Технико-экономический анализ энергосберегающих мероприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технико-экономический анализ энергосберегающих мероприятий



 

В конечном итоге работа по проведению энергоресурсоаудита должна заканчиваться разработкой программы устранения нерациональных потерь энергии и связанным с этим повышением экономической эффективности работы коммунальных предприятий и объектов. Проводится технико-экономический анализ эффективности предлагаемых мероприятий, определяются сроки окупаемости, разрабатывается очередность их внедрения. Предпочтение отдается тем предложениям, которые имеют небольшие затраты и малые сроки окупаемости.

Как правило, малозатратные организационно-технические мероприятия, наводящие элементарный порядок в энергопользовании, позволяют получить в самый короткий срок экономию до 10-25% энергоресурсов (срок окупаемости - до 3 лет).

Реализация проектов с большими финансовыми затратами и сроками окупаемости переносится на более поздний период и учитывается при планировании капитальных ремонтных работ.

В простейшем случае оценка эффективности применения энергосберегающих проектов проводится по сроку окупаемости инвестиций, необходимых для реализации этих проектов:

Более глубокой является оценка эффективности инвестиций на реализацию энергосберегающих проектов, учитывающая также оплаты по банковской кредитной ставке, инфляцию, в некоторых случаях обесценивающую положительный эффект от энергосбережения. Инвестиционный анализ позволяет сравнить эффективность различных энергосберегающих проектов, оценить, насколько эффективнее вкладывать денежные средства в реализацию энергосберегающего проекта по сравнению с использованием их в банковском бизнесе и других финансовых проектах, в которых можно получить заранее обусловленный процент прибыли.

По второй схеме анализа строится график погашения кредита, полученного на реализацию энергосберегающего проекта, при заданной процентной банковской ставке и экономическом эффекте, направляем на погашение кредита.

Если в течение периода вводятся дополнительные кредиты, то расчет ведется по этапам, заключенным между дополнительными кредитами.

Рис. 11. Оценка сроков окупаемости кредита на реализацию
энергосберегающего проекта

Целью настоящего раздела является формирование принципов и методов оценки, определение процедуры расчета экономии средств, используемых для финансирования процессов производства.

Осуществление указанной цели требует решения следующих основных задач:

- выявление возможных источников экономии средств;

- прогнозная оценка затрат и потенциальной экономии;

- учет фактически полученной экономии;

- определение путей рационального использования полученной экономии для стимулирования процессов энергоресурсосбережения.

Кроме того, предусматривается оценка и сопоставление затрат на проведение энергоресурсосберегающих мероприятий и результатов от их реализации, которые выражаются в абсолютном или относительном сокращении потребности в бюджетных средствах.

В конечном итоге это позволит оценить эффективность действий различных участников процессов производства, прямо или косвенно влияющих на сокращение затрат средств.

Предусматривается комплексный подход к рассмотрению вопросов внедрения технических и организационных мероприятий по совершенствованию обслуживания и энергосбережению, а также по реализации форм и методов экономического стимулирования энергосберегающих мероприятий.

Основные направления энергосбережения, обеспечивающие экономию средств в сфере потребления, производства и оказания услуг, представлены на рис.12.

 


 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| ————— ————— ————— ————— —————— ————— ———— —————— —————— ———— |

||Ис- ||Теле-||Внед-||Тепло||Рекон-||Аудит||Соз-||Совер-||Совер-||Пла-||

||поль-||меха-||рение||изо- ||струк-||тари-||да- ||шенст-||шенст-||ни- ||

||зова-||низа-||новых||ляция||ция ||фов, ||ние ||вова- ||вова- ||ро- ||

||ние ||ция ||тех- ||зда- ||источ-||энер-||ние ||ние ||ние ||ва- ||

||не- ||объ- ||ноло-||ний ||ников ||гоау-||бил-||хозяй-||норма-||ние ||

||тра- ||ектов||гиче-|| ||т/с, ||дит ||лин-||ствен-||тив- ||и ||

||дици-||ЖКХ, ||ских || ||насос-|| ||го- ||ного ||нопра-||фи- ||

||онных||опти-||про- || ||ных || ||вых ||меха- ||вовой ||нан-||

||ис- ||миза-||цес- || ||агре- || ||ком-||низма ||базы ||си- ||

||точ- ||ция ||сов || ||гатов,|| ||па- ||в час-|| ||ро- ||

||ников||рабо-||ре- || ||сетей || ||ний,||ти ре-|| ||ва ||

||т/с ||ты ||монта|| || || ||ус- ||сурсо-|| ||ние ||

|| ||обо- ||и об-|| || || ||та- ||сбере-|| ||ме- ||

|| ||рудо-||слу- || || || ||нов-||жения || ||роп-||

|| ||вания||жива-|| || || ||вка || || ||рия-||

|| ||и се-||ния || || || ||при-|| || ||тий ||

|| ||тей ||объ- || || || ||бо- || || || ||

|| || ||ектов|| || || ||ров || || || ||

|| || ||ЖКХ || || || ||уче-|| || || ||

|| || || || || || ||та || || || ||

| ————— ————— ————— ————— —————— ————— ———— —————— ——————— ———— |

|                                                                  |

|      Оценка инвестиционных затрат      средств         |

|     (непосредственно из бюджета или части кредитных         |

|         ресурсов, подлежащих возврату из бюджета)           |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

                            |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|   ———————————————————————————————————————————————————       |

|  | Организация деятельности реконструированных |      |

|  |    или вновь созданных объектов         |      |

|        ———————————————————————————————————————————————————       |

|                                                                  |

|     Оценка инвестиционных затрат      средств          |

|         на эксплуатацию, обслуживание и ремонт              |

|         реконструированных или вновь созданных              |

|          объектов, оценка изменения этих                |

|         затрат в результате ресурсосберегающих              |

|                      мероприятий                            |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

                            |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|   ———————————————————————————————————————————————————       |

|  |   Использование полученной экономии     |      |

|  | от энергоресурсосберегающих мероприятий  |      |

|   ———————————————————————————————————————————————————       |

|                                                                  |

|     Оценка части бюджетных средств, сэкономленных           |

|          в результате проведенных мероприятий               |

|            и направленных на стимулирование                 |

|                   ресурсосбережения                         |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Рис.12. Алгоритм энергоресурсосберегающих мероприятий

 

Основой методики расчета экономии средств, определяющих эффективность реализации энергоресурсосберегающих технологий, являются следующие принципы:

- необходимость учета прямых и косвенных расходов средств, которые могут быть полностью или частично сокращены в результате проводимых мероприятий;

- необходимость учета как абсолютного сокращения средств, направляемых на проведение энергосберегающих мероприятий, на дотации организациям, полную оплату тех или иных видов услуг и другие цели, так и их относительного сокращения за счет уменьшения темпов прироста потребности в этих средствах по отношению к темпам прироста объема услуг при одновременном повышении их качества, предотвращения новых видов платежей из бюджета при реализации других источников финансирования, дополнительных налоговых поступлений в бюджет (при увеличении балансовой прибыли организаций, а также промышленных потребителей услуг в условиях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, соответствующего снижения тарифов на услуги ЖКХ для этой группы потребителей и, как следствие, себестоимости их продукции);

- сопоставление экономии средств с затратами из различных источников, включая кредитные ресурсы, требующие возврата за счет финансово - экономических процедур.

Минимизация затрат заемных средств на энергосберегающие проекты на предприятиях при гарантированном сроке их возврата и дальнейшей экономии обеспечит повышение ранга приоритетности проекта. Экономическая целесообразность такого подхода определяется существенным объемом необходимых инвестиционных вложений в проект энергосбережения.

Экономическая привлекательность проектов ресурсосбережения, как для инвестора, так и для организаций, состоит в наличии гарантированного источника погашения кредита из средств, сэкономленных в результате сокращения издержек производства.

Расчет экономии средств от внедрения энергоресурсосберегающих технологий основан на сравнительной оценке прогнозных значений затрат средств при отсутствии энергосберегающего мероприятия с параметрами, ожидаемыми или фактически полученными в результате его внедрения, и последующем сопоставлении этой экономии с затратами на реализацию проекта.

При этом прогнозные значения каждого параметра определяются с учетом влияния на изменение его величины всех факторов:

- объема реализации услуг под влиянием изменения объективных демографических, градостроительных и социальных условий (то есть без проведения ресурсосберегающих мероприятий);

- удельных финансовых и ресурсных затрат на производство единицы услуги под влиянием организационно-экономических и технических факторов;

- возможных изменений тарифа.

При отсутствии возможности определения прогнозируемых параметров с учетом действующих на них факторов производится экстраполяционная оценка каждого параметра по динамическому ряду за предшествующий период.

Экономия бюджетных средств, достигнутая за счет реализации энергосберегающих проектов, характеризуется сокращением потребности в них на:

- оплату услуг тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения и водоотведения, потребляемых бюджетными организациями;

- приобретение топливно-энергетических ресурсов;

- дотации организациям жилищно-коммунального хозяйства в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты услуг населением.

При этом наряду с сокращением потребности в бюджетных средствах необходимо учитывать как дополнительные поступления средств в бюджет в виде налоговых и других платежей, так и необходимое текущее выделение средств из бюджета на финансирование реализации энергоресурсосберегающего проекта (рис.13).

 


——————————————————————————

 | ——————— ——————— |                    ———————————————

 |Ин- |На пря-| |На воз-| |                   |Возврат процен-|

 |вес- |мое фи-| |врат | |                   |тов по кредиту |

 |ти- |нанси- | |кредит-| |                   |в федеральный и|

 |ции |рование| |ных ре-| |                   |региональный |

 | |проекта| |сурсов | |                   |фонды энерго- |

 | ——————— ——————— |                   |сбережения |

——————————————————————————                     ———————————————

      |     |                                   |

       <————————>                               <————

——————————————————    ————————————       —————————————————

 |Выплаты из бюджета|  | Сальдо |     | Поступление |

 |(планируемые ин- |<——————|поступлений |<———————--|средств в бюджет |

 |вестиции и текущие|  | и выплат |     | (снижение |

 |затраты)     |  |из бюджета |     | затрат) |

——————————————————    ————————————       —————————————————

   <————>—————>          <——                <—————————

  | | |            |                         |

 ——————|——————|—————|————————————— |                         |

| ————— ————— —————— ——————— | —————— —————— —————— ————— —————

|Т |На ||На ||На ||Допол-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.022 с.)