Опыт энергоресурсосбережения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт энергоресурсосбережения



 

Энергосбережение – это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:

- эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;

- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;

- создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;

- обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

Энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах:

- приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;

- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

- обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;

- включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;

- сертификация топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;

- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;

- заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.

Энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения путем:

- стимулирования производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования;

- организации учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;

- осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

- проведения энергетических обследований организаций;

- проведения энергетической экспертизы проектной документации для строительства;

- реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

- реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.

Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и региональной энергетической комиссией. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями.

Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с региональной энергетической комиссией.

Строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до трехсот киловатт или электрическую мощность до ста киловатт, осуществляются без лицензии. В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.

Потребители энергетических ресурсов - юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению.

При реализации российскими организациями совместно с российскими и иностранными инвесторами проектов в области энергосбережения Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти может выступать в качестве поручителя перед указанными инвесторами в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование мероприятий по энергосбережению.

Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:

- обсуждения федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения;

- координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

- организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;

- предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;

- пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.

Рассмотрим опыт работ по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга. К числу наиболее значимых энергосберегающих мероприятий, реализованных в Санкт-Петербурге, необходимо отнести следующие:

По ГП "ТЭК СПб":

Внедрение энергоэффективных мероприятий в ГП "ТЭК СПб" позволило получить экономию энергоресурсов на сумму 24,5 млн. рублей.

Наиболее эффективными мероприятиями являлись:

- внедрение на котлах КВГМ-1000 современных средств автоматического регулирования горения, что позволило сэкономить более 3 тыс. тонн условного топлива;

- увеличение поверхности нагрева на котлах ПТВМ-50 позволило сэкономить 3,4 тыс. тонн условного топлива;

- отремонтировано и реконструировано около 140 км теплопроводов, в т.ч. 87 км с использованием пенополиуретановой изоляции;

- с целью повышения КПД проведена механическая и химическая очистка поверхностей нагрева паровых и водогрейных котлов;

- для снижения отложений внутренних поверхностей котлов выполнена защита деаэрированной подпиточной воды в аккумуляторных баках под "зеркалом" воды и ряд других мер.

По ОАО "Ленэнерго":

- капитально отремонтировано 34 км теплотрасс с применением пенополиуретановой изоляции;

- проведена защита от коррозии теплофикационного оборудования в 30 теплофикационных камерах, что увеличивает его срок службы и снижает аварийность теплопроводов;

- осуществлена замена более 60 клиновых задвижек на шаровые, что существенно сокращает утечки сетевой воды, и другие меры.

Внедрение этих мероприятий в 2003 году в ОАО "Ленэнерго" оценивается суммой свыше 4,0 млн. рублей.

По ГУП "Водоканал СПб":

- реализуется программа управляемого электропривода, в рамках которой установлены частотные преобразователи вращения электродвигателей на насосных станциях, что позволило получить экономию электроэнергии в размере 3,7 млн. кВт·ч;

- реализуется программа установки приборов учета холодной воды в бюджетной сфере и нежилом фонде (арендаторов);

- внедрена энергосберегающая система аэрации на Центральной станции аэрации, в результате получена экономия электроэнергии более 1,0 млн. кВт·ч;

- осуществлено регулирование режима насосов на Главной насосной станции и поддержание оптимального уровня в мокром отделении на Северной станции аэрации, что позволило сэкономить 232 тыс. кВт·ч;

- проведена оптимизация работы аэротенков и усовершенствование процесса очистки стоков в Петродворцовом филиале и замена устаревшего оборудования 3-го подъема водопроводной станции в Колпино, что дало экономию электроэнергии 715 тыс. кВт·ч.

Внедрение энергосберегающих технологий в ГУП "Водоканал СПб" в 2003 году обеспечило суммарную экономию электроэнергии в размере 6,5 млн. кВт·ч на сумму около 2-х млн. рублей.

По ГЭСП "Ленсвет":

- осуществлена установка современных светильников с источниками света меньшей мощности и замена ламп ДРЛ на ДНаТ в количестве 2613 штук;

- внедрен второй этап АСУ наружного освещения.

Все это обеспечило экономию свыше 200 тыс. кВт·ч на сумму 1,8 млн. рублей.

По ПК ГГХ "Ленгаз":

- установлено 511 узлов учета расхода газа;

- капитально отремонтировано с использованием прогрессивной технологии (без вскрытия грунта) около 600 м газопроводов. Еще в стадии строительства находится 3,75 км газопроводов;

- переведено на единое (среднее) давление 1,21 км газовых сетей;

- выполнена диспетчеризация 2 ГРП.

Это позволило сэкономить около 1 млн. рублей.

В целом за 2003 год в инженерно-энергетическом комплексе Санкт-Петербурга достигнута экономия топливно-энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих технологий:

- по топливу - 510,0 тыс. тут;

- по электроэнергии - 12431 МВт·ч;

- по воде - 10,3 млн.м3, что составляет более 5% от общего потребления энергоресурсов городом, а в денежном выражении более 200 млн. рублей.

За 2003 год на объектах городского хозяйства установлено:

- 334 узла учета тепловой энергии;

- 1015 узлов учета расхода газа;

- 1703 газовых квартирных счетчика;

- 5199 водосчетчиков.

В течение 2003 года значительное внимание было уделено пропагандистской работе. В средствах массовой информации проводилось широкое освещение хода реализации программы "Энергосбережение", включая городские и районные газеты, телевидение и местное радиовещание. Центром энергетики по Северо-Западу России совместно с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению организован ряд практических семинаров по обучению кадров по вопросам энергосбережения.

В течение года проведен ряд семинаров, выставок, конференций по вопросам энергосбережения и приборного учета расхода энергоресурсов и воды во всех отраслях городского хозяйства совместно с Северо-Западным отделением Центра ЕС, Академическим центром теплоэнергоэффективных технологий, Санкт-Петербургским строительным центром, Санкт-Петербургским архитектурно-строительным университетом, "ЛЕНЭКСПО" и другими организациями.

Одним из наиболее эффективных путей реализации политики энергоресурсосбережения в сфере водопотребления в Санкт-Петербурге является создание механизма экономического стимулирования населения к бережному использованию горячей и холодной воды, поскольку, как упоминалось ранее, расходование именно этих видов энергоресурсов определяется потребителем, т.е. влиянием человеческого фактора, поэтому резервы экономии в этой сфере гораздо больше, чем, например, при экономии тепла на отопление.

С этой целью планируется ввести систему расчетов для населения за потребленные ТЭР и воду по нормативам, отвечающим реальному современному уровню водопотребления в Санкт-Петербурге, что позволит более справедливо распределять и потреблять хотя бы имеющееся тепло, сократить непроизводительные его потери.

На решение той же задачи направлена разработка дифференцированных тарифов и норм потребления электрической мощности в жилом секторе. Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению совместно с Региональной энергетической комиссией эта работа будет проведена в первом полугодии 2004 года.

Для снижения бюджетной нагрузки предусматривается усовершенствование системы лимитирования ТЭР и воды для организаций бюджетной сферы. Ожидаемое снижение энергоресурсопотребления составит около 5%. Эти средства будут направлены на дальнейшее развитие энергосбережения в Санкт-Петербурге.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.53 (0.017 с.)