Результаты констатирующего эксперимента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты констатирующего эксперимента.



В ходе анализа анкет, заполненных учителями, в начале проведения исследования, получены следующие результаты:

Степень адаптации Количество учеников Процентное соотношение
Не испытывают трудности в адаптации к    школьному обучению 11 18%
Испытывают трудности в адаптации к школе 49 82%

Табл.№ 1Сводная таблица анализа анкет для учителя

Как видно, из предоставленной таблицы (таблица №1), среди первоклассников, проучившихся в школе неделю, меньше всех количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации к школьному обучению. Учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению, гораздо больше.

Это может быть связано с разной степенью готовности детей к школьному обучению.

В ходе анализа анкет, заполненных родителями, в начале проведения исследования, получены следующие результаты по количеству набранных баллов:

Степень адаптации Количество учеников Процентное соотношение
Высокий уровень школьной адаптации 24 40%
Средняя степень адаптации 26 43%
Выраженная дезадаптация 10 17%

Табл.№2 Сводная таблица анализа анкет для родителей

 

Как видно, из предоставленной таблицы (Таблица №2), по оценке родителей среди первоклассников, меньше всего количество учеников с выраженной дезадаптацией, а учащихся со средней степенью адаптации к школе и тех, у кого высокий уровень адаптации к школьному обучению, гораздо больше.

Хотелось бы отметить, что, сравнивая получившиеся данные анкет, заполненных учителями и родителями, можно предположить, что такая разница в оценках степени адаптации, возникла вследствие того, что родители, давая свою оценку поведению детей, склонны были к большей субъективности.

Анализ данных по заполнению дневников наблюдения за детьми, включал в себя оценку по следующим критериям, в течении месяца проведения адаптационных занятий:

1. Участие родителей в школьной деятельности ребенка

2. Психологическое состояние ребенка.

3. Физическое состояние ребенка.

4. Отзывы об учителе.

5. Отзывы об одноклассниках.

6. Отзывы об учебной деятельности.

В ходе анализа дневника по каждому из школьников, отмечались факты в поведении за каждый день по всем из указанных критериев (в отдельности) – выставлялись «+» или «-» результатам. Далее брались в расчет, только те факты, которые указывали на положительную сторону адаптации и суммировались среди всех учеников по каждому дню. В результате был составлен следующий график, отображающий динамику адаптации:

 

Граф. №1   Анализ дневников наблюдения за детьми для родителей

  Как видно из показателей графика, каждый из критериев с положительной оценкой отображает свою динамику процесса адаптации учащихся.

Участие родителей в школьной деятельности ребенка на протяжении всего эксперимента характеризовалось стабильностью в положительных оценках, даваемых родителями своей собственной активности в помощи с адаптацией детям. Исключение составили несколько дней, когда наблюдается небольшой спад. Исходя из этого, можно заключить, что на протяжении всего эксперимента, родители были заинтересованы в предполагаемых результатах и тем самым помогали исследователю. Активное участие родителей обеспечивало планомерное приспособление учащегося к новому для него виду деятельности.

В связи с этим, можно сделать вывод, что важным фактором в адаптации ученика к школьному обучению, является заинтересованность его родителей (семьи) в этом процессе.

Психологическое состояние учащихся отличалось существенным спадом к середине исследования. Ухудшение психологического состояния детей отмечалось одной третью родителями уже начиная с конца первой недели эксперимента (конец второй недели обучения в школе). Это могло быть связано со сменой ведущего вида деятельности у обучающихся, привыкших к игре и свободе передвижений, и вынужденных приспосабливаться к новому виду деятельности – учению. Так же могла повлиять смена обстановки, требующая привыкания к новому помещению и его статусу (вместо привычного помещения сада – группы, на помещение школы и статус – класс), а также включающая в себя новые нормы и правила поведения. Адаптация к учителю, как к новому человеку (вместо знакомых воспитателей), также могла отразиться на эффекте снижения благополучного психологического состояния у некоторых учащихся.

На третьей неделе эксперимента (четвертой неделе обучения в школе) психологическое состояние начало вновь восстанавливать положительную динамику и к концу исследования положительных оценок в психологическом состоянии детей отмечала уже большее число родителей, чем в начале.

В связи с этим фактом можно сделать вывод, что при проведении с учащимися адаптационных занятий со стороны школы, а также при непосредственном участии родителей в процессе адаптации к школе, психологическое состояние младших школьников имеет тенденцию к улучшению у большинства из них.

Физическое состояние учащихся родители характеризовали, отмечая такие положительные проявления, как бодрость, физическая активность, хорошее самочувствие и т.д. В динамике проявления этого критерия в целом наблюдалось планомерное улучшение физического состояния учащихся, с небольшими спадами у некоторых детей к концу первой и второй недели эксперимента (большили ического состояния учащихсядается планомер школы, а также при непосредственном участии родителей в эом процессе, вероятно связанные с усталостью к концу учебных недель). Начиная с третьей неделе исследования, физическое состояние у двух трети детей стало носить всё более выраженную положительную динамику.

Исходя из этого, можно заключить, что у большинства учащихся, в процессе адаптации, произошло приспособление к школьным нагрузкам на физическом уровне.

Отзывы об учителе на протяжении исследования характеризовались стабильностью в положительных оценках, даваемых учащимися, и к пятой неделе эксперимента отмечались практически у всех школьников (33 из 34). Исходя из этого, можно заключить, что на протяжении всего эксперимента, учителя были заинтересованы в предполагаемых результатах и тем самым помогали исследователю. Также и учащиеся адаптировались к новому человеку в их деятельности: им нравилось, что учитель обращал на них внимание, спрашивал, хвалил, интересовался деятельностью ребенка вне класса и т.д.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что взаимопонимание учителя с учащимися оказывает существенное влияние на успешную адаптацию учащихся к школьному обучению.  

По мере знакомства учеников в классе друг с другом, отзывы об одноклассниках планомерно приобретали всё больше положительных оценок у большего количества детей. Это говорит, что, проводившиеся занятия и деятельность учителя, сплачивала учащихся и развивала их межличностное общение.

Отзывы об учебной деятельности школьников основывались на таких характеристиках как: интерес, увлечение новой информацией, легкость усвоения материала (доступность пониманию)  и т.д. К концу первой недели исследования (второй недели обучения) происходит резкое убывание положительных отзывов об учебной деятельности в оценках детей. Отмечается сложность понимание материала с первого раза, неумение систематизировать новый материал; дети всё больше прибегали к помощи родителей в выполнении домашних заданий. Но, начиная с третьей недели формирующего эксперимента, положительные отзывы об учебной деятельности, давали все большее количество учащихся. Это может быть связано с фактом приспособления учащимися к новому виду деятельности – учению, и к новым условиям – школа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.008 с.)