроизводящее); - продуктивное. 5. По действию контроля: - критическое; - некритическое. В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинно-следственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий подростки должны уметь отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения. Результаты исследования показывают, подростки успешнее выполняют задания, требующие пространственных умений, т.е. у них преобладает практически-действенное и образное мышление. Однако, установлено, что развитие мышления сопровождается умением соотношения его видов – от практически-действенного и образного к понятийному, теоретическому. В развитии мышления у подростков используют умение управлять определёнными этапами мышления. Для достижения цели в практической точки зрения, мы поставили две задачи, которые решались во второй главе. 1) Провести исследование мышления у подростков. 2) Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте. При исследовании мышления мы использовали 4 методики (методика «логико-количественные отношения», методика «Сравнения понятий», методика «классификаций понятий», методика шифровки цифровых символов). Тестирование проводилось на группе подростков их 10 человек. Было выявлено, что у основной массы детей уровень развития мышления можно охарактеризовать как средний. В связи с этим мы составили ряд рекомендаций по развитию мышления подростков: учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывать умение рассуждать, умозаключать, делать выводы, обобщения.
Литература. 1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 1994 2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М., 1982. 4. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979 5. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000 6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988 7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981 8. Крайг. Психология развития. – Питер, 2000 9. Крутетский В.А. Лукин Н.С. Психология подростка. – М., 1965 10.Маслов А.С. Психологические процессы – М., 1994 11.Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998 12.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972 13.Матюшкин А.М. Психология мышления. – М.? 1965 14.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999 15.Немов Общая психология. В 3 т. – Т.3. – М., 1991 16.Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка. 17.Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996 18.Познавательное прогнозирование и способности в обучении. – М., 1990 19.Психологические средства выявления особенностей личного развития подростков и юношества. – М., 1990 20.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М., 1989 21.Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984 22.Хрестоматия по возрастной психологии – М., 1998 Приложение 1
Приложение 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 4705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.013 с.) |