Глава I. Теоретическая часть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретическая часть.



ВВЕДЕНИЕ

Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.


Начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка - новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами.

Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения.

И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических  ситуациях.

  Актуальность исследования:

Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению. Нас интересует насколько важным является это взаимодействие, а именно, насколько эффективнее проходит процесс адаптации младших школьников, при условии активного применения специальных адаптационных программ, и насколько необходимым условием является активное участие родителей в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс. А именно, ставится задача дать ответ на вопрос насколько эффективным является взаимодействие школы и семьи.

В рамках данной работы для нас представляет интерес именно процесс протекания адаптации среди младших школьников в первые недели обучения.

Цель исследования:

Выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Основные используемые понятия:

«Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

«Готовность к школьному обучению» - Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [7].

 «Семья» – малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья - это социальный институт, в котором ребенок получает основы социального развития во взаимодействии с окружающими людьми.

«Взаимодействие» - система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

 

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по вопросу адаптации ребенка к школьному обучению и характерным чертам семейного воспитания, взаимодействию школы и семьи, как фактор подготовки ребенка к школьному обучению

2. Разработать программу исследования и методический инструментарий для его проведения.

3. Выявить и проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению:

3.1. Привлечь родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

3.2. Выявить особенности психологического состояния младших школьников в период адаптации

3.3. Выявить характер изменений физического состояния учащихся

3.4. Описать влияние деятельности учителя

3.5. Описать характер взаимодействия учащихся друг с другом

3.6. Выявить особенности процесса приспособления учащихся к новому виду деятельности

4. Сопоставить результаты исследования, полученные до и после формирующего эксперимента

5. Определить степень эффективности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптационных занятий

Предмет исследования:

-эффективность взаимодействия школы и семьи

Гипотеза исследования:

Взаимодействие школы и семьи является важным фактором адаптации ребенка к школьному обучению.

Объект исследования:

В исследовании принимали участие ученики двух 1-ых классов (60 человек) школы №24 города Балашихи, Московской области. Из них 34 ученика, участвовали в исследовании совместно со своими семьями.

 

Методы исследования:

Исследование проводилось в форме анкетного опроса и методом наблюдений.

 

Особенности адаптации.

«Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

1.3. Виды школьной адаптации:

а) Физиологическая адаптация.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов.
   Первый период - когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго - 2-3 недели. В этом периоде ни о какой экономии ресурсов и говорить не приходится: тратится все, что есть, а иногда и в долг берется. Поэтому родителям важно помнить, какую высокую физиологическую цену платит каждый ребенок в это время.

Второй период наступает позже – это время неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

И наконец, третий этап - это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения.[6]
   Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа, статическая нагрузка, которую испытывает он при вынужденной сидячей позе, или психологическая нагрузка общения в большом и еще мало знакомом коллективе, организм, вернее, каждая из его систем должна отреагировать своим напряжением, своей работой. А мы знаем, что возможности детского организма не безграничны, и длительное напряжение, связанное с ним утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья.

Все это говорится родителям для того, чтобы они знали и понимали, почему эти, недавно еще неугомонные дети так быстро устают, почему нельзя заставлять их посидеть за учебной работой "еще часок", почему так важно соблюдать режим дня... Будем помнить: трудности перестройки испытывают все дети, а еще надо делать поправку на слабое здоровье, недавнюю болезнь и еще многое-многое, что может замедлять приспособление к   школьной жизни...
Чем же характерны первые недели обучения? По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Например, нам пришлось изучать реакцию организма первоклассников на уроках по показателям сердечно-сосудистой системы. И объективная регистрация показала: напряжение в деятельности сердца можно сравнить с напряжением космонавта в состоянии невесомости! Нужен ли пример     убедительнее?
   Итак, вывод может быть только один: не давление (чтобы "скорее привык к учению"), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.

б) Социально-психологическая адаптация.

В своих наблюдениях за первоклассниками, Безруких М.М. и Ефимова С.П., показали, что социально-психологическая адаптация (по-житейски - привыкание к школе) может проходить по-разному.

Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения; но к концу октября такие дети обычно осваиваются и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня.
    Другим нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или, наоборот, реагируя "как маленькие" - слезами и истерикой). И с освоением учебной программы у них дела складываются не просто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится "правильным".
    У третьих, к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста - они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья. Поэтому, если поведение ребенка очень беспокоит учителя и родителей, стоит обратиться к детскому психологу     и к врачу-психоневрологу. Разумеется, все эти психологические нагрузки и перестройка образа жизни первоклассника реализуются и на "физиологическом уровне". [6]

1.4. Признаки адаптации ребенка к школе:

•Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  •Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми.  Все дети разные.
  •Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

•Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.

Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи.

Констатирующий эксперимент.

1. Выбор методического инструментария.

2. Диагностика особенностей школьной адаптации

3. Обработка результатов

В соответствии с целями и задачами работы в исследовании использовались следующие методики

Формирующий эксперимент.

1.Выбор методического инструментария.

2.Проведение корректирующей работы с родителями и детьми.

В соответствии с целями и задачами работы в исследовании использовались следующие методики

Заключение

В ходе настоящего исследования были поставлены задачи, которые решались при помощи изучения литературы по данной теме и применения соответствующих методик.

Проведенный анализ литературы по вопросу адаптации ребенка к школьному обучению, характерным чертам семейного воспитания  и взаимодействию школы и семьи, свидетельствует об актуальности проводившегося исследования. Разработанная программа исследования и методический инструментарий, позволил выявить и проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению.

Привлечение родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка помогло выявить особенности психологического состояния младших школьников в период адаптации, характер изменений физического состояния учащихся, описать влияние деятельности учителя и характер взаимодействия учащихся друг с другом, тем самым обозначая особенности процесса приспособления учащихся к новому виду деятельности.

Сопоставление результатов исследования, полученных до и после формирующего эксперимента, определило степень эффективности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Подводя итог рассмотрения всех этих критериев, можно прийти к выводу, что динамика процесса адаптации у младших школьников, в процессе проведения адаптационных занятий, а также при условии активного участия учителя (влияние школьной системы) и помощи родителей (семьи), способствует успешной адаптации ребенка к школе.

Хотелось бы также отметить, что данный вопрос, в связи со своей актуальностью, требует продолжения исследований в этой области.

Библиография

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983

3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.

4. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.

5. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск.1998.

6. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.

7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.

8. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1987

9. Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999, с. 60 – 61.

10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993.

11. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.

12. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М.: Редакционно-издательский цент Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995

13. Зимняя И.А.Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. И перераб. – М.: издательская корпорация «Логос», 1999

14. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. - 1988, №10. - С. 57 - 60.

15. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Советская Россия, 1983.

16. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.

17. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль.1999.

18. Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». // Домашнее воспитание, №5,2002, c.2

19. Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000.

20. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.
М.: ТЦ "Сфера", 1999.

21. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй,школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю./ Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

22. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996

24. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9. - С. 19 - 21.

25. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.

26. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998.

27. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

 

28. Arends Richard J. Mokomes mokyti. - V., 1998.

29. Dapkiene S. Klases aukletojas ir aukletinio seima. - Siauliai, 1997.

30. Giedraitiene T. Pedagogines situacijos mokykloje. - K., 1996.)

31. Kazakevicius G., Zakariene S., Gerasimoviciene R. Tevai - partneriai. // Mokykla,

32. Kjaergaard E., Martineniene R. Penki sveikinimai demokratijai. - V., 1998. 

33. Martisauskiene E. Klases aukletojo veikla - dvasios tapsmo veiksnys. / Acta Paedagogica Vilnensia - V., 1997, № 4. - Р. 171 - 174.

34. Petrauskaite B. Mokosi visa seima. // Mokykla, 1998, № 8. - Р. 30 - 32.

35. Sikorskyte - Voisniene V. Klases vadovo atmintine. - V., 1997, № 5 - 6. - Р. 51 - 55, 48 - 49.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Занятие 1

Тема: Знакомство

 

ЦЕЛЬ: Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

ЗАДАЧИ:

1. Предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей.

2. Формирование у детей отношения друг к другу как к цело­стной группе — «класс».

3. Знакомство учащихся со школьным правилом: «Говорить по очереди».

4. Знакомство с пространством класса, формирование отно­шения к нему как к своему классу.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Табличка с надписью «НАШ КЛАСС».

2. Цветы, вырезанные из цветной плотной бумаги. На них печатными буквами написано имя учителя и имена всех уче­ников. Можно сделать все цветы разных цветов, например, сделать цветы с именами девочек одного цвета, а с именами мальчиков — другого.

3. Запись спокойной, светлой музыки без слов.

4. Листы плотной белой бумаги для «солнышек», раз­мер 15 см х 15 см (по количеству детей в классе).

5. Скотч.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель приветствует детей, здоровается с ними.

Учитель: «Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в первый класс, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересно­го, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много новых друзей. А для того, чтобы мы все лучше познако­мились, для того, чтобы вы лучше узнали своих одноклассников и свою школу, мы будем встречаться на уроках знакомства. На этих уроках можно вместе и поработать, и поиграть.

Ребята, сигналом к началу урока знакомства будут такие слова, по­слушайте:

— Раз, два, три — слушай и смотри!

— Три, два, раз — мы начнем сейчас!

Ребята, для того, чтобы наше занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше, их запомнить.»

Учитель еще раз произносит слова, служащие сигналом к началу за­нятия, сопровождая их следующими движениями:

Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) — слушай (пока­зывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!

Три, два, раз (хлопает в ладоши З раза) — мы начнем сей­час! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх). Учитель: «Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места и посмот­рите на меня».

ЗНАКОМСТВО

«Я ваш учитель. Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буква­ми написано имя учителя).

Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Может быть, вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно, у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вме­сте учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.

Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре!» — каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка, попробуем! (Учитель громко ко­мандует, дети выкрикивают свои имена.) Ой-ой-ой!... Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслы­шали? Вот и я не расслышала.

Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давай­те скажем свои имена тихим шепотом. (Тихо командует, дети шепчут.) Опять что-то не то... Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет?

Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вмес­те работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понять. Давайте по­пробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут маль­чиков и девочек нашего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветов. (Учитель идет по классу, дотрагиваясь по очереди до каждого ре­бенка, и, когда услышит имя, кладет на парту цветок с именем этого ре­бенка.) Спасибо! Теперь все имена были слышны.

Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внима­тельно задание. Цветы помогут вам их выполнить».

Учитель просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы», «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву...» (На­зывает по очереди несколько букв).

«Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к доске некоторых ребят, они выйдут сю­да и прикрепят свои цветы на доску. Вам надо слушать внимательно: не вас ли я назову. Я прошу выйти к доске всех, кого зовут... (называется имя, одинаковое для нескольких ребят, например, Дима).» Таким обра­зом, к доске выходят небольшие (2-5 человек) группы, с помощью учи­теля крепят свои цветы к доске и садятся на место.

Учитель достает табличку с надписью «НАШ КЛАСС». «Ребята, по­смотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас. И мы все один класс (помещает табличку над цветами). Вот он какой — наш класс».

Учитель обращает внимание детей на помещение, в котором они находятся. «Ребята, наш класс — это все мы, а еще наш класс — это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой он замечательный: светлый, уютный! Но вы здесь совсем недавно и еще не совсем к нему привыкли, правда? И он к нам тоже еще не привык: ждет, присматрива­ется — будем ли мы его любить, заботиться, не обидим ли его? Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышка­ми! Пусть каждый нарисует солнышко, которое может согреть, развесе­лить и поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и са­мым уютным.» Учитель раздает детям листы плотной белой бумаги, уче­ники начинают рисовать. Во время выполнения этого задания жела­тельно использование тихой веселой музыки без слов. Дети рисуют.

Учитель: «Кто закончил рисовать, положите карандаши на место, а рисунок перед собой. Я подойду, и вы мне тихонечко скажете, какое ме­сто в классе понравилось вашему солнышку. У каждого будет свое сол­нышко в нашем классе, а так как нас много, то всем нам будет тепло и уютно.» Учитель подходит к тем из детей, кто закончил рисовать, спра­шивает, какое место в классе понравилось солнышку и помогает прикре­пить его в выбранном ребенком месте (например, с помощью скотча).

«Слышите, музыка затихает. Наш первый урок знакомства подхо­дит к концу. Если кто-то еще не успел выбрать место для солнышка, по­дойдите ко мне на переменке, и мы устроим его поуютнее.

Сегодня мы замечательно поработали и даже немного поиграли. А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой, поблагодарите глазами и кивком головы. (Учитель по очереди встречается глазами с несколькими первоклассниками и благода­рит кивком головы.)

Ребята, всем спасибо за работу. До следующего занятия.»

Занятие 2

ЗАДАЧИ:

1. Создание условий для дальнейшего знакомства детей друг с другом и взаимодействия между собой.

2. Знакомство первоклассников с такими правилами поведе­ния в школе, как «не разговаривать на уроках друг с другом, если это не связано с выполнением задания», «не кричать с места, даже если знаешь правильный ответ», «не подсказы­вать», «поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос или хочешь о чем-то спросить».

3. Создание доброжелательной атмосферы в классе.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Знаки, напоминающие ученикам о правилах поведения во время урока (см. Приложения 1, 2, 3, 4).

2. Листы бумаги круглой формы (диаметр около 10-12 см).

3. Музыкальная мелодия без слов, звучанием 7-10 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Наши уроки знакомства продолжа­ются. Сегодня мы постараемся получше узнать друг друга и познако­мимся с несколькими школьными правилами. Итак, начнем.»

Учитель просит детей встать возле парт и вместе с ним произнести строки стихотворения:

Раз, два, три — слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнем сейчас!

При этом стихотворение сопровождается движениями (см. Занятие 1). Учитель: «Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем с вами в игру «Доброе утро».

Игра «Доброе утро»

Я скажу слова: «Доброе утро...» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали и отвеча­ете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам!... Доброе утро всем мальчикам!... Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зу­бы!... Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за ок­ном!... Доброе утро всем, кто любит конфеты!... Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня... Молодцы!»

Упражнение «Чуткие руки»

Учитель приглашает к доске 10-12 детей. После того, как эта груп­па выполнит 3-4 задания, дети возвращаются на места, а учитель при­глашает следующих ребят так, чтобы в итоге в упражнении принял учас­тие весь класс. Можно приглашать детей, сидящих на одном ряду или как-то иначе.

«Сейчас я попрошу подойти ко мне тех, кто сидит... Станьте, пожа­луйста, рядом, в линеечку, лицом к классу. Молодцы! Я попрошу (назы­вает имя одного из детей) потрогать у всех руки и определить, у кого самые теплые руки.»

Ребенок определяет, у кого самые теплые, по его мнению, руки, по­трогав руки всех детей, стоящих у доски.

Учитель: «Хорошо! У (называет имя ребенка) сейчас самые теплые руки. Я попрошу теперь тебя определить, у кого из ребят самые про­хладные руки. Прикоснись к рукам ребят, почувствуй, какие они: теплые, холодные и выбери потом самые прохладные руки.» Ребенок определяет, у кого самые прохладные руки, после чего тот, кого выбра­ли, выполняет следующее задание.

Варианты заданий: определить, у кого самые теплые (прохладные) щеки (уши); определить, у кого самый теплый (прохладный) лоб (нос). Важно, что ребенок выполняет задание, прикасаясь к другим детям.

Учитель благодарит детей за их работу и переходит к следующему заданию.

ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Учитель: «Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они указывают водителям, где можно ездить, а где нельзя. Они говорят пе­шеходам, где нужно переходить дорогу. Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания — быть беде! А есть ли в школе правила поведения и ка­кие они? Что можно делать, а что не всегда? Подскажите мне, чего нель­зя делать на уроке? (Ученики отвечают.) А как надо вести себя во время урока? (Ученики отвечают.) Чтобы мы не забывали о правилах для уче­ников, школьных правилах, нам нужны свои знаки. Например, на уро­ке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в нашем классе будет висеть вот такой знак: (показывает Знак 1). Мы с вами уже знаем, что когда все вместе кричат, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь правильный ответ, нам будет напоминать такой знак: (по­казывает Знак 2). А можно подсказывать другим ребятам ответ, когда учитель спрашивает не вас? Конечно нет, если друг привыкнет к под­сказкам, он разучится думать сам, а разве это помощь? О том, что в на­шем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак (показы­вает Знак 3). А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит нам об этом школьном правиле (показывает Знак 4). Конечно, ребята, это не все школьные правила, их много, и постепенно вы их все узнаете. Сегодня мы поста­рались запомнить только несколько таких правил, но они очень важны для того, чтобы учиться в школе и чтобы в классе был порядок.

А сейчас послушайте историю, которая произошла в Лесной шко­ле, у зверят-первоклассников. В самый первый школьный день учитель познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы сегодня говорили. (Учитель показывает Знаки и просит напомнить, о каком правиле говорит каждый Знак.) Зверята слушали, слушали, головами кивали, мол, все понятно, а на следующий день... Послушайте, что про­изошло на уроке в Лесной школе и постарайтесь заметить, какие прави­ла зверята забыли. Кто заметит, поднимите руку, чтобы я видела. Гото­вы? Слушайте!

УРОК В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ

Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раз­дать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель.

Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он са­мые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.

Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дуп­ло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежо­нок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвле­каться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помо­гите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками прядает, рас­слышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит.

«Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормо­тания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научить­ся, ни интересного ничего узнать. Почему так получилось? О каких школьных правилах они забыли?»

Учитель спрашивает нескольких учеников. Благодарит их за внима­тельность и предлагает перейти к следующему заданию.

Упражнение «Живые деревья»

«Тех, кто может представить, вообразить то, чего на самом деле нет, называют фантазерами. Фантазер может представить, что он превра­тился в птицу, какое-нибудь животное или даже в какую-нибудь вещь -как настоящий волшебник! Мы с вами тоже немного пофантазируем. Давайте представим, что мы превращаемся в...деревья. Кто в тонкую березу, кто — в могучий дуб, кто — в яблоньку... Подумайте, в какое де­рево вы хотели бы превратиться... Встаньте и представьте, что вы дере­вья... Вот мы вытянули руки вверх, будто ветки... (Все движения учитель делает вместе с детьми). Тихонько подул ветер, наши ветки тихо колы­шутся... Вот ветер подул сильнее и наши пальцы, как листочки, задро­жали на ветру. Ветер затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят... Мы красивые, сильные деревья... Мы тянемся к сол­нышку, радуемся, что выросли такими сильными и красивыми, машем листочками небу, облакам, солнечным лучам... А теперь мы медленно опускаем руки и превращаемся снова в мальчиков и девочек, а настро­ение у нас остается легкое и радостное! Пожалуйста, садитесь на места.»

Задание «Подарок классу»

Учитель раздает ребятам круглые листки бумаги (диаметр около 10-12 см). «Ребята, сегодня мы сделаем нашему классу, а заодно и себе еще один подарок. Подарок этот будет не простой, а музыкальный. Сейчас вы услышите красивую мелодию. Сначала просто послушайте ее и по­думайте, о чем рассказывает вам эта мелодия, что напоминает, что хо­чется вам нарисовать, когда вы ее слушаете... Когда представите, нари­суйте свой рисунок на кружочках, которые я вам раздала. Может у ко­го-то это будет лес, у кого-то — море или река, а кто-то вспомнит о лю­бимой игрушке и захочет ее нарисовать... Рисуйте то, что вам захочется нарисовать под эту мелодию.» Учитель включает музыку, негромко на­поминает, что надо сначала просто послушать и вспомнить, представить что-то приятное. Секунд через 25-30 говорит: «Если вы уже представи­ли себе, что будете рисовать, можете приступать».

Законченные рисунки учитель нанизывает на нить, получившаяся гирлянда вешается в классе. Учитель благодарит детей за занятие.

 

Занятие 3 Тема:

Правила школьной жизни

ЦЕЛЬ: Продолжение знакомства первоклассников друг с другом и с правилами поведения во время урока.

ЗАДАЧИ:

1. Создание условий для дальнейшего знакомства перво­классников друг с другом, организация взаимодействия между детьми.

2. Создание доброжелательной атмосферы в классе.

3. Практическое освоение правил поведения во время урока, с которыми первоклассники познакомились на втором за­нятии.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Листы чистой бумаги по количеству учащихся.

2. Цветные карандаши или фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель приветствует детей и предлагает начать занятие с уже зна­комого им по первым двум занятиям стихотворения.

«Ребята, вы готовы к нашему занятию? Тогда давайте дружно ска­жем слова, которыми мы начинаем занятие.

Раз, два, три — слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнем сейчас!»

Стихотворение сопровождается движениями (см. Занятие-1), которые учитель делает вместе с учениками.

Учитель: «Садитесь на места и послушайте, кому я сегодня хочу по­желать доброго утра. Т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.127 с.)